6 Ступеней изучения шастр по Баладеве Видьябхушане


 

Теперь я постараюсь вам рассказать о том, каким образом нужно изучать священные писания, о шести ступенях, с помощью которых нужно анализировать священные писания. Если у вас есть какой-то текст, особенно, если смысл этого текста не особенно ясен, если он немножечко туманен, есть какая -то загадка в этом тексте, то существует стандартный метод. Этот метод описан Баладевой Видьябхушаной в комментарии ко второй сутре Веданта-сутры. Как звучит сутра 1.1.2?

Хотя этот метод не совсем применим к «Нектару наставлений», потому что «Нектар наставлений» прост, в каком-то смысле, там нет ничего сложного. Но тем не менее, он больше применим к сложным произведениям, таким как Упанишады, где смысл не сразу ясен, он как бы зашифрован внутри стихов. Тем не менее мне хотелось рассказать об этом и применить это на простом «Нектаре наставлений». Может быть, когда-нибудь вам это пригодится. Суть этого в том, что если у вас встречается какой-нибудь сложный текст, или если вы хотите написать что-то, то вы также можете пользоваться этими шестью категориями. Если вы ничего не поймете — не расстраивайтесь, это не так важно.

. Именно этот метод анализа текста позволяет очень глубоко понять и держать в уме смысл священных писаний. Давайте мы сейчас опишем эти шесть категорий:

1 Упакрама, упасамхарана — это то, с чего текст начинается и то чем он заканчивается. То, чем открывается текст. Начало. Упакрама и упасамхарана в хорошем произведении одинаковы. Хороший текст должен кончаться тем, с чего он начинался. В начале тема должна быть заявлена, явно или подспудно — в конце она должна быть полностью раскрыта, завершена и должен быть подведен итог. Иначе говоря, когда вы анализируете какой-то текст, сначала вы должны посмотреть, с чего он начинается и потом вы должны посмотреть, чем он кончается. И, тогда у вас уже появится, более ли менее, ясное представление о теме этого текста.

К примеру, возьмем «Нектар наставлений»: если мы рассмотрим первый текст, сам по себе, то не очень будет понятен смысл. Но если мы возьмем этот первый смысл и сравним его с последним текстом, и будем исходить из того, что речь идет об одном и том же, то тогда смысл первого текста станет для нас намного яснее. Поэтому, анализируя какой-то текст, нужно посмотреть в самое начало, посмотреть в самый конец и подумать над этим.

2 Абьяса — повтор. Мы должны посмотреть, что постоянно повторяется. Потому что если автор хочет донести какую-то мысль до вас, то он будет ее повторять. Какая тема проходит красной нитью, или какие повторы есть в тексте. Предположим, что вы не понимаете, о чем вообще идет речь, это какой-то сложный текст, достаточно туманно изложенный, но чтобы вам яснее уложить у себя внутри, что хочет донести до вас автор, вы смотрите начало, конец и ищите повторы. Каким образом через повторы автор раскрывает тему.

3 Пхала — плод. К чему это все приведет, что вам обещают в конце. Ради чего все это нужно. Мы должны проанализировать или найти, где автор говорит, а что вы собственно получите из этого. К чему мы придем в самом конце. Каков плод «Нектара преданности»? Любовь к Богу.

4 Артхавада — полезность. Если задается какая-то тема, к примеру, тема «Нектара наставлений» является кришна-према, то артхавада — это то описание, что он испытывает, когда у него кришна-премы нет, и что он получает, когда у него кришна-према есть. Если задается какая-то тема, то она тоже должна раскрываться в этом тексте через артхаваду. Что будет, если у меня не будет этого и что будет, если у меня это будет, то есть, полезность или благо любви к Богу и губительность в ее отсутствие.

5 Апурвата — это особенность или нечто нетривиальное, нечто, что привлекает ваше внимание в самом тексте, какой-то странный неожиданный поворот мысли, нечто новое, заложенное в этом тексте по сравнению с прошлым текстом. И через какой-то новый поворот автор раскрывает свою мысль.

6 Упапати — логическое доказательство. Каждый текст должен иметь определенную логику, определенное логическое доказательство. В начале есть некая декларация, потом эта декларация через все эти элементы доказывается. Это положение доказывается. Есть некая логическая связь.

Мы можем применять эту систему к одному конкретному стиху, мы можем это применять ко всему тексту, но это то, что помогает, в конечном счете, привести все в очень четкую систему. Понять, что собственно до нас хотят донести.

Это может показаться немножечко громоздким методом анализа, но если таким образом пытаться анализировать ведические произведения, к примеру, «Шримад-Бхагаватам», или «Бхагавад-Гиту», или любое другое ведическое писание, то нам гораздо яснее станет смысл.

БВГ «НЕКТАР НАСТАВЛЕНИЙ»

Похожие записи