Доверие к старшим преданным — это давать им право на ошибку.


2704933

 

 Помогите разобраться со следующими вопросами. Чем отличается гнев духовного учителя (наставника) от гнева обычных людей? Можно ли утверждать, что любое недовольство старшего по отношению к младшему будет иметь духовные корни? Как понять и отследить у себя когда через нас может действовать Параматма по отношению к подопечным таким путем, а когда это может быть следствием собственного несовершенства?

Для того чтобы ответить на Ваш вопрос мне нужно знать лично преданных вовлеченных в подобную ситуацию. Но я могу точно сказать, особенно по себе и по тем ошибкам что я совершил в прошлом и совершаю до сих пор во взаимоотношениях с младшими, что не всегда недовольство старшего преданного, имеет духовные корни. Чаще всего их гнев, заблуждение и предвзятость, пока еще вызваны обусловленной материальной природой а не действиями Парматмы. Один из признаков искренности старших преданных будет проявляться в том что они будут хорошо осознавать этот факт.

Со своей стороны, мы не должны идеализировать положение старших преданных, искусственно наклеивая на них ярлык совершенства. Может быть не так сильно как это бывает в случае младших преданных -но старшие преданные, тоже могут быть подвержены влиянию гун материальной природы, в форме жадности, гнева и зависти.

Эти низменные качества, особенно зависть, проявляются в том, что общаясь со своими старшими они могут в некоторых ситуациях проявлять непослушание и бунтовать, общаясь со своими равными они могут фамильярничать или соперничать, а общаясь с нами -младшими, они могут иногда проявлять тенденцию к надменности, высокомерию и неоправданному гневу. Но в чем разница между нами — младшими преданными и старшими преданными? Разница в том, что старшие преданные осознают свои дурные привычки и искренне трудятся для того чтобы очистить свое сердце. Их искренность проявляется в том, что они в отличии от нас осознают свои недостатки, способны их признать и самое главное- они способны просить прощения за свои ошибки даже у младших преданных, не говоря уже о старших или равных. Шрила Ниранджана Свами когда-то говорил что если старший преданный продвинутее чем вы всего лишь на один процент Сознания Кришны, вы уже можете учиться у него/нее этому одном проценту.

Представьте себе звенья цепи. Если на каком-то из звеньев есть немного ржавчины, это звено тем не менее выполняет свою функцию, и цепь не обрывается. Подобным же образом старшие могут иметь некоторые недостатки, но они добросовестно выполняют свою роль звеньев в цепи нисходящего потока знаний и духовной силы. Поэтому, даже если они все еще сохраняют какую-то ржавчину в силу своей обусловленности, мы не должны их строго судить, потому что с точки зрения Шастр духовные наставники, выполняет не менее значительную роль в нашей духовной жизни чем наши Дикша Гуру:

«Дикша-гуру проливает на учеников свою беспричинную милость, давая им наставления о воспевании хари-нама мантры. Поступая таким образом, он показывает ученикам путь к пониманию Верховного Господа, Шри Кришны. Однако я полагаю, что многочисленные учителя-наставники более важны, ибо оказывают безгранично больше милости преданным-неофитам, обучая их важнейшим аспектам практического служения»(Бхактивинод Тхакур «Кальяна-калпатару», введение).

Такми образом, иногда в попытке меть идеал, мы теряем то хорошее что у нас есть. В своем снобизме, мы можем остаться в гордом одиночестве и лишимся покровительства преданных.
Доверие — это давать право на ошибку. Право на ошибку, необходимо предоставлять даже духовным учителям в статусе Дикша-гуру, что уже говорить об обычных старших преданных таких как духовные наставники, лидеры нама-хат, или руководители храмов. «Я советую тебе не спешить отворачиваться от меня. Мы можем все трезво обсудить и найти подтверждение в Шастрах что я могу по прежнему оставаться твоим духовным учителем. С точки зрения разума, а также Шастр (Кришна-бхаджанамрита) ты можешь меня простить и продолжать верить моим словам. В своих книгах я неоднократно допускал что могу ошибиться и теперь это случилось в реальной жизни. Но я также допускал возможность ошибок с твоей стороны. Я готов принять тебя, и надеюсь ты примешь меня, понимая что мы несовершенные живые существа. Я всегда оставлял место, для того чтобы у нас были непросто институциональные взаимоотношения, но чтобы они были настоящими — взаимоотношениями людей способных видеть взаимные ошибки, но во имя любви способных их прощать». (Шрила Сатсварупа Даса Госвами, из писем к ученикам).

Все же, если Ваш духовный наставник действительно часто ошибается, гневается, унижает вас, но при этом, он или она не способны смиренно признавать и просить прощения за свои недостатки, тогда Вы можете принять прибежище у другого старшего Вайшнава, не распространяясь другим о слабостях своего предыдущего наставника.
Ваш слуга Радха Говинда даса.

Похожие записи