6 СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОРДЫНИ….


 

 

Бхактивинода Тхакур объясняет, что эта дамбха или гордыня имеет шесть составляющих. Из шести вещей состоит наша гордыня, засевшая в уме». Он говорит: «Первое – это майа или иллюзия, или способность попадать в иллюзию». И тут долго не нужно объяснять. Мы все очень склонны попадать в иллюзию. Об этом очень хорошо сказал великий русский поэт Пушкин. Он сказал: «Обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». У нас есть это желание того, что мы рады обманываться. Поэтому нас легко обмануть. Поэтому у нас есть эта иллюзия.

Дальше он говорит: «Чала, это склонность к обману». Когда мы сами пытаемся обмануть других. Может быть, не каждый из нас обманщик. Есть люди, которые живут довольно честно. Не каждый из нас обманщик, но у каждого из нас живет склонность к обману. Не каждый из нас дает возможность этой склонности проявиться, но то, что мы должны знать, что у каждого из нас эта склонность есть, это сто процентная вероятность.

Потом дальше: Кападха – это значит лицемерие, притворство. Когда мы пытаемся изображать из себя кого-то или что-то. Играть какие-то роли здесь.

Дальше авидйа, невежество.

Пятое это кути-лата – нечестность. И, наконец, шестое – это порочность или развращенность. И все это дамбха. Все это то, что Рагхунатха дас Госвами призывает нас отбросить.

И особенно это важно в духовной жизни, потому что в духовной жизни человек. Ум говорит: «Ты самый лучший». Как мне один преданный говорил: «Я в своей жизни три раза хотел быть самым великим. Первый раз, когда я закончил школу. Я сказал: «Я буду самым великим. Еще не знаю кем». Второй раз, когда я стал военным. Я сказал: «Я буду самым великим военным, потому что я избрал эту карьеру». И третий раз я решил стать самым великим, когда я стал преданным». Он сказал: «Я буду самым великим преданным, самым великим вайшнавом».

У человека есть вот эта дамбха гордыня. И он иногда принимает духовную практику, как способ прославиться. Он иногда изучает священные писания для того, чтобы цитировать шастры для того, чтобы обманывать самого себя. Люди достигли совершенства в этом. Как опять в христианстве есть, в английском есть выражение, что дьявол, который цитирует Библию. Дьявол, он будет Библию цитировать. В нашем случае он не Библию будет цитировать, а «Бхагавад-гиту» будет цитировать. Это не важно.

Как есть история замечательная одна, которая иллюстрирует этот момент. История про Ходжу Насреддина. Ходжа Насреддин, он тоже преданный, он мулла, он пять раз в день намаз делает. Однажды Ходжа Насреддин зовет свою жену: «Эй, жена, принеси сыр. Сыр очень полезен для здоровья. Сыр разжигает аппетит. Сыр укрепляет десны. Сыр дает силу». Жена говорит: «Муж мой. Сыр очень полезен для здоровья, я знаю это. Но, к сожалению, у нас дома нет сыра».

— А хорошо. Сыр полностью уничтожает огонь пищеварения, сыр очень тяжело переварить, сыр десны расшатывает, там нет ни каких витаминов.

— Муж мой, не мог бы ты мне объяснить, какой из твоих утверждений правильный? Сначала ты сказал, что сыр полезен для здоровья, а потом ты сказал, не менее убедительно доказал, что сыр очень вреден.

Ходжа Насреддин сказал: «Слушай глупая женщина, когда у нас дома есть сыр, то правильно первое утверждение, когда нет, тогда правильно второе утверждение. Как же ты это не понимаешь?».

Это то, что все время происходит в нашем уме. То, что все время творится. Здесь Рагхунатха дас Госвами говорит: «Прежде всего, если ты хочешь, чтобы у тебя был вкус, сначала отучи себя от склонности к обману. Сначала не позволяй своему уму обманывать».
Диск 51, л. 5, (25.07.2003) семинар «Манах-шикша»

Похожие записи