Оцелях образования


ОБРЕСТИ ПОЛНУЮ РЕШИМОСТЬ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ
И ИДТИ ДО САМОГО КОНЦА…

Вступительная лекция к курсу «Бхакти-шастри», 1999г.

(о целях образования)

            Сегодня мы немного поговорим о смысле образования и о цели, ради которой мы с вами собрались. На санскрите ответ на этот вопрос звучит так: читта вритти ниродха. Это знаменитая сутра из Йога-сутр Патанджали. Читта – значит сознание, весь комплекс сознания, туда входит и разум, и ум…

Вритти – возбуждение, модификация или изменение, и ниродха  – уничтожение. Буквально эта сутра значит, что цель йоги состоит в устранении причин, которые приводят в беспокойство ум. Люди, причастные к ведическому образованию, считают, что цель его та же – читта вритти ниродха.
          Сейчас наш ум настроен на восприятие материальных объектов, материальной энергии, и это взаимодействие с материей является следствием появления в нашем уме всевозможных причин для вритти. Читта-вритти может употребляться также и в положительном смысле, как, например – способность возбуждать свой ум определенным образом, но, как правило, это сочетание имеет отрицательный смысл. Читта вритти это то, что мешает человеку увидеть себя, мешает увидеть Кришну. Так как наш ум возбужден и сориентирован на восприятие материального, мы не можем установить связь с духовным. Читта-вритти – это предварительное условие. Для того чтобы мы могли увидеть Кришну, мы должны достичь этой цели.
          В современном обществе, если вы войдете в какой-нибудь университет и обратитесь с вопросом – «Зачем люди учатся?», вам ответят: «Для того чтобы приобрести определенный набор сведений». Но процесс образования это самореализация, осуществление себя, а не просто приобретение какой-то информации.
          Интересна этимология русского слова образование. Из чего оно происходит? – Образ. Или форма. И когда мы говорим об образовании, мы имеем в виду, что наш интеллект должен приобрести определенную форму. Образование необходимо для того чтобы сформировать человека и его сознание.
Шрила Прабхупада определял «Бхагавад-гиту» – цивилизация интеллекта. Шрила Прабхупада говорит о том, что изучение Бхагавад-гиты приводит не только к приобретению какой-то информации, оно придает нашему интеллекту определенную форму, придает определенную форму нашему разуму, окультуривает его.
          Образование – это формирование интеллекта таким образом, чтобы он не мешал, а помогал увидеть Кришну. Чтобы наш ум из инструмента, который заслоняет от нас Кришну, превратился в инструмент, с помощью которого мы смогли бы Его увидеть.
Теперь от более общего тезиса, мне бы хотелось перейти к более конкретному.
          Как называется та вещь в уме, которая мешает нам увидеть Кришну? Анартха.
          Бхактивонода Тхакур описывал различные виды анартх следующим образом:
          хрид-даурбальям
          аппарадха
          асат тришна
          таттва-бхрама
          Мы остановимся на четвертой анартхе, т.к. она имеет непосредственное отношении к нашей теме.
          Таттва-бхрама это – заблуждение, непонимание истины, в свою очередь делится на четыре подкатегории – непонимание своей природы, непонимание того, кто такой Бог, непонимание процесса садханы, не понимание того, что нам мешает в преданном служении.
          Сва таттва-бхрама – непонимания того, кто я такой.
          Люди в этом мире имеют ложное представление о том, кто они такие. Они ничего не знают о своей истинной природе, отождествляют себя с телом, думают, что они русские, корейцы, евреи, что они брахманы, христиане, и, следствием такого неправильного отождествления являются их страдания в этом мире.
          Пара-таттва-бхрама – непонимание того, кто такой Бог.
          Если мы подумаем, большая часть людей в этом мире говорят – Бог, Бог, Бог… Но если у них спросить, что они имеют в виду, и зачем им этот Бог нужен, то выяснится одна очень интересная вещь. Бог нужен для того, чтобы удовлетворять материальные желания. Если Бог удовлетворяет наши желания, то это Бог, если нет, то зачем такой Бог нужен?
          Садханасадхья-бхрама, или непонимание процесса духовной практики (садханы).
          Очень часто люди не знают ни цели своей жизни, ни того, как эту цель достичь. Они думают, что Бога можно достичь если ежегодно приходить в Пасху на кладбище и распивать там бутылку водки, закусывая крашенными яйцами. Или уже занимаясь какой-то практикой, человек напрочь забывает ради чего он все это затеял. Человек забывает о цели.
          Вироддха-вишая – непонимание того, что нам мешает в преданном служении.
          Часто человек занимается преданным служением, не очень понимая, что стоит между ним и Кришной. Такому человеку тысячу раз повторили, что нельзя заниматься праджалпой, но все безрезультатно. Человек не понимает, что, в конце концов, именно эта «мелочь» может уничтожить его преданное служение. По сути дела, этот курс будет построен так, чтобы вырвать из сердца эти четыре анартхи.
          Есть очень интересный стих из «Чайтанья-Чаритамриты».
          Вернее одна строка – према дхана вина вйартха даридра-дживана (Антья-лила, 20.37)
          Душа, лишенная богатства премы, нищая.
          По-настоящему нищим является тот, у которого нет према-дханы. Анартхи, которые мы перечислили, обирают нас, лишают этого сокровища. Так джива становится нищей. Т.е. то, о чем мы с вами будем говорить и то, что понимают Веды под образованием, процесс гораздо более глубокий, чем простое накопление информации или формирование материального сознания.
          Образование в ведическом смысле это преображение человека. И цель, которую мы перед собой ставим – изменить сердце. Эта перемена необходима, и она происходит, когда анартхи вырываются из нашего сердца. Это то, что мы с вами будем делать на протяжении двух с половиной месяцев – систематически работать над тем, чтобы наше сердце поменялось. Когда Веды говорят об образовании, они говорят о втором рождении. Человек заново рождается, он преображается и это цель, которую мы с вами должны сегодня поставить. После того, как мы поставили цель, необходимо подумать о методах.

          В Упанишадах говорится о трех стадиях усвоения знания и о трех ступенях преображения человека.
          Первая – шраванам. Вначале знание должно войти в наше ухо. Вначале мы должны услышать его. Мы знаем, что все ведическое образование основано на шраванам, на том, что человек слушает. Считается, что для начала достаточно просто слушать духовного учителя. Интересно, что вплоть до восьмого века нашей эры Веды практически не записывались. В Махабхарате говорится, что записывать Веды – грех, и тот, кто этим занимается, попадет в ад. Т.о. все говорит о том, что Веды нужно обязательно услышать от духовного учителя, который знает и понимает их смысл и, помимо всего, услышанное нужно обязательно повторить. Шраванам, обязательно предполагает киртанам. Это та же самая ступенька. И киртанам включает смаранам.
          Когда мы говорим о шраванам, мы имеем в виду, что сначала мы слушаем, потом мы повторяем, и потом мы запоминаем.
          Очень интересно, каким образом Ригведа описывает процесс обучения в ведической школе. Говорится, что он подобен кваканью лягушек. Как только одна лягушка начинает квакать, тут же ее кваканье поддерживает целый лягушачий хор.  И подобно тому, как перед дождем лягушки устраивают свой лягушачий концерт, радуясь, что сейчас пойдет дождь, точно также ученики в предвкушении того, что сейчас на них прольется дождь милости духовного учителя, становятся очень активными. Но проходит дождь, лягушки успокаиваются и умолкают, над их владениями воцаряется тишина… Этот процесс Ригведа сравнивает со вторым этапом приобретения знания – осмыслением.
          Вслед за шраванам происходит – осмысление. Мананам.
          Первому этапу шраванам соответствует способность запоминать. Способность удерживать в уме информацию. Но мало просто запомнить, для того чтобы действительно произошла эта перемена в сердце, необходим следующий этап – мананам – осмысление. Вы должны подумать над тем, что услышали. Мало услышать и повторить, надо еще и поразмыслить.
          Это как раз тот этап, который мы часто опускаем.
          Бхактивинода Тхакур, говорит о двух ошибках, которые можно допустить, читая священные писания. Он характеризует два типа людей, читающих священные писания. Первых он называет – бесплодный читатель, а вторых – поверхностный критик. Это очень интересная мысль. В русском языке нет даже такого словосочетания – бесплодный читатель. Бывает бесплодный писатель, но про чтение никогда не говорят, что оно приносит плоды.
          Однако Бхактивинода Тхакур говорит, что если человек не пытается осознать то, что он услышал, это все равно, что он берет идею и заключает ее в тюрьму своего интеллекта. Мысль такого человека гниет в темнице его интеллекта.
          Любое слово, которое мы прочли или услышали от духовного, учителя должно прорасти в нас. Мананам – это процесс прорастания мысли.
В отношении бесплодного читателя далее Бхактивинода Тхакур говорит, что одним из знаменитых отклонений в интерпретации священных писаний является результат бесплодного, некритичного чтения, и имя ему – сахаджия.
Когда в сознании существует этот блок анартх, мешающий пониманию, то преображения не происходит. Он услышал, даже запомнил, стал проповедовать, но при всем этом он так и остался сахаджией.
          Мы уже сказали о том, что разновидностью такого бесплодного читателя является поверхностный критик, который с порога все отвергает, не давая мысли прорасти, и это уже связано с третьим этапом.
          Третий этап называется – ниди дхйасана.
          Этот этап самый главный. Это собственно то, ради чего мы это все затеяли.
          Если мы не переходим на третий этап все остальное бессмысленно, напрасная трата времени. Ниди дхьясана – непрерывная глубокая медитация, является следствием обработки полученной информации.
          Иначе говоря, информация входит в ухо, из уха она переходит в ум и в уме она обрабатывается, и потом, переходит в сердце.
          Именно на этом этапе происходит устранение анартх и меняется видение человека.
          Человек начинает реально видеть свою душу и Верховную душу.
          Постепенно мы должны научиться видеть своими ушами, только тогда мы утверждаемся в духовном знании.
          Во время нашей предстоящей совместной деятельности мы постараемся пройти все эти три этапа. Это будет очень сложная работа, и поэтому нам необходимо серьезно к ней подготовится, и тогда, через два с половиной месяца отсюда выйдет тридцать самореализованных душ, которые пойдут в разные концы России проповедовать Евангелие от Шрилы Прабхупады.
          Сейчас мне бы хотелось познакомить вас с одним документом, это цели систематического изучения шастр, предложенные министерством образования. Мы просто прочитаем его по пунктам и постараемся проанализировать.

          Цели систематического изучения шастр:
          1. Дать учащимся понимание, каким образом знание шастр может быть использовано на практике, в частности:

          а) в личной жизни

          б) в служении другим (преданным, непреданным, посредством обучения,

          в) проповеди, в общении…

          Первая цель, о которой тут говорится – научить людей использовать это знание в своей реальной жизни.

          2.       Дать учащимся теоретическое знание, которое станет фундаментом  их постоянного прогресса в Сознании Кришны.

          Это очень важный момент. На каком бы уровне преданности мы ни находились, нам необходимо глубокое понимание конечной цели. Для этого, нужно  понять на каком конкретно уровне мы находимся и в соответствии с этим пониманием приобретать знания. Это будет залогом нашего постоянного прогресса в сознании Кришны. 

          3.       Углубить понимание теологии сознания Кришны посредством изучения философии с разных точек зрения и с помощью ее глубокого внутреннего осмысления.

          Это то о чем мы говорили. Это вторая ступень. Не просто механическое чтение, а глубокое понимание прочитанного с разных точек зрения. В процессе работы мы увидим, как  по-разному можно воспринимать один и тот же стих «Бхагавад-гиты»,  и как то понимание, которое было у нас одномерным, постепенно приобретет объем.

          4.       Развить у преданных навыки анализа,  толкования и оценки писаний, особенно в отношении их практического применения.

           Ситуация, в которой Кришна дает Арджуне знание, несколько отличается от тысячи других ситуаций, в которые попадает человек в своей повседневной жизни. И систематическое изучение шастр позволит нам приобрести опыт анализа и применения на практике всего того, что было получено нами в процессе обучения.

          5.       Создать условия, в которых преданные смогут развить этическую и академическую целостность в подходе к толкованию, оценке и практическому применению знания шастр.

          Речь тут идет о том, чтобы научиться  применять священные писания честно, не пытаясь с помощью слов священных писаний оправдать собственные ошибки или греховные поступки.

          6.       Взращивать в преданных безраздельное доверие к духовному авторитету шастр, и в то же время воспитывать в них дух открытого и непредвзятого отношения к ведическому знанию, а также развить в них желание понять и осознать его  суть.

          Иногда мы принимаем шастры слепо или боимся дать себе отчет, что чему-то не верим. Неужели Кришна поднял этот холм и держал его семь дней на мизинце? Можно видеть, как некоторые преданные в течение нескольких лет приходят в храм, носят кантхималы, а потом, в конце концов, уходят и говорят – Мы не верим. Что это значит? Это значит, что они никогда и не верили. Они были преданными, точнее, делали что-то, как преданные, но боялись признаться, что, как таковой, веры у них нет. Нужно развить это сочетание уважения к шастрам и понимания, что если у меня возникли сомнения, то мне просто необходимо эти сомнения как-то развеять.

           7.      а) Дать преданным возможность оценить важность шастр и их изучения, демонстрируя на практических примерах их применимость в  повседневной жизни.

          б) Усилить в преданных желание читать книги Шрилы Прабхупады, помочь развить привычку изучать священные писания, оказывая помощь в обретении позитивного личного опыта и ощущения прогресса в Сознании Кришны.

          Это тоже очень важный момент – привить навык чтения и глубокого понимания книг Шрилы Прабхупады.

Нам необходимо научиться читать так, чтобы эти книги раскрыли перед нами все свои тайны и глубины, чтобы мы поняли, насколько важны и интересны эти книги. Многие из нас читают, но не особенно пытаются понять суть прочитанного.

           8.  Дать преданным веру –

           а) в процесс сознания Кришны;

           б) в шастры, как основу сознания Кришны.

           и поддерживать ее на высоком уровне.

           Очень важный момент – вера, шрадха…   Бхактивинода Тхакур говорит, что вера это единственная квалификация для того, чтобы заниматься вайди садхана бхакти. Вера очень нужна, и она развивается как раз в процессе изучения шастр.

           9.   Дать преданным философский взгляд на жизнь и способность видеть глазами писаний.

           Это уже третий этап, когда мы становимся шастры чакшу, т.е. учимся видеть этот мир глазами священных писаний.

           10.    Ради самоочищения.

           Если вы используете эти два месяца целиком и полностью и погрузитесь в изучение шастр с головой, вы увидите, до какой степени вы изменились, насколько очистилось ваше сердце. Каждый день соблюдать садхана бхакти, каждый день глубоко изучать книги Шрилы Прабхупады… Если два месяца целиком потратить на это, изменения произойдут наверняка.

           11.  Дать преданным необходимую подготовку и квалификацию для их практического индивидуального преданного служения.

           Помочь людям в проповеди, если они проповедники и т.д.

           12.  Усилить желание и способность успешно проповедовать. Научить применять на практике философию сознания Кришны.

           Еще раз. Успехом этого курса будет то, что Вы выбежите отсюда, и просто не сможете удержаться от того, чтобы не проповедовать. Это естественное желание, которое появится у вас. В вас появится столько духовной энергии, что вы не сможете удерживать ее в себе…

           13.  Помочь преданным

           а) в понимании миссии и духа Шрилы Прабхупады;

           б) закрепить понимание этого в обществе и его членах.

           Очень часто мы видим, как люди находясь в движении Шрилы Прабхупады не понимают его настроения и миссии.

Но это очень важный момент. Если мы не поймем настроения Шрилы Прабхупады, мы очень легко можем потерять все это, променять на что-нибудь другое. И суть нашего обучения   понять для чего мы сюда пришли, чтобы через двадцать лет нам не пришлось разочаровываться.

           14.    Воспитать вайшнавов-теологов, способных квалифицированно служить ИСККОН, применяя знания шастр в сферах морали, социологии, религии.

           Да, у нас будут свои теологи. Мы можем пригласить сюда кого-то из православных теологов, чтобы оценить свой уровень и понять, чья теология лучше.

           15. Утвердить сознание Кришны, как высшую философскую и богословскую систему в мире.

           В сущности, мы должны очень четко понять, что Сознание Кришны это самая высшая из существующих философий.

Если внимательно изучать другие философские системы, то преимущество философии сознания Кришны будет очевидным. Но нам нужно понять это, а не бездумно декларировать услышанное. Не относится к этому вопросу фанатично, а попытаться увидеть преимущества нашей философии.

           И еще один момент мне бы хотелось отметить… Глубокое понимание шастр дает человеку решимость. Это очень важный момент. Интеллект, который формируется под воздействием постижения философии сознания Кришны, толкает человека вперед, не позволяет останавливаться. Результат изучения шастр, то о чем Кришна говорит в «Бхагавад-гите» – вьявасаятмика буддхир,  разум в твердом сознании Кришны.

           Это результат, который мы должны достичь – обрести полную решимость в сознании Кришны и идти до самого конца.

Похожие записи