Все лекции

Категория для лекций по умолчанию


О важности распространения книг Шрилы Прабхупады

Диск 126, л.1

Аннотация:Чтобы наша жизнь имела высший смысл, мы должны пытаться, как бы сложно это не было, выходить к людям и давать им книги Шрилы Прабхупады.

 

***Меня попросили сказать несколько слов о важности распространения книг Шрилы Прабхупады. Я сам не очень много времени посвятил этому конкретному служению, хотя был марафон, в котором я от зари до зари распространял книги и в некоторых других случаях я тоже это делал. Но мое понимание важности распространения книг, в отличие от большинства из вас, кто может почувствовать эту важность практически каждый день, выходя на улицы, сталкиваясь с людьми, и понимая, как эти книги могут помочь этим людям.Мое понимание, главным образом, основано на моем собственном опыте. Я могу главным образом говорить о том, как книги Шрилы Прабхупады изменили мою собственную жизнь. И для меня это по-прежнему остается самым большим чудом и самой большой загадкой.Так или иначе, несмотря на то, что я не так много распространял книги Шрилы Прабхупады всю свою сознательную жизнь в Сознании Кришны, потому что до этого моя жизнь была по большей части бессознательной. Я посвятил книгам Шрилы Прабхупады в качестве переводчика или редактора и собственно книги Шрилы Прабхупады были той ловушкой, в которую меня поймали.

(далее…)


Раса-пурнима — окончание месяца Картикка

Завершение картика-враты. Лекция перед ягьей, (10.11.2011 г.)

Диск «Праздничные лекции за 2011 г.», л. 39
Аннотация:
Несколько слов о ритуале жертвоприношения.
***
Харе Кришна. Мы собрались, чтобы отметить окончание месяца картика. Сегодня раса-пурнима, полнолуние, один из тех дней, когда Кришна проводит танец раса. Во Вриндаване жизнь исполнена блаженства и каждый день там напоминает Кришне о том, что самое главное в этом мире – любовь. Этот месяц очень важный для нас, гаудийа-вайшнавов, потому что в течение этого месяца мы подносим лампадки Господу Дамодаре и, вспоминая о том, как Яшода привязала Его веревками своей любви, просим Его, чтобы Он навеки оставался оставался привязанным к нашему сердцу. Этот ритуал поднесения лампадок – напоминание нам и Кришне о том, что мы хотим любви и что любовь может привязать Его к нам. Когда Кришна привязан к нашему сердцу, то мы все время помним о Нем и это самое блаженное состояние, самое лучшее, что может быть с человеком.

Мы собрались, чтобы отметить торжественно окончание месяца картика. В течение целого месяца мы соблюдали какие-то обеты, и чтобы эти обеты закрепились, принесли свои плоды, свои результаты, и оставили какой-то след, по традиции проводится жертвоприношение.

(далее…)


Дамодара-лила

111

Вриндаван (4.11.2008 г.) Шримад-Бхагаватам, 9.4.66

Диск 107, л. 5
Аннотация:
Картика во Вриндаване. Кришну можно покорить любовью. Очень подробно рассказывается Дамодара-лилы.
***
Я прочитаю 66 стих из четвертой главы десятой песни “Шримад-Бхагаватам”. Это стих, который произносит Господь Вишну, обращаясь к Дурвасе Муни:
майи нирбаддха-хридайах
садхавах сама-даршанах
ваше курванти мам бхактйа
сат-стрийах сат-патим йатха

ПЕРЕВОД: Как целомудренная жена покоряет благородного мужа своим служением ему, так преданные, которые одинаково расположены к каждому и всем сердцем привязаны ко Мне, полностью распоряжаются Мной.

(далее…)


Празднование Говардхана-пуджи 27.10.2011год

0035_sb 3-2-2

Празднование Говардхана-пуджи в Храме на Динамо (27.10.2011 г.)
27.10.2011
Диск «Праздничные лекции за 2011 г.», л. 37
Аннотация:
Смысл Говардхана-лилы. Кришна ценит простоту. Он призывает нас жить честно и просто и пытаться увидеть за всем Его, а не пытаться получить больше, чем заслуживаем хитростью и поклонением кому-то еще. Притча о брахмане, жена которого молилась Деви, чтобы он ослеп. Люди поклоняются кому-то для того, чтобы сделать своего настоящего мужа (Бога) слепым. Настоящая духовная жизнь проста и чиста.
***

Харе Кришна. Я поздравляю вас с праздником. Это особый день в нашем календаре в самой середине месяца картика, когда мы празднуем Говардхана-пуджу. Мне хотелось сказать несколько слов о внутреннем смысле того, что мы празднуем, по поводу чего мы все собрались здесь, по поводу чего радость. Разумеется, по мере того, как какие-то вещи входят в нашу традицию, мы, как правило, забываем по поводу чего радуемся, главное – чтобы повод был. Людям нужны какие-то поводы для празднеств в этом скучном, тоскливом мире и само по себе это хорошо – люди собираются вместе, поют, пляшут, пируют, едят халву в больших количествах. Но гораздо бОльшую пользу мы получим, если мы будем понимать какой повод для радости у нас есть, почему мы должны радоваться. Это факт – Говардха-пуджа – это удивительный праздник, но, собственно, почему это праздник – об этом мне хотелось поговорить. Для того, чтобы начать этот разговор, я прочитаю 19 стих из 24 главы Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Поклонение холму Говардхану».

адживйайкатарам бхавам
йас тв анйам упадживати
на тасмад виндате кшемам
джаран нарй асати йатха

Перевод: Если что-то поддерживает нашу жизнь, а мы ищем прибежища в другом, неужели мы сможем обрести истинное благо? Мы станем похожи на распутную женщину, которая никогда не обретет подлинного блага, поддерживая связь со своим возлюбленным.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Слово кшемам означает не просто накопление денег, но истинное процветание. Здесь Господь Кришна смело утверждает, что подобно тому, как женщина никогда не обретет хорошей репутацией и не станет мудрее, если будет общаться со своим любовником, жители Вриндавана не станут счастливее, если будут пренебрегать истинным источником своего процветания и вместо этого поклоняться Индре. Как пишет Шрила Джива Госвами, ту дерзость, с которой Кришна обратился к своему отцу и другим старшим родственникам, следует считать проявлением Его трансцендентного гнева, который вскипел в сердце Господа, когда Он увидел, что Его вечные слуги поклоняются ничем непримечательному полубогу.

(далее…)


Настройка на месяц Картики

 

alt

Настройка на месяц картики в ашраме брахмачари, Москва (06.10.2011 г.)

Диск «Праздничные лекции за 2011 г.», л. 35
Аннотация:
Сложная ситуация во всех отношениях. Призыв БВГ к тому, чтобы все преданные воспользовались благоприятным месяцем для того, чтобы максимально объединиться на духовном уровне, а также оценить то, что мы имеем сейчас. События, которые произошли в Виджай-дашами. Просьба БВГ подумать чем я мешаю такому сплочению. Вопросы: об усилиях и о том, как не критиковать других, если они не прилагают усилия; о возможности потерять индивидуальность при строгой дисциплине; о специфике брахмачари ашрама. Даяван Прабху об обетах на картику.
***
Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Даявана Прабху за то, что он остался, я почувствовал очень большую поддержку от него. Спасибо большое, Даяван Прабху, мы с тобой отдельно еще поговорим.

Собственно, несколько слов, которые я хотел сказать сегодня – это то, что Кришна очень милостиво устроил нам сложную ситуацию. Ситуация, на самом деле, реально сложная на всех уровнях. Она сложная внешне – вы знаете, что чуть меньше чем неделю назад, в пятницу прошлую, пришла бумага, которая предписывает нам уходить с этой земли. Одновременно с этим идет суд над «Бхагавад-гитой» в Омске. Одновременно с этим какие-то люди пытаются противостоять нашему храму. Но она также сложная во внутреннем плане тоже, потому что, к сожалению, из-за того, что у нас нет какого-то внутреннего единства, единства на уровне сердца, мы организационно очень слабые. Все эти сложные ситуации, собственно, проявляют людей. Обычно слабые люди в сложных ситуациях начинают разбегаться и прятаться по своим норам, сильные люди становятся еще сильнее.

(далее…)


17 сентября — день явления Шрилы Бхактивинода Тхакура

03

Л.10. Бхактивинода Тхакур. Сурабхи-кунджа. 18.02.2013. Навадвипа-мандала-парикрама. 

Аннотация: В лекции раскрыт глубокий смысл бхаджана «Нитьянанда Махаджан» с разбором комментария к нему, данного автором,  Бхактивинодой Тхакуром.
Истории из жизни Бхактивинода Тхакура.

Харе Кришна! Пожалуйста, дайте мне благословения сказать что-то, что сможет так или иначе …
Крики из аудитории: Хари Бол!
— Спасибо.
Прабху, который стоит у меня за спиной, все время хочет, чтобы мы спели «Сурабхи кунджете». Обязательно споем еще один бхаджан здесь. Но я хотел начать наш рассказ о Бхактивиноде Тхакуре с этого бхаджана, потому что этот бхаджан програмный.

Шрила Бхактивинода Тхакур написал очень подробный комментарий к этому бхаджану, который занимает несколько страниц формата А4. И опубликовал этот бхаджан вместе со своим комментарием, а так же одиннадцатью другими песнями в виде небольшого буклета, которым пользовались все члены его нама-хатты. Он очень хотел, чтобы люди постоянно пели этот бхаджан, преданные пели этот бхаджан и понимали смысл этого бхаджана очень глубоко. Потому что в нем вся программа движения, начатого Бхактивинодой Тхакуром. В нем вся программа движения, которое продолжил Бхактисиддханта Сарасвати, и довел до такого блестящего совершенства Шрила Прабхупада.

Все то, что нам нужно знать, для того чтобы правильно практиковать сознание Кришны находится здесь, в этом простом, маленьком бхаджане, состоящим всего навсего из восьми строк. И если мы поймем смысл этого бхаджана, мы сможем практиковать сознание Кришны правильно так, что результат этой практики придет очень скоро, и сердце наше будет таять от любви к Богу.

В этом бхаджане Шрила Бхактивинода Тхакур говорит о вещах, о которых до него не говорил практически ни один из ачарьев вайшнавов. Он, будучи ачарьей нашего века, приспособил или дал возможность практиковать сознание Кришны везде, всюду и достичь того же самого успеха, которого достигали личные спутники Господа Гауранги. Поэтому я сказал в самом начале, сегодня около самадхи Чханд Кази о том, что сегодня у нас будет в высшей степени практическое обсуждение, и оно будет проходить на основании этого бхаджана и на основании личного примера Бхактивиноды Тхакура. Я очень прошу вас, слушайте внимательно.

(далее…)


Как правильно строить отношения

Семинар «Как правильно строить отношения», лекция 4

Семинар «Как правильно строить отношения», ретрит координаторов, Умань, 2012 г.

Аннотация:

Следование принципам дает силу, почему за Прабхупадой пошли тысячи человек? Четыре аспекта палана-шакти, энергии защиты, признака правильных отношений сверху вниз (палана, пошана, принана, ланана).

Инструменты: доверие, принятие ценности человека, уважение его намерений и целей, понять человека, благодарность за сомнения, выслушать слабости, конфиденциальность, и так далее.

Как правильно поступать, когда нам нанесли обиду. Как правильно просить прощения. Как реагировать если вас беспочвенно обвиняют.

Потрясающий абзац про то, что очень важно в отношениях с другими постоянно подчеркивать то, что нас объединяет.

Вопросы:

О подчинении авторитетам. Как служить через Кришну? Как отличить благоприятные трудности от аскезы в гуне невежества? Почему дети Шрилы Прабхупады не чувствовали того, что мы чувствуем? Как восстановить утраченное доверие? Как заслужить доверие? Как не становиться «мусорным ящиком»? Как правильно вознаграждать людей?

***

Мы говорим с вами о том, какие инструменты есть в наших руках, для того, чтобы влиять на других людей. И главный инструмент влияния это наша собственная сила. Когда, в результате правильного поведения, правильных принципов и, главное, свободы внутри, этой вечной внутренней свободы, которую мы должны хранить как дар Господа, как необходимое условие для обретения любви, мы обретаем силу, то мы сможем влиять на других. Главный инструмент – это наша собственная цельность, сила, уверенность, защищенность, которая приходит в результате следования принципам. И мы остановились вчера на последнем, самом важном законе – что если я хочу научить других законам жизни, как жить, в этом смысл наших отношений, прежде всего, с младшими и с равными тоже, но прежде всего с младшими, это попытаться передать им понимание законов жизни, чтобы уберечь их от каких-то глупостей, ошибок, обмана, на которые мы все слишком склонны. То есть одно единственное условие, которое я должен соблюсти. Чтобы научить других законам жизни, я должен сам жить по законам любви, по законам самопожертвования. Иначе мое обучение, мои наставления, они не будут эффективными. Они пропадут зря. И я хотел, как обещал вчера, рассказать маленькую историю, вернее прочитать даже, про Шрилу Прабхупаду, которая иллюстрирует этот момент, каким образом он учил людей этому. Почему он оставил такой глубокий след в сердцах тысяч людей?

(далее…)


Функции буддхи: верное и неверное восприятие, сновидения, память, сомнения. Самые важные – верное восприятие и память.

Сегодня мы продолжим с вами наш рассказ. Весь этот семинар появился в результате моего изучения одного раздела «Бхагавад-гиты”. В четвертой главе, которая называется Божественное знание или духовное знание, объясняется природа знания и что отличает знание от невежества. Там рассказчик «Бхагавад-гиты”, Кришна, говорит о том, что знание приходит к человеку в процессе ягьи или жертвоприношения. Он объясняет различные формы ягьи, что такое жертвоприношение и что в конце концов должен принести в жертву человек, чтобы обрести знание. Он говорит, что разные люди действуют по-разному, есть разные методы и Он, в частности, приводит пранаяму и множество других методов духовной практики. И собственно из этих нескольких стихов, как из семени, вырос этот семинар, где я попытался сделать также обзор разных методов, накопленных человечеством и показать как все эти методы имеют одну и ту же природу и почему все это называется ягьей или жертвоприношением. Сегодняшний наш разговор будет об этом: что такое жертвоприношение, какие различные формы его существуют, почему это называется жертвоприношением или ягьей и каков результат этого. Слово страшное, особено в нашем понимании, достаточно варварское. Но на самом деле результаты этого очень глубокие.

Прежде чем перейти к этому, я вернусь немножечко к тому, о чем мы говорили с вами вчера, чтобы восстановить связь. Я расскажу некую новую информацию, чтобы яснее было каким образом пользоваться тем, что мы изучали вчера. Я говорил вчера о Ведической психологии, о том, каким образом согласно Ведам, человек воспринимает мир. Душа духовна по природе и ей нужен некий интерфейс. В сущности душа не соприкасается с миром напрямую, она соприкасается через посредство праны и тонкого тела или нашего обусловленного сознания. Вчера я рассказывал как устроено наше сознание, восприятие этого мира. Душа что-то вроде зрителя. Можно представить себе ум. Ум – это экран. Когда мы идем в кино, то свет гасится, все наше сознание сосредотачивается на экране и в какой-то момент, незаметно для себя, мы уже живем там, мы забываем о себе, мы забываем о том, кто я, что я и мы помним только о том, что происходит на экране. Мы учавствуем в этой жизни, действуем в ней. Примерно то же самое происходит в кинотеаре нашего ума. Душа – зритель, которая смотрит многосерийный фильм, который называется „Наша жизнь” и в ней есть много серий –о дна, другая, третья. Как правило – это мыльная опера, если жанрово обозначать. Редко триллер и достаточно скучный. Это то, что собствено происходит с нами.

(далее…)


О Вере

Диск 58, л.10, (28.08.04) Одесса, Семинар «Ступени бхакти» Лекция 4, длит. 64,32

Аннотация: Одна из важных тем – анартха-нивритти, каким образом избавиться от грязи в своем сердце. Очень важный аспект – это вера. Вера – отблеск знания. Одно из важных качеств веры – анукулья. Три аспекта, которые дает нам вера. Природа энтузиазма. Разбор стиха (Б.-г., 10.3). В чем заключается процесс анартха-нивритти. Кришна дает нам процесс арчаны. Для чего нам нужен этот процесс, в чем смысл арчаны. Два основных порока, от которых избавляет нас арчана: кадарья шиланам и викшипта чинтанам.
Истории:
– история про Гуру Нанака, основателя религии сикхизма;
– история про Начикетаса и вопросы, которые он задавал Ямараджу;
– история про вора, который хотел жениться на дочери царя, выдав себя за садху.

Вчера я немного рассказывал о том, что значит анартха-нивритти. И т.к. это одна из самых важных тем, каким образом избавиться от грязи в своем сердце, я сегодня расскажу немножко более подробно об этом процессе. И, в частности, буду ссылаться на то, что пишет Прабхупада в комментарии к третьему стиху. Нет ничего удивительного в том, что мы так долго останавливаемся именно на первых ступенях преданного служения, потому что именно они для нас актуальны. Конечно, я не могу исключить того, что половина из вас уже достигли уровня бхавы, и им сложно слушать о какой-то шраддхе, но вероятность этого не очень велика. Поэтому мы так много говорим о вере, вера – очень важный аспект. Я говорил, что вера в сущности – это отблеск знания. Что по сути дела вера – это то самое состояние, когда человек впервые начинает ощущать знание, скрытое у него внутри. И оно отражается в его уме и принимает форму настоящей веры.

(далее…)


Принципы Ведического образования

 

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ: Образование необходимо для того, чтобы человек мог делать правильный выбор, потому что свобода человека подразумевает выбор. Выбор – это выбор образа жизни, формы существования. Цель Ведического образования в отличие от современного образования – это дать человеку всю полноту восприятия жизни. Другими словами – проявить в человеке божественную, духовную природу.

ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП: ОБУЧЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЭТАПОВ

Предмет изучения редуцируется до элементарных базовых понятий, и преподавание предмета заключается в том, чтобы дать человеку очень ясное понимание этих понятий и тому, как они связаны друг с другом и представляют собой единое целое, единую систему. В Ведическом образовании акцент делается на взаимосвязи всего сущего, чтобы в конце концов человек понять и свою связь с Богом.

Пример: Первая часть Йога-сутр называется самадхи-пада. Самадхи – это конечная цель, но она дается в самом начале (еще до ямы, ниямы, и т.д.), потому что прежде всего человек должен видеть то, куда он должен прийти; все остальное он будет делать ровно настолько, насколько он понимает, какая конечная цель и насколько он связан с этой конечной целью.

Любопытно то, что эти универсальные принципы далеко не всегда подаются в каком-то систематическом порядке («Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам»).

(далее…)