Шрила Бхакти Чайтанья Свами о Пандава-экадаши


10356279_4215203834835_5795379809318464287_n

Один преданный в своем письме ко мне прямо накануне Пандава Нирджала экадаши спросил, что думал Шрила Прабхупада об этом дне, поскольку «похоже, что Шрила Прабхупада не упоминал о нем особо своим ученикам. Как получилось так, что мы постимся в этот день, а Шрила Прабхупада особо не выделял важность этого экадаши?» Этот преданный попросил пояснить смысл и благотворный эффект от поста в этот день.

Этот вопрос поднимается время от времени, помню я однажды даже писал Гирираджу Махараджу, спрашивая, не припоминает ли он что-то в связи с этим в отношении Шрилы Прабхупады, какого было его мнение? Гирирадж Махарадж ответил, что Шрила Прабхупада соблюдал этот экадаши таким же образом, как и все остальные.

В частности, он сказал: «Пример для нас более важен, чем идея», а Шрила Прабхупада никогда не давал нам примера соблюдать Нирджала Экадаши каким-либо особым образом. Кроме того, когда впервые был выпущен «Нектар Преданности» Ямуна даси спросила Шрилу Прабхупаду, следует ли нам поститься всю ночь и непрерывно воспевать величие Господа в этот день, как упомянуто в «Нектаре Преданности»? «Нет», — ответил Шрила Прабхупада, — «у нас и так много служения».

Я помню, как Пандава Нирджала Экадаши впервые отмечался в Англии. Это было примерно в 1979 году. Некоторые преданные практиковали полный пост в этот день, что нас очень удивило. Эти преданные объяснили тогда нам, что если кто-то нарушал какие-нибудь посты экадаши на протяжении года, то если соблюсти конкретно этот экадаши на пищу и воду, то можно «возместить» все нарушенные экадаши.

Действительно в некоторых шастрах мы находим подтверждения таким заявлениям, также об этом рассказывают некоторые книги, специально посвященные экадаши, хотя порою кажется, что цитаты шастр на эту тему относятся, скорее, к разряду карма-канды и рассказывают о различных материальных преимуществах, которые можно извлечь из соблюдения различных экадаши. Во времена Шрилы Прабхупады подобных спекуляций не было, а если получалось так, что экадаши был нарушен, то Шрила Прабхупада ожидал от учеников, что они будут поститься на следующий день, в двадаши.

С другой стороны, Шрила Прабхупада подчеркивал важность дополнительного воспевания и слушания в дни экадаши, поэтому лично я раз в году делаю это, тем не менее, продолжая заниматься тем, что полагаю своим основным служением, а именно проповедью философии Сознания Кришны и Кришна-катхой в целом. Таким образом, мое мнение таково, что соблюдать Пандава Нирджала экадаши в том виде, в котором его соблюдают многие преданные не так принципиально, особенно если это скажется на других видах служения. А в общем, я разделяю твою озабоченность тем, что преданные больше внимания уделяют внешним вещам, чем сути».

Таким образом, нет абсолютно никакого оправдания или потребности в уменьшении проповеди, или любого другого служения, под предлогом соблюдения нирджала Экадаши на Бхима Экадаши, чтобы искупить предыдущие нарушенные Экадаши.

Если Вы нарушили Экадаши и поняли это в день Экадаши, соблюдайте Экадаши в течение остальной части дня и поститесь на зерно и бобы на следующий день (или соблюдайте полный пост, если это не будет препятствовать вашему служению), а если вы нарушили Экадаши и не можете соблюдать его на следующий день, тогда молитесь о прощении и обещайте строго соблюдать следующий Экадаши (никакого зерна или бобов), и продолжайте ваше служение. Нет никакой праяшчиты (искупления) для преданных кроме непосредственно практики преданного служения, сосредотачиваясь на слушании и повторении святого имени.»

Откровенно говоря, я всегда был скептически настроен относительно этого феномена Пандава Нирджала Экадаши, и идеи освободиться от реакций таким способом, который всегда пропагандировали. Однако идея занять день просто повторяя Харе Кришна очень хороша, и я наслаждаюсь этим.

Похожие записи