«Шри Шри Шад-Госвами-аштака»


Москва, июнь 2000 г
(лекция по «Шри Шри Шад-Госвами-аштаке»)

Чтобы утвердить Свою миссию на Земле, Господь Чайтанья возложил ее на Госвами Вриндавана. Госвами Вриндавана необходимо было установить систему, следуя предписаниям которой, человек мог бы достигать бесконечно возвышенного состояния — любви к Богу.

С помощью одних только правил и ограничений невозможно возвести человека до уровня спонтанной преданности. Госвами Вриндавана оставили после себя бесценные книги, описывающие процесс преданного служения. Кроме того, они подвели философско-теологическую базу своим выводам.

В доступных нам священных писаниях чистая бхакти, или шуддха-бхакти, встречается крайне редко, исключение — «Шримад-Бхагаватам», где все, от начала и до конца, чистая преданность. В других священных писаниях мы встречаем бхакти со значительной примесью кармы, гьяны, или йоги. Госвами Вриндавана отделили бхакти от всего остального, таким образом доказав, что «Шримад-Бхагаватам» является высшим священным писанием. Они основали множество храмов и установили в них поклонение Кришне, в соответствии с принципами панчаратры, утвердили эти принципы, дав при этом особое толкование храмовому поклонению. Кроме священных текстов и множества храмов, Госвами вернули людям практически утраченный к тому времени Вриндаван, предоставив всем нам возможность сегодня посещать святые места паломничества и, тем самым, очистить свое сердце.

Однажды Рамануджа-ачарья сказал, что каждый вайшнав, независимо от того, к какой сампрадайе он принадлежит, должен посетить 108 священных мест. Он расположил их в иерархической последовательности, первое место отведя Шри Рангаму. Действительно, Шри Рангам — это Вайкунтха на Земле, он дает определенную бхаву, но это — айшварья бхава. Таким образом, все святые места, существовавшие до прихода Госвами, были ограничены айшварьей, и не давали то, ради чего приходил Господь Чайтанья. Госвами вернули людям Вриндаван, установив в нем места паломничества.

Сравнив миссию Госвами Вриндавана с миссией Шрилы Прабхупады, мы увидим подобие: Шрила Прабхупада также открывал храмы, где устанавливал поклонение Божествам, писал книги, вернул преданным Вриндаван и ранее недоступный «Шримад-Бхагаватам». Более того, он, как и Госвами Вриндавана, дал нам бхакти-шастры. Можно, конечно, не согласиться, т.к. изначальная «Бхагавад-гита», изложенная в Махабхарате, бхакти-шастрой не является, поскольку в ней присутствуют и карма, и гьяна, и йога. «Бхагавад-Гита» считается йога-шастрой. Однако, прокомментировав, Шрила Прабхупада превратил ее в бхакти-шастру. Ученые неоднозначно относятся к этим комментариям, однако они вполне правомерны, поскольку цель наставлений «Бхагавад-гиты» — бхакти. Та же картина со «Шри Ишопанишад» — при всем желании ее нельзя назвать бхакти-шастрой. Но комментарии Шрилы Прабхупады превратили ее в таковую.

Шринивас Ачарья открывает бхаджан , прославляющий Госвами Вриндавана, словами, которые несут в себе суть миссии Господа Чайтаньи:

кришноткиртана-гана-нартана-парау премамртамбхо-нидхи

Речь идет не просто о киртане, а об очень громком киртане, насыщенном кришна-премой, сопровождаемом танцами и песнями — гана-нартана-парау. Петь и танцевать заставляет преданных — премамритамбхо-нидхи — океан премы, в который они погружены.

дхирадхира-джана-прийау прийа-карау нирматсарау пуджитау

Госвами Вриндавана дороги всем — дхирам и адхирам, святым и грешникам, поскольку лишены зависти. Если человек вырывает из своего сердца зависть, он немедленно становится дорог всем. Зависть — это высшее проявление анартх. По определению Вишванатхи Чакраварти Тхакура зависть представляет собой сплав вожделения, гнева, жадности, иллюзии и безумия.

Рагхунатха Бхатта Госвами был одним из тех, кому Господь Чайтанья поручил утвердить славу «Шримад-Бхагаватам». Когда он читал «Шримад-Бхагаватам», люди собирались тысячами, и слезы потоками текли из их глаз. Однажды он рассказывал о том, как Кришна покидал Вриндаван, как гопи валялись в пыли, как застыла убитая горем мама Йашода, как растаяло вдали облако пыли… и все слушавшие эту историю плакали. Все, кроме одного. Рагхунатха Бхатта Госвами заметил, как тот, кто не плакал, незаметно для других, достал из кармана перец и потер им глаза, которые тут же наполнились слезами.

После лекции Рагхунатха Бхатта Госвами сказал этому человеку: «Раньше я только читал о том, что глаза, которые не плачут при звуках «Шримад-Бхагаватам», должны быть наказаны, но я никогда не видел, чтобы кто-либо так поступал». Промолвив это, он обнял мошенника, и тогда настоящие слезы потекли у того из глаз. Подобно этому, отсутствие зависти в человеке может растопить самое холодное сердце.

Про Санатану Госвами рассказывают, что ему не нужно было проповедовать. Он приходил в одну из деревень и просто беседовал с людьми: «Как ваши дела? Как дети? Почем нынче йогурт на базаре?». Когда он так говорил, у людей сердце таяло от любви к нему.

В этих двух первых строчках содержится очень глубокая философия: мы занимаемся внешней деятельностью — танцуем, поем, чтобы в конце концов пробудить в себе любовь к Богу. Первая строка описывает внешнюю садхану. Вторая говорит о том, каким образом необходимо действовать, чтобы достичь успеха на этом пути. Если мы будем вести себя так, что станем дороги всем, наша садхана не будет напрасной.

В «Сатвата-тантре» объясняется, что человек утрачивает вкус к преданному служению и сходит с уровня садханы, если причиняет боль другим живым существам. Химса — причина падения с уровня садханы. Чтобы в процессе практики не утратить вкус к преданному служению, необходимо сознательно вырвать зависть из своего сердца. В следующей строке Шринивас Ачарья объясняет, как это удалось Госвами Вриндавана:

шри-чайтанья-крипа-бхарау бхуви бхуво бхаравахантаракау

По милости Господа Чайтаньи Госвами Вриндавана обрели эти возвышенные качества, самое удивительное из которых — способность видеть лучшее в людях и возвышать их до этого уровня. Однако для того, чтобы получить милость Господа Чайтаньи, есть только один способ — шри-чайтанья-крипа-бхарау бхуви бхуво бхаравахантаракау, если мы сами пытаемся дать другим эту милость.

Для века Кали, когда человеку очень сложно следовать религиозным принципам и соблюдать требования священных писаний, Господь Чайтанья определил суть нашей практики в трех положениях: нама-ручи, джива-доя и вайшнава-сева, воспевание Святого Имени, проповедь, основанная на сострадании ко всем живым существам, и служение вайшнавам. Все эти принципы выражены в первом стихе бхаджана Шриниваса Ачарьи:

нана-шастра-вичаранаика-нипунау сад-дхарма-самстхапакау

Как уже было сказано, Госвами Вриндавана изучили священные писания — вичаранаика, и достигли в них высшего совершенства — нипунау. Три основных функции нашего интеллекта — это память (смрити), анализ (вичар), способность делать выводы (вивека). Госвами Вриндавана проанализировали священные писания и, достигнув в них совершенства, утвердили вечные принципы религии — сад-дхарма-самстхапакау, чтобы принести благо обитателям всех трех миров — локанам хита-каринау три-бхуване.

Так как они желают счастья всем живым существам — манйау шаранйакарау, они достойны того, чтобы мы приняли их прибежище, а также осознали необходимость принять человека, в совершенстве изучившего священные писания, как своего духовного учителя.
Для чего это нужно?

радха-кришна-падаравинда-бхаджананандена матталикау

Чтобы погрузиться в любовь Радхи и Кришны.
Внешне Госвами изучают священные писания, но внутри их переполняет любовь к Богу. Радха-кришна-падаравинда-бхаджана — изучив священные писания и утвердив сад-дхарму ради блага всего человечества, Госвами Вриндавана вошли в настроение Радхи и Кришны.

Когда Шрила Прабхупада приехал в Америку, он тоже говорил о шастрах, он проповедовал, в то время как его переполняла любовь к Богу. Рассказывают, как однажды во время исполнения бхаджана «Джая радха мадхава…» из глаз его брызнули слезы. Те, кто присутствовали при этом, говорили, что слезы у него не текли, а как у Господа Чайтаньи — вырывались из глаз. Некоторые преданные почувствовали, как капли долетают до них.

шри-гауранга-гунануварнана-видхау шраддха-самриддхи-анвитау

Внутренний смысл этого утверждения в том, что вера в Господа Чайтанью как спасителя, — большая удача. И поскольку Госвами Вриндавана обладали непоколебимой верой, они

папоттапа-никринтанау тану-бхритам говинда-ганамритаих

способны очистить все обусловленные души от последствий греховных действий, пролив на них дождь песен о Говинде.

анандамбудхи-вардханаика-нипунау каивалиа-нистaракау

Они спасают людей из пасти каивалии — имперсонального освобождения, благодаря тому, что духовный нектар, который они проливают на обусловленные души, постоянно растет. Когда человек ощущает блаженство от враджа-премы, каивалиа становится адом.

Один из Госвами сказал однажды, что колючка, которая втыкается ему в ногу, когда он входит во Вриндаван, доставляет больше блаженства, чем имперсональное наслаждение.

тйактва турнам ашеша-мандала-пати-шреним сада туччха-ват

Обладая безграничными владениями, они поспешили навсегда избавиться от материальных благ, как от чего-то ничтожного — туччха ват. Материальные богатства не представляют никакой ценности для человека, которого переполняет жадность к духовным наслаждениям и сострадание ко всем падшим душам

бхутва дина-ганешакау карунайа каупина-кантхашритау

ради блага которых, они облачились в каупины и кантхи. Это значит, что Госвами Вриндавана добровольно приняли обет нищенства, дабы явить миру пример отречения. В этом мире люди опьянены материальным счастьем, но Госвами Вриндавана показали, что можно оставаться счастливым, не имея материальных богатств, что именно материальные богатства отдаляют человека от счастья. Наслаждения материального мира — это та цена, которую мы должны заплатить миру, чтобы он отпустил нас.

гопи-бхава-расамритабдхи-лахари-каллола-магнау мухур

Признак настоящего отречения — счастье, поскольку, отказываясь от материальных удовольствий, человек обретает нечто более ценное. В этой строке говорится, что Госвами Вриндавана постоянно купаются в волнах духовной любви.

куджат-кокила-хамса-сараса-ганакирне майуракуле
нана-ратна-нибаддха-мула-витапа-шри-йукта-вриндаване

Отказавшись от богатств материального мира, Госвами обрели богатства духовного Вриндавана, где вся земля усыпана драгоценными камнями, а атмосфера напоена чудесным пением птиц.

Прабодхананда Сарасвати Тхакур пишет, что тому, кто оказался во Вриндаване, нет смысла посещать другие места паломничества; а для того, кто услышал пение вриндаванских павлинов, нет смысла слушать Веды. Если человек просто будет повторять названия деревьев, растущих во Вриндаване, ему нет необходимости повторять священные мантры.

Свами Харидас был современником Госвами Вриндавана и считался удивительным певцом. Когда он пел бхаджаны, прославляющие Кришну, звуки его голоса проникали прямо в сердце. Слава о нем разнеслась повсюду и дошла до императора Акбара. Жаждущий наслаждения монарх решил во чтобы то ни стало услышать пение Свами Харидаса. Он приехал во Вриндаван и, спрятавшись за деревом, стал ждать, когда тот начнет петь. Когда звуки удивительного голоса достигли сердца Акбара, глаза его наполнились слезами, и окружающая реальность растаяла в чудесном пении. Когда Акбар очнулся, он вышел из своего укрытия, поклонился Свами Харидасу и сказал: «Ты прекрасно поешь. Я хочу тебя отблагодарить», на что Свами Харидас ответил: «Мне ничего не нужно». «Нет, я очень богат и могу сделать тебя счастливым!» «Что ж, — ответил Свами Харидас, — видишь ступеньку этого гхата? Почини ее. Я буду тебе благодарен». «За кого ты меня принимаешь? — воскликнул Акбар. — Я могу не то что ступеньку починить, я могу ее золотом выложить!» «Ты уверен в этом?» — спросил Свами Харидас и дотронулся до него. Перед глазами Акбара на какое-то мгновение предстал истинный Вриндаван и гхат, спускающийся к Ямуне, состоящий из философского камня. Он увидел трещину, о которой говорил Свами Харидас, сияющую под солнцем блеском изумрудов, и понял, что всех его богатств не хватит, чтобы заделать ее.

День и ночь поклоняясь Радхе и Кришне, Госвами достигли Вриндавана, тем самым, указав нам цель сознания Кришны.

радха-кришнам ахар-нишам прабхаджатау дживартхадау йау муда

Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» пишет, что цель садханы — бхава, духовные эмоции. Все наши действия направлены на то, чтобы достичь этой цели.
Следующий стих, пожалуй, является самым важным:

санкхья-пурвака-нама-гана-натибхих калавасани-критау
нидрахара-вихаракади-виджитау-чатйанта-динау ча йау
радха-кришна-гуна-смритер мадхуриманандена саммохитау

В этом стихе описывается отношение к регламентированному преданному служению. Госвами Вриндавана были целиком поглощены любовью Радхи и Кришны, при этом неизменно следуя правилам и предписаниям. Например, Рагхунатх Дас Госвами ежедневно две тысячи раз кланялся вайшнавам и тысячу восемь раз — Говардхану, Вриндавану и Кришне. Он делал это, чтобы ни на секунду не забывать о вайшнава чаран — лотосных стопах преданных. Он повторял шестьдесят четыре круга святых имен, спал полтора часа в день, все остальное время посвящал написанию книг и размышлял о возвышенных играх Радхи и Кришны.

В результате суровой духовной практики Госвами Вриндавана победили голод, сон и усталость, поскольку обладали атйанта динау — бесконечной кротостью и смирением. Нам так же необходимо развивать в себе бесконечное смирение, чтобы освободиться из-под власти своих чувств.

Когда Рагхунатх Дас Госвами, сын богатых родителей, пришел в Пури, родители послали ему повара, брахмана-слугу и четыреста рупий (в то время это были большие деньги), но Рагхунатх Дас Госвами использовал свое состояние исключительно на пиры для Господа Чайтаньи и Его преданных. Однако чтобы не возгордиться тем, что Сам Господь Чайтанья обедает у него, Рагхунатх дас Госвами со временем перестал устраивать эти праздники.

И, наконец, два последних стиха описывают то, чего достигли Госвами Вриндавана:

радха-кунда-тате калинда-танайа-тире ча вамшивате
премонмада-вашад ашеша-дашайа грастау праматтау сада
гайантау ча када харер гуна-варам бхавабхибхутау муда

хе радхе враджа-девике ча лалите хе нанда-суно кутах
шри-говардхана-калпа-падапа-тале калинди-ване кутах
гхошантав ити сарвато враджа-пуре кхедаир маха-вихвалау
ванде рупа-санатана рагху-йугау шри-джива-гопалакау

Они достигли випраламбха-севы — любви к Кришне в разлуке.
Шрила Прабхупада отмечает, что это очень важное положение нашей философии: Госвами не бегали и не кричали: «Я видел Кришну!», они говорили, «Кришна, где Ты? Почему Ты оставил меня?» Это очень важное настроение, которое мы должны стремиться развить в себе. Это то совершенство, которого мы можем достичь, практикуя вайдхи-садхана-бхакти — страстное, постоянно растущее желание обрести Кришну.

Однажды, проповедуя в Южной Индии, Шрила Прабхупада вошел в дом, где жила маленькая девочка Сарасвати. Там было небольшое изображение Кришны. Шрила Прабхупада спросил ее: «Кто это?» «Это Кришна» — ответила девочка. Затем Шрила Прабхупада незаметно спрятал изображение, и девочка стала бегать и у всех спрашивать: «Где Кришна? Где Кришна?» Шрила Прабхупада рассмеялся и сказал: «Смотрите, Госвами Вриндавана так же бегали и у всех спрашивали: «Где Кришна? Где Кришна?» Сатсварупа Дас Госвами говорит, что Шрила Прабхупада пришел, чтобы дать нам Кришну, а потом заставить искать Его.
Випраламбха-сева, любовь в разлуке — высшая раса. Это — то настроение, которое мы можем обрести, выражая почтение Госвами Вриндавана:

ванде рупа санатана рагху-йугау шри джива гопалакау

Когда мы думаем над тем, что сделали Госвами Вриндавана, мы выражаем им почтение. Суть этих размышлений в том, что, поклоняясь кому-то, выражая ему почтение, мы обретаем качества этой личности. Мы поклоняемся Рупе Госвами, Санатане Госвами, Дживе Госвами, Гопалу Бхатте Госвами, Рагхунатху Бхатте Госвами, Рагхунатху Дасу Госвами, размышляем об их деяниях, потому что хотим обрести те качества, о которых поведал нам Шринивас Ачарья в «Шри-Шри-Шад Госвами аштаке».

Похожие записи