Стоит ли публично делится секретами бхаджана

Перевод небольшой статьи Мадхавананды Даса джи, сделаный Калки Дасом.

В: Допустимо ли обсуждать свой бхаджан с другими? Возможно, кому-то приснился необычный сон, или видение, или у него было необычное осознание во время бхаджана — с кем можно говорить об этом, а с кем — нет?

О: Иногда мы сталкиваемся с вайшнавами, которые любят свободно делиться своими впечатлениями, полученными во сне в в бодрствующем состоянии во время медитации. Однако, видения и сны, имеющие особое духовное значение, — это личные вещи, которые необходимо лелеять в сокровищнице своего сердца. Если мы рассказываем о них на публике, их действие на того, кто их получил, блекнет, и со временем исчезает.

Хари-бхакти-виласа рекомендует:

svapne vAkSi-samakSaM vA Azcaryam atiharSadam |
akasmAd yadi jAyeta na khyAtavyaM guror vinA || 2.143 ||

Во сне или наяву, если случается что-то удивительное, приводящее в трепет, это нельзя говорить никому, кроме гуру.

Если есть старшие вайшнавы, в которых мы сильно верим, и кого считаем по отношению к нам гуру, им тоже можно открывать сны и особые события.

Однако, тот, кто хорошо переварил и усвоил такие события, все же может поделиться ими с другими. Но даже тогда их можно открывать только тем, кто обладает верой, тем, кто проявит уважение, и получит от этого сильное вдохновение. Открывать сердечные дела неверующим совершенно неправильно. Если не прислушаться к этому предупреждению, мы постепенно потеряем их воздействие, и, к тому же, рискуем обрести городыню и другие грехи, выросшие из обостренного чувства собственной важности, и возможной симпатии других людей.

Нароттама Дас Тхакур Махашайя говорит в своей Према-бхакти-чандрике:

 

 

Apana bhajana kathA, na kahiba yathA tathA, ihAte haiba sAvadhAna |

Не рассказывайте о подробностях вашего бхаджана где попало. Таково мое предостережение.

Затем он советует: rAkha prema hRdaya bhariyA – «Защищайте свою любвовь, храня ее в глубине своего сердца!» Он говорит: gupate sAdhibe siddhi – «Совершенство достигается в тайне». Интимность подобнного опыта с Богом сравнивается с отношениями любовников, в уместной метафоре из Хатха-йога-прадипики (3.9):

gopanIyaM prayatnena yathA ratna-karaNDakam |
kasyacin naiva vaktavyaM kula-strI-surataM yathA ||

Скрывайте их с настойчивым усилием,
как если бы прятали шкатулку с драгоценностями,
Воистину, никому о них не говорите,
как благородная женщина не станет говорить о занятиях сексом.

Поэтому совершенные вайшнавы никогда не делятся своим опытом в бхаджане публично. Отсутствие ответов (имеются ввиду публичные интернет-форумы — K.d.) не дает представления о наличии или отсутствии опыта, как такового. Часто, оно говорит только о мудрости молчания. Те, у кого есть что-то действительно драгоценное, чем можно было бы поделиться, будут тщательно охранять это, как спрятанное сокровище. Доступ к таким сокровищам обретается через завоевание доверия вайшнава, потому что такими вещами нельзя разбрасываться перед смешанной аудиторией, так же, как не следует метать бисер перед свиньями.

И опять, в словах Шри Дживы в его Бхакти Сандарбхе (339):

atra ca zrI guroH zrI bhagavato vA prasAda labdhaM sAdhana sAdhyagataM svIya sarvasva bhUtaM yat kim api rahasyaM tat tu na kasmaicit prakAzanIyam yathAha:

Затем, свои секреты, обретенные в практике и при достижении совершенства, по милости Шри Гуру и Шри Бхагавана, не следует никогда никому открывать. Как в Бхагавате (8.17.20):

naitat parasmA AkhyeyaM pRSThayApi kathaJcana |
sarvaM sampadyate devi deva guhyaM susaMvRtam ||

«Это не следует открывать посторонним, даже если кто-то спросит;
Все секреты богов, о Деви, принесут свой плод, если хорошо спрятаны».

Давайте оставим теперь в стороне предупреждения, и посмотрим, что дает скрытие такого опыта – в начале Уткалика-валлари Рупы, одной из его последних работ:

prapadya vRndAvana-madhyam ekaH
krozann asAv utkalikAkulAtmA |
udghATayAmi jvalataH kaThorAM
bASpasya mudrAM hRdi mudritasya || 1 ||

Простершись ниц среди Вриндавана, в уединении,
В слезах от чаяний взволнованного сердца,
Я открою ярый огонь,
Что следы от слез оставили в сердце.

Слово «башпа» означает слезы, а также пар. Бесчисленные слезы оставили глубокие раны в сердце Рупы. Взрыв семидесяти стихов интенсивных эмоций – результат десятилетий скрывания чувств неизмеримой глубины. Почитайте описание Бхакти-ратнакары:

eka dina rAdhA-kRSNa viccheda kathate |
kANDaye vaiSNava mUrccha-gata pRthivite ||
agni-zikhA prAya jvale rUpera hRdaYa |
tathApi bAhire kichu prakAza nA haYA ||
karu dehe zrI-rUpera niHzvAsa sparzila |
agni-zikhA prAYa sei dehe braNa haila ||
dekhiYA sabAra mane haila camatkAra |
aiche zrI-rUpera kriyA kahite ki Ara ||

Однажды обсуждалась разлука Радхи и Кришны;
Вайшнавы плакали и падали без чувств на землю.
Сердце Рупы пылало, как верхушка пламени,
Но снаружи ничего не было видно.
Если бы чьего-то тела коснулся выдох Шри Рупы,
Это тело бы сгорело, как если бы его коснулся огонь.
При виде этого всех охватило изумление:
Таковы деяния Шри Рупы, что еще можно сказать?

Такова сила сокрытия эмоций и опыта внутри. Такова сила сдерживаемой преданности. Не стоит прилагать усилий в бхаджане, чтобы потом разбазарить результат, пусть его не разнесет ветер в тысячу разных сторон.

Похожие записи