Дамодара-лила Вриндаван 4.11.2008г.


111

Вриндаван (4.11.2008 г.) Шримад-Бхагаватам, 9.4.66

Диск 107, л. 5
Аннотация:
Картика во Вриндаване. Кришну можно покорить любовью. Очень подробно рассказывается Дамодара-лила.
***
Я прочитаю 66 стих из четвертой главы десятой песни “Шримад-Бхагаватам”. Это стих, который произносит Господь Вишну, обращаясь к Дурвасе Муни:
майи нирбаддха-хридайах
садхавах сама-даршанах
ваше курванти мам бхактйа
сат-стрийах сат-патим йатха

ПЕРЕВОД: Как целомудренная жена покоряет благородного мужа своим служением ему, так преданные, которые одинаково расположены к каждому и всем сердцем привязаны ко Мне, полностью распоряжаются Мной.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе важны слова сама-даршанах. Чистый преданный действительно одинаково расположен ко всем, как об этом сказано в «Бхагавад-гите» (18.54): брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати самах сарвешу бхутешу . Всеобщее братство возможно лишь в том случае, если люди станут чистыми преданными Господа (пандитах сама-даршинах). Чистый преданный обладает полным знанием, потому что понимает свое изначальное положение, знает положение Верховной Личности Бога и знает, какие отношения связывают живое существо с Верховным Господом. Иначе говоря, он в совершенстве овладел духовным знанием и потому естественным образом достигает ступени освобождения (брахма-бхутах). Поэтому чистый преданный видит духовную природу каждого. Он может понять счастье и страдания всех живых существ. Он понимает, что счастье, которое он испытывает, является счастьем и для остальных, а то, что причиняет ему боль, является источником страданий для других. Поэтому он не может не испытывать сострадания ко всем живым существам. Махараджа Прахлада говорит:
шоче тато вимукха-четаса индрийартха-
майа-сукхайа бхарам удвахато вимудхан
[Бхаг., 7.9.43]
Люди страдают от материальных несчастий, потому что равнодушны к Верховной Личности Бога. Вот почему главная забота чистого преданного — возвести невежественных людей на уровень сознания Кришны.
******
Я подумал сказать несколько слов по поводу этого стиха, потому что мы находимся с вами здесь в месяц Картика. Месяц Картика или месяц Дамодары, когда мы отмечаем множество лил и в том числе Дамодара-лилу, – это месяц, когда мы празднуем торжество преданного бхакты над Бхагаваном, когда бхакты побеждают Бхагавана. В сущности, когда мы подносим Кришне фитилек или идем в храм, мы говорим: „Когда-нибудь я тоже привяжу Тебя!” Кришна здесь, в этом стихе, с радостью признается в этом и говорит: майи нирбаддха-хридайах – Мои преданные связали Меня, они связали Меня по рукам и ногам. Как Он говорил в одном из предыдущих стихов, что Я – хй асватантра ива, Я не являюсь независимым. Кришна радостно отказывается от Своей Собственной независимости, Кришна говорит, что хотя Я полностью независимый – это одно из основных качеств Кришны, в первом стихе “Шримад-Бхагаватам” Шрила Вьясадев в этой мангала-чаране ко всему “Шримад-Бхагаватам” говорит, что Он абигйайа и сварат – это два качества, которые делают Бога Богом. Бог абигья – Он знает все, Он находится в сердце каждого живого существа, Бог все слышит, все знает до мельчайших подробностей во всем этом творении. Одновременно с этим, Он сварат – Он полностью независим, он не подчиняется ничьей власти. Шрила Вьясадев, чтобы побудить нас предаться этому полностью независимому Кришне, говорит, что Он независим, потому что живое существо хочет независимости. Живое существо по какой-то причине, в силу того, что Кришна сотворил его свободным, хочет свободы и независимости, но в этих стихах Кришна говорит: „Я полностью зависим от Своего преданного.” Если вдуматься, нет никого более зависимого, чем Кришна. Из уважения к Нему, мы говорим:
ишварах парамахкришнах

сан-чид-анандавиграхах
анадир адирговиндах
сарва-карана-каранам

но сами мы знаем, что никого более зависимого, чем Он, нет. Потому что Он Сам говорит: Я завишу от Своих преданных. У Него столько преданных, что невозможно пересчитать по пальцам одной руки, и даже по пальцам двух рук, и даже, если мы будем долго-долго считать, мы не пересчитаем их и от каждого из них Он зависим. И преданные Его только и делают, что связывают. Он говорит: Я связан, майи нирбаддха-хридайах – они связали Меня в своем сердце, что Я не могу вырваться оттуда!
Билвамангала Тхакура, когда он пришел сюда, во Вриндаван, и когда Кришна вырвался у него из рук, он с гордостью сказал: „Ты вырвался у меня из рук, теперь попробуй вырваться у меня из сердца! Этого Ты никогда не сможешь! Вырваться у меня из рук – ладно, я слепой, старый человек, я не удержал Тебя. Попробуй вырваться у меня из сердца.” И Сам Кришна здесь с радостью говорит: „Я навеки связан в их сердце, Я привязан к ним!” Мы знаем, что Его преданные периодически, чтобы подтвердить эту вечную истину, привязывают Его физически. Яшода привязала Его к ступе. После этого Его друзья привязывали Его к дереву. Когда они играли и Гопал делал что-то не по правилам, они говорили: „А, …” Про гопи мы уже не говорим – что они с Ним делали! Они Его не просто привязывали, они потом издевались над Ним, мучили Его! Дергали Его за уши, за волосы … Это Верховный Господь, которому мы поклоняемся!

В этот месяц Дамодара, как я уже сказал, мы празднуем, отмечаем победу бхакты над непобедимым Бхагаваном. Кришна с радостью признается в Своем поражении. Кришна говорит, что нет ничего сладше для Меня, чем это поражение. Потому что Он понимает, что настоящая потребность живого существа – быть зависимым. Все наши беды и все наши проблемы здесь из-за того, что мы этого не понимаем и мы по-прежнему хотим независимости. Мы стремимся к свободе, хотя свободы нет! Кришна показывает это, Он говорит: Я Самый свободный и даже Я не свободен! Я могу быть полностью свободным, ни от кого не зависеть и тем не менее Я стремлюсь к тому, чтобы быть зависимым от Свои преданных.

Здесь Он приводит удивительный пример: сат-стрийах сат-патим йатха – Он говорит: как Меня можно подчинить своей власти? Единственным образом. Мы знаем, что в этом мире можно подчинить другого человека, если у Него есть какая-то слабость или если у него есть какое-то желание. В этом мире нетрудно подчинить себе людей, особенно, если у человека есть желание, нужно просто дернуть за ниточку этого желания. Если человек привязан к чему-то, эта привязанность будет способом его контролировать. Он становится рабом своего собственного желания. Наше рабство, от которого мы хотим избавиться и правильно хотим избавиться, основано на неполноте. Так как у нас нет полноты внутри, у нас постоянно есть какие-то желания и они являются способом, с помощью которого нас контролируют. Мы хотим есть и как только у нас появляется голод, все что угодно можно сделать. Достоевский в „Братьях Карамазовых” смеется над революционерами, у него там есть замечательный пассаж, касающийся революционеров. Он говорит: эти революционеры стремятся к вселенской свободе, но когда их сажают в тюрьму и пятнадцать минут не дают покурить, они готовы отказаться от всего, лишь бы ему дали папироску.

Это состояние живого существа здесь, в материальном мире: мы зависимы, потому что у нас есть материальные желания. Но Кришна, у Него нет материальных желаний. Атмарама аптакама – Он полностью самоудовлетворен, и аптакама – все Его желания автоматически выполняются. Ему не нужно даже желать, чтобы Его желание выполнилось, Его желания исполняются раньше, чем Он что-то захочет. Йога-майа знает лучше, что Он хочет и исполняет Его желания раньше, чем Он захотел. Тем не менее Он говорит: Меня можно подчинить своей власти. Каким образом? Сат-стрийах сат-патим йатха – несмотря на то, что сат-патим, не зря Вишну, объясняя этот принцип, говорит сат-стрийах сат-патим йатха – как целомудренная жена контролирует или подчиняет своей власти целомудренного мужа. Нецеломудренная жена знает как подчинить своего нецеломудренного мужа. Если человек привязан к женщине, то его очень легко подчинить. Если женщина чувствует, что ее муж привязан к ней, она берет его сердце и рвет его на куски! Она издевается над ним, потому что она знает: он привязан к ней.

Но здесь Вишну говорит сат-стрийах сат-патим йатха – как целомудренная жена подчиняет себе целомудренного мужа. Каким образом может целомудренная жена подчинить целомудренного мужа? Целомудрие значит определенная свобода от унизительных материальных желаний. Целомудрие значит способность сосредоточиться на чем-то высшем. Тем не менее, целомудренного мужа и целомудренную жену связывает очень крепкая связь. Как называется эта связь? Любовь. Почему Кришну можно подчинить любовью, или служением, или бескорыстием? Он не зря здесь говорит: как Меня можно подчинить? Меня может подчинить только сама-даршинах, они садху, потому что они одинаково относятся ко всем остальным, они одинаково относятся ко всем живым существам, их сердце абсолютно чистое. Так как их сердце абсолютно чистое, в этом чистом сердце живет абсолютно чистая любовь, чистая любовь может Меня связать. Почему? Потому что любовь является самой фундаментальной потребностью живого существа. Даже когда все мои желания удовлетворены, даже когда все остальное у меня есть, тем не менее природа живого существа и природа Бога такова, что нам хочется любви. Ради этой любви Бог отказывается от Своей независимости. Ради того, чтобы получить вкус этой любви, Бог говорит: пусть все летит непонятно куда! Пусть надо Мной смеются, пусть Меня мажут маслом, пусть Меня привязывают, пусть Меня наказывают, – ради этой любви Я готов на все, Я готов сделать все, что угодно! Я готов отказаться от того, чтобы быть Богом. Здесь, во Вриндаване, Кришна ненавидит, когда Его называют Богом. Кришна пугается, когда тень этой мысли приходит к кому-то. Чтобы заставить людей забыть о том, что Он Бог, Он пускается на всяческие ухищрения.

Один раз, смеха ради, Он показал вселенскую форму Яшоде. Яшода перепугалась страшно, она подумала: „Наверное, какие-то полубоги вытворяют свои шутки.” В этот момент мяукнула кошка и Гопал задрожал от страха и спрятался в уголок е сари. Почему кошка мяукнула? Чтобы прогнать полностью всякую мысль о том, что Кришна Бог из ума Яшоды. Естественное, эта мысль даже не появлялся у Яшоды, но на всякий случай, чтобы не дай Бог она появилась, Кришна спрятался за краешек ее сари от кошки. Это Бхагаван, Бог, – Он кошки боится! Все остальные боятся Его, а Он боялся кошки, которая принадлежит Яшоде.

В этом суть Вриндавана – что здесь царствует любовь. Шрила Джива Госвами в Прити-сандхарбе проводит сложный, длинный, несколько страниц на санскрите, философский анализ, анализируя один из стихов из четвертой главы девятой песни “Шримад-Бхагаватам” из этих стихов, где Кришна признается в Своей преданности Своим преданным, в том, что Он, бхакта-прийаджанах, в том, что Он является преданным Своих преданных. Признаваясь в этом, Шрила Джива Госвами анализирует, что заставляет Кришну подчиниться Своему преданному. Он цитирует стих из Упанишад, где говорится, бхактир эваитам найати бхактир эваитам даршайати бхакти-вашах пурушо бхактир эва бхуйаси – бхакти приближает человека к Кришне или приближает Кришну к человеку. Бхакти позволяет видеть Кришну, бхакти – это те очки, через которые человек может увидеть Кришну. Самое главное – бхакти-вашах пурушо – Пуруша, Верховный Господь, подчиняется благодаря бхакти. Бхакти в сердце преданного делает Бхагавана рабом бхакты. Поэтому бхактир эва бхуйаси – нет ничего в этом мире выше, чем бхакти, потому что бхакти выше, чем Сам Господь. На самом деле мы даже не преданные Кришне, как это ни странно, мы поклоняемся не Кришне, мы поклоняемся бхакти, мы поклоняемся Шримати Радхарани. Бхактисиддхантха Сарасвати Тхакура Прабхупада говорил, повторяя вслед за Рагхунатом Дасом Госвами, что если где-то есть Кришна, и даже если Кришна есть во Вриндаване, но там нет Шримати Радхарани, то ноги моей не будет здесь в этом Виндаване. Потому что на самом деле мы поклоняемся бхакти. Бхакти – это то, что может связать Кришну.

Я хотел рассказать вам эту Дамодара-лилу, которую вы много раз слышали, так как рассказывает ее Шрила Джива Госвами. В „Гопал-чампу” он приводит множество любопытных деталей, которых нет в самом “Шримад-Бхагаватам” и эта лила как живая стоит перед глазами, когда Яшода привязала Кришну к ступе.
Мы все знаем начало этой лилы, начало размолвки. Кришна хотел молоко из груди Яшоды, а Яшода сказала: „А, подождешь немножко!” Кришна даже наполовину не был сыт, Он хотел пить, и пить, и пить! Яшода сказала: „Аюрведа говорит, что надо прекращать есть, когда Ты наполовину сыт.” Молоко вскипело, Кришна подумал: „Ради молока Меня оторвали от груди!” Кришна был … Его губы дрожали от злости! Он ничего не мог сделать, потому что Яшода оказалась сильнее Его, Он держался изо всех сил за ее грудь! Когда Путана хотела оторвать Его от груди, у Путаны была сила 10 000 слонов. Она силой 10 000 слонов пыталась оторвать Гопала. Гопал даже не держался за грудь, Он просто сосал. Путана ничего не могла сделать. В случае с Яшодой, Гопал ухватился за нее руками, ногами, ртом … Потому что Яшода сильнее Кришны, она гораздо сильнее Кришны.

Кришна остался наедине и думал: „Как отомстить?” „Я голоден! Я хочу есть!” Взял камень и разбил горшок, в котором Яшода пахтала йогурт. Проблема в том, что там не было масла, она его недопахтала, там был просто жидкий, разбавленный водой йогурт. Кришна смотрел на это и сказал: „Бееее!” Он хотел масла, хотел чего-то вкусного. Помчался в кладовку, Он знал: у нее там припасено масло. Междупрочим, Шрила Джива Госвами говорит, что это исторический момент, потому что до этого Кришна воровал масло только в чужих домах. Это был первый случай, когда Он своровал масло в своей собственной кладовке. Харибол!

Пока Яшода возилась там с молоком, дула на него, брызгала водой ….Нет, не дула, она была цивилизованной женщиной, брызгаза на него водой, снимала его, отставляла его, остужала его слегка, Кришна помчался в эту кладовку, залез на кровать, спустил крымку, наклонил ее, стал брать оттуда масло, наелся масла и при этом глаза Его бегали от страха. Шрила Джива Госвами говорит, что глаза Его хотели заскочить в уши, что они хотели запрыгнуть в уши, потому что Он одновременно ждал, Он слышал ушами любой шорох, глазами Он пытался понять что происходит и они у Него бегали повсюду. Быстро Он ел масла, в конце концов Он наелся и позвал всех обезьян, стал раздавать им масла и вылез наружу. Яшода тем временем зашла, сначала она подумала, что какой-то демон украл Кришну, потом она увидела этот горшок, море йогурта разлитого. Но сначала она испугалась и Шрила Джива Госвами говорит: в этот момент Йога-майа с небес произнесла: „Не бойся ничего! Гопал ворует масло в твоей кладовке!”

Это были пророческие слова, донесшиеся с неба. Яшода стала смеяться, она стала хохотать, потому что до этого она думала: „Гопал всем доставляет удовольствия, кроме меня. У всех остальных Он ворует масло, у меня Он ни разу не воровал масло. Наконец-то я смогу посмотреть как Он это делает!” Подкрадываясь, она увидела эту сцену: Гопал сидел спиной, глаза у Него бегали, иногда они забегали назад тоже, бегали повсюду, но Он ее не увидел, увидели обезьяны. Обезяны бросились врассыпную, в руке у нее была палка, Кришна тотчас же все понял.

Он даже не стал оглядываться назад. Он спрыгнул и побежал что было духу. У Него был уже готов план. До этого, заранее, Он подготовил куда ему нужно бежать, он знал, что она, целомудренная женщина, никогда не выбежит за ворота. Поэтому Он бросился к воротам и подумал: „Если Я добегу до ворот, Я выбегу на улицу, а она не выбежит и Я буду в безопасности!” Он помчался, помчался, а Яшода сразу поняла Его план. Она подумала: „Сейчас на улице никого нет. Я могу выбежать!” Он помчался, Он выбежал за ворота, но Он услышал и в этот момент Ему захотелось узнать бежит она за Ним или нет: Он оглянулся. И это была Его роковая ошибка! Шрила Джива Госвами говорит, что пока Он бежал и не оглядывался, она не могла Его догнать. Стоило Ему оглянуться, Он замедлил бег и в этот момент она схватила Его: „Агааа, Гопал! Ты – вор! Ты не просто вор, Ты – царь всех воров!”

Кришна, когда Он это услышал, Он страшно рассердился. Он говорит: „В Моем роду никогда воров не было! В твоем, у тебя есть дальние родственники, его звали Чора Бхош (что значит пастух-вор), в твоем роду, мне папа сказал, были воры. „Воров никогда не было! Я не воровала!”
Она говорит: „Кто разбил горшок?” Кришна подумал немного: „Верховный Господь разбил горшок!” Он был прав! Он говорит: „Разве ты не знаешь, все происходит по воле Верховного Господа! Горшок сам разбился!”

„Кто кормил обезьян?” Кришна подумал немного: „Тот, кто их создал, Тот их и кормил!” Тоже был прав: Тот, кто их создал, Тот их и кормил!
„Почему Ты тогда убегал, если Ты не воровал?” Кришна стал плакать. Он говорит: „Мам, послушай Меня, пожалуйста. Все то, что Я сделал, можно очень логично объяснить. Горшок, когда ты бежала за своим молоком, ты задела его колокольчиком у себя на лодыжке и колокольчик разбил горшок! Я пытался спасти этот йогурт, я закрывал эту дырку, но ничего не получалось! Потом Я увидел, что обезьяны налетели в кладовке на горшок и начали воровать масло. Я побежал к обезьянам и сказал: „Не воруйте масло! Не воруйте масло!” Но они Меня не послушались!”

Яшода говорит: „А почему Ты тогда убегал? „Я увидел тебя с палкой и просто испугался, я не знал, у Меня просто инстинкт такой сработал. Я убежал, потому что Я подумал, что ты Меня сейчас наказывать будешь!” Она покосилась глазом и сказала: „Тебя невозможно переспорить! Ты – сын благородного человека! Мой муж – благородный человек! Но из-за общения с обезьянами, Ты сам стал как обезьяна! Потому что с кем поведешься, от того и наберешься! Ты сам превратился в обезьяну! Что я скажу своим соседкам?”
Кришна обиделся. Он сказал: „Если Я как обезьяна, пусти Меня, я побегу в лес и буду вместе с обезьянами жить на дереве!”
Яшода испугалась. Она подумала: „Того и гляди, Он действительно убежит к обезьянам! Надо Его привязать!” В этот момент ей пришло в голову злополучная мысль: „Я должна связать Кришну, чтобы Он, не дай Бог, никуда не убежал!”

Она сняла тоненькую шелковую ниточку, которая связывала Его волосы и захотела связать Кришну. Кришна подумал: „Посмотрим кто сильнее!” Мы знаем, в первый раз у нее не получилось. Она сняла вторую, у Него были две шелковые ниточки – связала вместе и подумала: „Сейчас свяжу!” Ничего не получилось. В этот момент Кришна завопил: „Вяжут!!! Вяжут!!!” Он стал кричать: „Спаситееее!” он кричал: „Баларам, где Ты?” Я забыл сказать, что это день после Дивали и Рохини Мата, вместе со своим сыном ушла в гости и Баларама не было рядом и Рохини Маты не было. Он кричал: „Рохини!!! Рохини!!!” Потому что иногда Кришна, когда Его Яшода наказывала, Он бежал к Рохини и она Его защищала. Когда Рохини пыталась Его наказать, Он бежал к Яшоде – занимался политикой. Он стал звать: „Рохини Мата! Эта Меня связывает!”
Но Рохини была далеко, она не слышала, но все соседки услышали эти вопли „Вяжут!!” и подумали: „Происходит что-то интересное! Мы не имеем права пропустить это!” Соседки сразу побежали туда и увидели Яшоду, которая пытается связать своего сына. Она взяла веревку, которой она пахтала йогурт, завязала туда и стала связывать и опять на два пальца не хватало. Она стала просить своих соседок: „Соседки, приносите свои веревки!” Те стали приносить свои веревки, она связывала, связывала, связывала … Веревки оказывались на два пальца короче!

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура приводит философский анализ этой лилы. Он говорит, что эта лила была самой сложной для Йога-майи. Йога-майе пришлось напрячь все свои возможности, чтобы эта лила была реализованна. Потому что Йога-майа должна была, с одной стороны, сохранить Кришну маленьким, а с другой стороны проявить Его всепроникающий гигантский образ. Как это сделать? Йога-майа в конце концов сообразила, но мы этого никогда не поймем! Потому что Кришна был маленьким и Яшода с утра связала Его этой веревочкой … Не то, что каждый раз, когда Яшода добавляла веревку, Он надувался все больше. Нет, Кришна оставался таким же! Шрила Джива Госвами говорит: самое поразительно – что веревка касалась целиком Кришны. Хотя Кришна был точно такой же маленький и у Него был та же маленькая веревка, которую привязала Яшода с утра. Эта веревка не лопалась, а длинная веревка не могла Его связать! Теперь, только Йога-майа может это сделать: одновременно, в одном и том же месте, в одно и то же время, одновременно, две формы Кришны присутствували: всепроникающая форма, которую невозможно связать, и маленькая форма Кришны, которую Яшода обхватывает своими руками, которую Яшода держит крепко в своих объятиях, которого очень легко связать.

Яшода старалась, старалась … В этот момент ее соседки стали смеяться. Сначала они смеялись над ней: „До этого Он приходил и воровал у нас, теперь Он своровал у нее! Ха-ха-ха!” Они подходили к Яшоде и говорили: „Ты нам не верила! Когда мы говорили тебе, что твой Гопал залезает в наши кладовки и ворует у нас масло, ты нам не верила. Теперь убедилась в этом, убедилась?! Вот он, закон кармы! По законам кармы к тебе все вернулось!”
Когда она пыталась связать Его, они стали смеяться над ней и говорить: „Смотри, смотри, мы всегда знали, что твой Гопал непростой. Есть какие-то у Него волшебные силы!” Яшода говорит: „Я лучше знаю что у моего Гопала. Никаких волшебных сил у Него нет! Это вы колдуете! Это вы, небось, какие-то мантры читаете, потому что вы в сердце своем тайно симпатизируете Ему! Это вы притв меня!” Они говорили: „Кленемся тебе, Яшода, мы не колдуем!” Яшода сказала: „Я помню, Гаргамуни сказал, что там особая какая-то шакти Вишну вложена в моего сына, наверное она что-то делает?” Яшода говорила: „Шакти – не шакти, Вишну – не Вишну, я Его свяжу!!! Во что бы то ни стало, даже если я умру, мне нужно будет Его связать!”

Когда Гопал услышал это и почувствовал, что Яшода исполнена решимости, когда Он увидел как она вспотела, когда Он увидел, что у нее уже больше нету сил, Он подумал: „Ну ладно, ты Меня победила!” Что самое удивительное – что вдруг, во время очередной попытки развязались все остальные веревки. Все веревки, которые Яшода завязала до этого, все веревки остались лежать и две первых шнурочка, которые связывали Его волосы, были у Него в руках, ими двумя она Его с легкостью связала. Два маленьких шнурочка, которые связывали Его волосы. Она подумала: „Ну ладно, слава Богу!” Она сказала: „Ну, теперь попробуй отвязать Себя! Попробуй.”

Она взяла другую веревку, привязала за эту веревку к ступе, чтобы у Него был поводок и Гопал оказался на коротком поводке. Он мог чуть-чуть побегать вокруг ступы, не слишком сильно. Она позвала Его друзей, которые стояли там рядом, и сказала: „Сторожите Его, чтобы Он никуда не убежал.” А сама сказала: „Мне нужно идти по делам.” Она вернулась к себе домой, а все ее соседки гурьбой пошли вместе с ней. Гопал в первое время чуть-чуть похныкал, поплакал, Его друзья посмеялись над Ним. Гопал прищурился и сказал (показывает). Друзья сбежались, сгрудились вокруг Него и Он сказал: „Чувствуете что происходит?” Они сказали: „Нет, не чувствуем!” „Дураки! Все соседки вместе с мамой на ее кухне! Их кладовки пустые! Бегите туда, пока не поздно!” Его друзья пришли в восторг! Они сказали: „Гопал, как Тебе это пришло в голову?! Мы всегда знали, что Ты самый умный среди нас!” Они побежали, несколько осталось рядом с Ним, Гопал стал думать что делать дальше. Он слегка поиграл, затем Ему захотелось потащить эту ступку, Он опрокинул ступку и пополз. Он увидел эти два злополучных дерева Арджуны, вспомнил проклятие или благословение, которое дал этим деревьям Арджуна Нарада Муни, Он пролез между ними и стал тащить ступу. Потянул ступу и что самое удивительное – веревочки, которыми Он был привязан к ступе, были тоненькие шелковые веревочки! Деревья, которые там росли, росли тысячу лет, это были могучие деревья Арджуна.

Корни этих деревьев уходят в глубину на многие метров. Гопал потянул – вопреки всем законам физики, веревки не порвались, опрокинулись деревья Арджуна! Они вырвались с корнем и шум, который при этом произошел, грохот, заставил всех обитателей Вриндавана упасть в обморок. Все, кто в это время находился поблизости, Джива Госвами говорит, на одну данду, на 24 минуты, они лишились сознания. Яшода упала в обморок, все соседки попадали в обморок, в далеке где-то был Нанда Махарадж. Он услышал этот шум, они прибежали вместе с пастухами на шум и первое, что они стали говорить: „Почему никого нет?!” Потом они поняли: „Наверное, все лежат в обмороке.” Нанда подошел к Гопалу, он увидел два этих жутких дерева, увидел Гопала, Гопал сразу заплакал: „Ааааааа, аааа…”
Нанда сказал: „Какой негодяй Тебя привязал? Скажи мне, кто этот негодяй, который привязал Тебя к этой ступке, это же так опасно!” Кришна встал на цыпочки, потому что Ему трудно было дотянуться до уха: „Папа, Меня мама привязала” и стал плакать. Нанда очень расстроился: „Что же делать? Она Его привязала!” Он сразу подумал о Яшоде: „Что она теперь думает? Наверное, лежит где-то в бессознании и не знает что думать.” Прижал Гопала, стал Его гладить, тем временем Баларам вернулся. Баларам, когда Он это увидел, сказал: „Какой негодяй привязал Моего брата?” Нанда сказал: „Тсссссс, Яшода привязала Твоего брата!” „Все понял, все понял…” Нанда прижал Их к груди, стал Их ласкать.
Яшода сидела у себя. Она думала: „Какая я ужасная, жуткая, страшная женщина, я привязала Гопала. С Ним случилось это несчастье! А что было бы, если эти деревья упали на него, непонятно почему они вдруг упали! Тысяча лет они стояли в этом дворе, не падали, вдруг они упали … Они могли упасть на Него!” Она корила себя, корила … В сердце ее жило раскаяние, она не могла понять что произошло с ней, какая майа напала на нее, почему она привязала, она плакала и не решалась выйти из своей комнаты.

Нанда позвал Рохини, сказал: „Рохини, давай позавтракаем”, посадил Балараму и Кришну к себе на колени, вместе позавтракали. После этого Упананда там сидел, Кришна сказал: „Папа, можно Я больше никогда не пойду к маме? Я ее не люблю! Можно Я всегда буду с тобой?”
Нанда прижал Его к груди и сказал: „Ааа…” Упананда стал смеяться: „Гопал, Гопал, Ты не хочешь идти к маме? А кто Тебя будет кормить из груди? Ты же еще маленький, Тебе нужно кормиться.” Гопал сказал: „Коровы меня будут кормить. У Моего папы полно коров! Не нужно Мне ее молоко!”
Нанда взял Их к себе на работу. Как вы знаете, дети, маленькие сыновья, любят ходить на работу к своим папам. Он взял Их за палец, потащил Их в гошалу, стал отдавать распоряжения, потом подвел Гопала и Балараму к коровам и стал из вымени прямо к Ним в рот доить молоко. Потом он дал Им леденцы. Они весело провели целый день. Гопал посмотрел на Нанду и сказал: „Нанда, папа, теперь Я всегда буду с тобой.”

Был уже вечер, они поужинали. В это время соседки прибежали и сказали: „Яшода одна. Она целый день сидит в комнате. У нее никого нету, она наедине со своим сердцем, в котором есть только раскаяние. Она целый день плачет, она не ела, у нее ни крошки во рту не было! Как вам не стыдно?! Пожалейте ее! Она так любит Гопала, что стесняется даже выйти, она стесняется посмотреть Ему в глаза!”
Гопал сказал: „И правильно стесняется! Правильно делает! Не хочу на нее смотреть! У Меня нет больше ничего общего с ней!” Нанда, который тоже был немножко зол на Яшоду, сказал: „Будет знать как не управлять своим гневом! Чувства надо контролировать!”

Когда соседки услышали это, сказали: „Мы знали, что мужчины жестокосердечны, но не знали, что до такой степени! Пожалей Яшоду, подумай что у нее в сердце твориться! Если ты ей это скажешь, она не выживет этого.”
Нанде стало стыдно оттого, что он это сказал. Он попытался как-то примирить Гопала, он сказал: „Гопал, пойдем к маме, ну пойдем к маме!” Он сказал: „Ни за что! Никогда!” Нанда посмотрел на Него и ему пришла в голову мысль как примирить Его. Он посмотрел на Гопала и сказал: „Гопал, хочешь я этими руками побью Твою маму, чтобы наказать ее?”
Гопал перепугался страшно, Он схватился за его руки и сказал: „Нет, никогда нет, ни за что!” Тогда Нанда посмотрел на Гопала и сказал: „Гопал, что Ты будешь делать, если Твоя мама умрет?” Гопал сказал: „Нет! Нет! Папа, побежали к маме! Побежали к маме скорей!”
Гопал стал тянуть Нанду. Он прибежал к Яшоде, Яшода сидела заплаканная, когда она увидела Гопала, Гопал сказал: „Мама! Мама! Где ты была?!” Она прижала Его к груди и стала кормить своим молоком.
Так закончилась эта лила, в которой победила любовь Яшоды. На самом деле нет ничего удивительнее чем любовь, когда любовь чистая. Здесь Кришна говорит: сама-даршинах – если человек чистый и сердце его чистое, он может делать со Мной все, что угодно, Я игрушка в его руках. Потому что блаженство, которое он Мне доставляет, выше всего остального на свете! Он может полностью распоряжаться Мной, потому что то, что Я чувствую в этот момент, заставляет Меня забыть о Самом Себе! В тот момент, когда Я чувствую любовь, Я не помню о Самом Себе и Я хочу этого самозабвения. На самом деле мы все здесь только для одного, наша главная, высшая цель на свете – забыть о самом себе ради кого-то. Самозабвение – самое удивительное качество любви. Когда у человека есть любовь в сердце, он не помнит о себе, он думает только о том, кого он любит. И человек, который отвечает ему взаимностью, тоже не думает о себе, он думает только о нем.

Кришна в этой лиле показал, что это самое важное на свете, что нет ничего важнее на свете и что мы все ищем только этого. Если Сам Кришна ищет этого, если Самому Кришне не нужно ничего другое во всей вселенной, только это, то нам тоже не нужно ничего другого. Ничто другое не сможет нас удовлетворить, ничто другое не сможет сделать нас счастливыми, ничего, кроме настоящей любви.
Шрила Прабхупада объясняет в комментарии, что эта настоящая любовь в сердце живого существа проявляется как сострадание ко всем остальным. Он говорит, что когда садху по-настоящему сама-даршинах, он хочет всех остальных привести к Кришне. Он говорит, что такой человек знает: то, что приносит счастье мне, принесет счастье всем остальным. То, что причиняет горе и боль мне, также причиняет боль другим. Он хочет сделать всех счастливыми. Он чувствует чужую боль острее, чем свою собственную боль. Поэтому он хочет всех остальных сделать счастливыми. Поэтому он хочет всех остальных тоже привести к Кришне и всем остальным дать этот вкус вечных отношений с Кришной, вечной любви, который можно испытать здесь, в Вриндаване.

Шрила Прабхупада, движимый этим чувством, привел нас всех сюда. Только по его милости мы здесь, потому что в его сердце было это сострадание. Потому что он знал, что все люди страдают. Он сказал однажды, за день до того, как уехать в Америку пуджари из Адваита-Бхавана (?), что: „Мой духовный учитель послал меня когда-то на Запад, потому что там живут бесчисленные души и страдание этих душ невозможно описать! Они ничего не знают о Кришне, как они могут не страдать? И я, никчемный слуга Его Божественной Милости, все это время бесполезно пытаюсь исполнить его поручение.” Он приехал на Запад только потому, что у него была любовь.

Здесь, в этом комментарии Шрила Прабхупада объясняет нам каким служением мы можем завоевать сердце Кришны, как мы можем связать сердце Кришны к своему: только если мы будем давать возможность другим живым существам приблизиться к Кришне. Это то самое служение, которое делает Кришну обязанным ему, который привязывает Его к нашему сердцу. Это самое больше и самое важное, что нужно сделать. Мы приезжаем сюда, чтобы почувствовать здесь что-то. Но наше главное место – там, где живут бесчисленные души, ничего не знающие о Кришне. Пожалуйста, не забывайте об этом. Естественно, Шрила Прабхупада сказал, что когда мы станет старыми, нам нужно будет приехать сюда, чтобы полностью погрузиться в памятование о Кришне. Но пока у нас есть силы, пока у нас есть энергия, мы должны служить Кришне и служить Ему нужно там, где служение это важнее всего для Него, потому что это самый главный способ каким образом мы можем проявить свою любовь по отношению к Нему, настоящая любовь, не притворная. Здесь мы можем притворяться кем-то или изображать из себя кого-то, но когда нам нужно объяснять другим, что им нужна только любовь и что им нужно отказаться от всех желаний в своем сердце и прийти сюда в эту деревню, это не так просто. Это главный урок Дамодара-лилы – каким образом можно связать Кришну. Спасибо большое. Шрила Прабхупада ки! Джая! ….

Похожие записи