ПРОЦЕСС ПРЕДАНИЯ ЧЕРЕЗ СЛУШАНИЕ ЛИЛ О КРИШНЕ…


В начале мне хотелось сказать несколько слов о том, каким образом происходит этот процесс предания себя через слушание о лилах Кришны. Послушайте внимательно, потому что это очень важная вещь и каждый из нас сможет оценить путь, который ему еще осталось пройти. Мы все вступили когда-то на этот путь, путь, описанный Кришной в «Бхагавад-гите», джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах, и мы хотим дойти до конца по нему. Хочет кто-то дойти по нему до конца? Но нам нужно очень хорошо понимать как происходит наше приближение к Кришне.

В одной из тантр, в «Саттвата-тантре», это тантры, которым следуют вайшнавы, тантры, которые объясняют процесс поклонения Божествам. Вайшнавские тантры или саттвика-тантры, в отличие от раджасика и тамасика-тантр, объясняет методику приближения к Кришне. «Саттвата-тантра» – это знаменитая тантра, которая содержит формулу предания. Наверняка многие из вас знают эту шестичленную формулу предания себя Кришне через поклонение Божествам или через тот метод, которому мы следуем. Там говорится:

анукулйасйа санкалпа

пратикулйасйа варджана

мракшишйатити вишвасо

гоптритве варанам татха

атманикшепа карпанйе

тад видха шаранагатих

Процесс предания себя Кришне имеет шесть этапов, но там же, в «Саттвата-тантре», объясняется, что, на самом деле, есть всего три этапа предания и что, в сущности, эти шесть элементов шаранагати, о которых говорится в этом стихе, разбиваются на три группы по два и каждый из этих этапов имеет уникальные характеристики.

Еще раз, мне хочется попросить вас очень внимательно попытаться послушать о том, что говорится в «Саттвата-тантре». Там говорится, что первый этап предания себя, когда я слышу трансцендентный звук, звук священных писаний, когда слова священные писаний так или иначе по беспричинной милости преданного проникают в мое сердце, первый этап или первая ступень предания, которая называется пратхама (пратхама буквально значит первая) и этот первый этап заключается в том, что я слышу это и в моем сердце поднимается радость от понимания того, что я смогу очиститься от грехов. Кришна обещает: тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со ‘рджуна, а Шрила Прабхупада говорит: «да, да, это способ каким образом человек может очиститься от всего». Человек слышит эти обещания и у него в сердце появляется надежда. У многих людей в этом мире надежда уже давно ушла, надежда на то, что они смогут избавиться от унизительного рабства греха, которое держит его в кандалах, в оковах. У многих людей этой надежды нет, они готовы полностью отдать себя и погрузиться в пучину греха. 

Но человек слышит и он слышит, что есть какие-то правила, что есть путь, что есть способ и он думает: «Да, это то, что мне нужно». Это первый этап предания себя, когда человек понимает: «Если я буду следовать этому пути и следовать правилам этого пути, следовать ограничениям, которые на меня накладывает этот путь и стараться исполнять правила, этот путь или стадия предания вселяет в сердце человека огромную радость. Кто-то из вас испытывал это чувство, что он встал на этот путь и перспектива предания себя открылась перед ним и он знает, что он может избавиться от греха и он радуется от этого? У кого-то было это ощущение? Человек думает: «Я могу избавиться от кармы, которая замучила меня». Это первые две стадии – анукулйасйа санкалпа пратикулйасйа варджанам.Дальше «Саттвата-тантра» говорит, что с этого этапа человек неминуемо должен перейти на промежуточную или среднюю ступень, если он продолжает свой путь, если он не остановился на этом пути. 

Эта промежуточная ступень мадхйама означает очень сложную вещь. Первая ступень, я думаю, что все громким «Харибол» подтвердили свое в ней участие. Ну, может кто-то там не очень громко «Харибол!» прокричал, но в общем-то, на первую ступень мы все взошли. Вторая ступень гораздо сложнее и я осмелюсь предположить, что не все ее достигли еще. Вторая ступень значит, что человек полностью отказывается от чувства собственности и у него не остается ничего, что он считал бы своим. Слово «мое» исчезает из его лексикона. Он понимает: «мне ничего не принадлежит». Он понимает, что «все то, что у меня есть, послано мне Богом, Кришной». Правильно, вы согласны с этим? Понимаете вы это? Поздравляю. Если вы понимаете, то вы должны отдать все обратно Богу и не оставлять ничего для себя. Бог вам дал это и наша священная обязанность так или иначе все то, что у нас есть, задействовать в служении Ему. Все абсолютно, без исключения: наш ум, наше тело, нашу жену. Ну, насчет жены не проблема (смех), наших детей – все, что у нас есть. Или жена будет использовать нас в служении Бога, это тоже вероятный сценарий развития событий.

Но суть в том, что эта вторая ступень уже гораздо сложнее, потому что по инерции, по привычке, мы все равно считаем что-то своим. Понятно, что «все нам дал Бог, но я-то тоже не лыком шитый, я-то тоже постарался, чтобы Он мне это дал». Поэтому чуть-чуть можно себе сохранить. Чем-то можно так, чтобы никто не заметил, пользоваться для себя. Эта вторая ступень, когда человек искренне не имеет никаких амбиций в этом мире. Реально не хочет ничего для себя. Не хочет, чтобы с ним хорошее что-то случилось. Если у вас еще есть сомнения находитесь ли вы на второй ступени предания себя или нет, то просто ответьте на этот вопрос: хотите ли вы, чтобы с вами случилось здесь что-нибудь хорошее? Например, вы выиграли в лотерею 10 000 000 рублей. Хотим? И конечно же, вы все используете все 10 000 000 рублей для преданного служения (смех). 

«Саттвата-тантра» говорит: когда у человека не остается этого чувства: «Мое! Мое! Что мне еще Кришна пошлет в награду за мое служение?», то тогда он может считать, что он предался на промежуточной ступени.Дальше «Саттвата-тантра» говорит, что когда человек подходит к Кришне в какой-то момент и, отказавшись от всего, что он считал своим, подходит к Нему и говорит: «Кришна, я понял одну удивительную вещь. Прости меня, что я так долго ее не понимал, что она так долго доходила до меня. Я понял, что я тоже принадлежу Тебе. Что не просто у меня ничего нет, я сам не принадлежу себе». Когда человек подходит к Кришне и говорит: тавай васми тавай васми – я Твой, я Твой, то тогда человек достигает третьей, высшей ступени предания Ему. Тогда он всегда находится с Кришной. Уже в этой жизни он находится с Кришной и все эти три ступени человек может очень быстро пройти, если он постоянно слушает о Кришне: джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах.

 

Мой небольшой рассказ сегодня о лилах Кришны, о лилах Господа Рамы, будет именно о том, каким образом, слушая об этих лилах, человек может постепенно сначала понять что-то, что объяснит ему как жить в этом мире. Потом – понять, что ему не нужно жить в этом мире, что ему нужно отдать Кришне все и, в конце концов, через эти лилы человек полностью осмелеет и вступить в это царство, в царство лил. Шрила Прабхупада цитирует здесь «Пуруша-бодхани-упанишад», где говорится эко дево нитйа-лилануракто – есть один Бог и кто этот Бог? Да, этот Бог нитйа-лилануракто – у этого Бога есть одна слабость. Ануракта значит привязанный. Он привязан к Своей нитйа-лиле, к Своей вечной лиле. Этот Бог живет в сердце бхакт, бхакта-вйапи хридй антар-атма – в сердце каждого бхакты живет этот Бог и в сердце бхакты этого Бог проводит Свои вечные лилы.

http://folio.goswami.ru/?p=3157

Похожие записи