17 сентября — день явления Шрилы Бхактивинода Тхакура


03

Л.10. Бхактивинода Тхакур. Сурабхи-кунджа. 18.02.2013. Навадвипа-мандала-парикрама. 

Аннотация: В лекции раскрыт глубокий смысл бхаджана «Нитьянанда Махаджан» с разбором комментария к нему, данного автором,  Бхактивинодой Тхакуром.
Истории из жизни Бхактивинода Тхакура.

Харе Кришна! Пожалуйста, дайте мне благословения сказать что-то, что сможет так или иначе …
Крики из аудитории: Хари Бол!
— Спасибо.
Прабху, который стоит у меня за спиной, все время хочет, чтобы мы спели «Сурабхи кунджете». Обязательно споем еще один бхаджан здесь. Но я хотел начать наш рассказ о Бхактивиноде Тхакуре с этого бхаджана, потому что этот бхаджан програмный.

Шрила Бхактивинода Тхакур написал очень подробный комментарий к этому бхаджану, который занимает несколько страниц формата А4. И опубликовал этот бхаджан вместе со своим комментарием, а так же одиннадцатью другими песнями в виде небольшого буклета, которым пользовались все члены его нама-хатты. Он очень хотел, чтобы люди постоянно пели этот бхаджан, преданные пели этот бхаджан и понимали смысл этого бхаджана очень глубоко. Потому что в нем вся программа движения, начатого Бхактивинодой Тхакуром. В нем вся программа движения, которое продолжил Бхактисиддханта Сарасвати, и довел до такого блестящего совершенства Шрила Прабхупада.

Все то, что нам нужно знать, для того чтобы правильно практиковать сознание Кришны находится здесь, в этом простом, маленьком бхаджане, состоящим всего навсего из восьми строк. И если мы поймем смысл этого бхаджана, мы сможем практиковать сознание Кришны правильно так, что результат этой практики придет очень скоро, и сердце наше будет таять от любви к Богу.

В этом бхаджане Шрила Бхактивинода Тхакур говорит о вещах, о которых до него не говорил практически ни один из ачарьев вайшнавов. Он, будучи ачарьей нашего века, приспособил или дал возможность практиковать сознание Кришны везде, всюду и достичь того же самого успеха, которого достигали личные спутники Господа Гауранги. Поэтому я сказал в самом начале, сегодня около самадхи Чханд Кази о том, что сегодня у нас будет в высшей степени практическое обсуждение, и оно будет проходить на основании этого бхаджана и на основании личного примера Бхактивиноды Тхакура. Я очень прошу вас, слушайте внимательно.

Бхактивинода Тхакур в одной из своих книг написал, эти слова стоят у истоков движения Сознания Кришны, о том, что Шри Чайтанья Махапрабху пришел не ради горстки своих последователей. Шри Чайтанья Махапрабху пришел даже не ради людей Индии. Шри Чайтанья Махапрабху пришел на эту Землю ради каждого человека, который жил и будет жить на Земле, ради их спасения, дживера каран. Чтобы спасти обусловленные души, чтобы принести им счастье Сознания Кришны и счастье освобождения от мук материального существования всем живым существам в этом мире. И там же, следом за этим утверждением, которое пришло к нему в результате его глубочайшей медитации на миссию Господа Чайтаньи, на понимание этой миссии и одновременно с этим на осознание того, что так или иначе по той или иной причине эта миссия не случается сейчас. Что-то не то, что-то происходит не так. Что-то люди делают неправильно, и последователи Чайтанья Махапрабху где-то совершили ошибку того, что движение это не распространяется. Там же, вслед за этим утверждением, что Чайтанья Махапрабху пришел ради каждого человека на Земле, чтобы каждому человеку на Земле дать самое высшее, самое высшее каждому самому падшему, он говорит, что очень скоро настанет день, и он молит о том, чтобы этот день настал скорее, когда люди со всех стран мира: Из Франции, из России, из Германии, из Америки, из 6.45??? приедут сюда, в эту святую дхаму, в Навадвипу и, вскинув руки, в великом экстазе будут петь: — Джая Шачинандана Гаура Хари! Смело сделал это предсказание, в то самое время, когда о Чайтанье Махапрабху практически забыли в Его родной Бенгалии. Никаких оснований на первый взгляд у Бхактивинода Тхакура для этого не было, потому что люди Бенгалии становились все более и более материалистичными. Имя Шри Чайтаньи Махапрабху и имя вайшнавов было покрыто какими-то проблемами, которые тянулись за ними, накопленными на века. Тринадцать еретических сект практически скрыли чистое учение Господа Чайтаньи из сознания людей, украли от них.

И также, вслед за этим, после того как он говорит, что очень скоро люди из Франции, из Пруссии?, из России, из Америки соберутся здесь. Он говорит, что скоро придет великий ачарья, который объедет весь мир, и в каждом уголке этого мира будет побуждать людей, подняв руки, петь святые имена: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Мы все знаем, кто этот великий ачарья: Его Божественная Милость Абхай Чаран Бхактиведанта Свами Прабхупада. Кому выпала удивительная честь исполнить это предсказание Бхактивиноды Тхакура, своего парам-гуру. Но основу фундамента этого движения заложил здесь, на Годрумадвипе, сам Бхактивинода Тхакур.

Еще раз, он объясняет это в маленьком бхаджане. Я не буду подробно читать комментприй, но я тем не менее скажу несколько важных моментов из комментария Бхактивиноды Тхакура к этому бхаджану:         
надия годруме нитйананда махаджан
патийячхе нама-хатта дживера каран

Здесь, на Годрумадвипе, Нитьянанда-Махаджан открыл рынок святого имени. Ради Чего? Эта песня называется «Агйатахал». Агйатахал буквально значит «следить за тем, чтобы приказ «Гауранги Махапрабху» исполнялся неукоснительно. Тахал значит «патруль». И этим преданным, который стал следить за неукоснительным исполнением приказа Господа Гауранги. Какого приказа Господа Гауранги? боло ‘Кришна’, бхаджо кришна, коро кришна-шикша был Господь Нитьянанда. Бхактивинода Тхакур говорит, что этот Господь Нитьянанда во исполнение приказа открыл нама-хатту или рынок святого имени дживера каран ради блага всех живых существ. И он объясняет, что на этом рынке святого имени Господь Нитьянанда исполняет роль директора рынка. Мы знаем, что директор рынка это очень прибыльная должность. Люди отовсюду сходятся, чтобы торговать своими вещами, а директор рынка, он взимает с них налоги.

Бхактивинода Тхакур объясняет, что только великие Махаджаны могут быть настоящими надзирателями этого рынка, которые следят за тем, чтобы на рынке был порядок и за тем, чтобы ничего дурного, никакого испорченного товара не продавалось на этом рынке. Обязанность директора рынка следить за тем, чтобы только качественный товар продавался на этом рынке.
И мы знаем, что в материальном мире, как выражается один мой знакомый бизнесмен: «Людей легко коррумпировать». Можно подойти и коррумпировать. Бхактивинода Тхакур говорит: «Нитьянанда Махаджан», — тот, кого коррумпировать нельзя. Он следит за тем, чтобы чистое святое имя и только чистое святое имя всегда распространялось на этом рынке, и чтобы оно распространялось на этом рынке за верную цену. За какую цену? шрадхаван джан хе! шрадхаван джан хе! Люди, у которых есть шраддха, собирайтесь сюда, на этот рынок святого имени, здесь будет даваться нечто в высшей степени ценное.
Как Шрила Рамананда Рай в своем знаменитом стихе говорит об этом:
кршна-бхакти-раса-бхавита матих
крийатам йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мулйам экалам
джанма-коти-сукртаир на лабхйате
(ЧЧ, Мадхья, 8.70).
Рамананда Рай говорит в этом стихе, что если вы услышите где-то, что продается кршна-бхакти-раса-бхавита матих, или Сознание Кришны, (Шрила Прабхупада именно эту фразу, санскритскую, это выражение на санскрите перевел как Сознание Кришны), то обязательно приходите и покупайте этот товар, потому что его невозможно приобрести ни за какую цену, кроме лобхи или желания. Но здесь Бхактивинода Тхакур говорит, что чистое святое имя можно приобрести за простую цену, за цену шраддхи.
Если у вас есть шраддха, будь то в форме веры в священные писания или шраддха в виде лобхи или жадности, вы сможете приобрести чистое святое имя, здесь, на рынке святого имени. Он говорит: прабхур агйай, бхаи, маги еи бхикша, О люди веры по приказу Господа Гауранги, о братья, я прошу вас для того, чтобы вы исполнили Его волю. Какую волю? боло ‘Кришна’, бхаджо кришна, коро кришна-шикша. На бенгали это не шикша, а шикха, коро кришна-шикха.

Комментируя этот стих, он говорит, что Нитьянанда-Махаджан, бьет в караталы и зовет: «Эй, собирайтесь сюда, собирайтесь сюда, люди веры и покупайте чистое святое имя, покупайте поскорее чистое святое имя, то есть принимайте чистое святое имя». Объясняя эту вещь, Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что есть также две других разновидности святого имени. Одна разновидность святого имени называется чхайа намабхас. Чхайа намабхас, это святое имя, которое повторяет человек, просто встретившийся с преданными, обретший от них веру, но еще не обладающий достаточной чистотой, чтобы повторять святое имя и это чхайа намабхас. Это всего лишь навсего отражение чистого святого имени, или тень святого имени, которое находится в сердце преданного. И чхайа намабхас это то, с чего мы неминуемо начинаем свою духовную практику. Почему мы повторяем святое имя? Не потому что мы поняли, что святое имя содержит в себе весь нектар, который только может содержаться, а потому что мы увидели какого-то преданного, увидели, что он хороший человек, и он хочет, чтобы мы повторяли святое имя и мы думаем: «Если он хочет, чтобы мы повторяли святое имя, мы будем повторять святое имя». Ну, я не знаю как с вами, но со мной было именно так. Ко мне пришел мой друг и сказал: «Повторяй святое имя». Я сказал: «Ну если ты хочешь, я буду повторять, по крайней мере попробую, хуже не будет». Это была моя логика. У меня не было ровным счетом ничего кроме веры в того, от кого я получил святое имя. У меня даже не было веры в святое имя, но маленькая вера в человека, от которого я получил святое имя была, эта маленькая вера, в конце концов, привела меня сюда, на этот помост. (смех) Только она, ничто другое. Никакой другой причины у этого не было.

Бхактивинода Тхакур говорит, что если человек не имеет никаких особенных желаний, повторяет святое имя, потому что он поверил в преданного, и в то счастье, которое испытывает преданный, он поверил в этот путь, видя преданного и восхитившись преданным….  А я на самом деле, анализируя понял, что меня восхищало в этом человеке. Меня восхищало в нем то, чего не было у меня, потому что нас всегда восхищает то, чего у нас у самих нет. Меня восхищало в нем то, что он мог бросить все, заниматься не понятно чем, ездить в каком-то телячьем вагоне. Он окончил вместе со мной МГУ, до этого он окончил спец. школу в Новосибирске для особо одаренных детей. И этот человек, не понятно чего ради бросил все это, едет в каком-то телячьем вагоне, занимается непонятно чем. Я все думал: «Наверное, он что-то нашел, но нельзя же иначе. Наверное, у него что-то есть». И эта вещь, вера в человека и в святое имя, которое он нам дает, она может нас, в конце концов, спасти.

Он говорит, что есть другая разновидность святого имени, которая не спасет нас. К сожалению это тоже разновидность святого имени, которая часто встречается среди преданных. Это когда я повторяю святое имя для того, чтобы обрести что бы то ни было еще, помимо любви к Богу. Когда я думаю, что святое имя сделает меня богатым, даст мне жену, сделает меня счастливым, поможет мне преодолеть экономический кризис, поможет мне оплатить свои долги банку, в который я залез, или на худой конец поможет мне избавиться от моих страданий, от которых я измучился. Если мы повторяем святое имя таким образом, с этим желанием, и это желание заслоняет от нас желание любви к Богу, то такое святое имя называется пратибимба намабхас.

Бхактивинода Тхакур говорит, что пратибимба намабхас практически никогда не превращается в чистое святое имя. Чхайа намабхас очень легко, естественно само собой превращается в чистое святое имя. Пратибимба намабхас практически никогда не превращается в чистое святое имя. Есть только одно единственное исключение, если чистый преданный прольет на нас свою милость и благословит нас. И эта пратибимба или искаженная тень святого имени, искаженное отражение святого имени, вдруг непонятно как для нас самих, превратится в чистое святое имя. И это очень важный урок.
В жизни самого Бхактивинода Тхакура был случай, где он доказал это или проиллюстрировал этот урок. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада рассказывает об этом случае, что однажды они вместе со своим отцом (маленькому Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру в то время было где-то лет одиннадцать и даже меньше, лет шесть по-моему) они объезжали различные святые места Ориссы. Дедушка Бхактивиноды Тхакура, о котором у нас будет особый рассказ, была удивительная личность. Перед своим уходом сказал ему, что ты обязательно должен объехать разные святые места Ориссы и разные храмы Ориссы. И по воле своего деда Бхактивинода Тхакур сделал это. Хотя это не Орисса была, извиняюсь, это была Кулинаграмма. Но не важно. Они путешествовали вместе с маленьким Бимала Прасадом и остановились в каком-то доме. Их поместили на ночлег в каком-то храме полуразрушенном. Утром местные жители пришли и спросили: «Как вы спали?» Бхактивинода Тхакур сказал: «Замечательно спали, потрясающе спали!» Они сказали: «Как? И никто вас не беспокоил?» Бхактивинода Тхакур сказал: «Нет, никто не беспокоил. А что?» А он: «Тут же живет брахма-ракшас. Этот брахма-ракшас преследует всех, кто останавливается здесь. Неужели брахма-ракшас не приходил?» Бхактивинода Тхакур сказал: «Приходил». «И что случилось?» – местные жители были в высшей степени заинтересованы, что же произошло, когда он пришел. Он говорит: «Он пришел, я сказал: ’’Харе Кришна’’, и он ушел. И больше никогда уже не придет». В ответ на это местные жители удивились еще больше. Они сказали: «Этот брахма-ракшас сам Харе Кришна повторял. Этот брахма-ракшас, это приведение местного пуджари, который жил в этом храме. Он всю свою жизнь повторял: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Каким образом вы сказали Харе Кришна и избавили этого брахма-ракшаса, спасли его? Как это случилось, как это могло произойти?» И в ответ на это Бхактивинода Тхакур произнес стих из «Према-виварты» Джагадананды Пандита. Где Джагадананда Пандит говорит, что есть святое имя, но если человек питает в своем сердце материальные желания, то он не повторяет святого имени, он повторяет слоги святого имени нама-акшар, не святое имя само по себе. И это святое имя не может его ни от чего избавить. Это приводит к тому, что привидением рождаются в следующей жизни.

Бхактивинода Тхакур сказал, что этот пуджари был очень греховным человеком, и он пользовался святым именем ради самого себя. Он пользовался святым именем как инструментом для того, чтобы прославить самого себя. И ради этого он повторял: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Я говорю это, обращаясь ко всем проповедникам чистого святого имени: «Будьте осторожны». Поэтому Бхактивинода Тхакур вначале говорит, что этим директором рынка святого имени должен стать Господь Нитьянанда. Только он поможет вам продавать чистое святое имя, только он должен помочь нам избавиться от этой проблемы. И Бхактивинода Тхакур, объясняя этот момент, он говорит, что повторять святое имя нужно с чистым нелицемерным сердцем, акайтава хридой. Акайтава хридой значит что кайтавы, обман или желание получить что-то себе взамен за то, что я это делаю не должно быть у нас, мы должны изгонять их.

Бхактивинода Тхакур сказал, что есть два качества, которые приводят к тому, что человек достигает успеха в бхаджане. Два качества, всего два качества. Даже люди Кали-юги, даже люди из России смогут запомнить, всего два качества: простота, что значит акайтава. Простота значит – я делаю, потому что мой гуру хочет, чтобы я делал. Не для себя, ни для чего-то еще. Простота значит: я стараюсь быть максимально простым и искренним. И второе – решимость. И два этих качества, Бхактивинода Тхакур сам олицетворение этих двух качеств. Он олицетворение полной прозрачности и простоты, полной правдивости, когда никто не сможет найти даже под микроскопом, изучая его жизнь, он никогда не сможет найти, что он действует и живет чуть-чуть хотя бы по-другому, чем то, что он говорит и то, что он проповедует. Это простота, о решимости мы поговорим. Эта кайтава хридой приводит к тому что имя, которое мы повторяем становится пратибимба намабхас.

Дальше он говорит удивительную вещь, комментируя этот стих, что в сущности в зависимости от вашей веры, от качества вашей веры вы можете повторять чистое святое имя либо на пути видхи марга, либо на пути раги. Если у вас есть лобха, хорошо, если у вас нет лобхи, тоже хорошо, тоже не плохо. Человек может повторять чистое святое имя даже следуя путем видьи или вайдхи, если у него просто есть вера в священные писания, этого достаточно.

Распространяя движение повсюду, Бхактивинода Тхакур понимал, что не у всех появится особая квалификация, для того чтобы следовать раге, но это не важно, это не так важно. Важнее чтобы человек смог обрести чистое святое имя. В конце концов, святое имя само научит его и даст ему все. Интересно, что было дальше? (ответ: да, Хари бол!)

Самый важный стих этого бхаджана последний, четвертый. Третий стих тоже важный, апарадха-шунйа хо’йе боло кришна-нам. Пожалуйста, очень тщательно избегай всех оскорблений и просто прими имя Кришны, хорошо зная, в чем заключается оскорбление. Кришна мата, кришна пита, кришна дхана-пран, Кришна – твоя мать, Кришна – твой отец, Кришна дхана-пран – твое богатство и твоя жизнь. Бхактивинода Тхакур объясняет в комментарии подробно оскорбления святого имени. Мы все знаем, что есть эти десять оскорблений святого имени, и мы много раз их повторяли. Но мы часто не даем себе труда понять, каким же образом эти оскорбления святого имени проявляются в моей собственной жизни, как мы не выполняем то простое наставление, которое мы много раз слышали апарадха-шунйа хо’йе боло кришна-нам. Прими кришна-нам и при этом тщательно старайся следить за тем, чтобы оскорбления не проявлялись  в твоем сердце.

И конечно же первое, самое главное оскорбление, это оскорблять вайшнавов. Если мы будем избегать хотя бы этого оскорбления, в любых видах никогда не оскорблять вайшнавов, то мы сможем достичь успеха в бхаджане. К сожалению мы постоянно повинны в том, что совершаем это оскорбление. Мы смотрим на вайшнавов и думаем: «Они обычные люди», — правильно? В «Падма пуране» говорится, что любой человек, который считает вайшнава обычным человеком, имеет адскую ментальность и всего лишь время отделяет его от того, чтобы он не привел в соответствие свое внешнее окружение со своим менталитетом, то есть не попал куда? В ад. Это адский менталитет. Это не обычный человек, это необычный человек, необычный человек, какие бы дурацкие поступки он не делал. Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите» (9.30) садхур эва са мантавийах. Его решимость не по отношению к этому миру, так или иначе, не смотря ни на что, не смотря на все проблемы, не смотря на все недостатки, которые есть у него в уме, он стремится к Кришне. Это необычный человек, это садху. «Я приказываю вам», — говорит Кришна, са мантавйах, его нужно считать садху, вы обязаны его считать садху. Какое у нас есть право нарушать приказ и волю Самого Кришны? Кришна говорит: «Это садху», — а мы говорим: «Нет, он негодяй». Кришна говорит: «Это садху», — а мы говорим: «Нет, он преступник, я же знаю, я лучше знаю», — говорим мы. Я лучше знаю, я же вижу. Что ты видишь? Какими глазами мы смотрим на этих людей? Каким умом мы судим об этих людях? Умом, который осквернен гордыней, когда мы хотим опустить другого человека. Харе Кришна.

Я не буду подробно говорить обо всех оскорблениях, о которых говорит здесь Бхактивинода Тхакур, но когда я читаю огромный его комментарий, несколько вещей поразили меня. Он подробно объясняет четвертое оскорбление шрути шастры нинды, оскорбление священных писаний. Он объясняет, что относится к категории священных писаний. И он говорит, что по сути дела, для нас священные писания, это прежде всего «Бхагавад-гита» шастра, которая воплощает в себя в семистах стихах, всю ведическую сиддханту. Он говорит, что «Брахма-сутра» и «Шримад-Бхагаватам» как комментарий на «Брахма-сутру». Он объясняет, что есть «Саттвата-тантра» или тантра, которая объясняет, рассказывает, как нужно поклоняться Божествам. «Вайшнава-агама» и прежде всего «Нарада-панчаратра» и Бхакти-шастры, книги, написанные огромным количеством Махаджан, великих вайшнавов, которые содержат в себе комментарии на эти изначальные писания. Он говорит, что мы должны иметь конкретную веру во все эти шастры, понимать логику этих шастр и с огромным благоговением относится к ним. Он объясняет, у него оно правда шестым номером идет, седьмое оскорбление. Оскорбление, которое мы привыкли под номером шесть… и он дает интересное объяснение этому оскорблению. Он говорит, что когда человек повторяет святое имя с верой, то греховные последствия его поступков уничтожаются, и человек утрачивает вкус к греховным поступкам. Кто-то заметил это, что вкус уходит? Он говорит, что потом человек спохватывается и думает: «Как же я без грехов?» И не смотря на то, что особенного вкуса нет, человек все равно думает: «Ну как же так, ну я же должен наслаждаться в этом мире. Он совершает греховные поступки и думает: «Ну в принципе все нормально у меня, потому что я же знаю, как от этого избавиться: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Это, безусловно, оскорбление.

Он объясняет девятое оскорбление. У него оно под восьмым номером идет о том, что если мы чувствуем, что человек не обретет веру, то мы не должны ему рассказывать о святом имени. Если мы знаем, что этот человек обретет веру, можно рассказывать ему все что угодно. Но если мы понимаем, и есть категория людей, мы знаем, мне приходилось и приходится сталкиваться с такими людьми сплошь и рядом, я знаю, человек веру в святое имя не обретет. Он может поверить в меня, но в святое имя он вряд ли поверит. Такому человеку не нужно давать святое имя.

И он говорит также, что последнее десятое оскорбление это поддерживать в сущности свое отождествление с материальным телом и умом, считать себя материальным телом и умом. Если мы, не смотря на то, что мы много раз слышали что «Я» — душа, по прежнему подходим к зеркалу и говорим: «Это я –Хари бол!», — и видим морщинку у себя и думаем: «О, у меня морщинка», — придаем чрезмерное значение своему телу, то это апарадха. И он говорит: «О, люди веры шрадхаван джан хе! шрадхаван джан хе, пожалуйста, поклоняйся Кришне и пойми, что Кришна твой отец, твоя мать и все остальное, что мы связаны с Кришной, а не с этим миром». Он объясняет, что смысл этого стиха в чем? Почему мы совершаем оскорбления? Потому что мы продолжаем отождествлять себя с этим миром. Корень всех оскорблений наше настойчивое упрямое нежелание понять что «я» – душа и что я принадлежу Кришне, я связан с Кришной, что духовный мир это тюрьма. Да, мы думаем, что духовный мир – это тюрьма, что я попаду туда и буду там служить как раб, а здесь я могу наслаждаться. В этом проблема, в этом корень всех оскорблений. Он говорит: «Кришна мать, Кришна отец, Кришна богатство, Кришна жизнь, все остальное смерть». Наше отождествление с материальным миром ни к чему другому кроме смерти не приводит. Я хотел обрадовать вас: с вами ничего не случится кроме смерти. Единственное что с вами помимо смерти может случиться, это если вы любовь к Богу обретете. С нами может случиться любовь к Богу, несомненный факт. И самое главное, самое важное наставление, которое является фундаментом всего того что мы делаем, того движения которое начал Бхактивинода Тхакур и продолжил Бхактисиддханта Сарасвати, то что коренным образом отличает учение Бхактивинода Тхакура от учения многих ачарьев, эта мысль изложена в незамысловатом четвертом стихе.
Кришнера самсара коро чхади ‘аначар

Слушайте внимательно, что это значит. Бхактивинода Тхакур говорит здесь нам: «Перестаньте жить здесь, в материальном мире, и вы можете это делать прямо сейчас» Мы живем в нематериальном мире, мы живем в мире, который принадлежит кому? Кришне, кришнера самсара. Эта самсара чья? Самсара Кришны. Кришнера самсара коро чхади ‘аначар, поймите, что весь этот мир уже принадлежит Кришне, и что мы постоянно соприкасаемся с Кришной в виде Его энергий. И научитесь жить здесь, в этом мире, понимая, что это Кришна. Не откладывайте свое свидание с Кришной до следующей жизни, вы никогда с Ним не встретитесь, если вы будете откладывать свое свидание с Ним. Поймите, что Кришна проявляется здесь и сейчас: Он проявляется в виде преданных, он проявляется в виде Туласи, Он проявляется в виде Ганги, Он проявляется в виде «Шримад-Бхагаватам», Он проявляется в виде прасада, и более того эти проявления Кришны более ценны для нас, чем Сам Кришна. Бхактивинода Тхакур говорит, что эти проявления Кришны, что мы поклоняемся ашрая Бхагавану в большей степени и почитаем ашрая Бхагавана в большей степени, чем вишая Бхагавана. Сам Кришна, Это вишая Бхагаван. Он есть объект нашей любви, но если мы будем проявлять любовь по отношению к тому, кто любит Кришну или к тому, где Кришна проявляется и в конце концов даже по отношению к материальному миру, понимая, что он связан с Кришной, что это не просто нечто отделенное от Кришны, то тогда мы сможем по настоящему реализовать Кришну и осознать Кришну.

Он говорит, что для этого нужно сделать, чхади ‘аначар. Для этого человек должен отбросить все свои греховные склонности и жить праведной жизнью здесь. И по сути дела, это одна строчка, это формула дайви варнашрамы. Бъактивинода Тхакур, первый из наших ачарьев, снова вернул концепцию дайви-варнашрамы сюда, потому что ачарьи пренебрегали этой концепцией, они говорили: «Это материально». Бхактивинода Тхакур сказал: «Да, это материально, если это асурья-варнашрама. Если варнашрама становится средством моего счастливого пребывания здесь. в этом мире. Но если варнашрама становится средством моего служения Кришне, то это дайви-варнашрама. И Бхактивинода Тхакур в этом комментарии объясняя этот бхаджан говорит, что по сути дела независимо от того кем человек является, какое положение он занимает здесь, будь он брахмачари, грихастка, ванапрастха или санньяси. В этом положении он должен жить здесь, в материальном мире так, как будто бы это духовный мир. И он должен делать то, что он говорит в следующем стихе дживер дойа, кришна-нам сарва дхарма сар. Он должен проповедовать святое имя, и он должен сам повторять святое имя. И проповедуя и повторяя святое имя сам, он реализует самую суть священных писаний, и он сможет достичь полного совершенства. Слушайте внимательно, потому что еще раз, это самое главное из всего того что я хочу вам сказать, того что я говорю уже на протяжении нескольких дней последних. Меня в этой особой дхаме охватило недержание речи и мне сложно остановиться. Но вы можете забыть все остальное, но, пожалуйста, запомните одну эту вещь кришнера самсара коро чхади ‘аначар.

Бхактивинода Тхакур объясняет, что значит аначар, что значит эти грехи или поступки, которые противоречат пониманию того, что этот мир принадлежит Кришне. Он говорит: «Это значит воровство, это значит ложь, когда мы обманываем других, это значит попытки мошенничать, это значит неприязнь к другим живым существам в любом виде, это вожделение, это значит что мы причиняем боль, телесную боль другим существам, тем что мы занимаемся интригами и так далее». Он говорит: «Пожалуйста, живите праведной жизнью, честной жизнью здесь, честно зарабатывайте себе на жизнь». Мы не находимся с вами на уровне Шриваса Тхакура, мы не можем подойти к Ганге и сказать: «Раз, два, три», и Кришна в ответ на хлопок наших рук прибежит со всем тем, что надо. Заметили, что это не случается? Как правило, это не происходит.
Бхактивинода Тхакур говорит, каким образом нужно жить здесь и сам показывает пример этого. Почему я начал свою лекцию про него, с этого бхаджана? Потому что этот бхаджан и вернее эта строка кришнера самсара коро чхади ‘аначар дживер дойа, кришна-нам сарва дхарма сар, это ключ к пониманию всей жизни Бхактивиноды Тхакура. И он тот ачарья, чьему примеру мы должны следовать. Мы не можем следовать примеру Шри Чайтанья Махапрабху, мы не можем следовать примеру Шриваса Тхакура, Адвайта Ачарьи, но мы можем следовать примеру Бхактивинода Тхакура. Он показал, что значит честно жить в этом мире и одновременно с этим постоянно думать о Кришне. Он показал, что значит гопи-бхава, что значит практиковать жизнь гопи-бхавы. Как он практиковал свою гопи-бхаву? Шесть часов в день или больше он проводил в суде. Он исполнял свой долг, у него было десять детей. Десять! У кого-то из вас есть десять детей? Поднимите руку и громко крикните Хари Бол! Это будет одинокий крик, если будет. У Бхактивиноды Тхакура было десять детей, и все эти дети стали преданными высшего уровня. Среди них был Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада. У него была верная жена. Он уделял внимание им, при этом он жил безупречной, безукоризненной жизнью, показывая пример. И перед самой своей смертью, перед самым своим уходом в тысяча девятьсот восьмом году, за шесть лет до своего ухода он принял бабаджи вешу. Здесь в Свананда сукханда кундже из рук Гауракишора Даса Бабаджи он принял вешу или одежду отреченного человека. Надел на себя каупину и вешу, которую он сохранил после ухода Джаганнатха Даса Бабаджи. Джаганнатх Дас Бабаджи был его шикша-гуру и он облачился в его одежды, когда Джаганнатх Дас Бабаджи (мы завтра поедем к нему, в его бхаджан кутир) в возрасте ста сорока четырех лет покинул этот мир. Бхактивинод Тхакур как реликвию сохранил его вешу, зная, до самой смерти он вел отреченный образ жизни. Но когда он это сделал, за шесть лет до своей смерти, ему было семьдесят два года. В сорок восемь лет он попытался отречься. Когда ему было сорок восемь лет, он подумал что все эти обязанности, которые я исполняю, это слишком большой труд, слишком большая головная боль, непонятно что, я занимаюсь этим, целыми днями я провожу… Я еду во Вриндаван, я посвящу там себя целиком  бхаджану и погружусь в изучение священных писаний, все, хватит, сорок восемь лет, в пятьдесят лет веды говорят нужно отрекаться. И он уже полностью настроился на это, как Чайтанья Махапрабху пришел к нему во сне и сказал: «Подожди, подожди, во Вриндаван ты всегда успеешь. Оставайся здесь, езжай в Навадвипу, в Навадвипе тебя ждет небольшое дело, когда закончишь его, можешь отправляться во Вриндаван». Он так никогда и не поехал во Вриндаван. За всю свою жизнь он был во Вриндаване два раза. Поднимите, пожалуйста, руки и громко крикните Хари бол, те кто был во Вриндаване больше раз, чем Бхактивинода Тхакур.
— Хари бол!
— Я вас поздравляю с этим. (смех)
Но Бхактивинода Тхакур в сорок восемь лет сделал эту попытку, Чайтанья Махапрабху пришел к нему и сказал: «Оставайся здесь». И он перевелся сюда и стал судьей здесь, стал здесь руководить делами, и поселившись здесь, в Надии, он обосновался в Свананда-сукханда кундже, и британские власти настолько ценили его вклад в его служение, что они специально провели железную дорогу к его дому. Железная дорога, узкоколейка, которая пролегает здесь, была специально проведена для того, чтобы Бхактивинода Тхакур мог беспрепятственно, без пробок быстро достигать, ездить на работу в Кришнанагари. Это то, как он исполнял свои обязанности. Если бы он исполнял свои обязанности на работе, как это делает большинство из нас, думаете англичане бы провели железную дорогу? Они бы его уволили давно уже, они бы никакого дела с ним не имели. Он безукоризненно исполнял все то, что он делал, при этом оставался преданным высочайшего калибра.

Он учил нас: «Помните, вы живете в мире Кришны и чтобы жить в мире Кришны, живите честно, исполняйте честно свои обязанности и это будет дайви-варнашрама». Дайви-варнашрама не значит рассчитайтесь на брахманов, вайшьев, кшатриев и шудр. Сейчас я стану брахманом и буду всеми понукать, как часто мы думаем что такое дайви-варнашрама. Дайви-варнашрама значит: если я брахмачари, я честный брахмачари. Я живу в храме не потому, что мне некуда деваться, а я живу в храме, потому что я хочу проповедовать и хочу целиком заниматься духовной практикой. Хочу, чтобы у меня было много времени для духовной практики, я хочу изучать священные писания, я делаю это каждый день. Если я грихастка, то я честный грихастка. И у меня дети есть, у меня жена есть, и я исполняю свои обязанности. Я хожу на работу каждый день, в отличие от большинства современных грихастх, которые в основном в Индию ездят, месяца на три, «стрельнув» где-то деньги, взяв займ в банке и поехав. Если я ванапрастха, то я должен быть честным ванапрастхой, сыроедом.(смех) если только питаются кореньями сырыми. Если я санньяси, я честный санньяси. Я езжу повсюду, пытаюсь проповедовать Сознание Кришны, пытаюсь воодушевлять на это других людей.

И он говорит, что это то, что в конце концов приведет к тому, что нама, рупа, гунна, лилы Кришны раскроются перед нами в святом имени. Если человек ведет себя таким образом и одновременно повторяет святое имя, то тогда святое имя проявит свою милость к этому человеку. А если человек обманывает, то это не святое имя, это тень святого имени, это искаженное отражение святого имени.
Бхактивинода Тхакур был удивительным человеком, и он показал нам, что нам нужно делать. Люди, которые знали его, они говорят, что жизнь его была абсолютно безукоризненной. Я начну сначала, да? Немножко чуть-чуть расскажу про него У нас много времени нет к сожалению, хотя хотелось очень много чего рассказать про него. Он родился в очень богатой семье, в аристократической семье. Семья его, Датты, была одной из самых аристократических семей в Калькутте и одной из самых богатых. Отец его обеднел, правда, и дед его еще обеднел. Но совсем недалеко отсюда в полутора часах езды, недалеко от Ранагхат, есть место, где родился Бхактивинода Тхакур. По той или иной причине мы никогда не ездили туда, потому что для нас важнее приходить то место, где он начал свою проповедь, то место, из которого он открыл Йога-питх, истинное место явления Господа Чайтаньи. То место, в котором он написал удивительные книги, прославляющие Навадвипу, то место, с которого он начал обход Навадвипа-парикрамы, то место, с которого он начал свою проповедь нама-хатт. Он открыл пятьсот нама-хатт. В соответствии с современной классификацией он был чакраварти. Пятьсот нама-хатт, один, собственноручно! Один человек сделал переворот во всей Бенгалии! Один человек сделал это, послушайте! Да он родился  в Бернагари?, недалеко отсюда, примерно в часе езды отсюда или может быть чуть больше часа езды отсюда. До сих пор его поместье там осталось. Его сын Лалита Прасад Прабху жил там и сейчас там последователи Лалиты Прасада заведуют этим местом, заботятся об этом месте. И один мой друг Бхакти Бибудха Бодхаян Махарадж сказал, что он пытается приобрести у них это место, чтобы оно стало доступным для всех вайшнавов и, чтобы все вайшнавы, в том числе вайшнавы ИСККОН, могли оставаться там и изучать священные писания и книги Бхактивинода Тхакура. Если это произойдет, то это будет милость Бхактивинода Тхакура.

И он, в общем-то, ничего особенного не было, и он был да, он был благочестивым человеком. Но кто-то говорил даже, что он ел рыбу. Его семья как семья. Единственным исключением был его дед по отцовской линии. Дед его жил отдельно, и деда его звали Раджаваллабха Датта Этот дед в свое время был очень знаменитым человеком в Калькутте. У него была блестящая карьера, он был аристократом высшего порядка. Он очень хорошо знал шастры, ему поклонялись буквально люди, он был светским человеком. В какой-то момент что-то с ним произошло. Он бросил все, он бросил свою карьеру, бросил свое состояние, своих последователей и отправился в Чоти, маленькую деревню в Ориссе, и поселился там. И, поселившись там, отдельно от своей семьи, отдельно от всех остальных… Его сын Анандачандра, отец Бхактивиноды Тхакура, по прежнему жил в родовом поместье в Бернагари. Поселившись там, он целыми днями повторял: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Он был необычайно крепкий, необычайно здоровый человек. Он обладал мистическими силами. Про него рассказывают, что его развлечением было… Про него рассказывают, что когда Бхактивинода Тхакур иногда проводил время с ним в Чотиграмм, где кстати говоря по прежнему находятся Божества, которым поклонялся сам Бхактивинода Тхакур, Божества Радхи Мадхавы, те самые Божества, которым он написал бхаджан: джайа радха мадхава кунджа бихари. Там вайшнавы ИСККОН хотят построить храм в честь этих Божеств.

Когда Бхактивинода Тхакур проводил время со своим дедом, он видел, он смотрел на него целый день, с утра до вечера, с утра до вечера он повторял святое имя, он не делал ничего другого. Он даже не ел. Он ел один раз в двенадцать часов ночи, и он ел качори обычно, жареные. Он наедался качори, запивал их молоком, немножко, пару часов спал, потом опять начинал повторять Харе Кришна. Его развлечением было… Иногда он ходил по двору и видел змеиную нору. Он засовывал руку в змеиную нору, вытаскивал оттуда змею и раздавливал ее каблуком своим, Харе Кришна. Он был человеком необычайной физической силы, абсолютно полного бесстрашия. Он обладал мистическими силами, и уход его был удивительным. За короткое время до своего ухода…

Бхактивиноду Тхакуру тогда был двадцать один год, он был молодым человеком, полностью разорившемся, не имевшим денег, очень хорошо образованным. Я, к сожалению, не смогу подробно рассказать о его юности и о его поэтических произведениях, о том, как он изучал христианство, как он изучал Брахма-самадж, уже час, но я обязательно расскажу о том, что было, когда ему исполнилось двадцать один год. Он получил письмо от своего деда, и сказал: «Срочно приезжай ко мне, мне осталось жить всего совсем немного. Если ты не приедешь сейчас, то ты меня никогда больше не увидишь, а мне нужно сказать тебе очень что-то важное». Он был также астрологом, он сделал гороскоп Бхактивиноды Тхакура, и он мог видеть будущее. Он точно знал день своей смерти.

Бхактивинода Тхакур приехал туда, в Чоти, тем более что он был безработный. В то время он как раз обратился, по знакомству из Калькутты обратился, с просьбой устроиться на правительственную работу. Ему сказали, что он должен сдать экзамены на учителя в английской школе, он блестяще знал английский язык. Он в одиннадцать лет написал огромную поэму на английском языке. В одиннадцать лет! Поэма до сих пор сохранилась. У него были почитатели его поэтического дара среди англичан, британцев. Они преклонялись перед ним и перед его поэзией: «О, Бхактивинода Тхакур!»
Он приехал к своему деду, сдав какие-то экзамены, сдав свои бумаги, ожидая ответа. И когда он приехал, он к удивлению своему обнаружил абсолютно полностью здорового человека. Дед не проявлял никаких признаков человека, находящегося на смертном одре. Он был здоровым, ходил по-прежнему вытаскивал змей и по-прежнему занимался всем чем угодно.

Бхактивинода Тхакур сказал: «Зачем ты меня вызвал? Что с тобой?» Тот сказал: «Не волнуйся, не волнуйся, скоро, через пару дней ты все увидишь и все поймешь». Он сказал ему: «После того как я уйду из этого мира, пожалуйста, долго тут не оставайся. Тебя ждут великие дела». И он предсказал, что Бхактивинода Тхакур будет великим вайшнавом, что люди будут поклоняться ему в течение многих многих столетий спустя. И что он достигнет очень высокого положения в обществе при жизни и что он совершит нечто удивительное. На третий день после приезда Бхактивинода Тхакура у деда появилась маленькая температура, чуть чуть повышенная температура. Он позвал к себе Бхактивинода Тхакура. Бхактивинода говорит, что я подошел и увидел, что он делает. Он сел, выпрямившись на кровати, и сосредоточенно повторял: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, глаза его были закрыты. Тогда Бхактивинода Тхакур подошел к нему, в течение какого-то времени побыл с ним рядом. Вдруг его дед Враджаваллабха Датта открыл глаза и сказал: «В двадцать семь лет ты начнешь дело своей жизни, и все то что ты начнешь делать в двадцать семь лет, ты будешь делать на протяжении всей своей жизни. В двадцать семь лет случится поворот в твоей жизни. Он сказал тогда: «Ты станешь великим вайшнавом, это суждено тебе, и я даю тебе на это свои благословения». Это были последние его слова. В этот момент, Бхактивинода Тхакур говорит, что макушка его головы разорвалась с очень громким звуком. Какой-то хлопок выстрела. И душа его покинула тело через брахма-? как это делают совершенные йоги. Он покинул свое тело как надо.
Бхактивинода Тхакур совершил все необходимые погребальные обряды для своего деда. И к нему пришел ответ о том, что он принят на работу в качестве учителя в Ориссе. И он дал ему этот указ: «Объезди все храмы Ориссы. Ты будешь писать книги. Напиши книгу о святых местах, о святых храмах Ориссы», —  дед  Бхактивинода Тхакура сказал.

Теперь в двадцать семь лет что произошло с Бхактивинодой Тхакуром, в двадцать семь лет. До этого Бхактивинода Тхакур изучал Коран, он изучал христианство, он изучал учение Рам Мохан Ройя, который основал Брахма самадж. Он изучал йогу, он изучал ведические писания в двадцать семь лет. И он слышал о Господе Чайтанье, но «Чайтанья-чаритамрита» не была доступна в это время. В двадцать семь лет он впервые прочел «Чайтанья-чаритамриту». И он говорит: «В первый раз, когда я прочел, я почувствовал, что Чайтанья Махапрабху особый человек, и мне Он очень понравился. Когда я прочел во второй раз, я понял что нет и не было во всей Индии пандита и святого более высокого или более возвышенного, или более великого, чем Чайтанья Махапрабху. Это я понял со второго раза». Бхактивинода Тхакур объясняет, что иллюзия покрыла меня, так же как иллюзия покрыла Арджуну на поле битвы Курукшетра. И он говорит: «Но я не понимал, даже после двух раз прочтения «Чайтаньи-чаритамриты», я не понимал, почему Чайтанья Махапрабху, будучи безупречным санньяси поклонялся этому дебоширу Кришне». И тогда он говорит, что я стал молиться Богу. Он верил в Бога, ему нравилось христианство даже больше Брахма-самаджи, потому что там есть персональная концепция Бога. Я стал молиться Богу, чтобы он открыл мне таинственную причину, почему Чайтанья Махапрабху поклонялся Кришне. Это не умещалось у меня в голове. Это то, в каком состоянии находились тогда интеллигентные люди. Нам сейчас кажется, что: но очевидно, понятно, Кришна – Бог, правильно? Почему? Потому что наше понимание идет из того самого момента, о котором я сейчас рассказываю. Бхактивинода Тхакур сначала понял это, он передал это понимание Бхактисиддханте Сарасватти, Бхактисиддханта Сарасватти передал это Прабхупаде и нам кажется это просто: Ясное дело, Кришна – Бог, кто же еще-то? Не такая очевидная вещь. Мы не понимаем этих вещей, что это милость, что сам тот факт, что мы понимаем это, это невероятная милость, которая случается мало с кем! Иногда люди говорят о милости: «Ничего не получили. Повторял, повторял, — говорит, — ничего не получил. Хочется…» Не знаю, что им хочется (смех). Как ничего не получили? Мы столько тут получили всего, столько невероятного получили! Мы не можем оценить по- настоящему.

Бхактивинода Тхакур стал молиться Богу. Он стал молиться Кришне, стал молиться Богу. И он говорит: «Буквально через несколько дней откровение пришло в мое сердце. Я все понял, слезы выступили у меня на глазах. Я не понимал, как же все вдруг стало ясно». Говорит: «Кришна – таттва открылась мне, истина о Кришне открылась мне и с тех пор она уже никогда не отходила от меня». Он говорит, что в тот самый момент, когда это произошло, это откровение, это чудо произошло, я как опьяненный, как одержимый стал читать все о Кришне. Все, все становилось ясным. Вся картина раскрылась мне, все стало ясно вдруг. Кришна может откликнуться на нашу искреннюю молитву, Он откликается на нашу искреннюю молитву. И когда Бхактивинода Тхакур понял это, в этот момент его жизнь перевернулась, как и предсказывал его дед. В этой жизни произошел переломный момент, он стал удивительным вайшнавом. Он стал изучать священные писания, он стал изучать «Шримад-Бхагаватам». В основном все его обучение происходило в Пури. Я расскажу буквально несколько вещей про Пури и про его удивительную жизнь, и потом мы споем еще один великий бхаджан Бхактивинода Тхакура. Да, надо же рассказать о том, как он Йога-питх открыл. Ну ладно, посмотрим. Может быть не в этот раз.

Он отправился в Пури, и в Пури его сделали мировым судьей. Англичане его также сделали надзирателем храма. В то время храм Джаганнатхи находился в ужасном состоянии, подношения Джаганнатху делались не регулярно, иногда грязно. Люди в Ориссе делали странные вещи. Огромное количество различных еретических сект проповедовало свои идеи, вплоть до того, что однажды некоторые группы людей, последователи имперсонализма, маявади, которых раздражало поклонение Джаганнатху, они думали: «Зачем поклоняться Джаганнатху, все Боги, каждый Бог». Они подошли и принесли ему, предложили ему взятку. Взятку в размере трехсот тысяч рупий. Триста тысяч рупий по тем временам это было несколько миллионов долларов в нашем измерении. Они сказали ему: «Мы дадим тебе это, если ты поставишь статую собаки на верху храма Джаганнатха». Они хотели сказать: «Все равно кому поклоняться Джаганнатху или собаке, что собака такой же Бог как все остальные, не важно, кому поклоняться». Бхактивинода Тхакур сказал: «Спасибо, не возьму». Он был абсолютно неподкупен.
Он исполнял, как я уже говорил, безукоризненно свои обязанности там, в Пури. И в первый же год, когда он приехал в Пури, он был еще молодым человеком совсем, хотя и занимал важный пост. В первый же год, он изучал священные писания, но не носил даже кхантималы и не носил тилаки у себя на лбу, в первый же год на его долю обрушилось испытание, которое не дай вам Бог никому такого же уровня испытание преодолеть.

 

Я уже говорил, что в соответствии с Бхактивинодой Тхакуром достичь успеха в бхаджане может любой человек, если он обладает всего навсего двумя качествами. Какие это два качества? Простота и решимость. Я рассказал вам немножко про простоту и про чистоту, про прямоту Бхактивиноды Тхакура. Сейчас я расскажу вам про его решимость. В первый же год в одной деревне недалеко от Пури объявился «Махавишну». Вы наверняка слышали эту историю, но я так же уверен, что я расскажу вам ее так, как вы никогда не слышали.(смех) Расскажу вам что-то, что может быть откроет вам какие-то новые грани этой истории. Этот Махавишну принадлежал к секте атибари. Потом Бхактивинода Тхакур сделал подробную классификацию и расклассифицировал всех сахаджиев на тринадцать различных еретических сект, атибари одни из них. Основатель этой секты Джаганнатх дас, современник Господа Чайтаньи Махапрабху. Он очень популярен, до сих пор популярен в Ориссе. Он написал свое собственное поэтическое переложение «Шримад Бхагаватам» и добавил пару песен в «Шримад-Бхагаватам» на ории. И люди по прежнему, простые люди, поют его песни, простые люди любят его. Он действительно был талантливым человеком. Он также изложил поэтически «Бхагавад-гиту», и он сделал, иначе говоря, очень много для популяризации вайшнавских писаний, но одновременно с этим он был маявади. Он считал Господа Чайтанью Кришной, а себя Радхой.

Бхактивинода Тхакур объясняет, что у этих атибари, что есть люди, которые простые люди, в Ориссе, которые просто уважают… По-моему даже в школьной программе изучают произведения этого Джаганнатха даса в Ориссе до сих пор. Он внес выдающийся вклад в литературу. И он говорит, что есть невинные люди, которые просто изучают то, что он написал и это нормально. Но есть люди, которые считают, что он действительно Бог и являются его последователями. И эти последователи, Бхактивинода Тхакур подробно описывает практику, которой они следуют. Эти последователи, они одна из тех сект, которые постоянно предсказывают конец света. У нас в ИСККОН тоже есть такие последователи атибари, которые говорят: «Вот, вот, вот, вот, скоро уже, скоро, скоро свет кончится, скоро произойдет мировая война, скоро».  При этом они говорят, что Господь (они следуют каким-то разным священным писаниям, которые у них есть) и что Господь приходит постоянно, воплощается, и поэтому периодически кто-то из них объявляет себя либо Брахмой, либо Шивой, либо Махавишну, либо Чайтаньей Махапрабху, кем угодно, это у них регулярно. И каждый из них, они все практикуют йогу, все они строгие аскеты, и у многих из них открываются мистические силы, и они вместе со своими мистическими силами, которыми они злоупотребляют, они одновременно с этим выпускают книги со своими предсказаниями скорого конца света. Эти книги называются Маликами. Они рассылают их и говорят: «Конец света будет тогда-то, приходите ко мне». И кроме того у них есть еще политический пункт в их повестке дня, они хотят так или иначе ниспровергнуть существующий режим и пользоваться деньгами и услугами невинных людей, которые приходят привлеченные их мистическими силами.

Один из таких людей йог Бишакеша появился там, он объявил себя Махавишну и не нужно недооценивать его. Он был действительно непростой йог. Люди приходили к нему тысячами, и он излечивал их от самых неизлечимых заболеваний. Иногда он сидел рядом с костром жертвенным, и он наклонялся к костру, он прислонялся к костру и все его тело охватывал огонь. Потом он выходил из костра, и на его теле не было никаких намеков на ожоги. Он делал множество чудес, он мог производить пепел. Что там современным этим аватарам, по сравнению с ним они вообще никто. И у него был очень могущественный пункт его повестки дня: Я выгоню всех англичан из Индии, и я сделаю так, чтобы британский король умрет благодаря мне. Владычество британцев кончится. Он назначил особый день, когда это произойдет. У него были тысячи последователей, тысячи последователей по всей Ориссе. Люди поклонялись ему, люди верили в него. У него были свои Шива и Брахма, он их там обратил, каких-то последователей там, но он сам был Махавишну. Махавишну пришел сюда, он мог читать мысли, он мог…, чего только он не мог, он мог очень много всего делать. И он мог танцевать раса-лилу. Он говорил: «Я сам, как Кришна приходил, танцевал раса-лилу. Приводите мне своих жен». Ему даже не нужно было говорить, чтобы приводили своих жен, жены сами прибегали к нему. Ну, кому не хочется потанцевать с Махавишну? А вдруг действительно Махавишну?  Милость то каждому хочется получать. Люди приходили к нему за милостью, и он щедро раздавал свою милость. Он развратил огромное количество женщин, поэтому, в конце концов, несколько возмущенных мужей, возмущенные его поступками пожаловались на него британским властям и сказали, что вот человек делает непонятно что, развращает женщин и называет себя Махавишну.

Англичанин, к которому попало все это, он внимательно все изучил и подумал, что есть только один человек, который справится с этим, это Кедаранатх Датта, так звали Бхактивинода Тхакура. Ему поручили это дело, и он сказал: «Сначала ты должен расследовать все это».
Бхактивинода Тхакур взял нескольких полицейских в красных тюрбанах и в униформе, вооруженных, пришел к тому месту, где жил этот йог. Йог жил в джунглях недалеко от деревни. И он увидел… зрелище открывшееся ему поразило его, потому что он увидел этого йога, сидящего в центре. Вокруг него было тысяча последователей, прямо там, прямо на месте. Этот йог сидел рядом с жертвенным огнем, и Бхактивинода Тхакур рассказывает, что когда он стал только приближаться к нему, этот йог громовым голосом сказал: «Эй, Кедаранатх Датта, я знаю, что ты здесь, приходи, мне есть о чем с тобой поговорить». Бхактивинода Тхакур вышел очень смело, хотя многие перепугались. И этот Махавишну сказал: «Я знаю, ты мой хороший преданный, ты мой слуга, я очень тобой доволен. Я знаю, что ты бенгалец». Он рассказал все Бхактивиноду Тхакуру про него, рассказал все про его жизнь, все про его семью, чтобы произвести впечатление, но на Бхактивинода Тхакура никакого впечатления ровным счетом это не произвело. Теперь я уверен, что если бы на месте Бхактивинода Тхакура был любой из вас, вы подумали: «Может он действительно Махавишну?» Он все про него знал! Он знал то, что про него не знал никто. Он ему все рассказал. Потом он стал показывать чудеса. Люди ждали, чтобы тот излечил его. Он на глазах у него стал излечивать. Пришел какой-то человек с рваной раной, истекавший кровью. И этот йог дотронулся до этой раны, рана заросла у него на глазах. Человек излечился, он побежал от радости. Йог делал все, что можно. Он сказал: «Ты знаешь, я Махавишну. Я воплотился здесь в этом мире, и я пришел сюда, потому что я хочу избавить Индию, мою любимую землю от владычества англичан. И ты лучше присоединяйся ко мне, если ты присоединишься ко мне, когда я скину англичан, я сделаю тебя губернатором Ориссы, Кедаранатх Датта».

Бхактивинода Тхакур сказал: «Если ты Махавишну, то ты почему здесь живешь, а не в Джаганнатха Пури? В Джаганнатха Пури Сам Джаганнатх». И это был его тест, тест Бхактивинода Тхакура, на который Бишакеша попался. Он захохотал, он сказал: «Джаганнатх это всего лишь навсего бревно. В храме Джаганнатха Бога нет, Бог находится перед тобой, Кедаранатх Датта. Джаганнатх это всего лишь идол. Зачем мне быть в Джаганнатха Пури? Я сам Махавишну, который пришел, чтобы освободить эту землю».
И когда Бхактивинода Тхакур услышал это из его уст, ему стало все абсолютно ясно: это всего лишь навсего жалкий ничтожный оскорбитель, богохульник, который находится перед ним и ровным счетом ничего бояться не надо. Если Бог со мной, то как какой-то богохульник может меня одолеть? Бхактивинода Тхакур рассказывает, что они долго, долго беседовали, что после того как этот Махавишну или Бишакеша рассказал ему все, он достал у себя из кармана пальмовый лист и на пальмовом листе все то, что он ему рассказал, было изложено в форме стихов. Он дал его: «Почитай на досуге, может ты поймешь, кто я такой, может ты поймешь мою великую миссию». Бхактивинода Тхакур сказал: «Да, я обязательно пойму твою великую миссию, я обязательно постараюсь как следует разобраться в твоей великой миссии». И он сказал: «Спасибо большое, я пошел». На всякий случай он оставил нескольких стражников, чтобы они за ним следили с безопасного расстояния, а сам поехал по деревням и стал спрашивать о делах этого йога, чтобы они все рассказали ему. Он нашел людей, которые стали жаловаться, которые говорили, что он развратил наших жен и непонятно что сделал, что жены сейчас находятся в этом состоянии травмы, полностью разрушил нашу жизнь. И одновременно с этим было огромное количество людей, которые говорили: «Это сам Бог! Не трогайте его, это сам Бог! Не трогайте его ни в коем случае, сам Бог Махавишну пришел сюда»

В конце концов, когда случай этот стал предельно ясен для Бхактивинода Тхакура, и он нашел достаточно оснований, для того чтобы бросить его в тюрьму и арестовать его, он выписал ордер на арест и отдал приказ стражникам, чтобы его арестовали. Ни один стражник не захотел пойти его арестовывать. Все стражники сказали: «А можно кто-нибудь другой это сделает?» Тогда Бхактивинода Тхакур сам пошел во главе этих стражников. Он увидел йога, который сидел вокруг разожженного жертвенного огня, опять же была ночь. Йог, он сидел с очень прямой спиной, и он сказал: «Кедаранатх Датта, зачем ты делаешь это? Ты забыл о том, что ты мой вечный слуга? Что ты делаешь?» Кедаранатх Датта ни мало не сомневающийся выступил перед ним, предъявил ему ордер на арест и сказал: «Я пришел тебя арестовывать». Йог захохотал: «Меня арестовывать!? Ха-ха-ха-ха-ха. Опомнись, глупец! Что ты делаешь? Вспомни, с кем ты имеешь дело». И там произошел долгий диалог, но Кедаранатх был неприклонен. Он сказал: «Тебя ждет повозка, мы заключим тебя в наручники и отвезем отсюда в тюрьму, которая ждет тебя, и потом начнем суд над тобой за все твои деяния. Есть достаточно документов, которые подтверждают, что ты делал».

В конце концов, последователи его они остыли, они не знали что делать. Йог сказал, что я сейчас могу уничтожить всю эту вселенную своим гневом. Но для того, чтобы исполнить волю своего преданного, я подчинюсь тебе. (смех) Мы знаем, Кришна всегда исполняет волю своих преданных. Для него…  — Ты пообещал меня привести, я подчинюсь тебе, но знай, что я делаю это только ради тебя. У меня есть еще надежда, что ты узришь еще свет истины. Его бросили в тюрьму, и начался длинный процесс. На протяжении всего процесса тысячи его последователей скандировали перед залом суда: «Свободу Махавишну! Свободу Махавишну! Свободу Махавишну! Освободите нашего Бога!» Вся Орисса наблюдала за тем, что происходит в этот момент в Пури. Все они знали, чем все кончится. А в Пури стали происходить страшные события. Вдруг загорелась школа, школу охватил пожар. Во время одного из судебных заседаний, в конце, разъяренный Бишакеша сказал: «Бхактивинод, прекрати свои издевательства». Его последователи наняли адвоката для Махавишну. У Махавишну был свой адвокат, чтобы защищать его, они собрали деньги для того, чтобы освободить его.

Бхактивинода Тхакур выслушивал все, был судьей, в конце одного из этих заседаний йог сказал: «Ты играешь с огнем, возвращайся домой, и ты увидишь, какая беда обрушилась на твой дом». Бхактивинода Тхакур вернулся домой, его маленькая четырех летняя дочь Кадамбини лежала в беспамятстве, она металась, у нее был страшный жар. Его жена была в полном отчаянии. Она подошла к своему мужу, он любил свою жену очень сильно, она была преданной, все его дети были преданные и маленькая дочка младшая, была его любимицей. Жена подошла к Бхактивиноду Тхакуру и сказала: «Прабху, отпусти его, иначе ничего хорошего не будет. Наша маленькая дочка умрет».

Бхактивинода Тхакур сказал: «Пусть мы все умрем, но негодяй будет наказан!» Это гопи-бхава. Это решимость, которая была у Бхактивинода Тхакура. Девочка выздоровела. День за днем проходило слушание, и несчастья обрушивались. Бишакеша изрыгал проклятия, в конце концов он сказал: «Кедаранатх, если завтра ты не отпустишь меня, то ты сам умрешь, я вижу, как смерть сидит на судебной скамье. Как смерть вместо тебя восседает на судебной скамье, и все увидят это. Ты хочешь это увидеть?» Когда Бхактивинода Тхакур вернулся домой, он почувствовал страшную боль в правой половине груди. Он не мог шевельнуться, с трудом он повторял святое имя. Боль становилась все сильнее и сильнее и сильнее. Не смотря ни на что, он повторял: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Он целую ночь не спал, не спал от боли, никто в его доме не спал. Это должен быть последний день суда, когда нужно было объявлять приговор, йог знал об этом. Утром Бхактивинода Тхакур понял, что он не сможет дойти до помещения суда. Тогда он попросил, чтобы пришли люди с носилками и отнесли его на носилках в помещение суда. И при этом он говорил: «Ничего плохое не может случиться с преданным Господа. Не может негодяй одолеть преданного. Не может этого быть никогда!»

Когда они подошли к зданию суда, ему стало легче, он сошел и сел… Да, утром, когда ему стало чуть – чуть легче, он написал приговор. Он написал обоснование, судебное заключение, которое нужно было огласить. Какие-то другие люди в его доме болели все остальные. Когда он пришел в суд, он сел, стражники привели этого йога. На улице собралась огромная разъяренная толпа. Они знали, что должно произойти это событие, должны объявить его виновным. А Бхактивинода Тхакур в соответствии с правилами ведения суда привел себя в порядок, он сказал: «Сейчас я оглашу приговор, суд рассмотрел все доказательства и признал этого йога виновным. Мы приговариваем его к восемнадцати месяцам тяжелых исправительных работ». Когда весть об этом разнеслась, толпа пришла в ярость. Они стали рваться в суд. Бхактивинода Тхакур почувствовал боль. Этот йог стал изрыгать проклятия. Бхактивинода Тхакур сидел не пошелохнувшись. Ничего ровным счетом не случилось, ни один мускул не дрогнул у него на лице: негодяй должен быть наказан!

Когда этого йога стали в наручниках уводить из зала суда, и английский врач, который изучал йогу, который интересовался йогой, прочитал недавно недавно, не задолго до этого, что йоги хранят свою мистическую силу  в волосах. Он со спины бросился на этого йога с огромными ножницами и садовыми ножницами отрезал его спутанные длинные волосы, которыми тот обматывал у себя на голове. В тот же миг, как это произошло, йог рухнул без сил на землю, забился, и все сразу вылечились. Все стало хорошо. Йога отвезли куда-то, его последователи потеряли к нему всякий интерес сразу же, потому что было объявлено, что все, больше никаких сил нет, больше излечивать никого не будет. Йог через несколько месяцев принял яд, отравился и умер. Отправился туда, куда ему суждено. Это один из примеров решимости Бхактивинода Тхакура. Я не буду больше затягивать, я скажу только последнюю вещь, которую мне очень хочется вам сказать, что значит эта гопи-бхава. Гопи-бхава значит  — жить в этом мире, исполнять все свои обязанности безукоризненно, честно, правильно, не пытаясь притворяться никем, не пытаясь изображать из себя того, кем мы на самом деле не являемся, и каждое свободное мгновение тратить на то, чтобы либо проповедовать сознание Кришны, либо практиковать сознание Кришны. Каждое мгновение повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Сам Бхактивинода Тхакур доказал это. Там, в Пури, у него было расписание. Когда он ложился спать в семь тридцать или в восемь часов вечера, вставал в десять часов. До шести часов утра писал книги и после этого, целый день, каждое мгновение его жизни было расписано по минутам. Ходил в суд, исполнял все свои обязанности, возвращался, читал священные писания, ходил по веранде думал над священными писаниями, отвечал на емейл (смех). Если бы он это делал, я бы тогда очень сильно, еще бы больше его зауважал. (смех). Отвечал на письма, встречался с людьми, каждое мгновение общался со своей семьей. Ни одно мгновение своей жизни он не проедал? Написал сто книг, одновременно с этим, исполняя свои обязанности, одновременно с этим выращивая своих детей, одновременно с этим проповедуя, одновременно с этим повторяя святое имя. Каждый день два с половиной часа в великом экстазе он повторял: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Каждый день он изучал священные писания, каждый день он думал над священными писаниями над тем, что он услышал, чтобы потом написать что-то. Это та жизнь, которой он нас учил. Это то, ради чего он пришел сюда, чтобы показать нам, каким образом человек может жить здесь и одновременно с этим быть преданным, исполняя все свои обязанности. В этом его жизнь, это развернутый комментарий к двум последним строкам этого бхаджана, кришнера самсара коро чхади ‘аначар дживер дойа, кришна-нам сарва дхарма сар. Это суть всех священных писаний, это то, что мы должны делать.

И тут он написал комментарий к «Чайтанья-чаритамрите» «Джайва дхарму», он написал «Шаранагати», он написал сотни песен, прославляющих Кришну. Это поразительно, что он сделал. И да, мы никогда не сможем стать одной десяти миллионной частью Бхактивинода Тхакура. Мы не сможем подражать ему, но мы сможем следовать по его стопам, мы можем. Никто нам не может в этом помешать. У нас есть четки, у нас есть святое имя, у нас есть общество вайшнавов, мы можем служить вайшнавам по-прежнему. У нас есть свои обязанности, у нас родные, близкие, которые зависят от нас, о которых мы должны заботиться, потому что Кришна послал их нам. Все это есть у нас. У нас есть все возможности для того чтобы стать в глазах Кришны такими же великими преданными, как Бхактивинода Тхакур, если мы будем хорошо помнить удивительные, поразительные примеры его жизни.

Здесь, в этом месте, он начал проповедь, он открыл место явления Господа Чайтаньи, но это все находится за пределами нашего рассказа. Сейчас мы споем замечательный бхаджан Бхактивинода Тхакура, посвященный этому месту Сурабхи-кундже, где Бхактивинода Тхакур рассказывает о роли Господа Нитьянанды, который открыл рынок святого имени здесь, на Сурабхи-кундже. И я хотел под конец сказать: «Шрила Бхактивинода Тхакур ки! – Джая! Гауранга Махапрабху ки! – Джая! Проповедническая миссия Шрилы  Бхактивинода Тхакура ки! – Джая! Программа бхакти-врикши ки! – Джая!»
У нас тут есть прасад для всех. Прабху, который милостиво пустил нас сюда и долго слушал лекцию на русском языке (смех), принес для всех прасад. Он очень просит, чтобы все оставили пожертвования, для того, чтобы они могли завершить этот замечательный храм в честь Бхактивинода Тхакура. Он показывает нам личную книгу Бхактивинода Тхакура, где сохранена его собственная рука, своей рукой он написал стих в этой книге. Это тоже у него есть, это «Кальяна калпатару», книга Бхактивинода Тхакура, где он также писал. Древняя очень книга, можно видеть. Тут много этих реликвий, там комната личная Бхактивинода Тхакура. Еще раз, здесь мы можем наполниться его удивительной энергией, энтузиазмом для проповеди, ну нам нужно обязательно спеть бхаджан и, пожалуйста, незабудьте оставить хотя бы какое-нибудь пожертвование, десять рупий, двадцать рупий, пятьдесят рупий. Вам будут очень благодарны здесь. Это Санкаршана Прабху, ученик Шрилы Прабхупады, который к тому же является его племянником.

— Хари бол!!!
Он просит, чтобы мы все зашли к нему в храм. Он приглашает всех преданных зайти к нему в храм. Это храм, рядом с которым находятся автобусы. Он приглашает всех, это любимый родственник Шрилы Прабхупады, его ученик непосредственный Санкаршана Прабху.
-Хари бол!!!

Перевод речи Санкаршана прабху:
«Я очень счастлив, что все преданные из России собрались, находятся здесь сейчас. Они очень строго следуют процессу сознания Кришны, который дал Шрила Прабхупада и очень дороги сердцу Шрилы Прабхупады. Я сердечно приглашаю всех вас навестить наш храм, который находится в двух шагах отсюда, рядом с тем местом, где стоят автобусы. Пожалуйста, приходите и навестите наше место».
БВГМ: А теперь достаньте бхаджаны. У вас есть этот бхаджан «Сурабхи кунджете»
Конец записи.

Похожие записи