Празднование Говардхана-пуджи 27.10.2011год


0035_sb 3-2-2

Празднование Говардхана-пуджи в Храме на Динамо (27.10.2011 г.)
27.10.2011
Диск «Праздничные лекции за 2011 г.», л. 37
Аннотация:
Смысл Говардхана-лилы. Кришна ценит простоту. Он призывает нас жить честно и просто и пытаться увидеть за всем Его, а не пытаться получить больше, чем заслуживаем хитростью и поклонением кому-то еще. Притча о брахмане, жена которого молилась Деви, чтобы он ослеп. Люди поклоняются кому-то для того, чтобы сделать своего настоящего мужа (Бога) слепым. Настоящая духовная жизнь проста и чиста.
***

Харе Кришна. Я поздравляю вас с праздником. Это особый день в нашем календаре в самой середине месяца картика, когда мы празднуем Говардхана-пуджу. Мне хотелось сказать несколько слов о внутреннем смысле того, что мы празднуем, по поводу чего мы все собрались здесь, по поводу чего радость. Разумеется, по мере того, как какие-то вещи входят в нашу традицию, мы, как правило, забываем по поводу чего радуемся, главное – чтобы повод был. Людям нужны какие-то поводы для празднеств в этом скучном, тоскливом мире и само по себе это хорошо – люди собираются вместе, поют, пляшут, пируют, едят халву в больших количествах. Но гораздо бОльшую пользу мы получим, если мы будем понимать какой повод для радости у нас есть, почему мы должны радоваться. Это факт – Говардха-пуджа – это удивительный праздник, но, собственно, почему это праздник – об этом мне хотелось поговорить. Для того, чтобы начать этот разговор, я прочитаю 19 стих из 24 главы Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Поклонение холму Говардхану».

адживйайкатарам бхавам
йас тв анйам упадживати
на тасмад виндате кшемам
джаран нарй асати йатха

Перевод: Если что-то поддерживает нашу жизнь, а мы ищем прибежища в другом, неужели мы сможем обрести истинное благо? Мы станем похожи на распутную женщину, которая никогда не обретет подлинного блага, поддерживая связь со своим возлюбленным.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Слово кшемам означает не просто накопление денег, но истинное процветание. Здесь Господь Кришна смело утверждает, что подобно тому, как женщина никогда не обретет хорошей репутацией и не станет мудрее, если будет общаться со своим любовником, жители Вриндавана не станут счастливее, если будут пренебрегать истинным источником своего процветания и вместо этого поклоняться Индре. Как пишет Шрила Джива Госвами, ту дерзость, с которой Кришна обратился к своему отцу и другим старшим родственникам, следует считать проявлением Его трансцендентного гнева, который вскипел в сердце Господа, когда Он увидел, что Его вечные слуги поклоняются ничем непримечательному полубогу.

*******
Мне хотелось сказать несколько слов по поводу этой лилы, когда Кришна стал отговаривать Своего отца поклоняться Индре. Комментаторы объясняют здесь, в комментарии, что Кришна хотя улыбался, маленький мальчик, Ему было в то время семь лет, Он подошел к Своему отцу и, улыбаясь, спросил: «Зачем такая суета? В чем дело? Какие причины для того, что все бегают, носятся с выпученными глазами, приносят множество разных вещей, разводят огонь?» Он стал, улыбаясь, задавать Своему отцу вопросы, дергая его периодически за дхоти. Хотя Он улыбался, Шрила Джива Госвами объясняет, как говорят комментаторы, что внутри Он был очень злой. В этом стихе он произносит скрытую угрозу. Он не говорит, Он, улыбаясь, говорит: «Что делаете? Почему?», но тут Он говорит, что если женщина вместо того, чтобы поклоняться своему мужу, идет на сторону и пытается найти счастье где-то на стороне, не от того, от кого она должна получать счастье, то она никогда не обретет счастья. Это закон и Кришна напоминает здесь об этом законе здесь и говорит, что подобно тому, как легкомысленные женщины делают это, если вы будете делать это, не поняв от кого зависит ваше благополучие, вы не сможете стать счастливыми.

Кришна отговаривает здесь пастухов совершать жертвоприношение и, разумеется, у этой лилы может быть очень много разных толкований. Наверняка сторонники арийского вторжения в Индию усмотрят в этом борьбу между арийцами и местным населением. Кришна черный, явно не арийского происхождения, Индра, очевидно совершенно, – арийский бог и они столкнулись, потому что арийцы всегда сталкивались с этим. Множество разных толкований есть. Если вы пойдете в институт индологии, вам расскажут много разных толкований этой лилы. Недавно я был там и мне рассказали самое удивительное толкование «Бхагавад-гиты», которое я когда-либо слышал: «Кришна говорит Арджуне: „Убей своих родственников“, потому что нужно покончить с родовым строем» (смех). Просто общество выходит из пеленок родового строя и им нужно найти более высокую форму социальной организации. Факт – можно тоже таким образом тоже толковать «Бхагавад-гиту», можно толковать с помощью теории арийского вторжения эту лилу, но если мы внимательно будем изучать слова Кришны, мы поймем гораздо более глубокий смысл, имеющий отношение непосредственно к нам с вами.

На первый взгляд пастухи не делали ничего плохого – они совершали Ведическое жертвоприношение, наверняка они пригласили брахманов авторитетных, которые в то время еще правильно произносили мантры, с правильными акцентами. Наверняка там должно было быть большое жертвоприношение по всем правилам с чтением Ведических гимнов. Что плохого? Мы же с вами последователи Ведической культуры, правильно? И тут Кришна говорит: «Эй, последователи Ведической культуры, куда-то вы не туда пошли. Прекратите эти игры в Ведическую культуру».

Когда Он спросил у Своего отца, Махараджи Нанды: «В чем дело? Почему вы собираетесь делать это больше жертвоприношение? Что это, обычай? Основан ли он на Ведах или нет? Есть ли в нем какой-то смысл?» Махараджа Нанда стал говорить, что «мы делаем это для блага всего мира. Первое, что сказал Махараджа Нанда, что « мы делаем это, в общем-то, даже не для себя. От дождей зависит очень многое. В жаркой Индии, если хороший сезон дождей, то естественно, от них зависит очень многое. Если дожди выпадают, то все живые существа будут счастливы и только мы, люди, можем помочь всем живым существам стать счастливыми». Благородная цель? Благородная. Я забочусь о благе всех живых существ, я делаю очень много всего и я делаю это не примитивным способом. Чем отличается Ведическая культура от культуры современной? Тем, что в Ведической культуре очень методично прослеживаются причины и следствия. Мы поклоняемся Индре. Индра – это тонкая причина, которая стоит за различным движением стихий в этом мире. Мы прославляем Ведическую культуру за ее тонкость, за ее утонченность, за ее изощренность, за то, что она не такая примитивная, по сравнению с современной культурой. В современной культуре понятно – если нет дождей, то выроем колодец. Если нет колодца – повернем реки вспять. Если реки не повернутся, будем льды растапливать где-то там. Но Ведическая культура делает все очень тонко, экологично. Хорошая культура, правильно? Кришна не одобряет. Кришна говорит: «Обманщики!»

Что хочет здесь сказать Кришна? Он ясно говорит здесь, в этом стихе: «Обманщики!», сравнивает людей, которые занимаются этим, с распутными женщинами, которые ходят на сторону и пытаются получить благо не там, где они должны получить. Почему? Казалось бы, это же благочестиво все? Основано на дхарме. Махараджа Нанда Ему говорит: «Это древняя традиция, это деды делали, и прадеды, и пра-прадеды делали, и все делали, и мы делаем. Что плохого в этом?» Кришна говорит: «Плохо в этом то, что все это основано на лжи. То, что в основе всего этого лежит обман».
Это, на самом деле, удивительное положение «Шримад-Бхагаватам», которого нет нигде в остальных Ведических писаниях, потому что все они так или иначе прославляют дхарму. Дхарма хорошая вещь? Хорошая – человек исполняет свой долг, человек становится чистым, очищается, человек следует принципам и потом у него появляется артха. Артха хорошая вещь? Хорошая. Благодаря тому, что он исполняет свой долг, он знает как честно заработать деньги, деньги сами приходят к нему, он становится процветающим и потом к нему приходит кама. Кама хорошая вещь? Только не говорите, что плохая. Кама – это разрешенные в рамках гуны благости чувственные наслаждения. Это все легально, ничего незаконного нет! Кама – замечательная вещь. И потом что? Мокша. Мокша хорошая вещь? Хорошая вещь. «Шримад-Бхагаватам» говорит: «обман».

«Шримад-Бхагаватам» начинается с этого утверждения, что все обман, дхарма – обман. Артха еще больший обман. Кама – сплошной обман. Мокша – грандиозный обман. Афера! «Шримад-Бхагаватам» говорит, что все эти четыре цели, которые прославляются повсюду в ведических писаниях – обман! Дхарма проджджита кайтаво тра парамо нирматсаранам сатам – в этом писании вы не найдете призывов к тому, чтобы следовать дхарме, не найдете призывов к тому, чтобы обрести экономическое благополучие, вы не найдете объяснения того, как стать счастливым здесь, в материальном мире, и даже не получите способа освободиться от этого мира! Потому что это обман. Шридхар Свами, комментируя этот стих, говорит почему проджджита, пра-уджджита – потому что даже мокша отброшена.

Люди до какой-то степени еще могут понять, что дхарма – обман, хотя сложно, артха, кама … Но то, что мокша – обман – это уже «too much!» Шридхар Свами говорит: это самый большой обман, поэтому там говорится ничего этого здесь не будет. Кришна говорит об этом же здесь, в этом стихе: «это все обман, потому что ваша извилистая, изощренная, утонченная Ведическая культура, последователями которой мы все с вами являемся, нося всевозможные артефакты Ведической культуры – рудракши… Есть на ком-нибудь рудракши? Все стали подозрительно оглядываться по сторонам … Драгоценные камни, всякие мандалы и другие тому подобные Ведические вещи. Кришна говорит: «все это обман, потому что все это эгоизм». Тонкий эгоизм, скрытый эгоизм, эгоизм, который рядится в очень красивые наряды, но, в конечном счете, основа у всего этого, фундамент у всего этого, гнилой. В конце концов, человек делает что-то не то и при этом, что самое удивительное – прикрывается очень благородными фразами: «Я делаю это не для себя, я делаю это для блага мира. Я делаю это только для того, чтобы мир стал лучше».

Беда в том, что все эти вещи, касающиеся Ведической культуры очень привлекательны и человек, который попадает в эту ловушку, ему очень сложно выбраться из нее. Он может находиться вечно в ней и быть абсолютно полностью уверен, что он прав, что у него все хорошо и что, в конце концов, он обретет счастье и что он приносит счастье всем остальным. Но «Шримад-Бхагаватам» говорит «это обман» и Кришна здесь говорит «это обман». Он обнажает этот обман. Он говорит, что все это, в конце концов, эгоистическая вещь и она не сделает тебя счастливым. Веды прославляют поклонение разным полубогам, Астрология и многие другие вещи – все это, так сказать, неотъемлемая часть Ведической культуры, но Веды также говорят о том, что это вещи, которые должны привести нас к пониманию наших отношений с Богом и того, как они должны строиться.

В «Панча-тантре» есть замечательная притча или история, рассказ, ее рассказывает змия по немного другому поводу, но, тем не менее, эта история очень подходит к теме нашего сегодняшнего обсуждения.
Однажды жил-был брахман. Брахман этот был Ведический разумный, чистый, но жена у него была, скажем так, не совсем целомудренная, мягко говоря. Однажды этот брахман увидел, что жена его очень суетливо бегает вокруг плиты, делает что-то, использует самые лучшие ингредиенты. Брахман этот заподозрил: «Что-то нечистое!» Точно также, как Кришна, увидев всю эту суету, заподозрил: «Что-то не то происходит тут». Брахман подумал: «Что это она такая возбужденная?» и Он спросил у нее: «Почему ты так сильно стараешься? Чем вызвана твои старания, дорогая жена?» Она говорит: «Я готовлю очень вкусный пирог. Я принесу этот пирог богине Деви и попрошу у Деви, чтобы ты жил как можно дольше». При этом она думала: «Чтобы ты сдох!» Потому что брахман был ученый, но в общем-то, никуда не годился как муж, он был старый и денег в дом не приносил. Брахман этот заподозрил еще сильнее, что что-то тут не так. Поэтому, когда она приготовила пирог и отправилась в храм, он другой дорогой побежал в храм, зашел за статую Деви и стал слушать, о чем она ее будет молить. Женщина эта принесла пирог и сказала: «Хочу, чтобы муж мой ослеп. О Богиня, пожалуйста, прими этот дар от меня искренний, от всего сердца. От чистого сердца подношу тебе пирог – одно есть у меня желание: чтобы муж мой ослеп!»

Тогда богиня немножко хрипловатым голосом (смех) ответила ей: «Готовь своему мужу такие пироги каждый день и клади туда побольше масла. Постепенно он ослепнет».
Женщина пришла в восторг от эффективности Ведической культуры, она поняла, что «все мои желания могут исполниться» и с этих пор она каждый день готовила ему пироги и клала туда побольше масла. Дня через три муж стал говорить: «Что-то я плохо вижу, что-то мое зрение слабеет!» Она говорила: «Ешь побольше, тебе поможет». Она подкладывала ему этих пирогов, при этом она потирала руки. Каждый раз после пирогов он говорил: «Что-то совсем плохо стал видеть, это ты или не ты – я не знаю».
В конце концов, наступил счастливый день. После очередного куска жирного пирога брахман сказал: «Вообще ничего не вижу!» Жена сказала: «Не может этого быть! Ооо, горе мое!» Тотчас же она выбежала из дома и привела в дом своего любовника. Муж-то ничего не видит – можно делать с ним все, что угодно. Муж внимательно посмотрел на все это, а потом, когда он улучил подходящий момент, он встретил этого любовника и издубасил его. А потом – жена этого не видела, он его где-то там, на стороне – он подошел к ней, взял острый нож и говорит: «Не вижу, не вижу где моя жена?» и отрезал ей нос. Харе Кришна. Такая вот история про целомудренную жену и то, чем окончилось ее поклонение Деви.

Смысл этой истории, в приложении к тому, о чем мы говорим сегодня – то, что люди очень часто пытаются поклоняться кому-то для того, чтобы сделать слепым своего настоящего мужа. Бог, Кришна, – Тот кому мы всем обязаны. Он – источник всего. Ахам сарвасйа прабхаво матах сарвам правартате. Но люди, в своем стремлении обмануть в неискоренимом стремлении так или иначе обманывать Бога, пытаются поклоняться кому угодно, чтобы получить то, что они хотят. Эта наша попытка получить то, что я хочу и есть обман. Когда я ставлю свою волю, свое желание во главу угла, это и есть обман. Потому что если я не обманщик, я должен хотеть то, что хочет от меня Бог. Я не должен пытаться делать что-то помимо этого. В этом, собственно, смысл того, о чем хочет сказать нам Кришна.

Когда пастухи поклонялись холму Говардхану, они прикрывались этими красивыми фразами: «Мы делаем это для блага всех живых существ, чтобы все живые существа были счастливы, чтобы выпадало много дождей, чтобы все были рады, чтобы все прыгали по лужам и кричали «Джай! Джай! Харибол!» Но, на самом деле, они делали это из какого чувства? Из страха. Человек, из-за того, что обман живет у него в душе, живет глубоко в нашем сердце, он постоянно хочет, так или иначе, обрести здесь больше, чем ему положено. Кто-то хочет обрести больше, чем ему положено? Что-то очень мало тут последователей Ведической культуры (смех). С помощью разных способов он хочет, так или иначе, убрать свою карму или смягчить ее, или получить больше, чем ему положено, сделать разные способы, мантру, тантру, ягью какую-нибудь, чтобы ему было хорошо. В этом заключается обман и все это основано на страхе. Я хочу получить больше, я хочу обезопасить себя, что хочу оградить себя, я хочу сделать себя полностью безопасным, чтобы не дай Бог, чтобы все эти дурные вещи не повлияли на меня. Но Кришна видит это и говорит: «На что вы растрачиваете свои силы? Ради этого вы живете? Вы живете для того, чтобы обмануть судьбу? Для того, чтобы обмануть Бога, вместо того, чтобы просто и честно делать то, что вы должны делать?»

В следующем стихе Он начнет говорить об этом Своему отцу, Он станет говорить ему: «В сущности, зачем вам это все? Зачем вам поклоняться какому-то богу? Почему бы вам просто честно не исполнять свои собственные обязанности и быть счастливым тем, что приходит к вам, когда вы просто честно исполняете свои обязанности?» В конечном счете, Кришна хочет сказать не это. В конечном счете, Кришна дает нам настоящий рецепт счастливой жизни и он обезоруживающе прост, обескураживающе прост. Он говорит: «Не пытайтесь никуда убежать, не пытайтесь коренным образом что-то поменять в своей жизни. Просто честно живите и довольствуйтесь тем, что приходит само естественным образом к вам. Просто честно исполняйте свой долг, Кришна вам пошлет все то, что нужно. Не пытайтесь поменять свое положение здесь, попытайтесь поменять состояние своего сердца. Здесь и сейчас делайте то, что вы делаете, но делайте это как служение. Не нужно хитрить, не нужно подличать, не нужно пытаться делать какие-то сложные схемы, которые должны обмануть нашу судьбу». Сколько времени мы тратим на то, чтобы это сделать? И все только по одной простой причине – потому что мы не верим в кого? В Бога. Бог в конце «Бхагавад-гиты» говорит простую формулу, которую Он продемонстрировал или проиллюстрировал этой лилой. Он говорит (18.66):

сарва дхарман паритйаджа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах

Ма шучах значит не бойся, не беспокойся, не волнуйся – все то, что нужно, у тебя будет. Все, что нужно тебе, для того, чтобы ты жил, будет. Птицы небесные не жнут и не сеют и, тем не менее живут. Это из другой шастры (смех), но неважно. Всем здесь всего хватит, просто делайте то, что вы можете делать естественным образом, не пытайтесь тратить свою жизнь на изобретения каких-то сложных, ненужных, искусственных схем. Не пытайтесь обмануть, не пытайтесь получить что-то – все остальное придет само, Кришна побеспокоится об этом. Когда Кришна говорит сарва дхарман паритйаджа, «оставь все возможные обязанности», Кришна не говорит «оставь все обязанности и сиди и жди, когда на тебя с неба что-то все свалится». Кришна говорит «делай то, что ты и так будешь делать, но не пытайся с помощью этих дхарм каким-то способом хитрым что-то поменять».

Кришна объясняет пастухам что им делать. Он говорит: «Зачем вам далеко ходить? Где этот Индра? Видели вы когда-нибудь этого Индру или нет?» Кто-нибудь здесь видел Индру или нет? «Если не видели, то зачем ему поклоняться? Зачем вам этот Индра? У нас есть холм Говардхан. На нем растет сочная трава, наши коровы в конце концов щиплют эту траву! Давайте поклоняться коровам и Говардхану». Логично? Логично. Не очень, но … (смех) логично по-своему. Но Кришна хочет сказать «давайте поклоняться не коровам и Говардхану». Что Он хочет сказать? Он хочет нам сказать: «Делайте то, что вы и так будете делать и увидьте за всем этим Меня. Будьте естественней и проще в своем подходе к тому, что происходит с вами. Просто живите простой естественной счастливой жизнью, радуйтесь этой жизни, потому что Я дал вам эту жизнь и одновременно с этим пытайтесь полюбить Меня. Пытайтесь постичь Меня, который стоит за всем этим и дает вам все это и Я откроюсь вам во всем этом».
Как буквально после того, как пастухи последовали его совету и стали поклоняться Говардхану, Он показал, что Он и есть Говардхан. Кришна стал давать им, подробно расписывать им советы, Он им сказал: «Зачем вам эти сложные вещи? Просто приготовьте супа. Побольше супа. Разных супов, разных сладостей, разных расгул, разных сандешей, разных гулаб-джамунов, в конце концов!» Хотя гулаб-джамуны позже уже пришли в Ведическую культуру, но неважно, без гулаб-джамунов там точно не обошлось. «Наварите кхичри, в конце концов, сделайте халву, сделайте всего побольше и просто всех накормите. Созовите всех, накормите, начните с брахманов и кончите бродячими псами. Накормите всех, чтобы все были счастливы. Наденьте гирлянды на коров, зачем вам нужно что-то еще, чтобы быть быть счастливыми? Просто накормите всех, поешьте сами, обрадуйтесь, попойте песен, поспите спокойно и потом тяжело трудитесь все остальные 364 дня». Кришна, на самом деле, объясняет рецепт просто жизни. Он говорит: «Не нужно изобретать какие-то сложности!»

Ведическая культура в каком-то смысле ничуть не легче и ничуть не проще, чем современная культура. Современная культура сложная, но Ведическая культура тоже сложная. Не дай Бог! И то, и се, и каждый раз тут мантру нужно каку-нибудь читать и повторять и все мантры надо помнить и все остальное … Кришна говорит: «Не нужно никаких мантр». Когда после Говардхана-пуджи и после всей этой лилы, после того, как Индра обрушил свой гнев на жителей Вриндавана и Кришна защитил их от всего, в конце концов, Индра пришел, чтобы просить прощения, и полубоги спустились, Брахма спустился. Он принес с собой целый сонм полубогов – какие-то там самые благочестивых женщины, Гандхарвы, Шива был, Индра был, кого там только не было и Гаури была, Индрани была и все там были. Все поклонялись Кришне, все читали мантры какие-то, все обмахивали чамарами, а Кришна сидел и скучал. Кришна терпел все эти церемонии, а Брахма следил за тем, чтобы все правильные мантры произносили. Кришна думал: «Когда все это кончится?» Там Гаруда летал и они «Пуруша-сукту» произносили – там все было. Но Кришна сидел и у Него была на лице искусственная улыбка. Иногда Он зевал и говорил: «Я очень вами доволен, очень доволен. Поскорее кончайте, пожалуйста. Сколько можно? Харе Кришна».

Потом, когда они ушли, когда все это кончилось, мальчики-пастушки, Его друзья прибежали и увидели – там лежат чамары, вееры, лотосы какие-то и Кришна сидит на троне. Они подумали: «О, Гопал, Харибол!» Они стали плясать, обмахивать Его этими чамарами и прыгать вокруг Него и петь удивительные песни. Полубоги смотрели на все это и у них рты открылись от изумления. Они не могли поверить тому, что происходит там. То, что они увидели перед своими глазами, было удивительное чудо проявления естественной любви. Им стало стыдно за свои мантры, они вспомнили как они там эти «Пуруша-сукты» произносили. Они покраснели. Брахма – все его четыре головы покраснели, он стал думать «Что я тут .. Непонятно вообще!» Он почувствовал себя каким-то совершенно  притворщиком. Он почувствовал себя непонятно где, когда он увидел что делают эти простые пастухи. Кришна, когда Он объяснял что нужно делать, в чем источник радости, Он говорил: «Просто радуйтесь естественной жизни, тому, что Я посылаю вам Сам. Я прихожу к вам каждый день. Я каждый день с вами. Я каждый день уже сейчас присутствую у вас, Я дал все, что вам нужно, вам не нужно ни о чем беспокоиться».

На самом деле, смысл этой лилы именно в том, что Кришна хочет нам сказать: «Не пытайтесь получить больше, чем вы заслуживаете. Довольствуйтесь тем, что само, естественным образом приходит к вам. Делайте простые вещи и одновременно с этим пытайтесь проявить искренность и простоту своего сердца». Что больше всего Кришна ценит на свете? Простоту. Кришна не ценит сложности, ритуалы, изощренность, ухищрения какие-то. Единственное, что ценит Кришна – бесхитростность и искренность. Кришна, Сам в сущности, очень простой.
Один физик, который пытался найти – я уже не помню кто это – физики пытаются найти универсальный закон, закон, который включает в себе все законы … То есть, иначе говоря, они ищут кого? Кришну, да. Они тоже Его ищут по-своему. Он сказал, что в конце концов этот универсальный закон, универсальная формула должна быть такой простой, что ее можно на майке будет написать. Они Кришну имеют ввиду. Конечная истина, конечная причина всех причин бесконечно проста. На поверхности она может быть очень сложной, множество всяких вещей, сложностей каких-то и мы одержимы этими сложностями, сами становимся сложными, но в основе этих сложностей – наше желание обмануть. А любовь предельно проста. Любовь – это когда мы радуемся всему тому, что посылает Кришна и мы честно делаем то, что мы должны делать. Духовная жизнь – не попытка убежать от этого. Некоторые думают, что духовная жизнь – «Потрясающе, вообще! Я узнал истину – надо поехать во Вриндаван и там ничего не делать и там я найду Кришну!» Во второй песне «Шримад-Бхагаватам» описывается что делают пастухи во Вриндаване. Там говорится, что днем они тяжело трудятся, а ночью крепко спят и все. Они днем тяжело трудятся и делают это не ради себя, а чтобы был счастлив Кришна, а ночью они спокойно спят, чтобы на следующий день тяжело трудиться снова. Люди в этом мире же постоянно пытаются найти Бога, но ищут Его не там и не так, где это нужно. Бог хочет сказать нам этой лилой, что Меня найти очень и очень просто. Если вы просто все вместе придете, и все вместе суп сварите и каждый принесет свой суп…» Это то, что он посоветовал всем пастухам: «Пожалуйста, варите свои супы, приносите все Мне сюда».

Я помню в начале в самом движении, когда мы праздновали какие-то праздники, тогда все было подпольно, тогда не было кухонь, не было даже храмов, приходили куда-то. Что делали – каждый приходил куда-то, говорил что-то, потом мы расстилали скатерть и все это раскладывали как Кришна советовал. В «Шримад-Бхагаватам», Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что когда они последовали Его совету, то все люди стали готовить и все люди от Говардхана до Нандаграма готовили. Те, кто не мог готовить, те мысленно готовили что-то и все приносили свои супы, свои сладости, еще что-то и, в конце концов, пришли, предложили это все Кришне, накормили другу друга, накормили всех от мала до велика, порадовались и стали петь песни. Кришна говорит: «Вот она, формула духовной жизни: собрались вместе, как следует поели, сели на быков, если нет быков, если нет быков, можно пешком, обошли вокруг Говардхана с песнями и все».

Это то, что мы сегодня празднуем. Кришна говорит: «Если вы будете поступать так, Я дам вам защиту. Я вас защищу, ма шучах. Не бойтесь! Не нужно бояться ничего! Не бойтесь, что вам чего-то не хватит. Просто живите таким образом и, в конце концов, когда проблемы придут, Я Сам буду держать над вами зонтик Моей милости. Ни одна капля дождя не упадет на вас и вы при этом будете радоваться.

На самом, деле это удивительная вещь, когда человек живет в соответствие с этим рецептом, а таких людей очень мало, реально таких людей очень мало. Почему? Потому что мы не верим Кришне, у нас нет веры в Кришну, что не нужно ничего сложного делать. Нужно просто предаться Ему.

Самое удивительное произошло, когда начался град и дождь из-за того, что люди перестали заботиться о благе всего мира и просто предались Кришне. Но самое-то удивительное, что когда люди стояли под холмом, когда Кришна подбежал и поднял холм и держал его в течение семи дней и все сгрудились там, то все были безумно счастливы. При этом все смотрели на Кришну и Кришна смотрел на всех. Все стояли вокруг Кришны и все видели лицо Кришны, все думали: «Кришна смотрит только на меня!»
Это очень важная сцена, которую нужно запечатлеть в своем сердце. Когда человек живет так – а таких людей действительно очень мало – но когда человек действительно живет так и приходят какие-то сложности, а сложности приходят, в этом мире невозможно избежать сложностей, сложности придут. Но в момент этих сложностей он чувствует защиту Кришну, он чувствует, что Кришна смотрит именно на него, а он смотрит на Кришну. Несмотря на то, что бушует дождь, вихрь, бьют молнии, громы, человек абсолютно счастливый внутри, он чувствует себя абсолютно полностью защищенным, он знает: это милость Кришны, он чувствует себя под зонтиком милости Кришны.

Сегодня мы пришли, чтобы праздновать это чувство защищенности, которое неизбежно придет к человеку, когда он предается Кришне, когда, оставив свои сложности, тревоги, проблемы, просто говорит: «Кришна, я буду отныне честно жить, честно трудиться и делать это ради Тебя» Когда он делает это, он знает, что в этот момент Кришна берет на Себя все обязанности о том, чтобы защищать его, что ему не нужно больше никому другому поклоняться, что он и так будет счастлив здесь.
Так что сегодня мы с вами собрались для того, чтобы отпраздновать простоту и чистоту настоящей духовной жизни. Настоящая духовная жизнь в высшей степени простая вещь, просто нам сложно поверить в нее. Кришна очень простой, Он ждет от нас той же самой простоты. Когда мы не проявляем этой простоты, Кришна говорит, что «из всех обманщиков Я Самый великий обманщик». Когда мы приходим к Кришне и говорим: «Кришна, я Тебе сейчас такое предложу, чтобы потом получить от Тебя больше», Кришна говорит: «Ага, сейчас, конечно, да, да, все в порядке, все хорошо». Когда мы приходим к Кришне с обманом, мы будем обмануты, но когда мы приходим к Нему с простым сердцем и говорим «Я Твой!» – тавайвасми тавайвасми на дживами твая вина, когда мы говорим Ему это, то Кришна говорит: «Ну раз ты Мой, то Я тоже твой». Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Иначе говоря, – и Кришна объясняет здесь это нам – что эта Говардхана-лила объясняет нам как человек может обрести подлинную кшему, подлинное благополучие, подлинное богатство внутреннее и блаженство. Для этого ему нужно просто стать чистым и бесхитростным преданным и пытаться объявить себе … То есть, по сути дела, просто полюбить Кришну, поблагодарить Его за все то, что Он делает нам.
Мы здесь сегодня, чтобы отпраздновать эту простоту и красоту духовной жизни, красоту Кришны. Кришна нас защитит, Он даст нам все то, что нам необходимо. Единственное, что нам нужно делать для этого – это отбросить в себе склонность к обману, попытки получить то, что нам не положено здесь, в этой жизни. Честно трудиться. Кришна сделает все остальное.

Это все, что я хотел вам сказать. Есть еще какие-то дополнения к этому?
Вопрос: Что делать с Ведической культурой?

Ответ: С Ведической культурой нужно делать то же самое, что делал с ней Мадхавендра Пури. Есть замечательный его стих, в котором он говорит: «Прощайте мои молитвы три раза в день, прощайте все остальное тоже». Самая суть Ведической культуры в том, чтобы полюбить и если мы понимаем, что Ведическая культура – это способ, средство полюбить Бога, то хорошо, но если она становится самоцелью или самостоятельной вещью, которая заслоняет от нас Бога, то это очень плохо. Ведическая культура в гораздо большей степени, чем материалистическая культура, может заслонить от нас Бога, к сожалению. Она может открыть нам Бога, но может также заслонить от нас Бога. Поэтому, если мы видим ее как некое средство, как ступеньку к тому, чтобы понять кто такой Бог и понять, что все приходит от Бога. Как, например, Астрология.Астрология – хорошая вещь и смысл ее в том, чтобы показать что все приходит от Бога. Любой нормальный человек, когда он помйет, что все не случайно и что все происходит в соответствии с определенными законами, он поймет: «за всем этим стоит замысел какой-то, разум» и он почувствует какую-то связь с этим источником. Но Ведическая Астрология может отдалить человека, потому что она скажет: «Нет, нет, я сейчас вам объясню как это все вот так, вот так …» Йога, Аюрведа – все это нужно только для того, чтобы, в конце концов, человек мог оценить бесконечную красоту и простоту Кришны. Представителям Ведической культуры очень сложно ее оценить и Брахма – пример этому. Брахма-вимохана-лила – Брахма никак не мог смириться с тем, что Кришна – это Бог, потому что никак Он не укладывался в рамки его концепции о Боге. Почему? По одной простой причине – потому что Кришна ел стоя. В Ведической культуре стоя есть нельзя, стоя едят только лошади. Представители Ведической культуры едят сидя, потому что апана-прана … То есть, можно дать этому научное объяснение, а Кришна стоял и иногда ел, причем из левой руки. Брахма смотрел, смотрел на это безобразие и не выдержал, украл всех Его друзей и всех телят. Засунул их куда-то в пещеру и стал думать что он будет делать при этом. Потом, когда он увидел, что Кришна как-то обошелся и по-прежнему упрямо стоял и ел что-то из левой руки, Брахма не выдержал и со слезами на глазах стал говорить (Бхаг., 10.14.1):

наумидйа те ‘бхра-вапуше тадид-амбарайа
гунджаватамса-парипиччха-ласан-мукхайа
ванйа-срадже кавала-ветра-вишана-вену-
лакшма-шрийе мрду-паде пашупангаджайа

Он говорит: «О объект моего поклонения, который родился в племени скотоводов, я никогда толком Тебя не пойму». Он там говорит кавала – кавала значит кусок пищи в левой руке. То есть Брахма, самый лучший представитель Ведической культуры, сказал: «Что-то я ничего не понимаю, поэтому я лучше на Брахма-локу пошел».

Все, теперь у нас будет следующий пункт программы. Двиджа Кришна приготовил сюрприз – он написал стихотворение про Гирираджа Махараджа Гири-Говардхана.

Похожие записи