Раса в мирском понимании


Что такое раса в мирском понимании я сейчас попытаюсь объяснить. Есть два фундаментальных понятия бхава и раса. И раса является трансформацией бхавы. Бхава – это эмоция, сейчас, ещё раз, мы не говорим о бхаве и о расе в духовном смысле, с точки зрения нашей философии. Это Вы все сможете понять. Это нам всем доступно.

Бхава – это какая-то эмоция, которую испытывает человек, будь то актёр, или поэт, или писатель. Актёр, который изображает на сцене эмоцию, или писатель, который вложил её в слова своих стихов – это бхава. Эта бхава может проявляться в каком-то жесте.Очень хорошо помню, я до того, как стал преданным, очень любил театр. И я ходил в театр очень часто, и больше всего я любил театр на Таганке в те времена. И из всех спектаклей я больше всего любил «Гамлета». В главной роли играл Высоцкий. Гамлета играл Высоцкий. А Гертруду играла Алла Демидова. Это был потрясающий спектакль. Я до сих пор помню слёзы, которые стояли у меня на глазах, когда я его смотрел.

Я помню, это невероятное состояние, которое было у меня, когда я возвращался после этого спектакля. Я был пьяный, я не мог понять, что со мной происходило, и при этом рука моя делала жест. Какой-то дурацкий совершенно жест, который там, в спектакле, кто-то делал. Этот жест был для меня вместилищем этого состояния, которое я испытывал. Состояния восторга. Я смотрел эту сцену «Гамлета» и, так или иначе, эти актёры – Высоцкий в главной роли, не потому, что он Высоцкий, не потому что он кумир, а потому что он хороший актёр на самом деле. Они смогли пробудить эту расу в сердце, мирскую расу.

Мирская раса – это результат трансформации бхавы. Бхаву изображают. Писатель или поэт или актёр, отражает или изображает своё чувство, свою эмоцию. Иногда, тоже самое происходит, когда мы читаем очень хорошие стихи. Эти стихи, сам человек пережил какое-то чувство, и я испытываю тоже самое чувство, но уже в отражённом состоянии. Это отражённое чувство, которое не имеет никакого отношения ко мне самому. Я не был в этой ситуации, я не знаю что, но я чувствую эту эмоцию, эта эмоция, отражённая во мне – она называется расой.Эстетическое чувство восприятия чужих эмоций называется расой. То есть эти два термина, прислушайтесь, это очень важно для нас понять, чтобы потом понять, каким образом духовная бхава и духовная раса связаны друг с другом. Материальная раса – это продукт преображения или очищения чужой бхавы. Кто-то испытывает эмоцию, кто-то испытывает чувство. И в каком-то огрублённом состоянии мы тоже это испытывали. Какой-нибудь поп-певец или певица, Алла Пугачёва какая-нибудь, или я не знаю кто, Элвис Пресли или там Джордж Харрисон поют что-то, и они поют, и они при этом испытывают эмоции. Мы слушаем их, и мы испытываем эмоции ещё более сильные, чем они.

Люди, которые слушали Битлзов сходили с ума, они сходили с ума от того, что у них делалось в сердце. Сами Битлзы не сходили с ума от самих себя. Они изобразили какие-то чувства в своих песнях. Люди, которые слышали это – у них волосы на голове становились дыбом, слёзы текли из глаз, они катались по полу. В экстазе. Они рвались туда, готовы были разорвать на клочки, на сувениры разорвать этих своих кумиров. Потому что они были способны пробудить в их сердце такие чувства, которые не пробуждал никто. Это то, каким образом действует даже мирская раса, до какой степени мирская раса могущественна. И в ведической культуре, в индийской культуре скажем так или в ведической культуре, начиная с Бхараты Муни, была разработана эта теория рас. Это стройная теория, которая объясняет, каким образом раса возникает. Ведические философы они обладали этой удивительной способностью классифицировать всё, что только можно. Это на самом деле удивительно, уникально, что значит ясность сознания, чёткость сознания, логика.

Диск 68, л.8

Похожие записи