О Бхактивиноде Тхакуре, Москва, 24.01.2000г.


О Бхактивиноде Тхакуре, Москва, 24.01.2000г.

Прежде, чем мы начнем говорить о Бхактивиноде Тхакуре, попытаемся еще раз понять, что духовная энергия, которая накапливается в цепи ученической преемственности, нуждается в постоянном обновлении. Точнее, не сама духовная энергия нуждается в обновлении (духовная энергия всегда свежа), а знание, передаваемое по парампаре.

 В материальном мире все осквернено, и даже самое чистое учение здесь рано или поздно оскверняется. Чтобы поддержать духовную среду в обществе Господь Кришна приходит либо Сам: паритранайа садхунам винашая ча душкритам , либо посылает Своих преданных, которые восстанавливают принципы религии: дхарма самстхапанартхая.

Бхактивинода Тхакур был одним из таких великих преданных. Все, что связано с ним, удивительно. Он не был человеком этого мира. Без преувеличения можно сказать, что он возродил учение Господа Чайтаньи и открыл его для мира. Он ввел отсчет времени с прихода Господа Чайтаньи, восстановил празднование Гаура-пурнимы, открыл место явления Господа Чайтаньи…

Когда Бхактивиноду Тхакуру исполнилось 49 лет, он решил уйти во Вриндаван, чтобы погрузиться в медитацию на игры Радхи и Кришны, но однажды к нему во сне явился Сам Господь Чайтнанья и сказал: «Спасибо тебе большое за все, что ты сделал для Меня. Спасибо тебе большое за все, что ты хочешь для Меня сделать, однажды ты уйдешь во Вриндаван, но не теперь…» Бхактивинода Тхакур проснулся и сказал: «О мой Господь, я сделаю все, как Ты хочешь».

С этого момента все его мысли устремились в Навадвипу. Но с переездом возникли трудности. В то время он служил в другом штате, а потому стал обращаться к руководству, чтобы его перевели в Бенгалию, но долгое время ему отказывали. Ему не оставалось ничего другого, как подать в отставку. Только тогда руководство согласилось перевести в Бенгалию.

Как только Бхактивинода Тхакур получил разрешение на переезд, он сильно заболел. Поднялась высокая температура и переезд снова отложился. Сорок пять дней он постился, пил одно молоко, но оказавшись в Бенгалии снова слег. Так или иначе, он поселился в Кришна-нагари и каждую субботу отправлялся в Навадвипу. Цель его поездок заключалось в том, чтобы открыть место рождения Господа Чайтаньи. В «Чайтанья-Бхагавате» сказано, что Господь Чайтанья родился на восточном берегу Ганги, тогда как во времена Бхактивиноды Тхакура местом рождения Господа Чайтаньи принято было считать современную Навадвипу, которая располагается на ее западном берегу. Бхактивинода Тхакур не мог с этим согласиться. Он бродил и спрашивал у старожилов: «Где родился Господь Чайтанья?» Но никто не мог ему ответить, все забыли о Нем и о месте Его рождения.

Однажды вечером, в субботу, Бхактивинода Тхакур как обычно приехал в Кришна-нагари и остановился со своим сыном Камала-прасадом у своего друга. Вечером они вместе сидели на крыше его дома и беседовали, но вдруг на противоположном берегу Ганги Бхактивинода Тхакур увидел ослепительное сияние, невероятной красоты дворец, сотканный из света. Он очень удивился. «Ты видишь?» — спросил он у своего сына. «Вижу!» — ответил тот. «А ты видишь?» — спросил он у друга чиновника. «Нет, я ничего не вижу», — сказал чиновник. И Бхактивинода Тхакур понял, что это какой-то знак. Утром он отправился в то место, откуда вчера шел свет и стал бродить вокруг. Но он ничего не нашел кроме пальмы, большого пруда… однако старожилы сказали ему, что это место называется Майапур. Бхактивинода Тхакур тут же вспомнил место из «Чайтанья-Бхагаваты», где сказано, что Господь Чайтанья родился в Майапуре. Затем местные жители показали ему холм, заросший деревьями туласи и сказали, что на этом холме ничто кроме туласи не растет. Бхактивинода Тхакур стал изучать древние карты, и к своему величайшему удивлению обнаружил, что современная Навадвипа была построена всего за сто лет до его появления на свет. В конце концов он полностью убедился в том, что это и есть настоящее место явления Господа Чайтаньи, и чтобы убедить в этом других, пригласил к себе домой 120-летнего Джаганнатху даса Бабаджи.
Его принес в корзине слуга Бихари. К этому времени Джаганнатх дас Бабаджи был настолько стар, что не мог сам даже поднять веки. Но когда он узнал об открытии Бхактивиноды Тхакура, он выскочил из корзины и начал плясать.

Спустя несколько дней у Бхактивинды Тхакура тяжело заболел сын. Это была болезнь кожи. Джаганнатха дас Бабаджи посоветовал Бхактивиноде отвести мальчика в место рождения Господа Чайтаньи и заставить его кататься по этой священной земле. Таким образом мальчик действительно избавился от своей болезни.

Однако сообщение о новом месте рождения Господа Чайтаньи вызвало сопротивление брахманов, живущих на противоположном берегу Ганги. Разгорелся большой спор, в результате которого победу одержал Бхактивинода Тхакур. Таким образом было утверждено и установлено место рождения Господа Чайтаньи. Там же в йога-питхе, месте рождения Господа Чайтаньи, Бхактивинода Тхакур установил поклонение Вишну-прие — Его вечной супруге. Несколько лет спустя, в 1898 году он написал «Навадвипа-бхава-тарангху».

Восстановив все, что было связано с приходом Господа Чайтаньи, Бхактивинода Тхакур взялся за «уничтожение демонов». В данном случае речь идет об отклонившихся сектах. Именно Бхактивинода Тхакур выделил и классифицировал тринадцать типов апасампрадай.

Отклонившиеся секты стали появляться еще при Господе Чайтанье. Это закон, как только появляется истинное учение, тут же появляются ложные теории. Источник любой ереси, как мы уже говорили, оскверненное сердце человека. Осквернение в сердце человека бывает так велико, что к нему притягиваются другие оскверненные сердца. Так возникают ложные течения.

Среди тринадцати основных апасампрадай, выделенных Бхактивинодой Тхакуром: 1) сакхи-бекхи, (сакхи — друзья, бекхи — одежды). Это люди, которые одеваются, как сакхи, но при этом отвергают садхану; 2-3) аулы и баулы (баул — сумасшедший), эти люди имитируют сумасшествие, чтобы продемонстрировать чувства любви к Богу, аулы от баулов отличаются тем, что изображают женщин; 4) джати-гошаи (кастовые госвами). Если три предыдущих осквернения относят к сахаджие, то в данном случае речь идет об осквернении кармой. Они считают себя последователями Госвами Вриндавана. В свое время Госвами Вриндавана устанавливали храмы, и среди служителей храмов установилась, таким образом собственная семейная парампара. Звание духовного учителя в такой парампаре, передается по наследству. 5) Гауранга-нагари (нагари — герой), поклоняются Господу Чайтанье как Тому, кто пришел на Землю, чтобы наслаждаться. Они поклоняются Господу Чайтанье, как если бы гопи поклонялись Кришне. Они совершают непростительную ошибку, смешивая расы (раса-бхаса), и тем самым, внося полную неразбериху в изначально чистую философию Господа Чайтаньи. По сути это оскорбление Господа Чайтаньи, и если классифицировать эту апасампрадаю по типу осквернения, это смесь кармы и сахаджии. 6) Дервиши — результат проповеди мусульманам. В результате проповеди мусульманам возникла синкретическая секта девишей. 7) Существует еще одна апасампрадая, возникшая в результате смешивания учения Господа Чайтаньи и буддизма — неда, что в переводе — лысый. Все синкретические апасампрадаи, возникли в результате осквернения гьяной. Желание смешать ту или иную религиозную традицию — первый признак гьяны (все едино). 8) Атибати (ативари)…

Рассказывают историю о неком Джаганнатхе дасе, современнике Господа Чайтаньи, ученике Харидаса Тхакура. В течение какого-то времени вместе с Харидасом Тхакуром Джаганнатха дас повторял Святые Имена, но потом это ему, видимо, надоело. Он подумал: «Что я тут делаю?» Он ушел от своего духовного учителя и решил проповедовать сам. Стоит отдать ему должное, он был замечательным поэтом. До сих пор его стихотворный перевод «Шримад-Бхагаватам» считается классическим. Во всех школах Ариссы изучают «Шримад-Бхагаватам» именно в переводе Джаганнатхи даса.

В процессе работы над переводом «Шримад-Бхагаватам» бхава его выросла настолько, что он дописал пять лишних глав Десятой Песни. Когда он принес свой перевод Господу Чайтанье, Тот посмотрел на его работу и сказал, сложив руки: «Этот перевод слишком хорош для Меня, а Я слишком падший, чтобы оценить твою работу и даже, чтобы находиться рядом с Тобой». «Как падший? — удивился Джаганнатх, — ты же сам Господь Кришна! А я — Твоя Радха… Мы должны быть вместе». Но Господь Чайтанья сказал: «Нет. Я лучше буду держаться от тебя подальше, потому что ты, мой господин, стал слишком велик (ати — слишком, бати — великий).

Джаганнатха дас понял слова Господа Чайтаньи буквально, рассказал об этом людям, и таким образом возникла целая секта «слишком великих». Осквернение этой секты — сахаджия. 9) Картабаджи. Они утверждают, что достаточно поклоняться одному гуру, слепо следуя его наставлениям. Это смесь гьяны и сахаджии. 10) Сахаджии. Суть учения сахаджиев (естественных), которые так себя и называют, в том, что не нужно предпринимать никаких усилий, нужно просто полюбить Кришну. 11) Чудо-дхари. В отличие от сакхи-бекхи, которые одеваются как сакхи, подруги Кришны, чудо-дхари переодеваются в Кришну (чудо — корона); 12) смарта-брахманы (кастовые брахманы); 13) шани (свами), очень похожи на джата-госани. Каждый из этих типов Бхактивинода Тхакур выделил и классифицировал.

Как мы уже говорили, к тому времени, когда жил и проповедовал Бхактивинода Тхакур, наша сампрадая практически выродилась. Самые прогрессивные люди Бенгалии и Индии даже знать ничего не хотели о Господе Чайтанье. Все было скомпрометировано и осквернено настолько тонко, что никто и не заметил исчезновения такой могущественной сампрадаи, как Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая.

Подобная опасность грозит и нашему Движению. Одно время в ИСККОН, например, существовало «трансцендентное мошенничество». Некоторые преданные считают, что если они каким-то образом служат Кришне, то им позволено все. Тем, кто так считает, лучше сразу записаться в аулы или баулы.
В «Чайтанья-шикшамрите» Бхактивинода Тхакур говорит о пяти вещах, которые разрушают мир. Первая — зависть. Зависть проявляется в том, что мы мешаем другим людям заниматься чем-то хорошим. Мы становимся препятствием на пути к добру. Это сказывается губительно как на нас самих, так и на всем мире. Вторая, крайне губительная вещь, ложное отречение. Когда человек отказывается от своих обязанностей, от своего долга. Они говорят: «Выполнять долг трудно, выполнять долг скучно… Иисус Христос говорил, что нужно отрекаться, Чайтанья Махапрабху говорил, что нужно отрекаться…» Однако Кришна в «Бхагавад-гите» сказал

шреян сва-дхармо вигунах пара-дхармат св-ануштхитат
сва-дхарме нидханам шреях пара-дхармо бхаявахах

«Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие — в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно».

Отказ от собственного долга губит мир. Этот феномен особенно распространен в Индии. Под предлогом занятий духовной практикой люди бросают детей, семьи… Но ничего хорошего из этого не получается. Под вывеской религии проповедуется безбожие.

Третий момент — ложные религии и секты. И если атеизм, как таковой, легко выделить, легко понять, легко отделить от истины, то ложные религии и секты вводят в заблуждение людей, и это губит весь мир.
Две другие вещи — несправедливая война и напрасная трата времени.

В одном из мест Библии говорится, что в любом случае соблазн войдет в этот мир, но горе тому, через кого он войдет, и не дай Бог нам с вами стать инструментами этого соблазна.

Кроме прочего, Бхактивинода Тхакур утвердил учение Господа Чайтаньи. Он написал более ста книг на санскрите, на английском языке, на бенгали, стихотворных переводов, комментариев, стихов и прочего. Каждое из произведений Бхактивиноды Тхакура уникально. Однажды Бхактивинода Тхакур произнес замечательную фразу, которую я рекомендую запомнить вам наизусть: «Когда река древнего учения сливается с потоком логики, то от водоворотов иллюзии не остается никакого следа». Он взял древнее учение Господа Чайтаньи и влил в нее поток логики. Он с удивительной ясностью и систематичностью изложил учение Господа Чайтаньи. Когда читаешь книги Бхактивинода Тхакура, поражаешься силе и безупречности его логики.

Когда есть просто древнее учение, когда есть просто традиция то, традиция порождает водовороты иллюзии, проявляющиеся в виде апасампрадай. Но Бхактивинода Тхакур препарировал учение Господа Чайтаньи скальпелем логики. Он расклассифицировал его так, что любой человек, читающий его произведения, не может не поразиться. Каждая из ста его книг — шедевр. Бхактивинода Тхакур поставил перед собой задачу донести совершенное учение Господа Чайтаньи до разумных людей того времени, поставив его на фундамент логики.

Он начал писать книги еще до того, как получил инициацию. Его первая книга, написанная в 1880 году, «Кришна-самхита» обращается к интеллигентным индусам, которые под влиянием английской пропаганды, отвернулись от истории своей страны. В этой книге он описал древнюю историю Вед с точки зрения интеллигентного человека, человека логики. После этого было очень много других книг. Первое поэтическое произведение — «Кальяна-калпатару» было написано в 1881 году. Одной из наиболее фундаментальных книг Бхактивиноды Тхакура стала написанная им в 1886 году «Шри Чайтанья-Шикшамрита».

В этой относительно небольшой по объему книге, он изложил учение Господа Чайтаньи с удивительной легкостью, последовательностью и логической завершенностью. Кроме этих его книг мы знаем о существовании «Харинама-Чинтамани», «Навадвипа Дхама Махатмьи», о его философском романе «Джайва-Дхарма». В то время жанр философского романа был глубоко популярен не только в Бенгалии, но и в Англии. По форме он немного напоминает английский роман в виде диалога, в данном случае диалога между Према дасом Бабаджи и йогом-санньяси. Это очень интересная книга, в которой тоже раскрывается суть учения Господа Чайтаньи.

Другая его книга — «Бхагавата(рка)-арчимала» (1901г) — была задумана как комментарий к «Шримад Бхагаватам», однако у Бхактивиноды Тхакура оставались сомнения, справится ли он с таким фундаментальным трудом. Спустя некоторое время сам спутник Господа Чайтаньи Сварупа Дамодар в лалита-сакхьях явился во сне к Бхактивиноде Тхакуру и сказал: «Я продиктую тебе эту книгу». Он так и сделал, выделил наиболее важные стихи «Шримад-Бхагаватам» и расклассифицировал их в соответствии с принципами самбандхи, абхидеи и прайоджаны, разделил «Шримад-Бхагаватам» на эти три категории и выделил эти три категории в стихах «Шримад-Бхагаватам». Ее название «Бхагавата(арка)-арчимала» буквально переводится как «Ожерелье света, брошенное на «Шримад-Бхагаватам».
Помимо этого, он написал «Амная-сутру». «Амная-сутры» — это сутры на санскрите с комментариями Бхактивинода Тхакура.

Следующий вклад Бхактивиноды Тхакура — публикация классики. Он опубликовал «Чайтанья-Чаритамриту» и написал комментарий к ней. Шрила Прабхупада пользовался именно его комментариями. Практически все вступления к главам, которые писал Шрила Прабхупада, это переводы вступлений Бхактивинода Тхакура. Кроме того, Бхактивинода Тхакур написал и опубликовал «Бхагавад-гиту» и свои комментарии на нее — «Кришна-виджая гуна-раджа-тхама». Еще одна очень важная книга — «Чайтанья-Упанишад». Это одна из Упанишад, принадлежащая к Атхарва-Веде. В самой Атхарва-Веде древнем тексте, которому насчитывается много тысяч лет, упоминается Господь Чайтанья. В «Чайтанья-Упанишад» подробно рассказывается о Господе Чайтанье, о том, что рождается Он в Навадвипе, что Он — сын матери Шачи, но эта Упанишада была утрачена. Однако Бхактивинода Тхакур нашел несколько очень древних рукописей, на основании который восстановил «Чайтанья-Упанишаду». Он также опубликовал «Вишну-сахастра-наму» с комментариями Баладевы Видьябхушаны, «Мукунда-малу-стотру», «Кришна-Канамриту» Билвамангала Тхакура и «Брахма-Самхиту» со своими комментариями.

Итак, Бхактивинода Тхакур установил авторитет Господа Чайтаньи, подверг критическому анализу отклонившиеся секты, апасампрадаи, утвердил учение, посредством издания и написания вайшнавской литературы, и следующим шагом его миссии стала непосредственно проповедь.

В Джаганнатха Пури он организовал Бхагаватам-самсад, где стал давать лекции по священным писаниям. Множество людей стало приходить к нему. Иногда он давал лекции в садах Джаганнатха-Валлабхи (место поклонения Рамананда-Роя). Те, кто были в Джаганнатха Пури, знают, что на большой дороге, которая ведет от Храма Джаганнатхи к Гундичи, с левой стороны находятся удивительной красоты сады Джаганнатха-Валлабхи. В свое время там выращивались цветы и фрукты для Самого Господа Джаганнатхи. И в этих садах, недалеко от своего дома, Бхактивинода Тхакур давал удивительные лекции.
В то же время жил в Пури один сиддха-пуруша, великий бабаджи, которого звали Рагхунатха дас Бабаджи. Этого бабаджи страшно возмущало то, что Бхактивинода Тхакур носит бороду, но не носит кантхимал и тилаки… «Мошенник», — подумал он, и стал настраивать людей против Бхактивинода Тхакура: «Не ходите к нему, не слушайте, что он говорит». Так он возмущал спокойствие до тех пор, пока на него не напала страшная болезнь. Во сне к бабаджи пришел Господь Джаганнатха и сказал: «Это тебе за оскорбление великого вайшнава Бхактивинода Тхакура. Если не пойдешь к нему и не покаешься в своих грехах, не избавишься от болезни».

Чуть свет Рагхунатха дас Бабаджи побежал к Бхактивиноде, бросился к нему в ноги и стал молить о прощении. И Тогда Бхактивинода Тхакур сказал: «Ты, действительно, напрасно обвинял меня. У меня нет посвящения, поэтому я не могу надеть кантхималы, не могу носить тилаку…» В конце концов Бхактивинода Тхакур принял Рагхунатху даса Бабаджи одним из своих учителей, поскольку тот на самом деле был великим преданным Господа — сидха-пурушей.

Этот пример с Рагхунатхой дасом Бабаджи также иллюстрирует то, что даже великие преданные, сидха-пуруши, иногда ошибаются. Порой внешне мы можем не распознать великого преданного, а потому общаясь с вайшнавами должны быть предельно осторожными.

Бхактивинода Тхакур начал проповедь в нама-хаттах (нама-хатта — рынок святого имени), открыв таким образом более пятисот проповеднических центров. Он издавал периодические газеты и журналы, целью которых также была проповедь Святого Имени. Он построил удивительный храм в Маяпуре Адбхута-мандир, предсказав, что именно из этого храма сознание Кришны будет распространяться по всему миру, и в Майапур съедутся англичане, американцы, русские, французы, которые будут бродить по его улицам с глиняными мридангами в руках, танцуя и воспевая Святые имена Господа Кришны.
Кроме этого, он сделал еще одно важное предсказание (делать предсказания это тоже качества ачарьи). Он предсказал, что очень скоро появится человек, который разнесет послание Кришны и учение Господа Чайтаньи по всему миру. Буквальные его слова: «Скоро появится человек, чтобы проповедовать учение Господа Чайтаньи, который будет беспрепятственно перемещаться по всему миру со своим учением». Мы знаем, что этим человеком стал Шрила Прабхупада.

За все свои заслуги перед миссией Бхактивиноде Тхакуру был присвоен титул седьмого Госвами, поскольку как и Госвами Вриндавана он открывал святые места, как Госвами писал книги по бхакти, как Госвами был идеальным образцом отречения от мира и как они же подавал пример этого отречения. Он учил, как можно жить в мире и не привязываться к миру. И, наконец, четвертое, на нем была шакти Чайтаньи Махапрабху, без которой невозможно было бы сделать всего, что сделал он.

Очень важно определить какой собственно вклад внес Бхактивинода Тхакур в наше учение. Помимо восстановления самого учения, он доказал, что невозможно достичь отношений с Господом Кришной, иначе, чем через связь с Господом Чайтаньей. Нельзя сказать, что это положение целиком принадлежит ему, но именно он его утвердил и объяснил по-новому в восемнадцатой главе «Навадвипа-Дхама-Махатми».

Второе положение, изменившее облик нашей сампрадаи — проповедь как средство духовного осознания. Я прочитаю письмо, которое Бхактивинода Тхакур написал Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, где он говорит как раз об этом: «Сарасвати, люди этого мира, которые очень гордятся своим аристократическим происхождением, не могут достичь истинной аристократии. Ведь стать истинным аристократом, значит стать родственником Кришны, поскольку именно Он самого высокого происхождения. Они нападают на чистых вайшнавов, говоря, что те родились в низких семьях за свои грехи, таким образом совершая оскорбления. Решение этой проблемы — установить дайви-варнашраму, варнашраму основанную на не на происхождении, а на сознании Кришны. Ты уже начал это делать, и ты должен знать, что это будет истинным служением вайшнавам».

Итак, Бхактивинода Тхакур пишет, что истинное служение вайшнавам — установление дайви-варнашрамы, это наставление данное Бхактивинодой Тхакуром своему сыну, и это миссия, исполнение которой взял на себя Шрила Прабхупада.

Дальше он пишет, каким образом следует проповедовать чистое преданное служение: «Пожалуйста, прилагай усилия, чтобы начать парикраму по Навадвипе. Именно это поможет людям со всего мира получить кришна-бхакти. Пожалуйста, изо всех сил старайся, чтобы служение Маяпуру стало постоянным, чтобы люди знали, что нужно служить Маяпуру, и с каждым годом это служение разгоралось все ярче и ярче. Истинное служение Шри Маяпуру можно совершать, приобретая печатные станки, распространяя книги по бхакти и занимаясь санкиртаной, то есть проповедью».

Продолжает он свое письмо словами о том, что когда его не будет в этом мире, продолжение его дела полностью должен взять на себя его сын — Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур: «Люди, подобные животным, никогда не смогут обрести бхакти, поэтому никогда не слушай их, но пусть они не будут знать о том, что ты не обращаешь на них внимание. У меня есть особое желание проповедовать значение таких книг, как «Шримад-Бхагаватам», «Сат-сандарбха» и «Веданта-даршан». Пожалуйста, прими на себя эту обязанность. Шри Маяпур будет процветать, если ты установишь там образовательные учреждения, если ты начнешь проводить образовательные курсы. И пожалуйста, никогда не предпринимай никаких усилия для того, чтобы накапливать знания или деньги для самого себя и для собственного наслаждения. Только ради служения Господу мы можем накапливать деньги и знания. Никогда не общайся с дурными людьми ради накопления денег или ради собственного интереса. И никогда не пренебрегай служением Шри Маяпуру или проповедью ради собственного бхаджана».

В этом письме, отчетливее, чем где бы то ни было, Бхактивинода Тхакур дает понять, что проповедь (прачар) сама по себе является средством духовного самоосознания. И что мы не можем пренебречь проповедью даже ради собственного уединенного бхаджана.

В каком-то смысле это стало революцией в нашей философии — Движение Господа Чайтаньи как Движение гоштхи-ананди, проповедников, поскольку до этого это было Движение бхаджан-анади. Бхактивинод Тхакур доказал, что проповедь и медитация не просто стадии одного и того же пути садхана-бхакти, а два совершенно различных метода, которые в равной степени могут привести человека к преме. Это не значит, что Бхактивинода Тхакур отменил бхаджан-ананди и заменил его гоштхи-ананди, он просто доказал, что оба эти пути приводят к цели духовной практики. У некоторых преданных существует предрассудок, что гоштхи-ананди — преданные второго сорта, но как можно говорить о пути, что он второго сорта, если он приводит к преме?

В этом письме есть еще один интересный момент, относительно ваидхи и рагануги, где он объясняет, как они соотносятся друг с другом. Он говорит, что путь ваидхи более медленный, путь рагануги более быстрый, но соотносятся они следующим образом. Вайдхи регулирует нашу рагу. Ваидхи делает нашу рагу здоровой. Сейчас у нас тоже есть рага, привязанность. Мы привязаны к объектам материального мира, но ваидхи это лекарство, которое направляет нашу рагу в нужное русло. И до тех пор, пока у нас не появилась действительно привязанность к Кришне, до тех пор, пока мы не вылечили свою рагу, мы должны принимать это лекарство — вайдхи.

И последняя очень важная часть вклада Бхактивиноды Тхакура в нашу сампрадаю — его определение квалификации махабхагаваты. Махабхагавата — это тот, кто дает другим возможность обрести сознание Кришны.

Бактивинода Тхакур говорит, что на уровне садхана-бхакти (вплоть до асакти), проповедуя человек может дать людям шраддху, веру в священные писания. Но когда проповедует махабхагавата, человек может почувствовать необыкновенный вкус. Махабхагавата определяется по тому, в какой степени он способен преображать сердца других людей, в какой степени он способен побуждать их идти дальше по сложному пути преданного служения.

 

Похожие записи