К 12-летию установления Божеств Шри Шри Доял-Нитай Шачи-Суты

Лекция прочитанная в день двенадцатилетия установления Божеств Шри Шри Доял-Нитай Шачи-Суты в московском храме на Беговой.

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы отметить День Явления Шри Шри Доял- Нитай Шачи-Суты. Они пришли сюда в Москву по Своей милости, чтобы дарить эту милость нам. Во всех религиях утверждается, что Бог всемилостив. Это одно из самых фундаментальных положений любой религии, проповедующей существование личностного Бога.

Если Бог не всемилостив, то в Его существовании нет смысла. Однако степень универсальной, не обусловленной ничем милости Бога в разных религиях понимается по-разному. Все декларируют истину о том, что Бог должен быть всемилостив, потому что Он всесилен, и кто всесилен, тот должен быть всемилостивым. Если Он всесилен, значит Он должен быть лишен изначальных человеческих пороков: зависти, злобы, ревности, которые заложены в сердце каждого ограниченного обусловленного живого существа. Однако далеко не в каждой религии философия милости объясняется столь последовательно, как она объясняется в нашей философии. Собственно в этом заключается причина, по которой сегодня все мы с вами собрались.
Недавно я участвовал в круглом столе, где помимо вайшнавов были православные христиане и религиоведы. Как сказал ведущий этого стола, «тут собрались зоологи и медведи». Зоологи исследуют медведей. В качестве медведей выступали мы, в качестве зоологов-исследователей, или экспертов, выступали религиоведы. Мне задали вопрос: «Что, собственно, привлекает людей в вашей философии? Почему люди к вам приходят?» Само по себе то, что люди приходят в такую религиозную организацию, как наша, может показаться странным. Все выглядит странно, все имеет возможно непривычные для людей внешние формы. С одной стороны для определенной категории людей это является привлекательным фактором. Но безусловно эта привлекательность или экзотика, которая заложена в нашей традиции, это всего лишь поверхностный фактор. Я ответил, что все кто пришли к нам, пришли не потому что они хотели стать индуистами. — Кто-нибудь из вас хотел стать индуистом? — Нет. Мы пришли потому, что мы искали истину. Одной из составляющих этой истины является последовательная и глубокая философия, которая объясняет, что собственно Бог делает для меня. До тех пор, пока я не пойму, до какой степени милостив Бог, я не смогу по-настоящему верить в Него. Даже если Он есть и Он прекрасен, даже если Он всесилен и у Него есть все остальные качества, но у Него нет качества милости, которую я должен ощутить на своем собственном опыте, которую я должен почувствовать своим собственным сердцем, мне нет до Него дела. Бог только тогда станет по-настоящему привлекательным и сможет предъявлять претензии на то, чтобы получить мое сердце, когда это качество милосердия будет проявлено в Нем в высшей степени. Мы знаем, что Бог один, но разные люди по-разному смотрят на Него и далеко не все могут осмелиться на то, чтобы предположить, что Бог может быть настолько милостив, что Он не просто примет человеческий облик и снизойдет к человеку, но то, что Он войдет в каждый дом.
Аватара или нисхождение Бога в образе Чайтаньи Махапрабху это самая милостивая из всех аватар. Господь Чайтанья нисходит к каждому, Он не обращает внимания на наши слабости, на наши грехи, на наши недостатки. Иногда, и традиция эта очень древняя, Бог воспринимается как некий очень ревнивый старик, который чешет себе бороду и думает: «Всех накажу». Но Бог не старик и Он не ревнивый. Бог создал нас не для того, чтобы наказывать. Бог создал нас для того, чтобы любить и для того, чтобы испытывать нашу любовь. Высшая цель творения заключается в том, чтобы Бог мог чувствовать любовь, и Бог жаждет этой любви. Более того, Его жажда этой любви доходит до такой степени, что Он принимает санньясу. Санньяси это люди, которые вынуждены просить милостыню. Принимая санньясу, я не отдавал себе в этом отчета. Сейчас, когда пришла пора строить новый храм, я в полной мере испытал на себе эту долю. Я каждый день только этим и занимаюсь, прошу милостыню. Но Бог Сам приходит на землю для того, чтобы просить милостыню. Он ходит с протянутой рукой или с фартуком санньяси, и просит бхикшу, милостыню. Он стучится в каждую дверь, стучится в каждое сердце и просит: «Дай Мне хотя бы капельку твоей любви». В этом заключается смысл аватары Шри Чайтанья Махапрабху.
Пятьсот лет назад Сам Господь спустился на землю Бенгалии для того, чтобы научить нас смыслу жизни. Смысл жизни заключается в том, чтобы мы ходили и просили милостыню, чтобы мы ходили и просили любви, чтобы мы забыли обо всем остальном. Чайтанья Махапрабху приходит не просто так, Он приходит как Юга-аватара. Он приходит к людям Кали-юги. — Что есть у людей Кали-юги? — Мерседесы есть, дворцы есть и сердце есть, но пустое. По большей части люди этого века даже не понимают до конца степени своего падения. Падение заключается не в том, что человек пьет, курит или употребляет наркотики. Падение человека заключается в том, что из-за всего этого сердце его становится пустым. Чайтанья Махапрабху приходит к этим нищим, падшим людям и просит у них: «Дайте Мне милостыню». Мы можем сказать: «Что я могу дать, я и сам нищий». Но Он приходит, чтобы сначала дать нам что-то, наполнить наше сердце, а потом попросить его.
Когда Чайтанья Махапрабху принимал санньясу, Он спросил у Своего будущего санньяс-гуру: «Какую мантру ты собираешься Мне дать? Я надеюсь, эту мантру…», и Он прошептал ему на ухо мантру. Гуру сказал: «Да, именно эту». Чайтанья Махапрабху вложил ему эту мантру в сердце, и не просто эту мантру. В мантре заложен определенный глубочайший смысл, бхава. Мантру, которую повторяют санньяси, называется гопи-бхава мантра. В ней просят Кришну о том, чтобы сердце человека наполнилось любовью, которую испытывают к Нему гопи во Вриндаване. Чайтанья Махапрабху, чтобы начать Свою сампрадайю, сначала инициировал Своего гуру. Чтобы быть уверенным в том, что он не скажет Ему какую-нибудь другую мантру, он Сам дал Ему мантру и наполнил сердце. Точно также Он приходит к нам, для того чтобы просить у нас любовь. — Как мы можем эту любовь обрести? — Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет, что Чайтанья Махапрабху Сам вложил прему в святое имя. Нама или святое имя, которое проповедовал Господь Чайтанья это особое святое имя. Если мы получаем это имя по непрерывной цепи духовных учителей, имя, насыщенное изначальной потенцией, которую вложил в него Господь Чайтанья, то вместе с ним мы (получаем) испытываем прему. Наверняка все из вас иногда испытывали состояние, когда во время киртана вдруг волосы становятся дыбом или слезы наворачиваются на глаза. Мы до этого не плакали много лет. Но вдруг святое имя заставляет нас плакать, и мы не понимаем, почему мы плачем, кого мы жалеем? Кришну мы жалеем или жалеем самих себя? Но слезы выступают, волосы встают дыбом, мурашки пробегают по телу. Это тот самый смысл, который глубоко спрятан в святом имени. Чайтанья Махапрабху приходит, чтобы дать это каждому. Нароттам дас Тхакур говорит: патита павана хету тава аватара, Ты пришел, чтобы спасти самых падших, Ты пришел ради меня, поэтому спаси меня первым, я самый падший, у меня ничего нет. В этом смысл нашей молитвы. Спасение Чайтаньи Махапрабху это не какой-то магический трюк, это не магическая формула. Его спасение заключается в том, чтобы взять наше пустое сердце и наполнить его чем-то необычайно важным.
Шри Шри Доял Нитай Шачи Суту привезли к нам в девяностом году. Я помню, Киртирадж прабху тогда отобрал самые красивые Божества для Москвы. Они пришли сюда для того, чтобы дать нам благословения, для того, чтобы наполнить наше сердце. Это не просто статуи, не просто какие-то фигурки. Именно Они воодушевляли преданных в начале девяностых годов ездить в Ямало-Ненецкий округ и распространять там книги. Я помню, тогда мне в Швецию пришло письмо из Ямало-Ненецкого округа, в котором человек писал: «Потрясающие книги, я всегда хотел прочитать такие книги. Тут все точно по-ямало-ненецки написано. Вот например по-ямало-ненецки дхарма значит оленья упряжка». Чайтанья Махапрабху может найти путь к сердцу каждого. В девяностые годы эти Божества побуждали преданных, Они говорили: «Не сидите на месте. Идите к каждому с книгами». Я помню тогда на Них периодически надевали ранцы, наполненные книгами. Они и сейчас стоят с поднятыми руками и говорят: «Не сидите на месте, идите и говорите людям о Кришне, стучитесь в сердце каждого».
Мы собрались для того, чтобы отметить День Явления Божеств. Божества подразумевают арчанам, поклонение. Но поклонение Шри Шри Гаура Нитай это особая вещь. Мы поклоняемся Им не просто с помощью пуджи, не просто с помощью каких-то ритуальных действий. Мы можем поклоняться Им только одним способом, только давая другим людям святое имя: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Они зовут нас, Они разговаривают с нами. Они обращаются к каждому, Они говорят: «Идите на улицу, дайте людям милость». Благодаря Их милости свершаются чудеса, благодаря Их милости были распространены миллионы книг. Благодаря Их милости люди в самых страшных условиях, условиях войны получают необходимую пищу, благодаря Их милости сейчас мы с вами собираемся строить удивительный храм. Мы собрались здесь для одной цели, для того чтобы отпраздновать День милости, день, в который Кришна проявляет милость в самой большой степени, нисходя к самым падшим и обращаясь к каждому, стучась в каждое сердце, и спрашивая: «Что ты сделал для того, чтобы твое пустое сердце стало полным? Что ты сделал для того, чтобы другие люди смогли получить эту милость?» Милость Господа Чайтаньи обладает одним особым свойством: чем больше мы ее отдаем, тем больше у нас остается. Поэтому мы с вами должны научиться отдавать эту милость, чтобы получить ее.
Я слушал недавно одну лекцию, в которой Хридаянанда Махарадж говорит удивительную вещь: «Если мы делаем что-то и задаем себе вопрос: «Буду ли я от этого счастлив? Получу ли я что-то для себя, для своего собственного удовольствия?», мы сразу же вместе с этим вопросом получаем ответ: «Нет, не будешь». Ответ только один. Потому что если я исхожу из этого вопроса: «А что мне за это будет?», то я заранее получаю негативный ответ. Но если я, делая что-то, задаю себе другой вопрос: «А будет ли счастлив от этого Кришна, будет ли счастлив мой духовный учитель, будут ли счастливы люди, которые находятся рядом со мной?», тогда я буду счастлив».
Мы здесь с вами для одной цели, для того, чтобы научиться давать, и научившись давать, обрести то, чего мы все хотим. Мы все хотим счастья. Но здесь раскрывается парадоксальный секрет того, как наполнить сердце и как обрести счастье. Чтобы наполнить сердце, чтобы обрести счастье, нужно научиться отдавать. Именно в этом заключается милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Он пришел, чтобы научить нас этой самой сложной науке — науке отдавать, не ожидая ничего взамен, и самой сложной науке — науке быть счастливым в этом мире. Если мы научимся делать это, если мы научимся повторять Харе Кришна, не ожидая ничего взамен, мы сразу же станем счастливыми. Мы все с вами, хотим получить милость, и милость доступна каждому. Для этого нужно только услышать, что говорят нам с вами Шри Шри Доял-Нитай Шачи-Сута. Они говорят нам: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. О Господь, о энергия Господа, о самое милостивое воплощение Господа, научи меня служить Тебе, не ожидая ничего взамен.

Похожие записи