Изучение шлок.


Я выбрал несколько связанных между собой вопросов. Второй вопрос, связанный с этим первым, касается шлок. Меня спросили: «Вы часто говорите, что надо учить шлоки. А какой правильный мотив для того, чтобы учить шлоки?»

Мне надо будет контролировать себя, чтобы не посвятить этому целую лекцию. На самом деле шлоки живые. Шлоки могут проявлять милость по отношению к нам. Любой человек, который нашел вкус в изучении шлок, знает, что в какой-то момент, по мере того, как человек повторяет снова и снова одну и ту же шлоку, шлока вдруг раскрывается перед ним. По беспричинной милости вдруг какие-то пласты, глубина смысла раскрывается и когда Шрила Прабхупада или ачарьи комментируют какие-то шлоки, диву даешься! Но на самом деле это их служение трансцендентному звуку. В шлоках заложена трансцендентная идея, трансцендентный образ Кришны, они живые, реально живые.

Как в книге о Кришне описываются молитвы олицетворенных Вед. Олицетворенные Веды и Упанишады живые. Шлока живая. Мадана Мохан мне рассказывал однажды как в Кришна-Баларам Мандире он пришел на мангал-арати и там поют «Нама-киртан» Бхактивинода Тхакура, вибхавари шеша алока-правеша нидра чхари’ утхо джива. Он говорит: «Вдруг, в какой-то момент, я как-то вошел в это настроение, в эти слова, во все остальное и в какой-то момент как водопад обрушился на меня. Я вдруг стал видеть, слышать как все связано друг с другом, все эти образы, всю эту цепочку, весь духовный мир, который раскрылся при этом».

На самом деле шлоки – это двери в духовный мир. Если человек, естественно осознанно, повторяет их, как-то проникается, знает смысл каждого слова, пытается медитировать на то, что там написано, они, по сути дела, становятся опорами для него. Он начинает понимать, шлоки становятся той основой, на которой все его сознание Кришны держится. Это как фундамент какого-нибудь здания, на сваях. Есть несколько свай опорных и все остальное держится на нем. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать этими вещами. Это подарок.

Шрила Прабхупада с нами поделился этими ценностями. Есть потрясающие шлоки и, как любые стихи, те, кто нашел вкус к стихам … На самом деле, вкус к стихам приходит не сразу. Даже к стихам на русском языке. Но там, я не знаю, может быть к стихам «Наша Таня громко плачет – уронила в речку мячик» или я не знаю к каким еще стихам, вкус, может быть, и сразу приходит, но стихи в этом-то и суть стихов, в том, что у них бездна смысла. Погружаясь в этот смысл, в настроение, человек, в сущности, получает доступ в духовный мир. Некоторые шлоки рисуют картину очень ясную и если помнить их, то можно увидеть эту картину.

Самая прекрасная шлока из «Шримад-Бхагаватам», это пятая шлока из 21 главы десятой песни, из «Вену-гиты», где гопи, находясь в разлуке с Кришной, сидя у себя дома, видят картину, как Кришна приходит в лес со Своими друзьями:
бархапидам ната-вара-вапух карнайох карникарам бибхрад васах канака-капишам вайджаянтим ча малам рандхран венор адхара-судхайапурайан гопа-вриндаир
вриндаранйам сва-пада-раманам правишад гита-киртих

Чувствуете, да? Кришна входит в лес, Он играет на Своей флейте, Он вложил сладчайший нектар Своих губ в отверстия этой флейты, на Нем павлинье перо, желтые одежды, лотос, карникара, за ухо заложенный. Пастухи вокруг Него радуются, прыгают, поют славу, а Он входит – вриндаранйам сва-пада-раманам – в лес Вриндавана, украшенный Его стопами. Правишад гита-киртих – под пение Своей славы Он входит в лес.

В общем, короче говоря, шлоки … Главное, что такое любовь? Кто-то задумывался? Любовь – это взаимный интерес: мне интересно узнать больше о Кришне, узнать что Он думает, что Он говорит, как Он думает и все это в Его шлоках, в шлоках, которые он Сам читает или в шлоках, которые о Нем говорят. Мне становится интересно это, чтобы у меня я как можно больше всего этого скопилось и по мере того, как мне становится интересно, Кришна становится интересен мне, хотите верьте, хотите нет – мы становимся интересны Кришне. Кришна начинает думать: «Ничего себе! В Кали-йугу, в городе Ростове-на-Дону, живет Мой преданный! Харибол! Работает кранавщиком! Чего только не бывает в этом мире!»

Эти шлоки приходят, Бхактивинода Тхакур объясняет секреты бхаджана (бхаджана-рахасйа значит секреты бхаджана) и Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура Прабхупада объясняет как Бхактивинода Тхакур повторял джапу. Он читал какой-то стих и повторял джапу в настроении этого стиха. Этот стих, который содержит в себе сконцентрированное настроение или картину, переносился в Харе Кришна, потому что Харе Кришна может быть наполнена любым смыслом. Мы берем этот смысл из какой-то шлоки и повторяем Харе Кришна вместе с этой шлокой.

Поэтому шлоки – это один из самых могущественных инструментов наполнения себя мыслями о Кришне. Они – наши друзья, они иногда могут прийти к нам в какой-то неожиданный момент, в трудной ситуации, могут раскрыть перед нами какую-то картину, объяснить все. Так что, Харе Кришна, учите шлоки. Главное, что учить их очень легко, для этого ничего не нужно. Для этого нужно просто каждый день один раз повторять шлоку. За сорок дней вы ее выучите.

Ничего не нужно – не нужно напрягаться, нужно знать значение слов, чтобы было понятно, напрягаться не нужно. Наверняка люди, которые слушают мои лекции, знают: аджану-ламбита-бхуджау канакава-датау. Выучили? Сорок раз послушали – все есть. Ровным счетом. Кто-то говорит: «Я не могу запоминать». Не надо запоминать – просто повторяйте и все будет с вами, все само войдет, они войдут внутрь и останутся навсегда с вами и в момент смерти вы будете повторять какую-нибудь шлоку:
кришна твадийа пада-панкаджа-панджарантам
тадйаива ме вишату манаса-раджа-хамсах…………..

Встреча с Господом Шивой 6 лекция

Похожие записи