Все лекции

Категория для лекций по умолчанию


Джапа-ретрит, Израиль, 27.05.2016 г.

Аннотация:

Четыре стадии медитации на звук. Нада-йога. В основе всего творения лежит трансцендентный звук. Аламбан для медитации. Образ, стоящий за звуком. Савитарка, нирвитарка, савичар и нирвичар. Две главные ошибки при медитации: отдаваться потоку мыслей и бороться с этими мыслями. Эка-таттва-абхйас. Основная цель медитации – навык постоянно концентрировать внимание. Беспокойная природа ума. Пять причин отождествления себя с телом. Авидйа и асмита. Бандха и самбандха. Отношения с материей – всегда рабство для души. «Безвыигрышная лотерея». Самбандха – идеальные отношения, предполагающие настоящую свободу. Закрытые и открытые чакры… Две основные позиции ума: герой и наблюдатель. Позиция наблюдателя – позиция человека. «…Нет, это не я, кто-то другой..». Самое ценное, что у нас есть. Три категории ценностей по Виктору Франклу. Состояние наблюдателя должно стать нашим постоянным настроением. Выйти за пределы кармы. Настрой для джапы. «Взойти на колесницу Йоги». Процесс очищения нашего ума схож со стиркой..

***
Я немножко, в двух словах вчера рассказывал о теории, которая стоит за медитацией, чуть-чуть коснулся этой большой темы: о том каким образом ум находится в этом неравновесном состоянии и каким образом, с помощью желаний, он пытается вернуться в равновесное состояние, и как йога учит принципиально иному методу обретения внутреннего равновесия.

И мы сегодня будем продолжать это делать, продолжать практиковаться, и яснее понимать что же собственно происходит в процессе медитации и в процессе нашего, в кавычках, нормального состояния ума. Но вначале я хотел сказать о четырёх стадиях медитации на звук.

Медитация на звук очень большая тема, и есть специальный раздел в йоге, который называется нада-йога, нада-брахма-йога, когда брахман или дух в виде нады или звука становится главным объектом медитации. И человек начинает постепенно постепенно слышать этот звук внутри, потому что на самом деле мы созданы на основании этого звука. В «Шримад-Бхагаватам» приводится очень интересный пример: там говорится, что этот изначальный звук подобен тончайшему волокну в стебле лотоса.

Если вы когда нибудь изучали стебель лотоса, то там есть тончайшие, практически незаметные, тоньше чем волос, волокна. И наше тело, и все остальное, грубая материя, все это, так или иначе, точно так же находится внутри нас, или наросло на это волокно звука. Трансцендентный звук лежит в основе всего творения и в основе, в том числе, нашего тела. И когда мы повторяем этот звук, задача в том, чтобы войти как бы в резонанс с этим звуком, услышать этот звук внутри. Это не есть некий внешний звук. С помощью внешнего звука мы всего лишь навсего приближаем себя к пониманию или к слушанию этого внутреннего звука: внутренней духовной вибрации, которая лежит в основе нашего бытия. Йоги, которые прошли все эти ступени медитации бхакти-йоги, для которых звук является аламбаном. Буквально два слова я скажу об этом понятии. Аламбан значит подставка, support, нечто на чем держится что-то. И звук является такой подставкой или фундаментом для медитации. В каких-то других формах медитации материальный объект берётся за эту основу для медитации: уму нужно на чем-то сосредоточиться. Но сам Патанджали Муни говорит, что самым лучшим аламбаном, самой лучшей поддержкой для медитации, то, на что нужно сосредотачивать деятельность своего ума, то на чем сосредотачивается вся деятельность нашего ума, является духовный звук. Потому что при правильном сосредоточении мы сможем полностью слиться, условно говоря, с объектом этого звука, с тем, кого этот звук представляет. (далее…)


Поклонение Божествам

Литва (1.08.2009 г.) Шримад-Бхагаватам, 3.29.16

Аннотация:

Поклонение Божествам. Mатериальное видение, данное нам для того, чтобы наслаждаться, должно постепенно поменяться и первый шаг – это поклонение Божествам в храме. В конце концов я должен увидеть Бога во всем. Любовь должна проявляться в конкретной деятельности. История про Божество Сакши Гопала, которое пошло за Своим преданным в другую деревню. Вопросы: как применять принцип ахимсы в борьбе с вредителями; как избежать естественной деградации; о том, что кшатрии раньше охотились; правильно ли предлагать Божествам национальные или любимые блюда.

***

Мы читаем «Шримад-Бхагаватам», Песнь 3, глава 29, «Oписание преданного служения», текст 16:

мад-дхишнйа-даршана-спарша
пуджа-стутй-абхиванданаих
бхутешу мад-бхаванайа
саттвенасангамена ча

Перевод: Преданный должен регулярно посещать храм, созерцать Мои изваяния, касаться Моих лотосных стоп, предлагать Мне атрибуты поклонения и возносить молитвы. Он должен смотреть на мир с отрешенностью, порожденной гуной благости, и видеть единую духовную природу всех живых существ.

КОММЕНТАРИЙ Шрилы Прабхупады: Поклонение Божеству в храме входит в число обязанностей преданного. Оно предназначено главным образом для неофитов, но и продвинутые преданные не должны пренебрегать им. Неофит и продвинутый преданный, однако, по-разному воспринимают присутствие Господа в храме. Неофит считает, что арча-виграха (скульптурное изображение Господа) отлично от изначальной Личности Бога; он думает, что Божество в храме олицетворяет Верховного Господа, тогда как продвинутый преданный видит в Божестве, установленном в храме, Саму Верховную Личность Бога. В его глазах изначальная форма Господа и арча-мурти Господа в храме неотличны друг от друга. Таким видением обладают преданные, достигшие высшей ступени преданного служения, или бхавы, любви к Богу. Неофит же относится к поклонению в храме как к своей повседневной обязанности.

Поклонение Божеству в храме – это составная часть жизни преданного. Каждый день он приходит в храм, чтобы увидеть Божество, облаченное в нарядные одежды. С благоговением он касается лотосных стоп Господа и поклоняется Ему, предлагая фрукты, цветы и вознося молитвы. Однако, чтобы достичь более высоких ступеней преданного служения, преданный должен смотреть на другие живые существа как на духовные искры, частицы Верховного Господа. Он должен выражать почтение каждому живому существу, которое так или иначе связано с Господом. И поскольку каждое живое существо, являясь неотъемлемой частицей Господа, изначально связано с Ним, преданный должен стараться увидеть духовное равенство всех живых существ. Как сказано в «Бхагавад-гите», пандит, или человек, обладающий знанием, не делает различий между ученым брахманом, шудрой, свиньей, собакой и коровой. Он не обращает внимания на тело, которое является всего лишь внешней оболочкой. Он видит не внешнюю оболочку брахмана, коровы или свиньи, а духовную искру, частицу Верховного Господа. Тот, кто не способен видеть в каждом живом существе частицу Верховного Господа, называется пракрита-бхактой, материалистичным преданным. Такой преданный еще не достиг духовного уровня и находится на низшей ступени преданного служения. Это, однако, не мешает ему выражать почтение Божеству в храме.

Хотя преданный и видит единую духовную природу всех живых существ, он общается далеко не с каждым. Из того, что тигр является частицей Верховного Господа, еще не следует, что мы должны заключать его в объятия, памятуя о его духовной связи с Верховной Личностью Бога. Общаться следует только с теми, кто развил в себе сознание Кришны. (далее…)


Главные идеи «Бхагавад-гиты», Умань, 10.01.2014 г.

Аннотация:

Лекция посвящена детальному изучению причин и последствий развития ложного эга.

***
Харе Кришна! Я очень рад видеть всех. Я прочитаю небольшой отрывок из введения в «Бхагавад-гиту» Шрилы Прабхупады.

Шрила Прабхупада в начале выпустил это введение в «Бхагавад-гиту», как отдельную книгу: «Введение в Гита-панишад». И, в сущности, в этом введении он рассказывает все основные идеи «Бхагавад-гиты» и объясняет, дает какое-то законченное объяснение. Давайте послушаем, что он пишет. Я прочитаю пару абзацев отсюда.

Материально оскверненное живое существо называют «обусловленным». Его ложное сознание проявляется в том, что оно считает себя порождением материальной природы. Такое сознание называют ложным эго. Тот, кто мыслит в рамках телесных представлений о жизни, не может осознать свое положение. Господь поведал «Бхагавад-гиту» специально для того, чтобы освободить Aрджуну от телесных представлений о жизни, и нам тоже необходимо освободиться от этих представлений; это первое, что должен сделать человек, вступающий на духовный путь. Тот, кто хочет избавиться от ложных концепций и обрести освобождение, должен, прежде всего, понять, что он не материальное тело. Получить мукти, или освобождение, значит избавиться от материального сознания. Определение мукти дано в «Шримад-Бхагаватам»: муктир хитванйатха-рупам сварупена вйавастхитих. Обрести мукти – значит освободиться от оскверненного сознания, присущего живым существам материального мира, и утвердиться в чистом сознании. Все наставления «Бхагавад-гиты» преследуют одну цель – пробудить в живых существах чистое сознание. Поэтому в последней главе «Бхагавад-гиты» Кришна спрашивает Aрджуну, очистилось ли теперь его сознание. Обладать чистым сознанием – значит действовать в соответствии с наставлениями Господа. Это главный признак очищенного сознания. Мы уже обладаем сознанием, однако, поскольку мы всего лишь частицы Господа, нам свойственно попадать под влияние материальных гун. Господь же, являясь Всевышним, никогда не попадает под их влияние. В этом разница между Верховным Господом и крошечными индивидуальными душами. (далее…)


Мантры, которые следует повторить ДО и ПОСЛЕ экадаши:


Мантры, которые следует повторить ДО и ПОСЛЕ экадаши:
1.Экадаши-врата-мантра
экадашйам нирахарах
стхитва’хам апаре’хани
бхокшйами пундарикакша
шаранам ме бхавачйуте
О лотосоокий Господь! О Ачьюта! Я буду соблюдать пост на Экадаши и прерву его на Двадаши. Пожалуйста, будь милостив ко мне, чтобы я не прервал свой обет.
(Хари-бхакти-виласа 13.25)

2. Мантра завершения обета поста в экадаши
агйана тимирандхасйа
вратенанена кешава
прасида сумукхо натха
гйанадршти прадо бхава
О Кешава! О мой Господь! Я ослеплён тьмой невежества. Милостиво будь доволен моим обетом и милостиво взгляни на меня. (далее…)


Открытие X ретрита учеников, Магдалиновка,07.08.2016 г.

Открытие X ретрита учеников, Магдалиновка,07.08.2016 г.

Харе Кришна!
Сегодня днем мы встречались с человеком, который подробно рассказывал нам о том, что Днепр, днепровские пороги, являются центром вселенной. По дороге сюда, в Магдалиновку, мы обсуждали этот момент. Из пяти человек, находившихся в машине, каждый выбрал свой собственный центр вселенной. Враджарену сказал, что центр вселенной, конечно же, в Магадане находится, потому что он родился там, и у него была очень солидная аргументация, обоснование центрального расположения Магадана. Виджай-говинда согласился с тем, что центр находится в Днепропетровске. У каждого были свои представления на этот счет. Для меня центр вселенной находится-таки в Магдалиновке. (Харибол!!!) Хотя я сказал, что Ташкент тоже хорошее место, но в реальности таким центром в моем сердце является это место. Здесь с ним связаны самые удивительные воспоминания.
Я думал сейчас, когда слушал других, что можно сказать. Мы все приходим в духовную жизнь, ожидая чуда. Мы все знаем, что люди верующие живут в ожидании чуда. Чудо необходимо нам, чудо должно подтвердить присутствие Бога в нашей жизни. Как правило, если читать какие-то книги, написанные людьми верующими, они рано или поздно рассказывают о каких-то чудесах, которые с ними случились, как Бог проявил Себя очень ярко в их жизни. Но, в сущности, если мы вдумаемся, мы часто не ценим обыкновенные чудеса. Улыбка может быть чудом. Помощь человеку, просто способность услышать другого человека тоже чудо. В своем желании увидеть какое-то невероятное, запредельное чудо, мы иногда забываем настоящие чудеса, которые случаются каждый день.

И чудо, что такое чудо? Чудо—это когда Бог откликается в ответ на нашу искренность. Когда Он так или иначе проявляет Себя, не может не проявить Себя. Обычно Он скрывается. Почему Он скрывается? Потому что людям в этом мире нет до Него дела и Он понимает, что до Него особенно дела нет. Но когда преданный очень искренне думает о Нем, зовет Его, просит Его так или иначе проявиться,-Он не может не проявиться. Он откликается, и это называется чудом.  Но чудо это также, когда человек, сосредоточенный на себе, мы все обычные люди и сосредоточены на себе,- вдруг начинает думать о других. Вдруг начинает отдавать свое сердце,– самое ценное, что у нас есть. И когда мы замечаем эти чудеса, то вот тут-то Кришна становится особенно доволен нами. Когда мы видим какие-то чрезвычайные чудеса—это не служение Кришне. Служение Кришне– это когда мы необычайно внимательны к другим и ценим все то, что они делают. Когда мы откликаемся благодарностью на каждое движение души другого человека. Эта способность жить с благодарностью, жить своим сердцем, жить и чувствовать другого человека—это настоящее чудо. (далее…)


Инициация, X ретрит учеников, Магдалиновка,12.08.2016 г.

Харе Кришна!
Сегодня мы провожаем в последний путь нескольких преданных, которые решили покончить со своим материальным существованием. И мы собрались все вместе по этому поводу, чтобы отпраздновать это событие.
Вайшнава-шастры утверждают, что человек, который принял посвящение, или дикшу, от духовного учителя, никогда больше не родится в этом мире. Разумеется, надо очень хорошо понимать, что значит посвящение. Посвящение не означает просто формальный обряд. Посвящение не является формальностью. Шрила Прабхупада очень часто подчеркивал этот момент, говоря, что момент инициации это всего лишь навсего начало. Само английское слово «инициация» означает начало. И что само по себе посвящение– это процесс, растянутый во времени. И задача человека, который начинает этот путь, а посвящение—это путь, не останавливаться, не поворачивать вспять, не пытаться так или иначе сойти куда-то в сторону с этого пути. И путь этот не простой. Путь этот очень не простой, потому что человеку нужно отдать свое сердце духовному учителю, отказаться от своей самостоятельности, от своей привычки самому выносить суждения. В конечном счете, от привычки судить. Если мы хотим определить человека, который идет по пути духовного развития, то этот человек отличается одним очень существенным качеством от всех остальных– он не судит, он не судья. Он не оценивает других. Почему? Потому что он, так или иначе, хочет обрести успех в духовной жизни, то есть прийти к Кришне, и это его главный интерес. Когда я начинаю судить других, это значит, что я смотрю не внутрь, это значит, что я смотрю вовне. И глядя вовне я оцениваю всех, сравниваю кого-то со своим эталоном, всегда не правильным. Конечно, разумеется, в некоторых случаях мое служение требует от меня, чтобы я выносил суждения. (далее…)


Вьяса-пуджа. Ответное слово, X ретрит учеников, Магдалиновка,13.08.2016 г.

Харе Кришна!
Слушать какие-то поздравления всегда неловко. Но, с другой стороны, это очень помогает представить себя на собственных похоронах. Потому что обычно подобные слова произносятся по соответствующему поводу. В этом мире в любых прославлениях всегда есть ложь. Потому что на самом деле по-настоящему прославления заслуживает только Кришна, и те, кто так или иначе смогли соединить свое сознание с Ним. По-настоящему прославления заслуживает только Кришна, потому что Он абсолютно совершенен, полон Сам в Себе. Все остальные живые существа так или иначе не совершенны. У всех есть склонность к обману, склонность ошибаться и другие несовершенства. Но если стоит действительно кого-то прославлять в этом мире помимо Кришны, то это людей, которые смогли преодолеть свое несовершенство благодаря связи с совершенным. Благодаря тому, что они почувствовали прикосновение совершенного в своей жизни. И самая большая проблема… И когда такой человек вступает в связь, в йогу с Богом, он приобретает качества, подобные качествам Бога. Это ни в коем случае не относится к вашему покорному слуге. Мне лучше всего это известно. Но мне хотелось поговорить о самом принципе сейчас, в этом ответном слове. Почему стоит кого-то прославлять. Стоит кого-то прославлять либо потому что он уже имеет эту связь с Богом, либо потому что он стремится ее получить и эти прославления даются ему в качестве аванса.
И признаки, по которым я могу различить в своем сердце, есть у меня связь с Богом или нет, является одно единственное качество,- это качество зависть. Если зависть по-прежнему присутствует в моем сердце, это значит, что связи нет или она условная. Когда связь устанавливается, сразу же из сердца уходит зависть. Зависть—это самый лучший индикатор того, насколько прочна наша связь с Богом; того, насколько мы приближаемся к Богу в процессе нашей практики. Поэтому в самом начале «Шримад-бхагаватам» говорится—парамо нирматсаранам сатам. (далее…)


Лекция перед инициацией, Омск, 10.09.2016 г.

Раскрывается вся важность, глубина и серьезность посвящения. Нужно всю жизнь быть верным посвящению, духовному учителю, Кришне, а не только в момент принятия посвящения.
***
Шрила Бхакти Чайтанья Свами Махарадж объяснил, что посвящение – это процесс внутреннего преображения, поэтому оно сравнивается с новым рождением, когда человек в сущности переоценивает все то, что было у него раньше в жизни.
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: санскрит. Каждый человек соткан из веры. (нечеткое слово) человеческая основана на какой-то вере и посвящение означает, что мы меняем свою веру кардинальным образом. И что такое вера? Вера всегда подразумевает, что для нас становится что-то очень ценным, святым. Если мы хотим оскорбить веру другого человека, это значит задеть что-то, что для него свято. И перемена веры означает, иначе говоря перемену ценностей, перемену ценностной шкалы.
Ценности – это то, что направляет нас в жизни, то, что определяет курс нашей жизни. Человек всегда стремиться, чтобы в его жизни было что-то, что он ценит, что он считает по-настоящему ценным. И когда мы приобретаем новую веру или утверждаемся в этой новой вере, это значит что мы приобретаем новые ценности. И в сущности повторять святое имя без оскорблений значит очень последовательно жить в соответствие с этими ценностями.
Если для нас ценны преданные, то мы не будем их оскорблять. Если мы их оскорбляем, это значит, что автоматически мы придаем свою собственную веру. Это значит, что мы так или иначе не понимаем, что преданные являются очень важной частью в нашей жизни, они те от кого мы получаем реальную подпитку, поддержку в нашей духовной жизни. Точно так же ценным становится имя Кришны и мы не можем сравнивать это имя Кришны ни с чем другим. Не ставим его на один уровень с именами каких-то полубогов. (далее…)


Ретрит «Киртан-мела» Алтай 16.07.2015.

Лекция ЕС Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа на ретрите «Киртан-мела» на Алтае 16.07.2015.

БВГМ: У всех есть чётки? Вчера мы прочитали четыре первых стиха из второй главы «Бхаджана-рахасьи», и сегодня я надеюсь прочитать ещё восемь стихов оттуда. Вчера мы объясняли три первых строчки второго стиха «Шикшаштаки».

намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис
татрарпита нийамитах смране на калах
этадриши тава крипа бхагаван мамапи

Ты вложил все Свои энергии в Свои имена, ниджа-сарва-шактис. Вчера мы объясняли, что даже материальный звук, если он правильно произносится, обладает огромной силой, он несёт в себе энергию. Я забыл сказать вчера, что йога объясняет, что каждая из чакр, соответствует пяти первоэлементам, пяти стихиям, из которых состоит этот мир. Каждая из семи чакр соответствует первоэлементам и имеет биджа-мантру: лам, вам, рам, йам, хам. Начиная с муладхара-чакры, которая контролирует элемент земли. Если человек научился правильно произносить звук «лам», то он станет очень стабильным. Он будет контролировать элемент земли. Если человек научился правильно, с уважением произносить звук «вам», то он сможет ходить по воде. Если он будет правильно произносить звук «рам», то он будет переваривать всё как следует. Полезно. Йам, хам… Это основные биджа-мантры, которые приводят в действие чакры, активизируют чакры на нашем позвоночнике и помогают обрести материальные силы. На лепестках лотосов чакр также находятся все звуки санскритского алфавита. Поэтому на санскрите слово «я» означает «ахам». А – это первая буква санскритского алфавита. Хам – это последняя буква санскритского алфавита. Ахам, я – это кто? Я – это все эти звуки. Я состою из этих звуков, из этих вибраций. Ахам, я включаю в себя всё. В русском я – это последняя буква алфавита (смеётся). Эту концепцию нужно хорошо понимать. Это очень помогает для нашей проповеди, чтобы объяснять, каким образом воздействует звук.

Я также говорил, что имена воздействуют по-другому, что для имени абсолютно не важна техническая точность произношения. Потому что имя работает по-другому. Именно поэтому, когда преданные начинают писать, что когда в киртане поётся Рамо, то это апарадха киртана, нужно убегать с этого киртана, заткнув уши. Вот тот, кто убежит с такого киртана, он как раз апарадхи. Потому что и Рамо, и Рама, и все остальные слышат, если мы искренне Их зовём. Смысл не в этом, смысл в том, чтобы искренне обращаться к Богу и понимать, Кто такой Бог, к Кому мы обращаемся. Поэтому я объяснял вчера, что эти изначальные санскритские имена, которые являются вечными именами Бога, которые открыты в Ведах, которые увидели великие мудрецы, – это не придуманные имена. Это не какие-то звуки, которыми мы условно обозначаем Бога, предписывая Ему какие-то свои концепции, а имена, несущие в себе вечные качества Бога, содержащие в себе эти вечные качества Бога. Они являются самыми главными именами.

Шрила Бхактивинода Тхакур вслед за Санатаной Госвами объясняет, что энергия, которую Кришна, или Бог, вложил в эти имена, – это духовная энергия очищения, энергия, которая помогает нам приблизиться к Богу. Это не просто материальная энергия контроля над материальными элементами, или управления психическими силами и так далее. Это гораздо более тонкая и могущественная энергия, очищающая всё наше существо. Всё, что есть во всех остальных обрядах, ритуалах и методах духовного совершенствования, есть в этих именах. Единственное, что нужно делать, – это избегать оскорблений, о чём мы будем говорить сегодня и в следующем году, если кто-то приедет. В этой главе сорок четыре стиха, так что нам ещё на два ретрита хватит. Единственное, что нам нужно хорошо знать, – надо избегать оскорблений, и нам нужно понимать смысл святого имени, или вечных качеств Бога, которые содержатся в этом имени. Поэтому Шрила Прабхупада объяснил значение мантры. Когда мы произносим имя, мы должны понимать к Кому мы обращаемся. (далее…)


Завершение картика-враты. Лекция перед ягьей, (10.11.2011 г.)

Диск «Праздничные лекции за 2011 г.», л. 39
Аннотация:
Несколько слов о ритуале жертвоприношения.
***
Харе Кришна. Мы собрались, чтобы отметить окончание месяца картика. Сегодня раса-пурнима, полнолуние, один из тех дней, когда Кришна проводит танец раса. Во Вриндаване жизнь исполнена блаженства и каждый день там напоминает Кришне о том, что самое главное в этом мире – любовь. Этот месяц очень важный для нас, гаудийа-вайшнавов, потому что в течение этого месяца мы подносим лампадки Господу Дамодаре и, вспоминая о том, как Яшода привязала Его веревками своей любви, просим Его, чтобы Он навеки оставался оставался привязанным к нашему сердцу. Этот ритуал поднесения лампадок – напоминание нам и Кришне о том, что мы хотим любви и что любовь может привязать Его к нам. Когда Кришна привязан к нашему сердцу, то мы все время помним о Нем и это самое блаженное состояние, самое лучшее, что может быть с человеком.
Мы собрались, чтобы отметить торжественно окончание месяца картика. В течение целого месяца мы соблюдали какие-то обеты, и чтобы эти обеты закрепились, принесли свои плоды, свои результаты, и оставили какой-то след, по традиции проводится жертвоприношение.
Жертвоприношение – это ритуал, который имеет очень глубокий смысл. Мы говорим самарпайами – я приношу Кришне жертву. Самарпайами значит я полностью отдают что-то Кришне, самйак рупена арпайати – я отдаю что-то без каких-то условий. Самарпайами значит я отдаю что-то, не ставя каких-то условий. В материальном мире мы часто отдаем что-то, но мы всегда имеем условие: мы отдаем на каких-то условиях, чтобы к нам что-то вернулось. В нашей традиции, когда мы делаем самарпанам, то есть отдаем, это значит, что мы отдаем полностью и в конечном счете смысл этого в том, что мы хотим отдать самого себя. Это самое сложное – отдать свою собственную независимость, свое собственное эго, себя, но в этом окончательный смысл жертвоприношения. Мы приносим в жертву не гхи, у Кришны достаточно гхи, у Него много коров сурабхи, которые могут дать бесконечное количество молока.

Мы приносим в жертву не бананы, бананы там получше, чем Эквадорские, которые у нас есть, не зерна. Мы, в конце концов, приносим в жертву свое собственное эго или свою независимость. Даже небольшой шаг в этом направлении оставляет очень большой след и стирает очень большое количество грехов. Все грехи, отложившиеся в нашем сознании, – это результат злоупотребления свой независимостью, осознание себя хозяином, господином своей судьбы, и когда человек в этом эго начинает совершать какие-то поступки, делая себя последним критерием истины того, что хорошо и что плохо: что нравится мне – хорошо, что не нравится мне – плохо, в его сознании остается след, который называется грехом и который называется кармой, который заставляет человека рождаться снова и снова. Принося в жертву символически гхи и какие-то зерна, мы хотим избавиться от своей кармической обусловленности, от массы привязанностей, которые мы заработали, от неких механизмов реагирования на окружающую среду и, в конечном счете, мы хотим избавиться от этого ядовитого корня, который заставляет нас снова и снова рождаться в этом мире и проживать какую-то в бОльшей или меньшей степени бессмысленную автоматическую жизнь, отрабатывая свою карму.

Мы, вы все знаете, читали защитны матры для того, чтобы защитить наш храм. Понятно, что, в конце концов, защищает храм Кришна, но наши молитвы помогают Ему это сделать. Сегодня мы будем вместе с мантрами, вместе с зерном и с огненным ритуалом повторять те же самые мантры для того, чтобы они закрепились, отложили след в нашем сознании. Еще раз, главный смысл жертвоприношения в том, что уходят какие-то слои, пласты нашей обусловленности, нашей независимости и наша зависимость от Кришны усиливается. В этом смысл.
В течение всего жертвоприношения мы периодически повторяем мантру идам кришнайа, идам на мама, идам ачйутайа идам на мама, … – это означает, что мы вербально, на словах, говорим: «Кришна, это принадлежит Тебе и в процессе этого, еще раз, надо попытаться принести в жертву себя, свою собственную независимость, свое эго. В костер прыгать не надо, это не рекомендуется, но мысленно внутренне почувствовать свою зависимость и связь с Кришной этот ритуал нам позволит. Давайте сейчас сосредоточимся на этом. И конечно же, сама цель – защитить наш храм, мы ставили ее перед собой для того, чтобы у нас оставалась возможность продолжать служить Кришне здесь, продолжать служить Кришне вместе. Поэтому мы собрались все вместе для того, чтобы закрепить эти результаты. Шри харинам-санкиртана-йагйа ки! Джая! Шрила Прабхупада ки! Джая!

Из четырех частей состоит жертвоприношение: сначала будет «Пуруша-сукта», это мантра, которая описывает изначальное жертвоприношение, которое показывает жертвенную природу Самого Бога. Сам Бог принес Себя в жертву для того, чтобы все то, что мы видим, появилось для нас. Это изначальное жертвоприношение, изначальный Пуруша из Себя, из частей Своего тела, создал все то, что есть и жертвоприношение начинается с этой мантры. Потом мы прочтем вместе с возлиянием Шри Шанаишчару Шри Нрисимхе и потом мы прочтем мантру, обращенную к одному из аспектов Кришны, к Его Сударшане-чакре, которая дарует победу и помогает человеку обрести триумф над своими низкими тенденциями и низкими демоническими силами. Завершится все это подношением вайшнавов, потому что вайшнавы дороги Кришне. Мы не можем подносить что-то Кришне и забыть о вайшнавах. Вайшнава-хома. Это наша программа. Давайте сосредоточимся на смысле этого всего и чем глубже мы проникнемся в него, тем сильнее будут результаты. Спасибо.