Простота и вера. Шри Шримад Гоур-Говинда Свами Махараджа


govinda
Простота и вера

Шри Шримад Гоур-Говинда Свами Махараджа
Из лекции на вечерней программе в Лансинге, штат Мичиган, США, 28 октября 1991 г.

Гопал и школьник

У одной женщины был сын шести-семи лет. Она решила отдать его в школу, чтобы он получил какое-то образование. Школа находилась довольно далеко – примерно в километре от дома. Однако она все равно сказала сыну, чтобы он каждое утро ходил в школу.
Итак, мальчик пошел в школу. По дороге он должен был проходить через джунгли, в которых обитали тигры и змеи, а поскольку мальчик был еще маленьким, ему было страшно. Как-то раз, вернувшись из школы, он сказал матери: «Мама, когда я прохожу через джунгли, мне очень страшно. Там столько свирепых зверей! Я больше не буду ходить в школу!»
«Почему ты боишься? – спросила мать. – Разве ты не знаешь, что в лесу живет твой друг Гопал? Просто позови его, и он придет тебе на помощь. Не надо бояться!»
«Правда, там живет мой друг?»
«Да. Когда тебе станет страшно, позови его: “Друг мой, Гопал! Мне страшно! Где ты? Пожалуйста, покажись!”»
Сын последовал ее совету. Проходя через джунгли, мальчик почувствовал страх и стал звать: «Друг мой Гопал! Брат Гопал! Где ты? Мне страшно. Пожалуйста, помоги мне!»
И тут же Гопал появился перед ним: «Да, я здесь. Чего ты боишься?»
«Мне приходится ходить в школу через джунгли, а здесь полно свирепых зверей».
«Не бойся! Пойдем вместе!»
И Гопал стал провожать его каждый день.

Молоко от Гопала

В индийских школах, чтобы ученики лучше усваивали знания, проводятся Ганеша-пуджа и Сарасвати-пуджа. Учителя собирают с учеников взносы на проведение этих праздников. И вот однажды учитель объявил, что вскоре состоится такой праздник, и все ученики должны сделать какой-то взнос. Однако мальчик и его мама были очень бедны. У них не было никаких родственников, и совершенно не было денег.
Зная об этом, учитель сказал мальчику: «Ты беден, поэтому принеси хотя бы пятьдесят пайс – полрупии!»
Придя домой, мальчик передал матери просьбу учителя. Однако у них не было ничего – ни одной пайсы. Мать сказала: «Передай учителю, что у нас нет денег, мы очень бедны! Но мы принесем молоко».
«А кто даст нам молока?» – спросил сын.
«Твой друг Гопал. Он пасет коров и сможет дать столько молока, сколько нужно твоему учителю. Попроси Гопала!»
Мальчик согласился: «Хорошо, я попрошу моего друга Гопала».
На следующий день, проходя через лес, он стал звать своего друга: «Гопал, где ты?»
«Я здесь, – отозвался Гопал. – Ты звал меня?»
«Учитель просил пайсы, но у нас нет денег. Мама сказала, чтобы я взял у тебя молока, потому что для праздника нужно молоко. Ты можешь дать мне столько молока, сколько нужно?»
«Конечно! Я помогу тебе. Я всегда готов помочь тебе».
В день пуджи мальчик, проходя через джунгли, позвал Гопала: «Гопал, сегодня будет праздник. Пожалуйста, покажись!»
Гопал появился с маленьким глиняным горшочком, полным молока. «Возьми молоко и отдай учителю! Этот горшочек даст столько молока, сколько ему нужно. Он никогда не опустеет». Мальчик взял горшочек и принес учителю.
Увидев маленький горшочек, учитель удивился: «Здесь очень мало! Ты принес этот маленький горшочек, а нам нужно много молока – десять ведер!»
«Нет, нет! Этот горшочек никогда не опустеет. Принесите ведра и вылейте в них молоко – мы заполним все десять ведер».
Учитель так и сделал, и все десять ведер оказались наполненными молоком. «Где ты взял такой горшочек?» – спросил учитель.
«Мне дал мой друг Гопал».
«Гопал? А кто он такой?»
«Он живет в джунглях. Каждый раз, когда мне что-то нужно, я зову его. Мама сказала, чтобы я звал его, когда мне становится страшно. И я зову его: «Гопал! Гопал! О друг мой, Гопал!» И он тут же появляется. Гопал провожает меня в школу, защищает меня и помогает мне в трудную минуту. Он и дал мне этот горшочек с молоком».
В «Бхагавад-гите» (5.29) сказано: «Сухридам сарва бхутанам — Я – единственный друг и благодетель всех живых существ». Кришна говорит, что Он – друг всех и каждого. Если кто-то зовет Его, Кришна всегда готов прийти на помощь в минуту опасности, в минуту нужды, в минуту отчаяния. Всегда.

Почему Гопал не приходит к вам?

Простодушный мальчик получил помощь от Кришны. Но вы беспокоитесь: «Что мне делать? Мне нужны большие деньги. Где мне их взять? Может быть, поступить так? Или иначе? У меня столько проблем, столько трудностей, столько препятствий!»
Почему бы вам не обратиться к Гопалу? Гопал готов помочь вам, но вы Его не просите. А если и просите, то Гопал не приходит. Вы можете сказать: «Да, да, я прошу: “О Кришна! О Кришна! Пожалуйста, помоги мне, пожалуйста, помоги мне!” Но Кришна не приходит и не помогает мне».
Гопал тотчас появился перед маленьким мальчиком, почему же вы не можете получить от Него помощь? Почему Гопал не приходит к вам? В чем проблема? В чем причина? Причина в том, что у вас нет веры в Гопала, нет веры в Кришну. Это – вопрос веры. У маленького мальчика была сильная, непоколебимая вера. Он сразу же поверил словам матери и обрел Кришну. Но у вас нет веры.
Сейчас в Америке очень многие преданные утратили веру. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15) Шрила Рупа Госвами говорит: адау шраддха — все начинается с непоколебимой веры. Подобным образом Кришна говорит в Гите (4.39):

шраддхаван лабхате джнанам
тат-парах самйатендрийах
джнанам лабдхва парам шантим
ачиренадхигаччхати

«Человек, исполненный веры, обуздавший свои чувства и пытливо ищущий духовное знание, достоин получить его, а когда он его обретает, к нему тотчас приходит высшее умиротворение».
Что мы имеем в виду под словом шраддха? Рупа Госвами говорит, что вначале идет шраддха, а затем все остальное. Шраддха означает «непоколебимая вера». Бхаджанте м дха-врат – те, у кого есть вера, совершают бхаджан с решимостью (Бг. 7.28). Сильная вера во что? Садху-шастра-гуру-вакйа – вера в то, что говорят садху, что говорит гуру и что говорят шастры – в то, что говорит Кришна (Нароттама дас Тхакур «Према-бхакти-чандрика» 1.10). Нужно непоколебимо верить в то, что Кришна говорит в «Бхагавад-гите» и «Шримад Бхагаватам». Говорится:
вишваса миле кршна тарке баху дура
«Тот, у кого есть вера, с легкостью достигает Кришну, оставив споры и сомнения».

Зачем впадать в уныние и разочаровываться?

Если ваша вера сильна, вы обретете Кришну. У вас есть вера, но она недостаточно сильна. Ваша вера податлива, она может быть поколеблена в любой момент, и вы ощутите разочарование и подавленность. Откуда берутся эти чувства? Почему вы разочарованы? Почему подавлены? Потому что у вас нет твердой веры в Кришну, у вас нет веры в садху-шастра-гуру-вакью. Вы утратили веру, поэтому разочарованы и подавлены.
Вера – это самое важное. Это подчеркивается в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам», и о том же говорят все наши ачарьи. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15-16) Рупа Госвами пишет, что все начинается со шраддхи:

адау шраддха татах садху-санго ‘тха бхаджана-крийа
тато‘нартха-ниврттих сйат тато ништха ручис татах
атхасактис тато бхавас татах премабхуданчати
садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах

Сначала появляется шраддха, вера; за ней следует садху-санга, общение со святыми; после этого идет бхаджана-крийа, духовная практика; потом анартха-нивритти, устранение всех оскорблений и препятствий; за этим следует ништха, твердая вера; после этого приходит ручи, вкус; затем асакти, привязанность; потом бхава, после которой приходит према. Таковы различные ступени, ведущие к появлению премы в сердце преданного, практикующего духовную жизнь.
Это – постепенный процесс. Махапрабху говорил то же самое: «Учча санкиртане кари шраддхара прачара – Громко воспевай святое имя и проповедуй с верой».
Когда мой Гуру Махараджа приехал на Запад, что у него было с собой? Только сильная вера в Кришну, сильная вера в слова своего гуру, сильная вера в святое имя. У него не было больше ничего. Это – вопрос сильной веры в Гопала.
Но людям не хватает веры. Какая-то вера у вас есть, но она отнюдь не сильна. Нужно развить сильную веру. В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.62) говорится:

шраддха-шабде вишваса кахе судридха нишчайа

кришне бхакти каиле сарва-карма крита хайа

«Шраддха — это твердая, глубокая убежденность в том, что трансцендентное любовное преданное служение Кришне уже включает в себя всю остальную деятельность. Такая вера необходима для того, чтобы человек мог преданно служить Господу».

Воспевайте громко!

Если вы развиваете кришна-бхакти, всем вашим прочим обязанностям и делам приходит конец. Сейчас вы думаете: «Заботиться о поддержании своей жены и детей – мой долг, моя обязанность». Но тут говорится: «Кше бхакти каиле сарва-карма кта хайа – все ваши дела на этом заканчиваются». Люди следуют этому принципу лишь на словах, а на деле у 99.9% в сердце нет веры. Поэтому Гауранга Махапрабху сказал: «Уччха санкиртане кари шраддхара прачара – Громко пойте: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе!» Вселяйте шраддху, веру, в тех, у кого она еще не развилась.
Мой Гуру Махараджа так и делал. Когда он впервые приехал сюда, у него с собой была лишь пара каратал. Он просто пошел в парк и стал петь «Харе Кришна». Вокруг валялись хиппи: полуодетые, одурманенные наркотиками вроде ЛСД и марихуаны, потерявшие всякий рассудок. Мой Гуру Махараджа просто играл на караталах и пел, и тем самым вселял в них шраддху. Чора-вешйа-шатха – воры, проститутки и обманщики – даже в таких людях садху может пробудить шраддху. Таков наказ Махапрабху: «Агре шраддха дийа — Сначала пробудите в них шраддху». А когда они станут шраддхаванами, разовьют шраддху, сильную веру в святое имя, сильную веру в Кришну и слова святых, гуру и священных писаний – садху-шастра-гуру-вакйа – тогда они будут готовы получить посвящение.
Одно из оскорблений святого имени называется шраддха-хина-джане намопадеша. Нельзя давать наставления о святом имени тем, у кого нет шраддхи. Поэтому агре-шраддха – сначала у человека обязательно появиться шраддха.

Как же развить шраддху, веру? Для этого мы и проводим громкую санкиртану. Поступая так, вы развиваете шраддху. Не будьте подавленными и разочарованными. Махапрабху с вами, Кришна с вами, Шрила Прабхупада с вами! Громко пойте, наполняя атмосферу трансцендентным звуком! У вас должна быть полная, совершенная вера в святое имя, в Гопала, в Кришну и в Махапрабху. Никогда не отчаивайтесь – ни при каких обстоятельствах. В движении Махапрабху не может быть и речи о пессимизме – только оптимизм! В ходе своей поездки я видел, что среди американских преданных распространился пессимизм, и это меня очень огорчает. В глубине души я плачу. Что произошло? Мой Гуру Махараджа приехал сюда и посеял семена. Что произошло? Они утратили веру. Такое печальное положение дел!
Как маленький мальчик смог сразу развить веру в Кришну и обрел Его? Он звал: «О Гопал! Где же Ты? Моя матушка велела мне звать Тебя!» И Гопал тут же появился перед ним.

Решимость Дхрувы

Махараджа Дхрува тоже был лишь ребенком – пятилетним мальчиком. Когда он спросил у своей матери Сунити, что ему делать, она ответила: «Если ты обретешь милость Господа Нараяны, все твои желания исполнятся».
Дхрува сказал: «Прекрасно! А где находится Господь Нараяна?»
Сунити ответила: «Я слышала, что святые и мудрецы в поисках Господа Нараяны отправляются в лес».
Дхрува решил: «Я обязательно пойду туда! Я должен найти Его!» Он был всего лишь пятилетним мальчиком, но у него была такая решимость! Позже к нему пришел Нарада Муни и предупредил его: «Лес – очень опасное место. Здесь много ужасных, злобных существ – тигров, львов, змей. А ты – всего лишь маленький мальчик. Нечего тебе здесь делать!»
Дхрува возразил: «Нет, нет! Мама сказала, что здесь живет Нараяна, и я должен найти Его». Дхрува не хотел ничего слушать. Он был очень решителен! Поэтому его и назвали Дхрувой. «Дхрува» значит «решительный». Его решимость была непоколебима. Поэтому Рупа Госвами говорит в «Упадешамрите» (текст 3):

Утсахан нишчайад дхарйат

Тат-тат-карма-правартанат

Санга-тйагат сато вриттех

Шадбхир бхактих прасидхйати
«Чтобы добиться успеха в практике бхакти-йоги, нужно действовать с полным энтузиазмом, настойчивостью и решимостью, исполнять предписанные обязанности в общении с преданными и посвятить себя исключительно занятиям в гуне благости».
Рупа Госвами, махаджана-ачарья, говорит, что у преданного должны быть утсахан, энтузиазм, и нишчайад, решимость. «Да, я полон решимости добиться этого! Я должен достичь цели!» У Дхрувы была такая решимость. Но должно быть и терпение, дхаирйат. Не теряйте терпения! Самое важное – это большая решимость и твердая вера. Нет ничего невозможного. Кришна всегда рядом, Он – в Вашем сердце. Он готов помочь вам. Но Он будет проверять, насколько крепка ваша вера в Него.
Сейчас ваша вера шаткая, не твердая. Насколько вы решительны? Кришна – создатель всего сущего и Его воля превосходит все. Творение, поддержание и разрушение вселенной происходят просто по Его желанию. Мы полностью зависим от Его воли. В «Шаранагати» (3.4.7) Бхактивинода говорит: «Томара иччхайа ачхи нирбхара корийа – Я полностью завишу от Твоей воли, о Кришна!» И Кришна говорит: «Ну, хорошо! Я проверю твою веру; посмотрим, действительно ли ты полностью полагаешься на Мою волю». Но вам не хватает веры, и Кришна знает это: «Ага, у него нет веры! У него все только на словах. В его сердце нет веры».

(продолжение в следующем номере)

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ ШРИ КРИШНА КАТХАМРИТА БИНДУ ЗДЕСЬ:

Похожие записи