Все лекции

Категория для лекций по умолчанию


Настройка на месяц картики в ашраме брахмачари, Москва (06.10.2011 г.)

Диск «Праздничные лекции за 2011 г.», л. 35
Аннотация:
Сложная ситуация во всех отношениях. Призыв БВГ к тому, чтобы все преданные воспользовались благоприятным месяцем для того, чтобы максимально объединиться на духовном уровне, а также оценить то, что мы имеем сейчас. События, которые произошли в Виджай-дашами. Просьба БВГ подумать чем я мешаю такому сплочению. Вопросы: об усилиях и о том, как не критиковать других, если они не прилагают усилия; о возможности потерять индивидуальность при строгой дисциплине; о специфике брахмачари ашрама. Даяван Прабху об обетах на картику.
***
Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Даявана Прабху за то, что он остался, я почувствовал очень большую поддержку от него. Спасибо большое, Даяван Прабху, мы с тобой отдельно еще поговорим.
Собственно, несколько слов, которые я хотел сказать сегодня – это то, что Кришна очень милостиво устроил нам сложную ситуацию. Ситуация, на самом деле, реально сложная на всех уровнях. Она сложная внешне – вы знаете, что чуть меньше чем неделю назад, в пятницу прошлую, пришла бумага, которая предписывает нам уходить с этой земли. Одновременно с этим идет суд над «Бхагавад-гитой» в Омске. Одновременно с этим какие-то люди пытаются противостоять нашему храму. Но она также сложная во внутреннем плане тоже, потому что, к сожалению, из-за того, что у нас нет какого-то внутреннего единства, единства на уровне сердца, мы организационно очень слабые. Все эти сложные ситуации, собственно, проявляют людей. Обычно слабые люди в сложных ситуациях начинают разбегаться и прятаться по своим норам, сильные люди становятся еще сильнее.
Смысл этого небольшого обращения в том, чтобы мы очень хорошо поняли сложность ситуации и поняли где наша сила. Наша сила только в одном – в святом имени, в предании, в осознании нашей полной зависимости от Кришны, когда человек находится в этом состоянии, он может искренне повторять святое имя Кришны и реально обращаться к Кришне за защитой или, в общем-то, признавать Его зависимость. Когда все хорошо, мы думаем: «Все зависит от меня» и «Я всем докажу, что я знаю». Это один источник нашей силы – наше предание Кришне, святое имя, и второй источник силы – это наше служение друг другу и наша, что ли, сплоченность, подчинение друг другу, понимание того, что мы здесь все вместе. Причем это место, где мы все находимся вместе, должно быть не просто внешним по отношению к нам, это должно быть место, где мы все находимся внутри, в сердце.

Иначе говоря, помимо зависимости от Кришны, от святого имени, нам нужно очень четко почувствовать свою зависимость от других преданных, которые находятся рядом с нами, понимая, что, в общем-то, без хорошего общества преданных я ничего не смогу сам сделать. Все наши так называемые «духовные достижения», очень быстро обломятся.
Если мы поймем это, то мы поймем, собственно, что нам хочет сказать всей этой ситуацией Кришна. Кришна хочет нам сказать одно – то, что тот уровень единства, который требуется, должен быть на гораздо более глубоком месте у нас. Что греха таить – наше единство часто на уровне того, что мы рядом спим, рядом едим прасад, рядом иногда стоим на службах. Конечно же, это не дело одного дня и не дело одного какого-то момента, чтобы это произошло, но Кришно милостиво прилагает давление для того, чтобы сплавить нас в единое целое. Под этим давлением это сделать будет легче. Неслучайно все это началось сейчас, в канун самого благоприятного месяца в году. (далее…)


Дамодара-лила

111

Вриндаван (4.11.2008 г.) Шримад-Бхагаватам, 9.4.66

Диск 107, л. 5
Аннотация:
Картика во Вриндаване. Кришну можно покорить любовью. Очень подробно рассказывается Дамодара-лилы.
***
Я прочитаю 66 стих из четвертой главы десятой песни “Шримад-Бхагаватам”. Это стих, который произносит Господь Вишну, обращаясь к Дурвасе Муни:
майи нирбаддха-хридайах
садхавах сама-даршанах
ваше курванти мам бхактйа
сат-стрийах сат-патим йатха

ПЕРЕВОД: Как целомудренная жена покоряет благородного мужа своим служением ему, так преданные, которые одинаково расположены к каждому и всем сердцем привязаны ко Мне, полностью распоряжаются Мной.

(далее…)


Настройка на месяц Картики

alt

Настройка на месяц картики в ашраме брахмачари, Москва (06.10.2011 г.)

Диск «Праздничные лекции за 2011 г.», л. 35
Аннотация:
Сложная ситуация во всех отношениях. Призыв БВГ к тому, чтобы все преданные воспользовались благоприятным месяцем для того, чтобы максимально объединиться на духовном уровне, а также оценить то, что мы имеем сейчас. События, которые произошли в Виджай-дашами. Просьба БВГ подумать чем я мешаю такому сплочению. Вопросы: об усилиях и о том, как не критиковать других, если они не прилагают усилия; о возможности потерять индивидуальность при строгой дисциплине; о специфике брахмачари ашрама. Даяван Прабху об обетах на картику.
***
Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Даявана Прабху за то, что он остался, я почувствовал очень большую поддержку от него. Спасибо большое, Даяван Прабху, мы с тобой отдельно еще поговорим.

Собственно, несколько слов, которые я хотел сказать сегодня – это то, что Кришна очень милостиво устроил нам сложную ситуацию. Ситуация, на самом деле, реально сложная на всех уровнях. Она сложная внешне – вы знаете, что чуть меньше чем неделю назад, в пятницу прошлую, пришла бумага, которая предписывает нам уходить с этой земли. Одновременно с этим идет суд над «Бхагавад-гитой» в Омске. Одновременно с этим какие-то люди пытаются противостоять нашему храму. Но она также сложная во внутреннем плане тоже, потому что, к сожалению, из-за того, что у нас нет какого-то внутреннего единства, единства на уровне сердца, мы организационно очень слабые. Все эти сложные ситуации, собственно, проявляют людей. Обычно слабые люди в сложных ситуациях начинают разбегаться и прятаться по своим норам, сильные люди становятся еще сильнее.

(далее…)


Джапа-ретрит, Израиль, 27.05.2016 г.

Аннотация:

Четыре стадии медитации на звук. Нада-йога. В основе всего творения лежит трансцендентный звук. Аламбан для медитации. Образ, стоящий за звуком. Савитарка, нирвитарка, савичар и нирвичар. Две главные ошибки при медитации: отдаваться потоку мыслей и бороться с этими мыслями. Эка-таттва-абхйас. Основная цель медитации – навык постоянно концентрировать внимание. Беспокойная природа ума. Пять причин отождествления себя с телом. Авидйа и асмита. Бандха и самбандха. Отношения с материей – всегда рабство для души. «Безвыигрышная лотерея». Самбандха – идеальные отношения, предполагающие настоящую свободу. Закрытые и открытые чакры… Две основные позиции ума: герой и наблюдатель. Позиция наблюдателя – позиция человека. «…Нет, это не я, кто-то другой..». Самое ценное, что у нас есть. Три категории ценностей по Виктору Франклу. Состояние наблюдателя должно стать нашим постоянным настроением. Выйти за пределы кармы. Настрой для джапы. «Взойти на колесницу Йоги». Процесс очищения нашего ума схож со стиркой..

***
Я немножко, в двух словах вчера рассказывал о теории, которая стоит за медитацией, чуть-чуть коснулся этой большой темы: о том каким образом ум находится в этом неравновесном состоянии и каким образом, с помощью желаний, он пытается вернуться в равновесное состояние, и как йога учит принципиально иному методу обретения внутреннего равновесия.

И мы сегодня будем продолжать это делать, продолжать практиковаться, и яснее понимать что же собственно происходит в процессе медитации и в процессе нашего, в кавычках, нормального состояния ума. Но вначале я хотел сказать о четырёх стадиях медитации на звук.

Медитация на звук очень большая тема, и есть специальный раздел в йоге, который называется нада-йога, нада-брахма-йога, когда брахман или дух в виде нады или звука становится главным объектом медитации. И человек начинает постепенно постепенно слышать этот звук внутри, потому что на самом деле мы созданы на основании этого звука. В «Шримад-Бхагаватам» приводится очень интересный пример: там говорится, что этот изначальный звук подобен тончайшему волокну в стебле лотоса.

Если вы когда нибудь изучали стебель лотоса, то там есть тончайшие, практически незаметные, тоньше чем волос, волокна. И наше тело, и все остальное, грубая материя, все это, так или иначе, точно так же находится внутри нас, или наросло на это волокно звука. Трансцендентный звук лежит в основе всего творения и в основе, в том числе, нашего тела. И когда мы повторяем этот звук, задача в том, чтобы войти как бы в резонанс с этим звуком, услышать этот звук внутри. Это не есть некий внешний звук. С помощью внешнего звука мы всего лишь навсего приближаем себя к пониманию или к слушанию этого внутреннего звука: внутренней духовной вибрации, которая лежит в основе нашего бытия. Йоги, которые прошли все эти ступени медитации бхакти-йоги, для которых звук является аламбаном. Буквально два слова я скажу об этом понятии. Аламбан значит подставка, support, нечто на чем держится что-то. И звук является такой подставкой или фундаментом для медитации. В каких-то других формах медитации материальный объект берётся за эту основу для медитации: уму нужно на чем-то сосредоточиться. Но сам Патанджали Муни говорит, что самым лучшим аламбаном, самой лучшей поддержкой для медитации, то, на что нужно сосредотачивать деятельность своего ума, то на чем сосредотачивается вся деятельность нашего ума, является духовный звук. Потому что при правильном сосредоточении мы сможем полностью слиться, условно говоря, с объектом этого звука, с тем, кого этот звук представляет. (далее…)


Поклонение Божествам

Литва (1.08.2009 г.) Шримад-Бхагаватам, 3.29.16

Аннотация:

Поклонение Божествам. Mатериальное видение, данное нам для того, чтобы наслаждаться, должно постепенно поменяться и первый шаг – это поклонение Божествам в храме. В конце концов я должен увидеть Бога во всем. Любовь должна проявляться в конкретной деятельности. История про Божество Сакши Гопала, которое пошло за Своим преданным в другую деревню. Вопросы: как применять принцип ахимсы в борьбе с вредителями; как избежать естественной деградации; о том, что кшатрии раньше охотились; правильно ли предлагать Божествам национальные или любимые блюда.

***

Мы читаем «Шримад-Бхагаватам», Песнь 3, глава 29, «Oписание преданного служения», текст 16:

мад-дхишнйа-даршана-спарша
пуджа-стутй-абхиванданаих
бхутешу мад-бхаванайа
саттвенасангамена ча

Перевод: Преданный должен регулярно посещать храм, созерцать Мои изваяния, касаться Моих лотосных стоп, предлагать Мне атрибуты поклонения и возносить молитвы. Он должен смотреть на мир с отрешенностью, порожденной гуной благости, и видеть единую духовную природу всех живых существ.

КОММЕНТАРИЙ Шрилы Прабхупады: Поклонение Божеству в храме входит в число обязанностей преданного. Оно предназначено главным образом для неофитов, но и продвинутые преданные не должны пренебрегать им. Неофит и продвинутый преданный, однако, по-разному воспринимают присутствие Господа в храме. Неофит считает, что арча-виграха (скульптурное изображение Господа) отлично от изначальной Личности Бога; он думает, что Божество в храме олицетворяет Верховного Господа, тогда как продвинутый преданный видит в Божестве, установленном в храме, Саму Верховную Личность Бога. В его глазах изначальная форма Господа и арча-мурти Господа в храме неотличны друг от друга. Таким видением обладают преданные, достигшие высшей ступени преданного служения, или бхавы, любви к Богу. Неофит же относится к поклонению в храме как к своей повседневной обязанности.

Поклонение Божеству в храме – это составная часть жизни преданного. Каждый день он приходит в храм, чтобы увидеть Божество, облаченное в нарядные одежды. С благоговением он касается лотосных стоп Господа и поклоняется Ему, предлагая фрукты, цветы и вознося молитвы. Однако, чтобы достичь более высоких ступеней преданного служения, преданный должен смотреть на другие живые существа как на духовные искры, частицы Верховного Господа. Он должен выражать почтение каждому живому существу, которое так или иначе связано с Господом. И поскольку каждое живое существо, являясь неотъемлемой частицей Господа, изначально связано с Ним, преданный должен стараться увидеть духовное равенство всех живых существ. Как сказано в «Бхагавад-гите», пандит, или человек, обладающий знанием, не делает различий между ученым брахманом, шудрой, свиньей, собакой и коровой. Он не обращает внимания на тело, которое является всего лишь внешней оболочкой. Он видит не внешнюю оболочку брахмана, коровы или свиньи, а духовную искру, частицу Верховного Господа. Тот, кто не способен видеть в каждом живом существе частицу Верховного Господа, называется пракрита-бхактой, материалистичным преданным. Такой преданный еще не достиг духовного уровня и находится на низшей ступени преданного служения. Это, однако, не мешает ему выражать почтение Божеству в храме.

Хотя преданный и видит единую духовную природу всех живых существ, он общается далеко не с каждым. Из того, что тигр является частицей Верховного Господа, еще не следует, что мы должны заключать его в объятия, памятуя о его духовной связи с Верховной Личностью Бога. Общаться следует только с теми, кто развил в себе сознание Кришны. (далее…)


Главные идеи «Бхагавад-гиты», Умань, 10.01.2014 г.

Аннотация:

Лекция посвящена детальному изучению причин и последствий развития ложного эга.

***
Харе Кришна! Я очень рад видеть всех. Я прочитаю небольшой отрывок из введения в «Бхагавад-гиту» Шрилы Прабхупады.

Шрила Прабхупада в начале выпустил это введение в «Бхагавад-гиту», как отдельную книгу: «Введение в Гита-панишад». И, в сущности, в этом введении он рассказывает все основные идеи «Бхагавад-гиты» и объясняет, дает какое-то законченное объяснение. Давайте послушаем, что он пишет. Я прочитаю пару абзацев отсюда.

Материально оскверненное живое существо называют «обусловленным». Его ложное сознание проявляется в том, что оно считает себя порождением материальной природы. Такое сознание называют ложным эго. Тот, кто мыслит в рамках телесных представлений о жизни, не может осознать свое положение. Господь поведал «Бхагавад-гиту» специально для того, чтобы освободить Aрджуну от телесных представлений о жизни, и нам тоже необходимо освободиться от этих представлений; это первое, что должен сделать человек, вступающий на духовный путь. Тот, кто хочет избавиться от ложных концепций и обрести освобождение, должен, прежде всего, понять, что он не материальное тело. Получить мукти, или освобождение, значит избавиться от материального сознания. Определение мукти дано в «Шримад-Бхагаватам»: муктир хитванйатха-рупам сварупена вйавастхитих. Обрести мукти – значит освободиться от оскверненного сознания, присущего живым существам материального мира, и утвердиться в чистом сознании. Все наставления «Бхагавад-гиты» преследуют одну цель – пробудить в живых существах чистое сознание. Поэтому в последней главе «Бхагавад-гиты» Кришна спрашивает Aрджуну, очистилось ли теперь его сознание. Обладать чистым сознанием – значит действовать в соответствии с наставлениями Господа. Это главный признак очищенного сознания. Мы уже обладаем сознанием, однако, поскольку мы всего лишь частицы Господа, нам свойственно попадать под влияние материальных гун. Господь же, являясь Всевышним, никогда не попадает под их влияние. В этом разница между Верховным Господом и крошечными индивидуальными душами. (далее…)


Мантры, которые следует повторить ДО и ПОСЛЕ экадаши:


Мантры, которые следует повторить ДО и ПОСЛЕ экадаши:
1.Экадаши-врата-мантра
экадашйам нирахарах
стхитва’хам апаре’хани
бхокшйами пундарикакша
шаранам ме бхавачйуте
О лотосоокий Господь! О Ачьюта! Я буду соблюдать пост на Экадаши и прерву его на Двадаши. Пожалуйста, будь милостив ко мне, чтобы я не прервал свой обет.
(Хари-бхакти-виласа 13.25)

2. Мантра завершения обета поста в экадаши
агйана тимирандхасйа
вратенанена кешава
прасида сумукхо натха
гйанадршти прадо бхава
О Кешава! О мой Господь! Я ослеплён тьмой невежества. Милостиво будь доволен моим обетом и милостиво взгляни на меня. (далее…)


Открытие X ретрита учеников, Магдалиновка,07.08.2016 г.

Открытие X ретрита учеников, Магдалиновка,07.08.2016 г.

Харе Кришна!
Сегодня днем мы встречались с человеком, который подробно рассказывал нам о том, что Днепр, днепровские пороги, являются центром вселенной. По дороге сюда, в Магдалиновку, мы обсуждали этот момент. Из пяти человек, находившихся в машине, каждый выбрал свой собственный центр вселенной. Враджарену сказал, что центр вселенной, конечно же, в Магадане находится, потому что он родился там, и у него была очень солидная аргументация, обоснование центрального расположения Магадана. Виджай-говинда согласился с тем, что центр находится в Днепропетровске. У каждого были свои представления на этот счет. Для меня центр вселенной находится-таки в Магдалиновке. (Харибол!!!) Хотя я сказал, что Ташкент тоже хорошее место, но в реальности таким центром в моем сердце является это место. Здесь с ним связаны самые удивительные воспоминания.
Я думал сейчас, когда слушал других, что можно сказать. Мы все приходим в духовную жизнь, ожидая чуда. Мы все знаем, что люди верующие живут в ожидании чуда. Чудо необходимо нам, чудо должно подтвердить присутствие Бога в нашей жизни. Как правило, если читать какие-то книги, написанные людьми верующими, они рано или поздно рассказывают о каких-то чудесах, которые с ними случились, как Бог проявил Себя очень ярко в их жизни. Но, в сущности, если мы вдумаемся, мы часто не ценим обыкновенные чудеса. Улыбка может быть чудом. Помощь человеку, просто способность услышать другого человека тоже чудо. В своем желании увидеть какое-то невероятное, запредельное чудо, мы иногда забываем настоящие чудеса, которые случаются каждый день.

И чудо, что такое чудо? Чудо—это когда Бог откликается в ответ на нашу искренность. Когда Он так или иначе проявляет Себя, не может не проявить Себя. Обычно Он скрывается. Почему Он скрывается? Потому что людям в этом мире нет до Него дела и Он понимает, что до Него особенно дела нет. Но когда преданный очень искренне думает о Нем, зовет Его, просит Его так или иначе проявиться,-Он не может не проявиться. Он откликается, и это называется чудом.  Но чудо это также, когда человек, сосредоточенный на себе, мы все обычные люди и сосредоточены на себе,- вдруг начинает думать о других. Вдруг начинает отдавать свое сердце,– самое ценное, что у нас есть. И когда мы замечаем эти чудеса, то вот тут-то Кришна становится особенно доволен нами. Когда мы видим какие-то чрезвычайные чудеса—это не служение Кришне. Служение Кришне– это когда мы необычайно внимательны к другим и ценим все то, что они делают. Когда мы откликаемся благодарностью на каждое движение души другого человека. Эта способность жить с благодарностью, жить своим сердцем, жить и чувствовать другого человека—это настоящее чудо. (далее…)


Инициация, X ретрит учеников, Магдалиновка,12.08.2016 г.

Харе Кришна!
Сегодня мы провожаем в последний путь нескольких преданных, которые решили покончить со своим материальным существованием. И мы собрались все вместе по этому поводу, чтобы отпраздновать это событие.
Вайшнава-шастры утверждают, что человек, который принял посвящение, или дикшу, от духовного учителя, никогда больше не родится в этом мире. Разумеется, надо очень хорошо понимать, что значит посвящение. Посвящение не означает просто формальный обряд. Посвящение не является формальностью. Шрила Прабхупада очень часто подчеркивал этот момент, говоря, что момент инициации это всего лишь навсего начало. Само английское слово «инициация» означает начало. И что само по себе посвящение– это процесс, растянутый во времени. И задача человека, который начинает этот путь, а посвящение—это путь, не останавливаться, не поворачивать вспять, не пытаться так или иначе сойти куда-то в сторону с этого пути. И путь этот не простой. Путь этот очень не простой, потому что человеку нужно отдать свое сердце духовному учителю, отказаться от своей самостоятельности, от своей привычки самому выносить суждения. В конечном счете, от привычки судить. Если мы хотим определить человека, который идет по пути духовного развития, то этот человек отличается одним очень существенным качеством от всех остальных– он не судит, он не судья. Он не оценивает других. Почему? Потому что он, так или иначе, хочет обрести успех в духовной жизни, то есть прийти к Кришне, и это его главный интерес. Когда я начинаю судить других, это значит, что я смотрю не внутрь, это значит, что я смотрю вовне. И глядя вовне я оцениваю всех, сравниваю кого-то со своим эталоном, всегда не правильным. Конечно, разумеется, в некоторых случаях мое служение требует от меня, чтобы я выносил суждения. (далее…)


Вьяса-пуджа. Ответное слово, X ретрит учеников, Магдалиновка,13.08.2016 г.

Харе Кришна!
Слушать какие-то поздравления всегда неловко. Но, с другой стороны, это очень помогает представить себя на собственных похоронах. Потому что обычно подобные слова произносятся по соответствующему поводу. В этом мире в любых прославлениях всегда есть ложь. Потому что на самом деле по-настоящему прославления заслуживает только Кришна, и те, кто так или иначе смогли соединить свое сознание с Ним. По-настоящему прославления заслуживает только Кришна, потому что Он абсолютно совершенен, полон Сам в Себе. Все остальные живые существа так или иначе не совершенны. У всех есть склонность к обману, склонность ошибаться и другие несовершенства. Но если стоит действительно кого-то прославлять в этом мире помимо Кришны, то это людей, которые смогли преодолеть свое несовершенство благодаря связи с совершенным. Благодаря тому, что они почувствовали прикосновение совершенного в своей жизни. И самая большая проблема… И когда такой человек вступает в связь, в йогу с Богом, он приобретает качества, подобные качествам Бога. Это ни в коем случае не относится к вашему покорному слуге. Мне лучше всего это известно. Но мне хотелось поговорить о самом принципе сейчас, в этом ответном слове. Почему стоит кого-то прославлять. Стоит кого-то прославлять либо потому что он уже имеет эту связь с Богом, либо потому что он стремится ее получить и эти прославления даются ему в качестве аванса.
И признаки, по которым я могу различить в своем сердце, есть у меня связь с Богом или нет, является одно единственное качество,- это качество зависть. Если зависть по-прежнему присутствует в моем сердце, это значит, что связи нет или она условная. Когда связь устанавливается, сразу же из сердца уходит зависть. Зависть—это самый лучший индикатор того, насколько прочна наша связь с Богом; того, насколько мы приближаемся к Богу в процессе нашей практики. Поэтому в самом начале «Шримад-бхагаватам» говорится—парамо нирматсаранам сатам. (далее…)