Все лекции

Категория для лекций по умолчанию


Лекция о святом имени с ретрита «Киртана-мела» 2015

Лекция ЕС Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа на ретрите «Киртан-мела» на Алтае 14.07.2015

У всех есть с собой чётки? Кто-то сегодня утром лучше повторял джапу, чем до этого? Кто-то повторял так же? Не стесняйтесь. Ничего страшного нет, обычное дело. Сегодня я постараюсь сказать что-то, что может быть поможет тем, кому не помогло то, что я сказал вчера. Вчера я пытался объяснять некоторые технические моменты, связанные с успокоением ума, с техникой медитации, с позами для медитации. Я не всё сказал, позже я может быть ещё что-то скажу по этому поводу. Конечно же, дело не в технике. Сегодня и в течение следующих двух дней я буду говорить о том, в чём дело. Хотя техника помогает: техника до какой-то степени может помочь нам сосредоточить свой ум, по крайней мере, на какое-то время. Но ни в коем случае нельзя думать, что всё сводится только к технике.
Я говорил в прошлом году о треугольнике, и повторял эту вещь в этом году, чтобы в промежутках между мантрами не проскальзывали как мышки какие-то мысли. Эта привычка мананам, привычка размышлять – это самая ужасная привычка. Мы размышляем тогда, когда не нужно размышлять, и не размышляем тогда, когда нужно размышлять. Тогда, когда нужно сосредоточиться, мы размышляем. Когда нужно подумать над священным писанием, мы не размышляем. Манам – это просто привычное, рассеянное состояние ума, некое состояние раздробленного ума. В результате взаимодействия с материальной энергией наш ум раздробляется, рассеивается и становится очень слабым. Нам очень трудно снова его сосредоточить, как под лупой. Звук может помочь нам это сделать, если мы не дадим ему (уму) возможности расслабляться, если мы попытаемся повторять святое имя в определённом темпе. Поэтому практика гаудийа-вайшнавов заключается в том, чтобы не просто повторять один-два или четыре круга, или даже шестнадцать кругов, а в том, чтобы повторять много кругов. Я понимаю, что для вас всё, что больше шестнадцати, уже много. Даже шестнадцать много, но с этим мы как-то смирились. На самом деле, шестнадцать – это очень мало, это реально очень мало, это некий минимум, который позволяет нам просто сохранять ум в каком-то более-менее пристойном состоянии, не позволять ему совсем больших непристойностей. (далее…)


Напутствие для будущих брахманов

Хочу сказать несколько слов о втором посвящении. Само слово «посвящение» означает доступ к чему-то, к чему раньше у нас не было доступа. Иначе говоря, посвящение подразумевает определенный уровень квалификации, которого достигает человек. И в результате того, что он достигает определенного уровня квалификации, ему открывается доступ к чему-то, что раньше было для него закрыто.
Второе посвящение означает посвящение в гаятри-мантру. И гаятри-мантра – это очень древняя традиция, изначальная традиция Вед. Раньше посвящение в гаятри-мантру давали маленьким мальчикам, потому что именно повторение гаятри-мантры давало доступ к изучению ведических писаний. Изначально дикша означала, что человек получает второе рождение, т.е. рождается в знании, и это второе посвящение, посвящение в гаятри-мантры, подразумевало, что человек начинает питать свое тело чит-шакти, или энергией сознания. Здесь, в материальном мире, мы живем материальной, телесной жизнью и наше сознание в основном телесно. Оно пронизывает наше тело и в основном оно связано с удовлетворением телесных потребностей. Но Веды учат нас систематически каким образом можно поднять сознание над телом. Каким образом можно в конце концов полностью оторвать свое сознание от инструмента этого сознания – тела. И поэтому это второе рождение подразумевало рождение в знании, рождение человека, который получает доступ к изучению ведических писаний. И, разумеется, квалификация, которой человек должен обладать для того, чтобы получить доступ к ведическим знаниям, или к ведическим писаниям – это принцип чистоты. Шри Кришна объясняет качества брахмана в 18 главе «Бхагавад-гиты», где Он объясняет, что это гьяна и вигьяна, что это шучи – чистота, это астикья – вера в Бога или признание ведических писаний. Так или иначе, это определенное состояние сознания, которое позволяет человеку правильно изучать священные писания. Поэтому с тех пор и говорится, что, собственно, брахман – это человек, который знает Брахман. (далее…)


Лекция о святом имени с ретрита «Киртана-мела» 2015

Лекция ЕС Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа на ретрите «Киртан-мела» на Алтае 15.07.2015.
Аудио можно скачать здесь 

Харе Кришна. Сегодня у нас будет очень важный материал, касающийся попыток понять трансцендентную природу святого имени. В частности, я буду рассказывать материал из «Бхагават-сандарбхи» Шрилы Дживы Госвами. Там есть один раздел, где он подробнейшим образом разбирает природу святого имени и этого звука. Попытаемся это немного понять.

Сначала мне хотелось, чтобы мы с вами повторили все то, что мы прошли до этого вечера. Один преданный из Тюмени сказал, что во вчерашней лекции материалов было на три года вперёд для его практики. И это факт. Все эти вещи имеют смысл только тогда, когда мы пытаемся делать это на своей практике. В конце концов, если мы будем делать это, святое имя раскроет нам себя, доверится нам. Если мы будем прилагать свои усилия, то Кришна позволит, чтобы мы Его привязали. Без этого ничего не будет, и произойдет это тогда, когда Он Сам этого захочет.

Однажды я был свидетелем интересного диалога, которым я хотел с вами поделиться. Речь зашла как раз об одном человеке, который повторяет каждый день по пять лакхов святых имен. Один человек его знал, и делился своим опытом общения с ним. Мой собеседник говорил ему: «Я не могу понять, как можно повторять пять лакхов святых имен каждый день!» Тот ему совершенно справедливо отвечал, что он не может понять, как можно повторять всего шестнадцать кругов в день. На это первый сказал: «Давайте я научу вас, как повторять шестнадцать кругов, а вы научите меня, как повторять пять лакхов, и мы будем квиты». Это факт, когда человек получает отклик от святого имени, он не может понять, как можно повторять всего лишь шестнадцать кругов. А мы не можем понять, как можно повторять больше шестнадцати кругов. Наше с вами обсуждение касается как раз каких-то аспектов этого всего. (далее…)


2014.05.12 — Духовный фундамент (Ашрам санкиртаны, Москва)

 

—Харе Кришна!

Дайаван прабху попросил меня рассказать немного …Мы делились с ним какими-то вещами и я рассказал ему свое понимание того, на каком этапе человек может и должен  ставить перед собой задачу чтобы обрести настоящий духовный вкус. И на каком этапе эта задача или цель может быть немножечко преждевременна. Шрила Прабхупада пишет, что мы все движимы желанием наслаждаться. Любое живое существо движимо желанием наслаждаться. Шрила Рупа Госвами говорит, что двигателем человека на духовном пути всегда является желание вкуса. Поэтому сама постановка вопроса  может показаться неправильной.  Очевидно совершенно, что мы должны хотеть духовного вкуса. Как тогда говорить, что эта цель, на каком бы то ни было этапе нашей духовной жизни, может быть преждевременна. Одновременно с этим мы знаем, что когда человек слишком одержим желанием духовного вкуса, и  именно это становится его главным двигателем на духовном пути, то он превращается в сахаджийу. Ему хочется поскорее, любой ценой, обрести этот вкус, и он часто путает духовный вкус с материальным вкусом.Иначе говоря, что я хочу сказать. Что если слишком рано поставить перед собой задачу обретения этого вкуса, то практически неизбежно у нас в голове произойдет путаница,  и мы  будем стремиться ко вкусу, но это будет некий материальный вкус, и мы будем пытаться получить этот материальный вкус. И , собственно, вся сахаджийа вырастает из этого менталитета, из этого понимания того, что мне нужен вкус духовной жизни любой ценой.

 И попытка обрести его как можно скорее, она, в конце концов, приведет к тому, что человек окажется в каких-то странных формах духовной практики и будет пытаться получить этот вкус за счет странных форм духовной практики, которые далеки от форм духовной практики, приводящей к настоящему духовному опыту.  И…в связи с этим мне хотелось рассказать, как мне видится правильная динамика развития человека на духовном пути. Конечно же, с самого начала мы должны очень ясно понимать, что наша высшая цель—Кришна. Шрила Прабхупада пишет об этом в «Бхагавад-гите». Он пишет в 10 главе в знаменитом (девятом) стихе:мач-читта мад-гата-пранабодхайантах параспарам катхайанташ ча мам нитйам тушйанти ча раманти чаКак раз в этом стихе, где Кришна обещает нам вкус, сначала удовлетворение на каком-то уровне, потом раманти ча—наслаждение полное, лишающее нас всякого желания наслаждаться в материальном мире. И в этом стихе Шрила Прабхупада пишет, что человек должен очень хорошо понимать, что высшая цель— Кришна. И дальше он пишет …..знаменитую фразу свою о том, что если человек понимает, что его высшая цель—Кришна, то постепенно, постепенно он может достичь этой высшей цели. Если цель поставлена, то она достижима.Иначе говоря, Шрила Прабхупада вслед за многими нашими ачарйами подчеркивает помимо необходимости видения цели, что он важно также необходимость постепенности в достижении этой цели. Сахаджийа —это как раз попытка нарушить постепенность. Есть некий естественный процесс и любая попытка нарушить естественный ход духовного развития в конечном счете превращается в нечто противоестественное.

(далее…)


О бхакти и квалификации для ее практики

Семинар по «Мадхурйа-кадамбини», лекция 2 (26.10.2014).

Этот семинар проходил в Джаганнатха-пури во время картики 2014 года.

Все лекции доступны для прослушивания на диске «Осенний ретрит в Пури», приобретя который вы получите возможность углубится в свое сердце, реализовывать полученные знания и в, конечном счете, преобразовать свое эго.

Аннотация: Повторение обзора стихов из «Мадхурья-Кадамбини», из первой главы. Основная тема – квалификация преданного, для того чтобы заниматься бхакти. Что нужно нам делать чтобы обрести эту квалификацию. О превосходстве бхакти над другими путями: кармы, гьяны, йоги. Откуда берется бхакти? От чего зависит бхакти и от чего не зависит. С чего начинается бхакти. Как различить у кого бхакти есть, а у кого нет ))))

Харе Кришна! Я начну с одной из этих вещей. Я думал: «Зачем мы все собрались здесь?» Очень часто мы видим, как люди приходят в ИСККОН. Мадхавананда прабху приводил этот пример, цитируя своего Гуру Махараджа. Что мы все приходим в ИСККОН за нужными вещами, но со временем, незаметно для нас, эти представления трансформируются у нас. И в результате, мы не получаем того, что мы можем получить. И мы здесь для того, чтобы обновить наше понимание того, зачем мы находимся здесь, зачем мы повторяем мантру, зачем мы общаемся с преданными, зачем мы приезжаем в святые места.

(далее…)


Что такое община

Москва (11.01. 2015)

 

Аннотация:

Община построена на том, что в центре находится Кришна. Община, когда мы действуем гармонично, связаны друг с другом —это когда у нас есть единый центр. Когда каждый думает о едином центре. И, вращаясь вокруг этого единого центра, каждый занимает какое-то свое место.

Наше желание поставить в центр Кришну зависит от того, насколько во всех этих ситуациях следую приказу Шри Чайтаньи Махапрабху:

тринад апи суничена

тарор ива сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харир

И в этом случае центр естественным образом будет один. И в этом случае естественным образом все остальное построится само собой. Будет уважение, любовь, будет настоящая община, будут настоящие отношения. Но для этого нашей практикой должно быть — это смирение, терпение, желание уважать других и нежелание получать взамен ответное уважение.

(далее…)


7 целей ИСККОН

7 Целей ИСККОН

Аннотация:7 целей ИСККОН и цели «Лиги преданных». О первой цели ИСККОН и значении «косвенной» проповеди. Четыре причины, в соответствии с которыми участие в проповеднической миссии является могущественным инструментом индивидуального духовного развития человека. О подготовке проповедников и качествах брахмана. О важности правильных мотивов, настроения в проповеди. О воспитании ответственности и презумпции своего невежества. 

***Насколько я понимаю, тут вот в большей или меньшей степени свободное общение, просто, может быть, для начала я скажу несколько слов, связанных с миссией Шрилы Прабхупады. Я прочитаю семь целей, которые Шрила Прабхупада заложил в основу ИСККОН. И потом прочту небольшую другую версию этих же целей. Семь направлений деятельности Международного общества сознания Кришны:

1) систематически распространять в массах духовное знание и обучать людей методам духовной практики, чтобы восстановить нарушенное равновесие в системе ценностей общества, а также обеспечить подлинное единство всех людей и установить мир во всем мире;

2) проповедовать философию сознания Кришны, изложенную в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам»;

3) сблизить членов общества друг с другом и приблизить их к Кришне – изначальному существу, и тем самым внедрить в сознание членов общества и всех людей представление о том, что каждая душа является неотъемлемой частицей Бога, Кришны;

4) распространять и поощрять движение санкиртаны – совместное пение святого имени Господа, следуя указаниям Господа Шри Чайтаньи Махапрабху;

5) построить для членов общества и всех людей город в одном из святых мест, где проходили трансцендентные игры Кришны, Верховной Личности Бога;

6) объединить членов общества в единую семью и научить их более простому и естественному образу жизни;

7) для достижения упомянутых выше целей издавать и распространять периодические издания, журналы и книги.Это то, каким образом Шрила Прабхупада сформулировал цели нашего общества в момент его основания в Нью-Йорке.

(далее…)


Прабхупада-катха

Воскресная программа. Прабхупада-катха в Храме на Динамо (30.10.2011 г.)

Диск «Праздничные лекции за 2011 г.», л. 38

Аннотация:БВГ о смысле того, что преданные собираются: напомнить себе о Боге и о том, кто я такой, а в данном случае – оценить то, что Шрила Прабхупада нам принес, увидеть его как живую личность, а также учиться у него. Множество историй, рассказанных в связи с его уходом.

 

*** Мы очень рады видеть вас всех здесь, приветствовать вас здесь, на нашей воскресной программе. Наши программы предназначены для того, чтобы напомнить нам о самом главном в нашей жизни. Мир так устроен, что человеку свойственно забывать даже самые главные вещи. Забвение – это естественное состояние человека. Забвение – и прежде всего забвение Бога – в основе любого забвения лежит забвение Бога. Это характерная черта или главное проявление майи, иллюзии, когда сознание души покрывается материей. Когда сознание материализуется, приспосабливаясь к этому материальному миру, то естественным образом мы забываем о Боге и о том, кто мы, на самом деле.Наши программы – периодические, праздничные, регулярные, ежедневные – предназначены для одной единственной цели: напомнить нам о Боге, о том, что есть разум, стоящий за всем происходящим в этом мире, разум, который направляет весь этот мир. Они предназначены для того, чтобы напомнить нам о том, кто мы.Забывая о Боге, мы одновременно с этим всегда забываем о том, что такой я.

(далее…)


О МАРАФОНЕ Шрилы Прабхупады

Диск 107, л. 9

Аннотация:О Марафоне. Рассказ о том, как во Вриндаване Гуру Махарадж встретился с группой туристов случайно туда попавших. История о бхакте Энтони, который, обидевшись на преданных, пошел ловить рыбу и вытянул Бг. О Шриле Пранхупаде. Выступление другого преданного.

 

***Я хотел два слова сказать о том, что значит марафон для всех нас. Я вернулся из Вриндавана и там в один вечер меня пригласили к группе людей из Москвы. Они все абсолютно ничего не знали ни о бхакти-йоге, ни о Харе Кришна-мантре. По каким-то своим каналам, через астрологию, аюрведу и еще что-то они решили поехать в Индию и их привезли прямо во Вриндаван. Они провели там неделю и я попал к ним на встречу в тот момент, когда они уже собирались уезжать.Все люди практически ничего не знали ни о мантре, ни о Вриндаване, ни об Индии, ни о сознании Кришны, все считали себя христианами. У них были вот такие глаза. Эти люди говорили: „Мы не знаем что тут такое, но что-то с нами случилось. Мы не знаем что с нами случилось, но точно случилось что-то необычайное.” У них был один единственный вопрос: „Обясните нам, почему мы такие счастливые?” Я пытался объяснить, но у меня ничего не получилось. Я просто сказал: „Вы не можете не быть счастливыми, потому что вы находитесь в самом лучшем месте, в самое лучшее время и потому что Кришна Бог.” Они сказали: „Ааа, ну теперь все понятно.”Шрила Рупа Госвами говорит, что малейшего соприкосновения с Святым Именем, со Святой Дхамой, с преданными Кришны, со “ШРИМАД-БХАГАВАТАМ” или с изображением Господа в виде Мурти достаточно, чтобы человек сразу же почувствовал духовные эмоции. Это на самом деле чудо и мы все с вами можем стать свидетелями этого чуда – в своей собственной жизни и в жизни других людей.

(далее…)


О важности распространения книг Шрилы Прабхупады

Диск 126, л.1

Аннотация:Чтобы наша жизнь имела высший смысл, мы должны пытаться, как бы сложно это не было, выходить к людям и давать им книги Шрилы Прабхупады.

 

***Меня попросили сказать несколько слов о важности распространения книг Шрилы Прабхупады. Я сам не очень много времени посвятил этому конкретному служению, хотя был марафон, в котором я от зари до зари распространял книги и в некоторых других случаях я тоже это делал. Но мое понимание важности распространения книг, в отличие от большинства из вас, кто может почувствовать эту важность практически каждый день, выходя на улицы, сталкиваясь с людьми, и понимая, как эти книги могут помочь этим людям.Мое понимание, главным образом, основано на моем собственном опыте. Я могу главным образом говорить о том, как книги Шрилы Прабхупады изменили мою собственную жизнь. И для меня это по-прежнему остается самым большим чудом и самой большой загадкой.Так или иначе, несмотря на то, что я не так много распространял книги Шрилы Прабхупады всю свою сознательную жизнь в Сознании Кришны, потому что до этого моя жизнь была по большей части бессознательной. Я посвятил книгам Шрилы Прабхупады в качестве переводчика или редактора и собственно книги Шрилы Прабхупады были той ловушкой, в которую меня поймали.

(далее…)