Путь работы над умом


джнана-виджнана-триптатма  

кута-стхо виджитендрийах

йукта итй учйате йоги

сама-лоштрашма-канчанах (Б.-г.,6.8)

Того,  кто,  получив  знание  и  реализовав  его  на  практике,  обрел полное удовлетворение, считают достигшим самоосознания и называют йогом [мистиком]. Такой человек находится на трансцендентном уровне и является хозяином своих чувств. Он не видит различия между галькой, камнем и золотом. 

В следующем стихе Кришна продолжает объяснять то же самое — человек считается йогом  мистиком,  когда  он  полностью  доволен  своим  положением. Благодаря приобретенным  знанию  и  пониманию,  такой  человек  достиг  духовного  уровня и полностью владеет собой, он не видит различия между камнем галькой и золотом. В следующем стихе Кришна делает еще один шаг по описанию такого ума.  Гьяна вигьяна триптатма кутастхо виджитендрияха…

Триптатма значит, удовлетворение. В комментарии к этому стиху Баладев Видьябушана объясняет что такое гьяна. Он говорит с чего может начаться этот процесс успокоения ума. У истоков такого успокоения стоит гьяна – это знание, полученное из священных писаний. Таблица Менделеева не относится к гьяне. Источником вигьяны является душа. Знание, исходящее из самой души является  вигьяной.  Здесь  академическое  знание  не поможет. Гьяна должна сопровождаться  практикой  и  практика  приводит  к  тому,  что знание постепенно раскрывается  нам.  Гьяна  превращается  в  вигьяну,  а  результатом  вигьяны является триптатма – удовлетворение которое приходит к человеку — гьяна вигьяна триптатма кутастха виджитендрияха – это следующий этап. Кутастха, Ш.П. приводит как духовная расположенность ,но по сути дела это полная невозмутимость. После того как человек обрел удовлетворение, сначала у него есть гьяна, затем она превращается  в  вигьяну.  Это делает  его  удовлетворенным  и  затем  он  становится полностью невозмутимым, утвержденным внутри, сосредоточенным. Во второй главе Б.Г. целый раздел был посвящен схита прагья Муни — тот кто утвердился внутри — кутастха это то же самое, или стхитадир после кутастхи идет виджитендрия- он побеждает свои чувства В результате этого йукта итй учйате йоги — такой человек называется йогом- самалоштатма канчанаха — ему все равно галька перед ним или золото – для него может камень будет более полезен т.к. им можно расколоть грецкий орех. Так описан весь этот путь:

Путь работы над умом

1.Гьяна — знание священных писаний, слушание священных писаний

2.Вигьяна — знание из души, человек может почувствовать только на уровне вигьяны

3.Триптитма-удовлетворение только удовлетворение делает человека невозмутимым

4.Кутастха – невозмутимость, можно овладеть чувствами

5.Виджитендрияха — победа над чувствами – можно победить двойственность

6.Самадарша — смотреть одинаково на врагов и друзей и завистниковВ одном этом стихе он описывает все эти этапы кроме последнегоПоследний уровень возможен в лесу ,но труден в городе

Это описано состояние человека, который стремится контролировать свои чувства – гьяна, вигьяна триптатма кутастха виджитендрия. Александр Македонский спросил у Диагена – я могу подарить тебе весь мир что тебе надо — от Солнца пожалуйста отойди. Это самалошташма канчанага — ему все равно калька перед пим или золото.Если вернуться к нашей схеме о состояниях ума, то гьяна является признаком гуны благости и находится под ее влиянием. В этой схеме показан путь как можно ум вывести из под влияния низших гун. Начинается все с гьяны, которая дисциплинирует человека. Так тот, кто находится в группе, которая что-то изучает он под влиянием гуны благости постепенно дисциплинирует свой ум и приходит к вигьяне. Так мы с уровня кшитты переходим на уровень нирудхи или на уровень экагры.

Если мы правильно все делаем, то сначала должна появиться гьяна постепенно она переходит в вигьяну и затем приходит удовлетворение. Без вигьяны удовлетворения не возникнет. Знание исходит от души это значит что душа по природе сат чит ананда виграха — она исполнена знания, но сейчас это знание скрыто аваранатмика шакти, майей и в результате мы отождествляем себя с телом.   Как ускорить этот процесс? Об этом Ш.П. говорит в комментариях — гьяны не достаточно, никто не сможет приобрести это знание, будучи сведущим в мирской науке, нужно общение, это удается добиться только тем людям, которые общаются с личностью пребывающим в чистом сознании.

Это очень ускоряет процесс превращения кшитты в нирудху. У всех у нас есть опыт сильного возбуждения, как агонии, если он приходит к человеку умиротворенному, то постепенно успокаивается. Именно такого общества мы должны  искать  —  чтобы  кто-то  сделал наш  ум  благостным.  Если  мы  входим  в беспокойство, надо бежать к спокойному человеку. Однако мудхи тоже спокойны, но к ним походить не надо. Надо прийти к человеку в состоянии нируддхи или экагры – тому который  знает  что  делает.  Если  соприкасаться  с  ненормальным человеком,  то заражаешься им и становишься таким же безумцем. Таким образом безумие это заразная болезнь. Некоторые правители под влиянием гуны страсти могут возбудить всю нацию. Есть люди, которым нравится свою гуну страсти выдавать на других. Ш.П. описывает в комментарии, каким образом достигается гуна благости – человек начинает общаться с человеком, для которого мирская наука не больше чем галька. Тот кто не находится на уровне вигьяны – он не сможет отличить гальку от золота.

Бхакти-шастры «Бхагавад-гита», 6 глава 

Похожие записи