10 принципов индуизма


Сейчас мы поговорим о десяти принципах индуизма. Десять принципов – это первое, что мы с вами пройдём. Это десять вещей, или десять положений, которые признают практически все школы индуизма. Перечислив их, мы поймём, что всё-таки мы индуисты. Не хочется в этом признаваться, но… Ещё раз, по нашему внутреннему ощущению мы не индуисты, потому что мы ищем Истину. Мы пришли сюда не потому, что нас привлёк индуизм. Нам не нужен сто лет в обед этот индуизм. Нам нужна истина, и Шрила Прабхупада говорил об этом, и в этом смысле мы, конечно же, не индуисты, – мы ищем истину. Но чисто формально, для людей, окружающих нас, по каким-то формальным признакам, мы относимся к этому явлению. Если принимать определение, которое дал Свами Вивекананда и его последователи.

Итак, первый принцип: индуисты признают богооткровенные писания, шастры или Веды. Признаём? Ну, слава Богу. Мы признаём то, что Бог открывает Себя, что есть откровение Бога, и, более того, это откровение не статично. В некоторых религиях говорится, что наш пророк открыл всё, и это последнее, что может быть. Откровение, на самом деле, не статично. Хотя Веды вечные, и Веды так же изначальны, как Сам Бог, но этот процесс откровения постоянно идёт, он не останавливается. Изначально это откровение записано в словах Вед, и Веды столь же изначальны, как этот мир и как Сам Бог. Даже современные учёные, к которым мы периодически будем обращаться, чтобы понимать их точку зрения, утверждают, что, конечно же, Веды – это самые древние книги и самые древние сохранившиеся священные писания в мире. Даже по их скромным оценкам им как минимум десять тысяч лет. И, что самое поразительное, что за десять тысяч лет в изначальных Ведах даже ударения не изменились. В ведической культуре придавали такое значение священным писаниям, что были изобретены специальные способы запоминания этих богооткровенных священных писаний и способы передачи этих богооткровенных священных писаний. До сих пор эта традиция живая. До сих пор люди с точностью до акцентов, малейших ударений, воспроизводят эти Веды. Нет никаких разночтений, нет никаких разных версий. Изначальные Веды существуют в единственной версии. Они сохранились в неприкосновенности. Хотя какая-то часть их была утрачена, но, тем не менее, то, что сохранилось, сохранилось в неприкосновенности. Первый принцип – мы признаём писания. Это очень важно.

Второй принцип: мы признаём наличие всепроникающей Абсолютной Истины, или Высшего Живого Существа, которая одновременно имманентна и трансцендентна. Имманентна – значит, Она присутствует в этом мире. Трансцендентна – значит, Она также находится за пределами этого мира. Мы знаем, что имя этой реальности – Вишну. Вишну – значит вездесущий, всепронизывающий, всепроникающий. Это некая непроявленная реальность, которая существует здесь, и с которой, так или иначе, возможен контакт, но это уже один из следующих моментов. Все, так или иначе, это признают. Могут быть разные представления: кто-то говорит «шакти», кто-то говорит «Шива», кто-то говорит «Вишну». Но, тем не менее, все согласны с тем, что это реальность, это изначальная истина, породившая этот мир, Она по-прежнему присутствует в этом мире в непроявленном виде и Она существует в трансцендентной реальности.

Третье положение очень важное. Вернее, это даже два положения, но мы в одно её сведём, чтобы не плодить эти положения, или постулаты. Есть три плана бытия, или три мира. Кто-то слышал об этих трёх мирах, да? Что это за три мира? Эти три мира, или три плана бытия, есть в нас. Да, адхибхаутика, адхидайвика и адхйатмика – это три плана бытия. Грубый, материальный мир, доступный нашим чувствам. Тонкий энергетический мир ментального плана, мир энергии, мир полубогов, невидимый нам. Так же как мы не видим свой собственный ум, а просто знаем о силах, которые существуют в нашем уме. Точно так же мы не видим эти тонкие энергии, действующие в этом мире. Они называются полубогами, они иногда проявляют себя нашему грубому взору, но в норме они невидимы. Это ментальный план бытия, который нашим грубым глазам недоступен. И, наконец, есть духовный план бытия. Ом бхур бхувах свах. Три плана творения: бху, бхува и сва.
Так как этот материальный мир, в котором мы находимся, постоянно подвергается разрушению, то очень важный момент, очень важный момент… Потому что Веды говорят о том, что время вечное и время цикличное. Что этот мир постоянно разрушается и постоянно возникает, вновь и вновь. Эта цикличность времени имеет очень глубокие последствия. К сожалению, во многих религиях время мыслится как линейное, что в какой-то момент Бог сотворил мир, и в какой-то момент будет страшный суд. То есть временной отрезок один. Веды говорят о бесконечных циклах. Причём масштабы времени, которые упоминаются в Ведах, трудно себе представить. От тысячных долей секунды до триллионов лет. Для этого есть конкретные названия, конкретные санскритские слова. Это более-менее совпадает с последними представлениями учёных о циклической Вселенной. Они говорят, что Вселенная циклическая, она постоянно то расширяется, то сужается, то схлопывается, то опять возникает, то погружается в какую-то чёрную дыру. Мы знаем, что это за чёрная дыра, – это пора на теле Маха-Вишну. Из этой чёрной дыры Вселенная выходит, и в эту чёрную дыру она входит. Это последняя теория, последний писк астрофизической моды. Веды об этом говорят, что время вечное, и есть циклы творения. Есть маленькие циклы. Всё циклично, подобно тому, как день повторяется снова и снова, год повторяется снова и снова. Циклы дня подобны циклам года. Циклы Вселенной, юги, также напоминают времена года, и так далее. Эта цикличность времени, вечность времени означает совсем иное философское отношение к тому, что происходит. Когда мы живём только один раз, и есть этот конечный промежуток времени, то люди, движимые этим представлением о конечности времени, о линейности времени, вынуждены всё время ускоряться. Заметили, да, как жизнь ускоряется? Махатма Ганди очень хорошо сказал: «Смысл жизни не сводится к тому, чтобы её ускорять». Это же факт, – люди думают, что смысл жизни только в том, чтобы постоянно наращивать темп жизни.
Циклическое время, некое вечное время с его постоянными гигантскими циклами, маленькими и большими, настраивает на совсем другое отношение к себе, к людям, к миру, – гораздо более философское и гораздо более глубокое. Из-за этого индусы были очень равнодушны к истории как к таковой. Это не исторический народ. Люди так одержимы желанием понять историю, потому что всё уникально. Для индусов всё повторяется снова и снова. Нет истории как таковой, есть история, которая учит нас чему-то. Хорошо, это третье положение: цикличность времени, постоянное разрушение и три мира.

Четвёртое – закон кармы и закон дхармы. С этим согласны все ведические писания, все школы ведической философии. Мы верим в то, что есть закон причин и следствий, что всё, что происходит с нами, не случайно. Верим? Логично. Нет никаких случайностей. Случайность – это всего лишь непонятая закономерность. Всё, что с нами происходит, всё, что происходит в этом мире, имеет причину и следствие. В соответствии с законом кармы, каждый человек творит свою собственную судьбу. Мы все – архитекторы, или творцы, своей собственной судьбы. С помощью чего? Какие у нас три инструмента сотворения нашей судьбы есть? Мысли, слова и поступки. Карма состоит из этих трёх вещей, она складывается из наших мыслей, наших слов и наших поступков. Как некий близнец кармы, лекарство от дхармы – карма. Индивидуальный закон, в соответствии с которым мы должны жить, в соответствии с нашей кармой. То есть определённый долг, обязанности, которые мы должны исполнять.

Пятое. Из кармы следует реинкарнация, перевоплощение. И мы тоже сведём две вещи вместе. Есть реинкарнация, или постоянное перевоплощение души. Душа вечная. Душа является субстратом, или носителем, этой кармы. Она постоянно перевоплощается здесь. Есть реинкарнация, а есть освобождение. Это пятый пункт. Все последователи ведических писаний, последователи Вед, санатана-дхармы, или индуизма, верят в это. Они верят в то, что мы проходим через множество повторяющихся рождений и смертей, создаём какую-то карму, и что, в принципе, возможно освобождение из этого цикла. Какое освобождение? Куда освобождение? Тут твори, выдумывай, пробуй, все по-разному к этому относятся. Но, тем не менее, все считают, что освобождение возможно.

Шестой пункт очень важный. В шестом пункте мы с вами находимся сейчас. Это храмы как места поклонения, в которых мы можем соприкоснуться с иными планами бытия. Храм – это не просто какое-то место, это освящённое место, где мы становимся ближе к Богу, и где мы можем непосредственно общаться с Богом. В храме Кто есть? Да, большая часть последователей индуизма верит в то, что возможно общение с Божественным Началом. И это общение с Божественным Началом, непосредственное соприкосновение с Божественным Началом, осуществляется через процесс поклонения Божеству, через процесс пуджи. Это, в сущности, способ общения с Богом. Есть замечательная книга про поклонение Господу Джаганнатхе. Многие из вас наверняка были в Джаганнатха-Пури и знают, что там один из самых древних храмов в Индии. Эта книга подробнейшим образом описывает ритуалы и, главное, сакральный смысл этих ритуалов, которым следуют в храме Господа Джаганнатха. Эта книга так и называется «Арчана как способ общения с Богом».
И есть другой способ непосредственного соприкосновения с божественным, общения с другим планом бытия. Какой ещё другой способ общения в ведических писаниях подразумевается, для того чтобы общаться с высшими существами, высшим планом бытия? (Версии из зала) Ягья. Ягья. Медитация, безусловно, конечно же, это погружение во внутренний мир. В этом внутреннем погружении, внутреннем пути внутрь себя мы можем найти Бога, и мы должны найти Бога через это. Но я сейчас говорю, о каких-то внешних формах. Во внешних формах есть храмы и Божества, с одной стороны, и есть процесс ягьи. Ягья – это ритуал посредничества. Точно так же, как ритуал поклонения Богу – это некое соприкосновение, или общение, с Божеством, ягья также является соприкосновения с Божеством.

Кто знает, какое первое слово в «Риг-веде»? Какое первое слово в Ведах? Самое первое. С чего начинается первый гимн «Риг-веды»? Ом (версия из зала). Нет. Последователи Вед собрались (смех). Агни. Агни. Это первый гимн, который повторяют и первый гимн, который учат ученики в гурукуле. Очень важно, что Веды начинаются со слова агни. Как по-вашему, почему это так важно? Почему Веды начинаются со слова агни? Это ягья, безусловно. А почему именно огонь? Почему не какая-то другая стихия? Есть пять стихий. Для нас самым важным является акаш, эфир, звук. Почему не с эфира начинается всё, не со звука? Почему с ягьи начинается? Почему с огня начинается? (Версии из зала) Очищает. Ещё что? Принимает подношения. Ещё что? Свет. Да. Что? Кашу сварить можно? Это практичный подход нашего главного пуджари, который привык общаться с Богом непосредственно (смех). Огонь также олицетворяет или символизирует… Если мы посмотрим на наше тело, что делает огонь? Преобразует. Правильно? Огонь – это преобразующая стихия. Все Веды требуют преображения человека. Естественно, огонь является посредником. Правильно всё говорили. Огонь – очищающая стихия. Веды о том, чтобы очиститься. Но очиститься – значит преобразиться. Огонь преобразует, огонь превращает. В этом мире ни одно превращение веществ не происходит без участия огня. Участие огня обязательно, для того чтобы происходили какие-то преобразования. Кто представляет огонь в нашем сознании? Разум. Разум имеет огненную стихию. Разум – это тот элемент в нас, который способствует нашему преображению и позволяет нам измениться, преобразиться. Это был шестой принцип – храмы как места, где мы можем общаться с Богом, где процесс общения с Богом поставлен и чётко регламентирован в виде поклонения, в виде пуджи. Это очень важно. Нужно очень хорошо понимать, что мы реально приходим сюда к Богу, для того чтобы увидеться, для того чтобы в конце концов измениться или преобразиться. И ягья тоже.

Седьмой, очень важный принцип индуизма, которому следуют все, и который также достаточно сильно отличается от многих других вещей. Это принцип гуру, или духовного учителя. Или даже точнее, принцип сат-гуру. Принцип учителя, который учит сат, вечным истинам. Именно в ведических писаниях делается очень большой акцент на необходимости личного, конкретного обучения, и служения духовному учителю, как способе преображения и способе реализации этих истин.
У нас ещё осталось три вещи, которые нужно сформулировать. Это, безусловно, моральные принципы Вед. Они не являются уникальными для ведических писаний. Многие религии их разделяют. Такие принципы как сострадание, самообуздание, чистота и, прежде всего, конечно, принцип ахимсы. Принцип ахимсы очень важный, поэтому мы все с вами вегетарианцы. Ахимса – значит непричинение вреда или непричинение боли другим живым существам. Это восьмой, да.
Девятый пункт – это варнашрама. Мы уже говорили об этом. Шрила Прабхупада очень много говорил об этом, о четырёх стадиях жизни и о четырёх духовных укладах: брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяси. Есть внутренняя прогрессия, внутреннее движение человека, духовное развитие человека.
Десятый пункт очень важный. Это тоже характерная черта большинства философских и религиозных школ, которые развились на территории Бхараты. Это уважение к другим религиям. Я буду много говорить об этом. Сегодня у нас ещё есть немного времени. Я надеюсь, мы прочитаем очень важный отрывок из Бхактивиноды Тхакура, где он говорит об этом. К сожалению, что греха таить, у нас часто этого уважения не хватает, но это характерная черта индуизма. Разные религиозные течения, которых преследовали на их родных землях, находили прибежище на земле Бхарата-варши, и, так или иначе, они чувствовали себя там очень уверенно. Иудеев преследовали практически повсюду. Единственная иудейская община, которая не подвергалась преследованию – это община иудеев в Индии. Они до сих пор там сохранились. Израиль традиционно поддерживает очень тесные дружеские отношения с Индией. Это всё очень логично вытекает из самой философии, но мне сейчас хотелось ещё раз подчеркнуть, что это индуизм. Хотя мы разделяем все эти положения, но, тем не менее, мы не очень любим называть себя индуистами. Да, для внешних людей мы индуисты. Это не будет лицемерием, когда мы это говорим. Мы разделяем все эти принципы, но сами мы предпочитаем называть себя последователями санатана-дхармы, и мы пришли за этим.

СЕМИНАР «КОД САМПРАДАЙИ» 1 ЛЕКЦИЯ

 все лекции вы можете посмотреть здесь: 

http://saranagati.ru/video/seminary/1646—q-q-.html

 

Похожие записи