Фрагменты лекций


Отличие Ретрита от Фестиваля

Шачинандана Махарадж объясняет очень хорошо, чем ретрит отличается от фестиваля. Многие люди могут подумать, что в сущности одно и тоже, просто на фестивале много рассказчиков, а на ретрите один, и потому больше свободного времени. Но на самом деле суть не в этом, цель и у того и у другого разная, причем диаметрально противоположная. Фестиваль нужен для того, чтобы человек получил вдохновение, для того, чтобы он зарядился, получил какую-то энергию, подпитался. И, в конечном счете, настроение человека на фестивале, как это ни странно – взять. Мы берем правильные вещи, хорошие вещи, пытаемся зарядиться духовной энергией, пытаемся подпитаться, пытаемся получить какую-то радость, счастье, испытать какие-то эмоции. Но, в конечном счете, человек остается в том же самом режиме берущего. Люди ходят, смотрят, что тут продают. Обычно фестиваль – это большой базар. Фестиваль без базара не бывает. Базар – это половина удовольствий от фестиваля. И одновременно с этим на других сценах происходит другая ярмарка – духовная ярмарка. Люди ходят и слушают: «Кто меня вдохновит больше?» И самое главное, что остается тоже самое настроение – взять, взять, взять, взять. Внимание не сосредотачивается на чем-то одном. Фестиваль, по определению, должен представлять человеку огромный выбор, и это также проявление работы нашего ума, настроенного на наслаждения. (далее…)


Господь Чайтанья всегда находится в трех местах

ГОСПОДЬ ЧАЙТАНЬЯ ВСЕГДА НАХОДИТСЯ В ТРЕХ МЕСТАХ…….

……….Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что Господь Чайтанья всегда находится в трех местах. Всегда, где бы Он ни был, Он всегда находился в трех местах.

1) Он находился в доме Шачи, когда она готовила прасад и угощала Его. Он приходил каждый день и ел этот прасад. Он потом доказывал ей это. Он рассказывал ей, в какой день какое блюдо она приготовила.
2) Он всегда находился, когда Господь Нитьянанда начинал свой киртан.
И 3) Он всегда находился и находится в доме Рагхава Пандита.

Рагхава Пандит это одна из подруг – Даништха сакхи – Шримати Радхарани. И когда Кришна поест прасад во Вриндаване, и у Него остаются остатки на Его тарелке, то Даништха аккуратно собирает эти остатки и несет их Шримати Радхарани.

Вриндаван дас Тхакур говорит, что когда Рагхава Пандит готовил прасад, то Сама Радхарани лично входила в его тело и готовила прасад через его тело. И когда Господь Чайтанья ел этот прасад, Он уносился непонятно куда, Он говорил: «Рагхава Пандит, что ты сделал с этим шаком, никогда в жизни Я не ел такого шака». А уж Господь Чайтанья шака за Свою жизнь много поел. Шачимата могла готовить шак как никто другой, но когда шак готовил Рагхава Пандит, Господь Чайтанья уносился в другие миры. Он говорил: «Этот шак не из этого мира! Этот шак из другого мира пришел сюда».

(далее…)


Что значит служить лотосным стопам Госвами Вриндавана

Чтобы проникнуть в суть нитья-лилы Кришны, ради которой мы пришли сюда, ради  которой мы пришли в сознание Кришны, мы должны постоянно служить лотосным стопам  Рупы, Рагхунатхи, Дживы Госвами, Гопалы Бхатты Госвами, всем шести Госвами  Вриндавана. Что значит служить их лотосным стопам? Что значит служить Рупе и   Рагхунатхе? Служить Рупе и Рагхунатхе — значит защищать их учение. Значит ограждать их  учение от отклонений. От кого мы должны защищать их учение? Главное, от чего мы  должны защищать это учение — это от корыстных желаний, которые живут в нашем сердце.  Мы должны понимать, что это чистое учение постоянно находится в опасности. Что  майавада, сахаджия — это не какие-то секты, которые находятся вне нас. Майавада и  сахаджия — это тенденции, которые находятся в нашем сердце. Это враги, которые  находятся в нашем сердце.

И Джива Госвами всей своей жизнью показал, что значит  служить Рупе и Рагхунатхе, что значит понять их учение. Понять их учение значит  отстаивать чистоту их учения. Это единственное, что может спасти нас. Поэтому миссия  проповеди так важна. Мы проповедуем, но когда мы проповедуем, мы проповедуем, прежде  всего самому себе. Когда мы проповедуем, мы прежде всего от самого себя защищаем это  чистое учение. От вожделения, которое находится в нашем сердце, от гнева, от жадности, от  всего остального. И мы должны понять, какова эта особая удивительная миссия. Мы несем,  проповедуем это чистое учение, и мы стараемся сохранить его во всей чистоте.  Очень легко осквернить учение.

(далее…)


Духовная жизнь также подразумевает правила

 

1. Дисциплинированность и Пунктуальность.

2. Обязательное посещение всех программ

3. Максимальная осознанность. Разделение полов.

4. Мауна врата

5.  Восьмь пунктов и это восемь элементов практики бхакти из Вишну-дхарма-пураны.

1) Это родительские отношения ко всем преданным.

2) Радоваться , когда видите как другие поклоняются Богу.

3) Каждый день поклоняться Божеству с чистым сердцем.

4) Человек должен отказаться от притворства перед Богом, перед Гуру, перед мантрой.

5)  Очень важно, чтобы никто никого не судил.

6) Делать что-то практичное- сангам- своим телом что-то делать.

7) Старайтесь всегда помнить о мантре, о Кришне.

8) Посвятить свою жизнь Имени.

 

Но в сущности мы хотим научить думать о Кришне все время, в этом смысл сознания Кришны, в этом смысл нашей философии- Каким образом развернуть вовне повернутое внутрь сознание и встретится лицом к лицу с Кришной. Ради этого мы затеваем эту школу и я хочу настроить вас на серьезный лад. Еще раз- это не шутки. И цель этого ретрита- дать какие-то техники (не все). Мы дадим какие то предварительные техники и просим вас следовать определенным правилам в промежутке между этим ретритом и следующим, который будет в январе. Так же мы хотим дать вам опыт медитации- и это самое главное.
Очень важно чтобы вы вынесли какой то живой опыт, пусть небольшой, опыт сосредоточенности, опыт остановки ума, когда вы поднимаетесь над привычным рассеянным состоянием и поднимаетесь в другое состояние, как минимум гуны благости. И об этом будет наш основной разговор, и иногда будет сложно. Для того чтобы этот опыт появился у вас очень важно чтобы вы соприкоснулись со своим умом. И это не всегда приятно. Кто то может сказать: «Что значит неприятно? Я живу вместе со своим умом.» Мы живем вместе со своим умом и мы уже сжились с ним. Но соприкоснуться со своим умом – значит посмотреть на него со стороны. И конкретно — попытаться овладеть им. И об этом будет основная речь на этом ретрите.

Для того, чтобы это произошло нужно соблюдать определенные правила. Школа значит дисциплина. В школе ставят оценки по поведению и если поведение неудовлетворительное то человека выгоняют из школы. И для этого мы написали определенные правила в нашем дневнике, который у каждого из вас есть. (далее…)


7 правил, которые могут поменять нашу жизнь

7 самых общие правил, которым мы рекомендуем следовать всегда.

1. Никогда не хвастайтесь, не хвалите себя сами.

2. Никогда не говорите дурно о других.

3. Служите при всякой возможности.

4. Не тратьте драгоценное время своей жизни на пересуды, мирские новости, блуждание в интернете

5. Старайтесь строить свою жизнь на вечном фундаменте Священного писания

6. Не обманывайте никого.

7. Не старайтесь причинить никому страдания и всегда будьте довольны.

Это простые правила, но эти правила могут коренным образом поменять нашу жизнь (далее…)


Восемь элементов практики бхакти из Вишну-дхарма-пуран

Шрила Джива Госвами в Бхакти-сандарбхе объясняет что если человек следует этим правилам, то Кришна очень быстро становится доволен им.

  1. Первое правило, что говорит Джава Госвами это то, что все эти 8 вещей относитятся к самому Богу, к мантре и к Духовному учителю. И первое правило дружить с преданными Господа, имеется ввиду дружить с преданными, которые поклоняются тому же образу Бога, повторяют ту же самую мантру и так или иначе связаны с тем же самым учителем, в нашем случае со Шрилой Прабхупадой. И первое правило это Тад бхакта ватсальям- Это родительские отношения ко всем преданным. Вы все знаете как относятся к детям. Как относятся к детям? Снисходительно. Прощают им ошибки, не принимают какие то вещи всерьез. Пытаются заботится, проявить какое то чувство любви. Шрила Джива Госвами цитируя этот стих говорит, что это первое самое важное правило попытаться посмотреть вокруг и увидеть преданных которые стремятся к той же самой цели и не судить их слишком строго и попытаться проявить Ватсалью или какую то внутреннюю нежность.
  2. Второе правило— Радоваться , когда видите как другие поклоняются Богу. Когда другой человек кланяется, когда другой человек повторяет мантру, когда другой человек старается- попытайтесь обрадоваться. Потому что очень не часто встречаются люди, которые это делают. Люди которые реально настроены на то, чтобы найти Бога в своем сердце. Это ощущение радости, если оно будет присутствовать с вами на протяжении всего ретрита, оно очень поможет привести ум в правильное состояние. Потому что ощущение радости – это состояние гуны благости. И именно радость нужна нам предварительно для того, чтобы сосредоточиться на звуках Святого имени.
  3. Третье правило. Каждый день поклоняться Божеству с чистым сердцем. У нас замечательные Божества- Шри Шри Нитай Гауранатарадж. Они специально пришли сюда для того, чтобы мы могли- Суманах, суманах значит с чистым умом, с чистым сердцем, приходить к ним каждый день и воодушевляться от того, что они принесли нам. Они принесли нам Святое имя, они хотят чтобы мы танцевали вместе с ними.
  4. Четвертый принцип очень важный. Шрила Джива Госвами говорит что как минимум человек должен отказаться от притворства перед Богом, перед Гуру, перед мантрой. То есть быть самим собой. На несколько дней нам не нужно претворяться ни кем. Мы все ученики в этой школе, у кого то получается лучше, у кого то хуже, но мы тут и мы стараемся изо всех сил. Это значит быть максимально искренним, максимально простым, не стараться изображать из себя никого и ничто. Быть максимально открытым, особенно когда речь будет идти об обсуждениях, о рефлексиях.
  5. Пятое правило. И для этого, очень важно, чтобы никто никого не судил. Почему людям приходится претворяться друг перед другом? Потому что люди все время судят друг друга, люди смотрят на других свысока. Мы не смотрим ни на кого свысока здесь. Мы просто слуги, мы стараемся помочь, воодушевить других людей и тогда очень легко быть самим собой и не притворяться никем.
  6. Шестое правило. Делать что-то практичное- сангам- своим телом что-то делать.  Поэтому сделайте что-то. Даже если вы не можете что-то существенное сделать, ну улыбнитесь другому преданному и улыбайтесь до тех пор, пока он не улыбнется вам в ответ. Это тоже служение телом, улыбайтесь до тех пор, пока губы не устанут. Но если можете сделать что-то более существенное – раздать прасад, принести, то это очень здорово!
  7. И седьмой пункт— старайтесь всегда помнить о мантре, о Кришне, но в данном случае о мантре. О Гуру. Всегда эти три вещи. Старайтесь даже во время прасада, когда вы отдыхаете- повторять Святое имя. Это даст вам особый опыт погружение вглубь себя.
  8. И наконец последнее— Посвятить свою жизнь Имени. Это значит реально на своем примере показывать. Высоко нести имя своего духовного учителя- в нашем случае Шрилы Прабхупады. Высоко нести имя Кришны. Это реально значит, что мы стараемся защитить достоинство нашего движения. Это скорее относится к нашему поведению вне ретрита, но в данном случае всегда есть какие-то другие люди, которые наблюдают за нами. Старайтесь быть максимально дружелюбными с ними и не нарушать правил

2016.05.05-08 Ретрит Святого имени с Е.С. Бхакти Вигьяной Госвами

СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ:


5 принципов проекта «Гита-Нагари»

Мне бы хотелось подхватить ту тему, которую поднял Адити дукхаха прабху. В этом дневнике, который мы вам раздали есть лейбл «Гита-нагари». Многие уже слышали об этом проекте и я хотел бы два слова сказать об этом проекте. Потому что этот ретрит- это одна из программ «Гита-нагари». «Гита-нагари»- это образовательный центр в котором мы собираемся разрабатывать образовательные программы и эти образовательные программы будут соответствовать пяти основным принципам или ценностям и мне хотелось сказать чтобы вы поняли о чем идет речь. Вы знаете что у нас много каких то элементов образования есть и чем будут отличаться образовательные программы «Гита-нагари», которые будут разрабатываться и вводиться здесь. Они отличаются пятью вещами. Это не то, чтобы этих элементов или этих ценностей нет в других программах, но я думаю что ни в одной из программ нету всех пяти.

1. Авторитетность. Мы хотим чтобы все, что нами давалось было основано на авторитетности духовной традиции гаудия-вайшнавов, на священных писаниях, чтобы свести к минимуму какие-то отклонения и спекуляции. Шрила Прабхупада сформулировал это назвав свою Бхагавад-гиту- Бхагавад-Гита как она есть. И это первый принцип программ «Гита-нагари». Мы стараемся дать духовную практику для людей разного уровня, не вводя каких то ненужных изменений на потребу публики.

2. Практичность- потому что очень часто люди говорят правильные вещи и они соответствуют сиддханте, но при этом теряется элемент практичности. Люди не знают что с этим делать, как это применять в жизни. И вы поймете на этом ретрите какой акцент мы ставим на это. Все упражнения или любой даже теоретический материал, он будет закрепляться в упражнениях и будет требовать некой проработки дома. И у нас будет особая система для тех кто уже сейчас захочет поступить в школу, получив этот небольшой опыт и оставит свой электронный адрес. Мы будем посылать определенные задания из месяца в месяц, чтобы люди оставались на одной и той же волне.

3. Системность – У нас много образовательных программ, но они очень часто бессистемны. И системность означает соответствие адхикара человека материалу, который ему дается. И это подразумевает квалификационные требования. И хотя Адити дукхаха прабху поздравил вас с тем, что вы поступили в Школу воспевания Святого имени, я хотел вас разочаровать- еще не поступили. Это пока еще день открытых дверей, без всяких требований, чтобы поступить нужно будет соответствовать определенным требованиям и не обижайтесь если кого-то из вас не примут. Потому что это принцип системности и то же самое будет относиться к ретритам более высоких уровней, иначе этот принцип будет нарушен. Если ты прошел что-то и применяешь что-то в своей жизни и речь не о том, чтобы пройти и поставить галочку, а ввести что-то из этого в свою жизнь и в свою реальную практику, то тогда можно пройти следующий материал, иначе нет никакого смысла, нет никакого смысла набивать наши и без того перегруженный ум дополнительной информацией или еще чем-то что не будет никогда усвоено. Это принцип системности.

4. Это принцип Широты или Открытости. Мы сознательно преподаем духовную науку как науку и у нас нет ожидания что все люди станут Вайшнавами. Открытость или широта подразумевает то, что мы открыты действительно этому миру и мы даем это как научное знание. Из всех религий пожалуй один буддизм может похвастаться этим. Люди не боятся буддизма. Всех остальных религий люди боятся как огня, если они не члены этой религии. Именно потому что в буддизме как-то вот этот принцип нейтральности, широты, научности до какой-то степени соблюдается. В наших программах «Гита-нагари» мы будем этого принципа строго придерживаться. Это будет некая такая подача, которую каждый человек сможет принять и понять что за всем за этим стоит наука. Можно по другому сказать научность подачи, но так или иначе нам кажется что лучше называть это открытостью или широтой.

5. И наконец пятый принцип, который будет во всех этих программах наших, в том числе и в этой- Личный контакт с преподавателями, с кураторами, личностный подход. Мы наверное не введем это сейчас, но начиная со следующего ретрита будут сформированы группы людей, участников этого ретрита, и будет выбран наставник для каждой из этих групп и он будет их вести дальше, разговаривать с ними, решать какие-то их сомнения, будет налажена какая-то работа между ретритами.
Вот это пять принципов заложенных в основу «Гита-нагари»
(далее…)


ВАЖНОСТЬ ШРАВАНАМ….

Джива Госвами объясняет очень важную вещь, касающуюся шраванам. Он говорит, что если человек занимается любыми другими методами преданного служения: служит Божествам, поповедует, занимается киртаном, но при этом не слушает, он никогда не обретет духовного опыта, он никогда не поймет реальность Кришны и реальность лил Кришны, трансцендентную реальность Вриндавана.

Вместе с этим звуком в нас входит Сам Кришна. Когда гуру, чистый преданный говорит об этом, то Сам Кришна входит со звуком Его имени, лилы Кришны входят со звуком Его имени, хладини-шакти входит со звуком Его имени. В этом суть.

Когда мы слушаем чистый звук, то вместе с этим чистым звуком мы ощущаем энергию блаженства. — Кто-нибудь из вас испытывал это состояние, когда чистый преданный поет Харе Кришна, и вдруг все сходят с ума, все начинают кричать, слезы текут из глаз, волосы встают дыбом? Суть в том, что звук, исходящий от духовного учителя, гуру, это единственный способ с помощью которого мы можем непосредственно соприкоснуться с энергией наслаждения Господа, хладини-шакти.

Я хочу рассказать историю про то, как это происходит. Эту историю рассказал один ученик Бхактисиддханты Сарасвати, который когда-то был майявади. Причем не просто майявади, а профессиональным майявади. Он был профессором майявады в самом лучшем университете, где преподавали майяваду. Он знал все аргументы Шанкарачарьи. (далее…)


Чудо—это когда Бог откликается в ответ на нашу искренность.

Мы все приходим в духовную жизнь, ожидая чуда. Мы все знаем, что люди верующие живут в ожидании чуда. Чудо необходимо нам, чудо должно подтвердить присутствие Бога в нашей жизни. Как правило, если читать какие-то книги, написанные людьми верующими, они рано или поздно рассказывают о каких-то чудесах, которые с ними случились, как Бог проявил Себя очень ярко в их жизни. Но, в сущности, если мы вдумаемся, мы часто не ценим обыкновенные чудеса. Улыбка может быть чудом. Помощь человеку, просто способность услышать другого человека тоже чудо. В своем желании увидеть какое-то невероятное, запредельное чудо, мы иногда забываем настоящие чудеса, которые случаются каждый день.

И чудо, что такое чудо? Чудо—это когда Бог откликается в ответ на нашу искренность. Когда Он так или иначе проявляет Себя, не может не проявить Себя. Обычно Он скрывается. Почему Он скрывается? Потому что людям в этом мире нет до Него дела и Он понимает, что до Него особенно дела нет. Но когда преданный очень искренне думает о Нем, зовет Его, просит Его так или иначе проявиться,-Он не может не проявиться. Он откликается, и это называется чудом. Но чудо это также, когда человек, сосредоточенный на себе, мы все обычные люди и сосредоточены на себе,- вдруг начинает думать о других. Вдруг начинает отдавать свое сердце,– самое ценное, что у нас есть. И когда мы замечаем эти чудеса, то вот тут-то Кришна становится особенно доволен нами. Когда мы видим какие-то чрезвычайные чудеса—это не служение Кришне. Служение Кришне– это когда мы необычайно внимательны к другим и ценим все то, что они делают. Когда мы откликаемся благодарностью на каждое движение души другого человека. Эта способность жить с благодарностью, жить своим сердцем, жить и чувствовать другого человека—это настоящее чудо.

Когда мы просто живем в своей скорлупе, в своем коконе, то это не чудо. Когда мы выходим за пределы этого кокона и так или иначе видим душу человека, живую душу—это чудо. Самое большое чудо на свете—это живая душа, способная радоваться, способная откликаться на чужую боль, способная отдавать себя, жертвовать, служить.
И в сущности, мы приезжаем сюда для того, чтобы это чудо почувствовать, чтобы соприкоснуться с этим чудом жизни. Беда заключается в том, что, как правило, в обычной жизни мы не живем. Есть некая программа, которая записана у нас, есть некий кармический автомат, который действует определенным образом, есть наши стандартные реакции на стандартные ситуации, в которые ставит нас жизнь и в которые ставит нас Бог. Но чудо—это когда мы начинаем жить. И мы просыпаемся к жизни, когда видим других людей рядом с собой. Этот в высшей степени важный принцип общения заложен в ведической культуре, ведической традиции.


Квалификация человека для понимания «Шримад-Бхагаватам»

ЗАВИСТЬ..
дхарма кайтава проджхита
парамо нирматсаранам сатам
ведьям ваставам атра васту
шивадам тапа-трайонмуланам
(Шримад-Бхагаватам, 1.1.2)
В стихе, который описывает квалификацию человека для понимания «Шримад-Бхагаватам». Очень важном стихе, где описывается, с одной стороны, и прославляется предмет «Шримад-Бхагаватам» и сам «Шримад-Бхагаватам», а с другой стороны описывается квалификация для понимания «Шримад-Бхагаватам», говорится: парамо нирматсаранам сатам. Если все остальные священные писания имеют дело с другими пороками. В «Бхагавад-гите» Кришна описывает проблему, благодаря вопросу Арджуны, проблему камы, или вожделения. Если мы посмотрим другие священные писания или другие течения, мы также увидим, что очень большое значение придается именно этому– желанию, вожделению, то «Шримад-Бхагаватам» смотрит в корень. И сразу же, с самой первой страницы указывает на самую главную проблему. На первородный грех живого существа, который проявляется в зависти. Эта зависть, в конце концов, адресована к Богу. И зависть превращается во все остальное. Желание—это всего лишь навсего сын зависти. В конце концов, когда-то мы позавидовали Богу или, как объясняется в Библии, змей-искуситель некогда говорил нам: «Попробуйте плодов от этого Древа познания Добра и Зла и станете как боги». Он пробуждал в нас эту зависть.
И одновременно с этим вместе с завистью приходит еще одно чувство, о котором я говорил вчера. Это мое чувство того, что я судья. Я могу судить, что хорошо, что плохо. Это тот самый плод Древа познания добра и Зла. Отныне я присваиваю себе это право судить—это хорошо, это плохо; это правильно, это не правильно. И это проявление изначального чувства зависти.
Если мы хотим понять, заглядывая в свое собственное сердце, насколько мы близко стоим к Богу, нужно оценить количество зависти у нас в сердце, которая многолика и будет проявляться по-разному. Но если у нас есть зависть. А иногда зависть настолько привычна нам, становится фоном нашего существования, что мы думаем, что ее у нас нет. Я уверен, что многие из вас думают, что у вас зависти нет. Это значит, что вы с ней настолько срослись, настолько сроднились, настолько принимаете ее как нечто само собой разумеющееся здесь, что нам кажется, что ее нету.
И это великое достижение человека, идущего духовным путем, увидеть в себе зависть, различить в себе зависть. Понять, что она по-прежнему живет в моем сердце, отравляет атмосферу моего сердца.
И мы собираемся здесь с вами для одной цели, для достижения одной простой цели. Для того, чтобы почувствовать, что можно жить без зависти. Для того, чтобы понять, что в общем-то, зависть нам не нужна.
Я объяснял на протяжение этого ретрита, что людям так сложно избавиться от каких-то проблем, потому что эти проблемы кажутся нам чем-то очень ценным. То, что на самом деле является анартхой, тем, что мешает мне для обретения настоящей ценности, я считаю это артхой, или ценностью. И поэтому держусь за нее, и поэтому Кришне так сложно избавить нас от нее. И эта зависть или злоба, которая периодически появляется по отношению к другому, зависть к положению другого человека, зависть к продвижению другого человека, к тому, что у другого человека есть что-то, чего нет у меня, видится нам очень важным приобретением в этом мире. Нам кажется, что без этого мы не проживем. Как мы можем прожить, не завидуя никому? Как мы можем прожить, не проявляя злобы? Нам кажется, что мы таким образом защищаем себя, но при этом мы отравляем свою душу вечным ядом зависти.
Вьяса-пуджа. Ответное слово, X ретрит учеников, Магдалиновка,13.08.2016 г.