Кришна в образе Вед


Сейчас мы будем говорить о том, каким образом Бхагаван Кришна проявляется в виде Вед. Каким образом Веды сошли в этот мир. Итак у нас есть Бхагаван, и все Веды исходят из Него, но как, в виде чего Веды приходят в этот мир?

«Звук» — правильно. Какой звук? Шабда. Совершенно верно — ОМ. Сейчас мы немного остановимся на этом. О том, что говорит Ш.Б. о приходе Вед. Веды — это шабда, которая приходит в виде тонкого звука ом.

 

Кто более подробно знает, как шабда приходит в этот мир? Появление или нисхождение? Через флейту Кришны. И кто её слышит? Брахма. Где Брахма слышит её? В своём сердце. В результате своей медитации он слышит звук флейты, и звук флейты в его сердце превращается в ом. И таким образом Брахма получает инициацию, Сам Кришна дал ему эту первую мантру, Он дал ему дикшу и посвятил его в трансцендентное ведическое знание. Всё ведическое знание содержится в этом звуке. Потом Брахма медитирует на этот звук ом. Во что превращается звук ом в результате медитации Брахмы? Это гаятри. Следующий этап — ом превращается в гаятри, которую произносит Брахма.

Звук ом содержит в себе три вещи. Брахма начинает медитировать на три составляющих этого звука. И, что он видит, что он чувствует? Он получает знание. Из каких трёх вещей оно состоит? Самбандха, абхидея и прайоджана. Брахма чувствует эти три вещи, и дальше этот звук расширяется в три сферы мира. И что это за три мира? Бхур, Бхувар и Свар. Мы знаем, что это планетные системы, но кто знает другое значение этих слов, которое приводится в ведических писаниях? Это три разные уровня сознания. Первый — материальный план существования, Бхувар — это умственный план существования или ментальная сфера. И Свар — это разум или интеллектуальный план, более высокий план. Звук, полученный Брахмой начинает действовать в этом мире, он порождает землю, небо, высшие планетные системы. В «Чхандогйа упанишад» говорится об этом. Она объясняет, что Брахма медитировал на этот звук, и в результате постиг три плана материального бытия. Он постиг материальный план, ментальный план, который называют также антарикша, внутренний план. И он постиг интеллектуальный план — Сваргу.

Этот процесс очень интересно объясняется в двенадцатой песне Ш.Б. Это шестая глава. В шестой главе мудрецы в лесу Наймишаранья спрашивают Суту Госвами, каким образом возник Ш.Б. Мы сейчас подходим именно к этому — к появлению Ш.Б. Мудрецы спрашивают и Сута Госвами отвечает. Это стихи с 37-го по 44. Он говорит, что в сердце Брахмы, в сердце каждого живого существа есть пространство и там есть эфир, небо — гха. Он говорит, что в пространстве сердца Брахмы возникла тонкая вибрация, он даже ещё не говорит — ом. Просто тонкая вибрация. И Сута Госвами говорит об условии, при котором можно услышать эту вибрацию, тонкую духовную вибрацию. Как по-вашему, что делал Брахма? Медитировал. Что значит медитировать? Сосредоточиться. Сута Госвами говорит, что услышать эту тонкую вибрацию можно, когда отключён наш слух. Когда все чувства отключены, когда я сосредоточен целиком на своём сердце, когда я ощущаю пространство внутри меня. Точно так же Брахма, погруженный в глубь себя, услышал едва различимый звук. И когда мы прекратим слушать все звуки, включая главный звук. Какой главный источник звука? Ум, да правильно. И когда человек отключается, от всех органов чувств он, слышит тонкий звук — ещё более тонкий, чем ом. Флейта Кришны ещё тоньше, чем ом. И когда человек слышит эту вибрацию, она полностью очищает его сердце.

Этот первый этап освобождает человека, очищая от всей грязи. Затем из этого тонкого звука появляется омкара. Сута Госвами объясняет омкару в связи с этими тремя аспектами — это символическое объяснение или Линга. Линга — буквально значит, символ или олицетворение. Что символизирует омкара, кто может сказать? Три аспекта Кришны? Что это за три аспекта? Джива, Радха…. Нет, ещё не джива и не Радха. Это всё слишком трансцендентно (смеётся). Это Брахман, Параматма и Бхагаван. Эти три аспекта соответствуют трём звукам ом.

И дальше он говорит — авйакта прабхаво сварат, могущество звука ом не так очевидно. Авйакта прабхава, прабхава значит могущество, авйакта значит не проявленный. Человек слышит звук ом, но не сразу ощущает его могущество. Авйкта прабхаво — давайте реально подумаем, что это означает? Он говорит, что этот звук — Кришна во всех трёх аспектах.

Это тонкая форма Кришны и для того, что бы Он проявил своё могущество, должно что-то произойти в нашем сердце, то, о чём он говорит дальше. Что с нами произойдет, если у нас отключат все чувства? Или если притвориться, что мы Брахма и медитируем на то, что нам нужно сотворить весь этот мир? Мы все заснём, отключимся — правильно. Мы устремимся, в какие то иные сферы. Что это реально значит? Я — не тело, я — душа, исполненная вечности, знания и блаженства. Если меня отключить, то я должен буду испытывать блаженство, почему я его не ощущаю? Потому что, в сущности, душа спит. Сейчас, здесь в материальном мире душа погружена в сон. И это её естественное состояние в материальном мире. Когда она не отождествляет себя с материальным телом, то поскольку она не мыслит себя по-другому, она отключается. У неё нет сознания самой себя, поэтому мы не слышим с вами этого звука ом. Кто нас может разбудить? Почему, тем не менее, в медитации люди просыпаются?

Сута Госвами объясняет, что звук ом существует, и что этот звук исходит из самой души. В следующем стихе он описывает, что душа постоянно вибрирует и постоянно излучает звук ом. Но душа привыкла слышать внешними чувствами, и она не слышит этого звука. Кто ей может помочь услышать? Параматма. Когда человек погружается в медитацию, звук этот слышит Параматма, находящаяся в том же самом пространстве сердца. И Параматма начинает будить душу.

Ачарьи объясняют этот процесс следующим образом. Когда мы спим, все чувства спят. И, тем не менее, кто-то подходит и будит вас. Почему вы просыпаетесь?… Нет, ачарьи говорят, что слух тоже не работает. Параматма слышит и Она изнутри говорит — эй, проснись. Когда человек погружается в медитацию, он отключает внешние чувства и засыпает, потому что это его естественное состояние. Но, тем не менее, если он хочет услышать, если он хочет постичь, если он ясно видит цель, то Кришна изнутри начинает его будить. Кришна скажет — эй, просыпайся, услышь этот звук.

Поэтому могущество этого звука неочевидно, оно просыпается не сразу. Дальше он говорит, что омкара непосредственно связана с абсолютной истиной. И она звучит в поднебесье души, в пространстве сердца живого существа. И этот звук несёт в себе секретную суть всех Вед и упанишад. Сокровенный смысл всех Вед и упанишад уже есть в нашем сердце. Все эти звуки, вибрации уже звучат и имеют форму ом.

Когда Брахма услышал этот звук, пробужденный в его сердце при помощи Сверхдуши, когда он научился слышать этот звук, то соответственно звук принял форму нескольких вещей. Он превращается в три Веды — Риг, Сама и Яджур. Так же он превращается в три гуны — тамас, раджас и саттва. Ещё во что он превращается? Он превращается в три цели, какие? Дхарма, артха и кама. Затем он превращается в три планетные системы. И он превращается в три состояния сознания. Что это за три состояния сознания? Бодрствование — джаграта, сон со сновидениями — свапна, и третье — сушукти — сон без сновидений.

Всё это — три различных аспекта, которые содержатся в звуке ом, которые возникают в результате экспансии звука ом. Этот звук расширяется и превращается во всё это. Есть некоторые правила, чтобы слушать звук ом. Нужно произносить слоги очень четко, а… у… и м…. Когда человек произносит а, то начинается вибрация в районе сердца — анахата чакра начинает вибрировать. Когда йог произносит у, то начинается вибрация около вишудха чакры. Потом она поднимается в аджна чакру, вверх. На самом деле там есть шесть частей, о них поговорим позже. Так же есть четвёртый звук бинду — последний отзвук носовой, и он звучит в бинду чакре — там, где находится шикха.

Когда йоги медитируют, они медитируют на этот звук и их сознание должно подниматься. Оно поднимается всё выше и выше в более тонкие сферы существования и, в конце концов, оно должно выйти за пределы этого плана. И выход за пределы этого плана происходит, когда для йога всякий звук прекращается и наступает тишина. И в этот момент нужно попытаться услышать тишину, понятно, что это звучит немного по-маявадски но, тем не менее, это авторитетный процесс.

Мы рассмотрели, каким образом Веды нисходят в этот мир, как Сута Госвами описывает процесс нисхождения Вед в материальный мир. Все мы много раз слышали звук ом, мы его почти каждый день повторяем, когда говорим ом намо бхагавате васудевая. Каждое ведическое слово имеет смысл, и ом, конечно, имеет много смыслов. Но кто знает основной смысл слова ом? Ом — мой Господь (смеются). У него есть очень простой смысл, кто-то может догадаться. …Радха, Кришна, джива… До этого мы ещё не дошли. Какое слово мы говорим чаще всего, хотя я неуверен, что мы говорим его чаще всего, но оно очень распространённое. Ом значит — «да». Как, по-вашему, что значит буквально ом — это «да»?

Смысл этого такой — «да, то, что ты ищешь, существует». Ты ищешь счастья, ты ищешь, блаженство — всё это, есть. Какое слово произошло от ом? Очень знаменитое в христианской традиции — аминь, что значит — «истина» или, в сущности, тоже — «да», «да будет так». И на самом деле это имеет очень глубокий смысл. Ты ищешь радости, ты ищешь исполнения своих желаний, и всё это есть, всё это существует, ом как бы, соглашается с этим. Этот ом изначальное «да», он приближает нас к Бхагавану, к тому, что мы ищем. Это радостное подтверждение тому, что наши поиски не напрасны.

Ом сначала превращается в гаятри, потом он превращается в Веды, затем ом превращается в суть всех Вед — Веданту, Веданта превращается в Шримад Бхагаватам, Шр.Бх. превращается в лилы. Кто знает, как звучит последний афоризм Веданта сутры? Аннавритти шабдат два раза повторяется это утверждение, что значит — освобождение через звук.

Этот первый звук ом, который звучит в материальной вселенной и расширяется в выше перечисленные формы, в конце, даёт нам Шр.Бх., который даёт нам доступ в лилу. Таков долгий путь, который делает звук ом в материальном мире для того, что бы привести к этому конечному освобождению — аннавритти шабдат.

Таким образом, это семя лианы, которая приводит нас к Кришне. Поиски Бхагавана, об этом говорят ачарьи в нашей сампрадае, начинаются со звука ом. Со звука, который говорит о существовании высшей истины, за пределами этого мира, за пределами относительных истин. Да они существуют и это путь, который, в конце концов, приводит нас к этому.

Ом — это биджа мантра, в ведических мантрах она выполняет роль биджи или семени. Есть три основных семени — это ом, клим и аим. Первый смысл ом — это «да», второй (он более глубокий) — как биджа мантры, ом соответствует аспекту сат или вечности. Аим призывает в наше сознание трансцендентное знание. Клим — это семя блаженства. Ом — это семя вечности или биджа, аим — это семя трансцендентного знания и клим — это семя трансцендентного блаженства.

Эти звуки, если только они получены от гуру, обладают способностью побуждать в человеке соответствующие энергии. Когда человек произносит эти звуки, то энергии вечности, знания и блаженства просыпаются в нашем сознании.

В «Гопал тапани упанишад» говорится, что люди обладающие трансцендентной мудростью знают, что кама (???) биджа мантра и клим, и ом, в сущности, не отличны друг от друга. Некоторые люди говорят, что клим — более высокая, а ом — более низкая. Но «Гопал тапани упанишад» утверждает, что между ними есть тождество. Если человек отправляется, в Матхуру или во Враджа дхаму, повторяя либо ом, либо клим и если при этом он медитирует — на кого? — на Гопала, трансцендентного пастушка Вриндавана, повторяя эти звуки, он отправляется в высшую обитель и достигает высшего предназначения.

Есть ещё несколько значений слова ом. Ом значит «да», ом — семя вечности, и мы говорили, что есть три состояния сознания, так же есть ещё и четвёртое. Кто знает четвёртое состояние сознания. Бодрствование первое. Почему бодрствование считается самым низшим состоянием сознания? Потому что это уровень отождествления себя с грубым материальным телом. Поэтому это самый низкий план сознания, отождествление себя стхула шарирой грубым телом. Следующее какое состояние сознания? Свапна, с чем отождествляет себя человек в этом случае? С тонким телом, с телом ума. Следующее состояние сознания это сушукти. Сушукти — это сон без сновидений. Когда человек по идее отождествляет себя только со своим разумом. Это самое тонкое отождествление с буддхи или карано дехой — причинным телом. Тело ума называется сукшма шарира или сукшма деха, и стхула шарира — соответственно, грубое тело.

Это три состояния сознания, но есть четвёртое состояние сознания. Кто-то знает, как оно называется? Турья, правильно. Четвёртое состояние сознания соответствует бинде, после звуку. Когда мы произнесли ом, остаётся вибрация более тонкая, чем ом на уровне бинды, это является четвёртым состоянием сознания.

У четырёх состояний сознания есть свои повелители. Это Анируддха. Что значит, слово Анируддха кто знает? Прадьюмна, Санкаршана и Васудева. Кто знает, что значат эти имена? Анируддха — это тот, кто не знает препятствий. Прадьюмна — излучающий сияние. Санкаршана -притягивающий к себе. И Васудева — (одно из значений) всепроникающий, тот, кто живёт повсюду.

Есть четыре состояния сознания и четыре божества, отвечающие за определённые состояния сознания. Турья — четвёртое состояние сознания, это высшее трансцендентное состояние, превосходящее всё материальное. Это состояние Брахмана, состояние души, которая достигла уровня брахмаджйоти. Так же есть ещё пятое состояние — Турья Гопал, когда человек встречается с Господом.

Я обещал рассказать о шести делениях звука ом. М в конце это полный звук, после которого следует бинда-точка — это ползвука, более тонкая вибрация. Но дальше следует ещё более тонкая вибрация, ещё более тонкий звук. Самая последняя самая тонкая вибрация, если правильно произносить, то можно почувствовать её — это даже не ползвука, а гораздо меньше, чем ползвука. В «Мандукья упанишад»… это одна из авторитетных упанишад, о которых мы ещё поговорим позже. «Мандукья упанишад» даёт определение шести частей этого звука. Она говорит, что тут, на этом уровне человек может почувствовать шакти Кришны. Кто является шакти Кришны? Йога-майа правильно.

И наконец, за всем этим стоит тишина, когда человек полностью покидает этот мир и возвращается к Кришне. Это является шестым делением. Тут тишина, и мы уже там (и мёртвые с косами стоять). «Мандукья упанишад» говорит, что дальше человек уже чувствует энергию Кришны и уходит из этого мира.

Джива Госвами и Господь Чайтанья говорят, что три деления в нашем приближении в высшем смысле этого слова, это трансцендентный звук. И он соответствует Кришне, Его внутренней энергии Шримати Радхарани и третий аспект — это джива. Это ещё одно толкование звука ом, каждый из этих звуков несёт определённый запас значений.

«Шветашватара упанишад» очень интересно описывает процесс освобождения через звук, в частности, через звук ом. Бхагаватам расширяет это и он говорит, что повторение любых ведических мантр, следование любым Ведам даёт освобождение. Но «Шветашватара упанишад» говорит конкретно о звуке ом и даёт очень интересное сравнение в первой главе четырнадцатом стихе.

Она сравнивает процесс с возжиганием огня. Огонь для жертвоприношений разжигается при помощи двух дощечек. Одна — нижняя дощечка, в которой есть небольшое отверстие, а вторая палочка — соответственно вставляется в это отверстие и начинает тереться об неё. «Шветашватара упанишад» объясняет, что именно так происходит освобождение — аннавритти шабдат. Она говорит, что человек должен уподобить тело низшей дощечке, а звук ом — высшей палочке, которая об него трётся. Человек должен подставить себя этой вибрации, звуку ом, и когда он делает так постоянно, то это олицетворяет собой процесс трения. Что произойдёт с человеком? Сгорит, правильно.

Это сравнение довольно глубокое, оно несёт солидный смысл, как, по-вашему, что означает этот процесс трения? Человек начинает повторять вибрацию, это имеет непосредственное отношение к нам с вами. Мы начали повторять этот трансцендентный звук, мы начали повторять Харе Кришна мантру, которая содержит в себе звук ом. Мы должны представить, как эта дощечка трётся об нас. И постепенно произойдёт возгорание огня. Что означает, это возгорание огня — очищение произойдёт, и в этом огне мы увидим кого? Кришну. В конечном итоге этот огонь, который разгорится, это огонь чистого сознания, который приведет к тому, что мы увидим Бога. Процесс трения означает анартха нивритти — это процесс преодоления препятствий. Ачарьи, комментируя стих «Шветашватары упанишад», говорят, что человеку нужно преодолеть препятствия и поэтому необходимо трение. Прежде чем возникнет огонь, идет дым. От него слёзы выступают, едкий дым.

Это означает, что должно пройти время, и нельзя переставать тереть, потому, что если мы перестанем тереть, то все наши труды пропали даром, как ничего не было.

В одиннадцатой песни Шр.Бх.(12-18)говорится, что любое следование веда-вани, любое повторение ведических наставлений сравнивается с трением. Процесс садханы, следование ведическим правилам приводит к тому, что огонь загорается. Когда огонь загорелся, что нужно в это момент делать? Дрова подкинуть, почти правильно. В этот момент нужно гхи налить.

Этот стих, который произносит Кришна Удхаве, объясняет процесс трансцендентного осознания. Он говорит, что когда после долгих трудов, после дыма появилась маленькая искра, нужно налить гхи. Не раньше и не позже, тогда пламя разгорится, и всё будет хорошо. Так происходит проблеск сознания, это процесс жертвоприношения.

Мы посмотрели, как звук ом нисходит в этот мир, как превращается. Теперь мы погорим о следующей трансформации звука в брахма гаятри. Гаятри ещё называется веда мата. И неё выходят все Веды. Другое название гаятри — это Брахма видья. Духовное знание. Гаятри встречается в Ведах дважды. Она есть в Риг веде, в неполном виде и полностью она приведена в Шукла Яджур веде.

Риг веда это — 3.62.10, а Шукла Яджур веда — стих 36.3. Что значит гаятри? Что значит гайа? Гайа значит «та, кто воспевает», от три — тра, трайате. У гаятри есть одновременно две функции. С одной стороны она воспевает славу Господа, с другой она защищает ум и помогает сосредоточиться на самом Верховном Господе. Гаятри нельзя повторять в слух, точнее можно, но повторенная в слух, она не имеет большой силы.

Ведические гимны не читают, их учат на слух и метод таков: сначала учитель произносит мантру, одну строку один раз и после этого мы повторяем вслед за ним, как можно более точно, два раза.

Похожие записи