Что происходит в момент дикши


И я хотел бы поговорить о том, что должно происходить и что происходит, собственно, в момент того, как человек получает мантру. Вчера была инициация и некоторые из вас получили мантру, получили дикшу, вторую инициацию. Сва-мантре – говорит здесь Рагхунатха дас Госвами. И мантра это удивительная вещь. Сам Шри Чайтанья Махапрабху в «Антья-лиле», в последней части «Чайтанья-чаритамриты» объясняет, что происходит в тот момент, когда человек получает мантру. Говорится, что мантра это не просто звук и даже не просто какой-то особенный звук, что мантра несет в себе, прежде всего определенные отношения дживы с Кришной. Что повторение мантры, Гайатри-мантры и прежде всего Кришна-гайатри-мантры, суть его, смысл его в том заключается, что в тот момент, когда я повторяю, я начинаю восстанавливать свои отношения, я начинаю обретать свою реальную духовную природу, духовную сущность, духовную личность.

Вначале мантры находится бхиджа ом или клим. И в этой бхидже уже есть семя отношений, это семя мантры. Мантра заканчивается словом намаха или сваха. Когда я предаюсь или я говорю, что я отказываюсь от себя. И в середине мантры находится имя Кришны. Любая мантра устроена таким образом. Бхиджа несет в себе семя отношений, это семя отношений, развиваясь через повторение святого имени, должно привести человека к самопреданию, к самозабвению. Потому что, что такое сваха или намаха. Намаха значит все, у меня больше нет ложного эго. Сваха, что значит? Это значит, что я беру свое ложное эго и куда кидаю? В огонь. И оно начинает гореть там ярким пламенем. Сваха значит, что все, я забыл о себе, о своем эгоизме, о том, кто я такой здесь. О том, что своя рубашка ближе к телу. Это то, как устроена мантра.

И Чайтанья Махапрабху говорит, что происходит в момент дикши. Вчера некоторые из вас прошли эту дикшу. Сейчас я попытаюсь рассказать, что в этот момент произошло. Он говорит дикша-кале бхакта коре атма-самарпан (Ч.-ч, Антья 4.192-193). В тот момент, когда человек получает дикшу или мантру от своего духовного учителя. Когда духовный учитель шепчет мантру на ухо. В этот момент бхакта должен сделать атма самарпан, это значит, что он должен принести себя, предаться. Он должен принести себя в жертву. Атма, он должен взять свое я, атму, и отдать ему – атма-самарпан. И, в этот момент, когда человек этот делает, если он предается. В момент получения мантры, сэи кале кришна таре коре атма-сам, в этот момент Кришна делает его равным Самому Себе.

Это то, что вчера произошло с вами. Кто тут стал равным Кришне? Не стесняйтесь поднять руку. Когда человек получает мантру. Если он при этом предается. Если он действительно принимает мантру или не просто формально выслушивает какие-то слоги, но придается при этом. То Кришна делает его равным Самому Себе. И дальше Чайтанья Махапрабху продолжает объяснять, что происходит при этом. Что при этом, когда человек получил мантру, вместе с мантрой он получает свое духовное тело. Вместе с мантрой он получает свою сиддха-рупу. В этот момент начинают или возникают его реальные отношения с Кришной.

Как в «Джайва-дхарме» описывается, как два героя «Джайва-дхармы» этого романа Бхактивинода Тхакура, Виджай Кумар и Ваджаланатха получили эту мантру. Они получили мантру от своего гуру. Когда они получили мантру. То слезы выступили у них на глазах, они стали кричать: «Гауранга! Гауранга! Гауранга!». Волосы у них встали дыбом. И гуру стал смотреть на них. И он сказал..Счастье его не знало границ, он сказал, что вы очистили меня сегодня. Когда я увидел то, что с вами случилось». В момент получения мантры с человеком должно произойти преображение. Это алхимический процесс, который должен произойти в сердце человека.

И после того, как они получили мантру. Они собрали всех брахманов Навадвипы, всех бабаджей, всех преданных в Шривасангаме. Они устроили огромный пир для всех. И во время этого пира, когда они сидели скромно в сторонке и ждали, когда все поедят, чтобы потом принять остатки их пищи. В этот момент они увидели Чайтанью Махапрабху. Они увидели Его спутников. Они увидели, как Сам Чайтанья пришел, чтобы участвовать в этом празднестве.

Это то самое духовное видение, которое приходит к человеку в момент получения мантры. Теперь, кто увидел в день получения мантры Шри Чайтанья Махапрабху с Его спутниками? Кто почувствовал свои отношения с Кришной. Это процесс. И этот процесс, он имеет две составляющие. Два условия. С обоих концов должна происходить работа. В нашем случае нам может понадобиться немного дольше времени, чтобы увидеть Господа Чайтанью. Но, в конце концов, мантра меняет наше зрение. Я начинаю смотреть на мир по-другому. Потому что я избавляюсь от катаракты эгоизма. Как мы повторяем эту мантру ом гйана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа. Шалакайа значит инструмент хирургический, который в Аюрведе используется для устранения катаракты. Даже в те времена делали операции на глазах и снимали эту пленку с глаз. Эта шалакайа – катаракта, которая есть на наших глазах, гуру берет ее. И гуру с помощью этого инструмента устраняет, он смазывает наши глаза мазью знаний джнананджана-шалакайа и устраняет катаракту. И мы начинаем видеть, мы прозреваем.

Мантра или инициация..Получение мантры называется двиджей, называется вторым рождением. Мы во второй раз рождаемся, это вторая джанма, или рождение, человек, которое получил эту мантру, называется двиджей, дваждырожденным. И двиджами также называются кто еще? Птицы. Птицы тоже дваждырожденные. Потому что птица один раз рождается как? В виде яйца, да в виде яйца. Первый раз они выходят в виде яйца. И второй раз они как рождаются? Да, как птица. И в чем разница между первым рождением и вторым рождением? Второе дает возможность летать. В первом рождении я нахожусь в этой скорлупе. В первом рождении я связан по рукам и ногам. В первом рождении я в яйце нахожусь. И в этом ограниченном яйце я бьюсь, еще что-то там такое, мне хочется воли. Я вольная душа. Я хочу любить. Я хочу летать. Но я в яйце нахожусь. И поэтому должен прийти гуру, и должен разбить своим клювом эту скорлупу. Скорлупу материальной обусловленности. Разница между первым и вторым рождением примерно такая же. Разница между первым и вторым рождением заключается в том, что во время второго рождения человек получает безграничную свободу, он летать может. Он все небо получил. Во время первого рождения он скорлупу свою получил, он в этом яйце находится. Ему немножко легче в этом яйце, чем в утробе матери, но все равно, ему там тесно. Это то, что должно произойти в момент посвящения.

Или другой пример, это Гоп Кумар. Когда Гоп Кумар получил мантру от своего гуру. Он увидел гуру, он стал служить ему на Говардхане. Он приносил ему молоко. И гуру стал повторять мантру, и он произнес половину мантры, когда он произнес половину мантры у него комок застрял в горле. Он с трудом договорил мантру до конца. Он договорил мантру до конца и упал в обморок. Гоп Кумар побежал за водой, чтобы привести его в чувства. Когда он прибежал, учителя уже не было. Учитель уже ушел куда-то, исчез. И он стал повторять эту мантру. И постепенно, постепенно семя, потому что мантра сравнивается с семенем, семя мантры начало расти.

Иначе говоря, есть две вещи, которые происходят в момент инициации. В момент инициации гуру вкладывает в мантру свой опыт духовный. Когда мы получаем мантр, то вместе с мантрой мы получаем брахма-ништху или духовный опыт нашего духовного учителя. Весь этот духовный опыт должен прорасти в нашем сердце. Если сердце наше готово к тому, чтобы там что-то проросло. Как правило, сердце оно такое, что туда, что сажай, что не сажай, ни чего не прорастет. Сердце должно быть плодородным. С одной стороны духовный учитель вкладывает определенную энергию в эти слова, энергию своего понимания, своей реализации, своего духовного опыта. И вместе с этой энергией мы получаем что-то очень важное. Но главное потом вырастить то, что мы получили. Как в маленьком семени находится энергия, необходимая для того, чтобы огромное дерево из него выросло. Но если это семя упадет на бесплодную почву, дерево не прорастет. Энергия будет растрачена.

Иногда мантру сравнивают, могущество мантры, которое вкладывает в нее духовный учитель, сравнивают также с могуществом, которое вкладывается в наставления. Это, на самом деле, не трудно понять, ни его особенного мистического в том, что я говорю, нет. У каждого человека есть опыт того, о чем я сейчас говорю. Как, например, мы сами знаем, что мы можем дать кому-то наставления. Эти наставления на человека не подействуют. И кто-то другой даст те же самые наставления и у человека все перевернется в жизни. Те же самые слова.

Шрила Прабхупада, когда он говорит: «Повторяйте мантру и будьте счастливы. Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы». Это имеет одну силу. Если я тоже самое повторю, это будет иметь другую силу. Когда Шрила Прабхупада повторял это, то хиппи начинали повторять мантру. Когда Чайтанья Махапрабху говорил эти слова, слоны начинали повторять мантру, тигры, олени, и мало того, тигры и олени начинали обнимать друг друга. Мы повторяем мантру и мы почему-то не обнимаем друг друга, ругаемся друг с другом. А там тигры с оленями мирились, получив этот звук из уст Чайтанья Махапрабху. Любые слова они настолько действенны, насколько человек вкладывает шакти. Потому что само по себе слово может иметь силу, а может и не иметь силу. В зависимости от того, кто произносит это слово.

Например, если я буду рассказывать вам о Вриндаване. Как вчера я рассказывал о Вриндаване. Я рассказывал о Вриндаване и, мне самому нравилось, как я рассказывал, потому что я люблю Вриндаван. Но если бы я рассказывал о Вриндаване, но при этом я ни разу не был во Вриндаване. Я бы то же самое рассказал, то силы не было бы в этом. Потому что вы бы не поверили, я бы не мог вложить то шакти. Любые слова несут силу опыта. Иногда мы можем почувствовать это. Как мне рассказывала одна женщина, что она прочитала книгу Шрилы Прабхупады. И когда она читала книгу Шрилы Прабхупады «Бхагавад-гиту» в первый раз. У меня вся книга в слезах до сих пор. Я плакала от начала до конца, пока читала ее. Когда я читал ее письмо и думал: «Почему же я не плачу». Я сколько читаю эту «Бхагавад-гиту» до сих пор у меня слезы не текут. Она открыла, и плакать стала. И она объяснила почему. Потому что я поняла сразу же, что каждое слово в этой книге истина. Это то, что к ней пришло. Эту ту силу, которую Шрила Прабхупада вложил в свои слова. И точно такую же силу вкладывает духовный учитель в слова мантры. Но при этом я, человек, получивший мантру, должен обладать определенными качествами для того, чтобы эта сила реализовалась. Я могу ее не увидеть, не почувствовать сразу же. Для того чтобы эта энергия проросла в моем сердце, должно пройти какое-то время. И, как я уже сказал, сердце или почва нашего сердца должна быть плодородной.
Как Шрила Прабхупада объяснял, что получение мантры это и есть дивйаджан хриде пракашито. Когда мы говорим о дивйаджан, о божественном знании, о духовном знании. То это духовное знание, и семя духовного знания находится в мантре. Что, в сущности, все духовное знание в мантре заключено. И в этом, собственно, и есть суть дивйджнан, когда человек повторяет мантру, то Маданамохан, который является олицетворением этого духовного учителя самбандха-гьяна. Он привлекается этим. И повторяя мантру, полученную от духовного учителя, от истинного духовного учителя, человек должен понимать – при этом должно расти мое духовное тело.

Шрила Прабхупада он часто смеялся. Он говорил, что Вивикананда рассказывает, как он получил божественное знание. Вивикананда в какой-то своей книге рассказывает, как он однажды пришел к Рама-Кришне. Он сказал: «Учитель, дай мне знание». Рама-Кришна посмотрел на него. Рама-Кришна подошел к нему. Рама-Кришна дотронулся ему до лба и в этот момент, как будто удар тока, разряд тока пробежал между ними. И Вивикананда упал на землю без чувств, и Рама-Кришна упал. Потом Виви-кананда очнулся, Рама-Кришна очнулся. Рама-Кришна сказал: «Все, я тебе все знание отдал, больше у меня ни чего не осталось. Все мое знание у тебя. Я пустой».

Шрила Прабхупада, он смеялся над этим. Что это за такое знание, которое отдал, а у себя ни чего не осталось. Что это такое, что это за глупость такая. Вайшнавы ачарии говорят, что знание дивйаджнан приходит со звуками мантры. И дальше, что должен человек делать, что делает мантру эффективной, что дает человеку возможность повторять мантру или получать что-то от мантры. Как иногда преданные, они рвутся ко второй инициации. Все рвутся, рвутся: «Дайте мне, пожалуйста, дайте». Потом, в конце концов, им дают вторую инициацию, и они на следующий день перестают мантру повторять, которую им дали или через месяц после этого. Они хотели, хотели, хотели. Потому что они не получают ответа от мантры. А не получают они ответа от мантры по очень простой причине. Чтобы повторение мантры действительно было эффективным и, чтобы мы могли получать ответ, говорится, что у человека должно быть четыре качества. Что вместе с четырьмя составляющими, я должен повторять эту мантру. Когда мы садимся и повторяем Гайатри-мантру. То первое, что у нас должно быть это шраддха. Первое, что должно быть, это огромная вера в то, что мантра эта может меня спасти, что мантра эта создает мое духовное тело. И, что в конце концов, она возводит меня на уровень, на духовный уровень, равный самому Богу.

Второе, что должно быть, это шаранагати, я должен предаваться, я должен вкладывать в мантру силу своего предания. Я должен делать это с очень большим чувством внутри.
И наконец, третье, третье, что должно быть – это мантра-дхйана, я должен медитировать на мантру, т.е. Я должен глубочайшим образом сосредоточиться на звуках мантры, которые мысленно звучат в моем уме.

И наконец, четвертое, что должно быть это вот этот дух самопожертвования – сваха. Когда я теряюсь в мантре. Вот эти четыре вещи должны быть, с этим чувством человек должен слова мантры повторять. Тогда он почувствует, когда он будет произносить клим кришнайя говиндайя гопиджана валабхайя сваха, когда он будет произносить эту восемнадцати сложную мантру, главную мантру, то мантра будет давать ему ответ. Как в «Брихад-Бхагаватамрите» Санатана Госвами говорит, что мантра может привести человека на любой уровень существования». Гоп Кумар, он прошел через все планеты. Он стал Индрой. Так бывало, что он приходил на какую-то планету. Ему нравилось сначала там, он видел, как поклоняются там Кришне, ему нравилось по началу. Потом как-то так случалось, что на этой планете, что-то такое происходило, революция какая-то. И Индра, его снимали с его поста, Гоп Кумара делали Индрой, потому что он мантру внимательно повторял, только по этой причине. Потом он попал на планету Брахмы, и с Брахмой что-то случилось, Брахму тоже сняли. Гоп Кумар Брахмой стал. Он шел с уровня, он карьеру делал, с одной планеты на другую, он поднимался, поднимался. Все это мантра.

Санатана Госвами объясняет, что все это, на самом деле, путь весь этот, по пути этому его вела мантра. Иногда периодически к нему приходил гуру. Но говорится, что сначала человек получает мантру от гуру. А потом мантра становится его гуру. Мантра становится его проводником. Она начинает его вести. Но, что самое удивительное, мало того, что он поднимался с уровень на уровень, мало того, что он достигал все больших и больших высот, это не так удивительно. Удивительно то, что он не застревал ни на каком уровне. Потому что, представьте себе, что вы завтра стали Индрой. Понравится вам быть Индрой? Хорошо, чего там! Апсары танцуют. Солнце светит. Фестиваль постоянно, все время. Ну, иногда демоны нападают. Ну, это можно потерпеть. Иногда там, что-то происходит. Вы Брахмой стали. Вы стали Брахмой завтра. Представьте себе вы стали Брахмой. У вас тело из чистого интеллекта. Вы творец всей вселенной. У вас власть над всей вселенной. Захотите вы оттуда уходить куда-то? Зачем, вам и там хорошо.

Санатана Госвами говорит удивительную вещь, что если человек повторяет мантру. В мантре находятся самые высшие отношения. Если гуру вложил эти самые высшие отношения в мантру и человек повторяет мантру то, что с ним случится, какого бы уровня он не достиг. Наша тенденция, достигли мы чего-то, и мы уже удовлетворены. Какой там Брахма, какой там Индра, если нам миллион долларов предложить или какой-нибудь небоскреб там где-нибудь, или я не знаю особнячок где-нибудь в Калифорнии, мы уже будем счастливы. Мы уже забудем обо всем остальном, мы уже будем рады.

Гоп Кумар, когда достигал чего-то, он продолжал повторять мантру, в какой-то момент страшная боль начинала разрывать его сердце. Он чувствовал – не то, не то, не то. Брахмой стал, опять не то, Индрой, не то, еще чего-то достиг, не то. На Вайкунтху попал, что-то не то, не то. Не нужно мне этого всего. Мне нужно выше, я должен дальше идти. И в этом заключается могущество мантры. Если человек повторяет мантру правильно, то она не даст ему возможности успокоиться или довольствоваться чем-то низшим. Он все время будет стремиться к более высокому, к более высокому. Она поможет ему достичь самой высокой цели. В этом могущество мантры. Но для этого у нас должна быть привязанность к ней. Для этого мы должны повторять ее должным образом. Не так как мы обычно повторяем мантру. Это то, что происходит в момент посвящения, в момент дикши.

И второе, он говорит сва-мантре, как мы должны быть привязаны, понимая, что такое мантра. И дальше он говорит шри-нама. Это самая последняя вещь, про которую говорит Рагхунатха дас Госвами, начиная с гуру. Последнее, о чем он говорит это шри-нама или святое имя. Прежде чем сказать, что мы должны также привязаться к прибежищу лотосных стоп Радхи и Кришны.

Если мы рассмотрим все это гурау гоштхе гоштхалайишу суджане бхусурагане, то мы можем понять, что все эти вещи, перечисленные Рагхунатха дасом Госвами, начиная с гуру. Гуру, Вриндаван с землей из философского камня, с деревьями желания, которые растут там, обитателей Вриндавана, вайшнавы, брахманы, мантра и, в конце концов, святое имя отличаются одним общим качеством. Каким? Как, по-вашему? Они могут исполнить, что? Любые наши желания. Гуру может исполнить любые наши желания, в зависимости от того, если мы преданно служим ему, то мы можем получить то, что нам нужно. Я говорил уже об этом. Мантра может исполнить любые наши желания.

нама чинтамани кришна чайтанья раса-виграха
пурнах шуддхха нитйа-мукто ‘бхиннатван нама-наминох. (Падма-пурана).

Нама, святое имя может исполнить любые наши желания. Нама есть чинтамани – философский камень. Мантра есть чинтамани, она тоже может возвести нас на любой уровень. Вриндаван, я уже сказал, там живут деревья желаний. Брахманы, они могут исполнить наши желания, если они дадут нам благословления, но что тут призывает нас сделать Рагхунатха дас Госвами, он призывает развить в себе эту чистую привязанность с того, что я хочу от этого всего, от того, что я должен хотеть. Высшей любви, ничего другого. Мне не нужно ничего низшего. Не нужно, не хочу ничего, не хочу. Хочу только любви к Кришне. Только Кришну хочу. И настоящая привязанность к святому Имени, это когда я повторяю святое имя. И святое имя, как говорится, что может быть, бхукти-нама. И бхукти-нама – это означает святое Имя, которое дает бхукти, материальные наслаждения. Может быть мукти-нам – святое имя, которое дает нам освобождение.

51 диск 8 лекция

Похожие записи