Читта-вритти-ниродха


Йога сутра Патанджали описывает конкретно читта вритти ниродху – то есть описывает природу ума. Ум т.к. происходит из гуны благости, то он по природе своей очень спокойный. Ум подобен глубокому озеру и в глубине оно очень спокойное Йога сутра Патанджали не разделяет тонкое тело на разум ум и эго она берет всё это вместе и называет его читтой. Читта подобна глубокому озеру и есть две причины возбуждения ума. Существуют две причины возбуждения ума – внешние и внутренние. 

1.внешняя причина возбуждения ума это взаимодействие с объектами чувств. Чувства подобно ветру, который рябит гладь озера, озеро возмущается и проносится ветер соприкосновения чувств с нашими объектами

2.память или желания память и желания это одно и тоже. Желания хранятся в нашем подсознании как результат памяти наших прошлых наслаждений, которые закладывают семя будущих желаний и это семя находится внутри ума и периодически его возбуждает. Все это в подсознании называется кармавасана

Внешние и внутренние объекты связаны друг с другом, так какой-то внешний объект (камень) — бросается вглубь озера и он будет желание. Так звук колокольчиков разбудил в Вишвамитре желание. Кармаваса подобна ткани имеющей множество узелков и эти узелки  иногда  способны  разрываться  в  результате  связи  с  каким  то  внешним раздражителем. В результате этого взрыва происходит волна возбуждения в уме. Это волна возбуждает калпану – воображение и начинается реакция которая порождает действие. Внешне ум еще можно зафиксировать, но внутреннюю причину возбуждения ума очень трудно устранить.

В зависимости от размеров глубины этого озера ум или легче или  быстрее  приходит  в  возбуждение.  Таким  образом,  есть  ум  более  глубокий невозмутимый и есть ум который легче привести в возбуждение. Ум имея материальную природу действует в сфере материальной энергии это значит что он подчиняется 3 гунам материальной природы Он рожден материальным миром и подчиняется его гунам.

Йога описывает 5 стадий развития ума:

1.Обеспокоиный ум кшитта он находится под влиянием страсти и невежества

2.Мудха – заторможенный ум он находится под влиянием гуны невежества

3.Викшитта — мечущийся ум непостоянный гуна страсти

4. Экагра- целеустремленный, сосредоточенный- мишрасаттва

5. Нируддха- полностью успокоенный ум уже находится в самадхи- чистая саттва первые 3 стадии ума негативные, они отрицательно воздействуют на сознание они мешают человеку достичь  цели йоги. В этих состояниях человек испытывает боль страдание и т.д. 

В них также и есть читта вритти – изменения или модификации ума с которыми имеет дело йога начиная с экагра- читтавритти практически прекращается. На стадии нируддхи ум  уже  абсолютно  не  возбуждается  и  становится  чистым  и  спокойным.  Так  весь внутренний потенциал раскрывается. Когда озеро становится абсолютно спокойным, то человек может видеть глубь, он, если увидит дно этого озера и на дне этого озера он увидит  Параматму.  Джитатмана  прашантасья  параматма  самахита.  Это  результат концентрации, которая приводит к такому состоянию ума. Так человек должен успокоить свой ум и в результате он услышит голос Параматмы и когда это произойдет он не будет видеть разницы между жарой и холодом почетом и бесчестием….»Бхагавад-гита» Бхакти-шастры 6 глава…

Похожие записи