Отличие греха от апарадхи


Теперь, давайте подумаем, чем грех отличается от апарадхи. Шри Кришна Чайтанйа говорит одно имя Кришны сжигает все грехи. Но много много раз человек повторяет имя Кришны, если он совершает апарадху, то ничего не происходит. Грех – давайте запишем тоже это определение, это важно – грех – это действие, продиктованное желанием чувственных наслаждений, которое приносит вред нам и другим людям. Простая вещь, папа. Папа – это когда я совершаю какие-то действия, движимый желанием наслаждаться, эгоистическим желанием наслаждаться самому и очень часто, по странному стечению обстоятельств, эти действия приносят вред мне и всем остальным. Кто-то делал такие действия, когда он как бы наслаждается, а ничего хорошего из этого не получается, ни для него, ни для других. Это грех.

И грех, это очень важно, на чем основан грех? В чем основа греха, фундамент греха? Да, на желании чувственных наслаждений. В основе и греха и апарадхи – это родственные вещи, родственные понятия – в основе и греха и апарадхи, лежит желание наслаждаться материей. И в том и в другом случае желание наслаждаться материей корень и того и другого. Или желание независимых наслаждений, когда я хочу оставаться независимым и наслаждаться как я хочу, строить свою жизнь как я хочу. Но грех на чем основан, в чем основа греха? Он основан на телесных представлениях о жизни, правильно?! Когда мы отождествляем себя с материей и думаем, что я могу обрести счастье, если я буду соприкасаться с объектами чувств, которые не имеют, в сущности, к душе никакого отношения. Грех на этом основан. Грех – это наша попытка найти счастье в бессознательном и бессмысленном мире, вот и все, это мое определение греха. Грех – это попытка найти счастье в мертвом мире, в мире материи, вот и все.

Но все эти действия, неблагочестивые действия, которые называются грехом, совершенные в погоне за таким счастьем иллюзорным, ефемерным счастьем, они не затрагивают душу, потому что человек отождествляет себя только со своим телом и со своим умом. Они остаются только на уровне тела и ума – все – человек не ощущает себя душой, не знает, что он душа, не хочет знать, что он душа и душа не затрагивается. И поэтому один раз он произнес Кришна и все улетело. Могущество духовной энергии так велико, что сразу же все уничтожается. Грех проявляется только в теле и в уме и он приводит … грех обычно к чему приводит, каков результат греха, если человек грешит по отношению к другим людям? К изоляции.

Грех – и это еще одно очень важное следствие греха – грех приводит к изоляции, человек противопоставляет себя обществу, другим людям и в этом беда. Но апарадха – это действие, совершенное на другом уровне. Это действие, которое я совершаю, это те же самые по форме действия, но действия, которые я совершаю в отношениях с Кришной и поэтому они затрагивают душу. Апарадха затрагивает душу, потому что шраванам и киртанам, как только мы вступили в царство шраванам и киртанам, эта деятельность уже происходит на уровне души. Когда я произношу Святое Имя это уже значит, что я душа: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, это уже действие, исходя из отношений с Кришной, духовных отношений с Кришной, уже действий исходящие из того понимания, что Кришна Личность и то, что я зову Его по имени.

В нашей философии – и этим наша философия отличается от многих других – людям не просто дается имя Бога, я говорил уже, что в иудаизме от людей скрывается Имя Бога, не открывается, это секрет, тайна, чтобы не дай Бог человек не совершил какого-то оскорбления. В нашей философии человеку не просто открывают Имя Бога, ему открывают самое сокровенное Имя. Ему открывают то Имя, которым Бога называют Его возлюбленные. Есть официальные имена: Владимир Владимирович или Юрий Михайлович, но есть сокровенные имена и никто не знает этого сокровенного имени, как в самой интимной обстановке называют Юрия Михайловича, может его Юрок называют или Юришка или Юрунчик (смех).

Теперь, нам открывают самое сокровенное Имя Бога и когда нам открыто это самое сокровенное Имя Бога возможность оскорбить Его тоже возрастает во много раз, потому что мы пользуемся этим Именем, если мы пользуеся этим Именем не так, как должно, не в должном настроении, если мы не относимся к этому Имени так, как оно требует, так как оно … то, какие обязательства на нас накладывает сам факт того, что мы это Имя знаем, это будет оскорблением. Представьте себе если вы очень близко знали кого-то и знали все секреты этого человека, этот человек вам когда-то по секрету сказал, что его в детстве звали как-то там, какой-то кличкой, а потом вы отвернулись от этого человека и чтобы обидеть его, всем рассказали о том, как его звали в детстве. Что будет чувствовать этот человек?

Еще раз, я все это говорю только для того, чтобы мы очень тщательно еще раз подумали над тем, что нам открыто и настроили себя на правильный лад. И я хочу еще одно определение апарадхи дать, еще одно сущностное определение апарадхи. Это определение дает Джива Госвами в “Бхакти-сандарбхе”. Он говорит, что когда человек, по ошибке воспринимает Бога или ваишнава, бхакту, Святое Имя или Святую Дхаму как нечто, принадлежащее к миру материи. Когда мы воспринимаем Бога, Святое Имя или ваишнавов или Святую Дхаму как часть этого материального мира и когда мы относимся к ним без должного уважения, с пренебрежением, с презрением, высокомерно или откровенно оскорбительно, мы совершаем апарадху, оскорбление.

И, в этом разница, грех – от него легко избавиться, потому что он затрагивает только тело и ум, апарадха – это действие на уровне души; это ошибка на уровне души; это недоразумение, которое я совершаю как духовная душа и именно поэтому оно так опасно. И один очень важный момент – ничего, если я еще минут 10-15 поговорю, да, вы не устали? – очень важный момент того, каким образом проявляется наше оскорбительное отношение или материальное отношение к ваишнавам, к Кришне, к Святому имени, к Святой Дхаме и к гуру, духовному учителю – они все носители духовной энергии, но наше оскорбительное отношение к ним … Давайте на минутку представим себе, что значит относиться к ваишнавам как к обычным материальным людям или что значит воспринимать гуру как обычного человека.

Дефакто, это значит … Как мне один… мне рассказывали, я был недавно в одном городе и мне рассказывали, что там был один преданный, ну он там практиковал, практиковал и был ваишнавом, как ваишнав, потом он сказал: “А че там вообще, чего вы там с этими гуру там цацкаетесь – обычные мужики, как мы с вами, такие же мужики!” И в общем, ну да, вроде мужики (смеется). Что при этом просисходит? Очень важный момент при этом происходит: в своем сознании я отделяю их от Кришны. Для того, чтобы оскорбить ваишнава, что мне нужно с ним сделать? Мне нужно его отделить от Кришны. Для того, чтобы оскорбить Святое Имя, мне нужно забыть об этой связи, которая связывает Святое Имя с Кришной, неразрывной связи; для того, чтобы оскорбить гуру, что я должен сделать? Я должен в своем сознании мысленно развести их, я этот развод должен сделать.

И в этом суть апарадхи. Суть апарадхи заключается в том… или материальное восприятие гуру, ваишнавов, Святого Имени, заключается именно в этом, в том, что я сознательно закрываю глаза на связь между этими объектами, которые неразрывно связаны с Богом, я сознательно закрываю глаза на это, я пытаюсь их отделить. Вот они, материальные. И так как они материальные, с ними можно все, что угодно делать. Вон, Божества, материальны они? Мне нужно только забыть, что они связаны с Кришной и все, малость маленькую, небольшую операцию со своим сознанием провести. Я должен посмотреть на них и сказать: “А че, статуя просто.” А со статуей что можно сделать? А, да что угодно с ней можно сделать, она не живая.

В этом самая суть апарадхи, и прежде всего мы должны понимать каким образом наш механизм, наш оскверненный ум работает, мы привыкли все воспринимать материально. Почему мы привыкли все воспринимать материально? Потому что удобнее, ответственности меньше. С материей что можно делать? Да все, что угодно можно делать. Мы на других людей смотрим как на материю, чтобы иметь право делать с ними все, что угодно. Мы забываем, что они души. Чтобы эксплуатировать, нам нужно забыть их связь с Богом. Это то, каким образом человек получает или внутри дает себе право эксплуатировать что-то. Для этого он просто смотрит на что-то как на материю и говорит: “А че?! Че особенного?!”

И это сплошь и рядом в разных культурах проявляется. В Америке негров считали животными, чтобы мне их эксплуатировать и делать их робами, что я должен сделать? Я должен сказать, что они не люди, у них души нету. В какой-то момент там, в свое время, христианские теологи решили: “У женщих души нету”. Почему? Удобно. Почему? Потому что если у них есть души, то, соответственно, права имеют! Или там другие говорят сейчас, что животных убивать можно, почему? Да души нету, не связаны они никак с Богом, поэтому я могу эксплуатировать все это, поэтому я могу причинять боль, поэтому я могу делать все, что хочу.

И в этом суть апарадхи. Суть апарадхи в том, что мы забываем о связи. Чтобы апарадху не совершить, что мы должны помнить? Если ваишнав к нам приходит, то кого мы должны видеть? Мы должны видеть бхакту Петю, от которого плохо пахнет, потому что бхакта Петя живет в храме на Динамо и тут не работает душ (смеется). Мы не видим в нем ваишнава. Ваишнав это кто? По определению, в соответствии с правилами санскритской грамматики, ваишнав – это тот, кто связан с кем? С Вишну. Если кто-то ваишнав, он связан с Вишну, по определению.

 Научные и практические основы сознания Кришны диск 94 лекция 2

http://folio.goswami.ru/?p=1136

Похожие записи