Прощание с храмом на Беговой — фрагменты лекции


Фрагменты лекции прочитанной 29. 05. 04.
на программе «Прощание с храмом на Беговой»

Философия вайшнавов —
это попытка вернуть человека к вечной реальности.

Сегодня у нас с вами грустная встреча, мы прощаемся с нашим храмом. Но Кришна говорит что Он находится не в сердцах йогов, которые медитируют на Него, а Он там, где собираются Его преданные и воспевают Его имя. Поэтому когда преданные собираются вместе и начинают петь, искренне посвящая Кришне свое сердце, Кришна незримо присутствует.

И так как Он незримо присутствует, то даже самое грустное событие становится радостным, потому что Кришна есть источник счастья, Он — источник вечной радости, или, как сказано в заглавии книги о Кришне, Он — источник вечного наслаждения. Поэтому любой праздник, даже грустный, у вайшнавов всегда окрашен счастьем. Природа души — радоваться. Когда душа обнажается, когда душа сбрасывает с себя оболочки, она чувствует облегчение. Как только человек начинает чувствовать себя душой, а не телом, которое давит на него тяжелым грузом, он становится счастливым, хочет он этого или не хочет. Сам путь духовного освобождения, духовного очищения должен быть счастливым и радостным. Кришна говорит об этом: су-сукхам картум авйайам, путь этот легок и исполнен счастья.
Оценивая пройденный путь, мы вспоминаем прошлое. Обычно когда люди думают о прошлом, они сокрушаются, горюют, они говорят: «Ну что ж такое, раньше все было лучше». Оглядываясь назад, они сокрушаются о потерях, потому что время обладает свойством отнимать, забирать. Время забирает нашу юность, забирает наши деньги, забирает любимых нами людей. Но удивительная особенность философии вайшнавов заключается в том, что когда у нас что-то забирают, мы радуемся. Когда безжалостное время забирает у нас юность, мы говорим: «Ну и слава Богу, спокойнее будет». Когда время забирает у нас деньги, мы говорим: «Спасибо, сразу стало легче на душе». Сознание Кришны — это беспроигрышная лоторея. Тут невозвожно проиграть, потому что любой человек, который начинает осознавать природу своего я, исполненного счастья, радости, блаженства, всегда счастлив.
Пытаясь с одной стороны помнить о прошлом, а с другой стороны смотреть в будущее, главное для нас — оставаться в настоящем, потому что настоящая жизнь и настоящая реальность — это наши отношения с Богом. Когда у нас есть эти отношения с Богом, мы находимся здесь, в настоящем времени, но когда мы забываем о своих отношениях с Ним, мы живем либо в прошлом, либо в будущем. Вайшнавы отличаются тем, что они живут этой вечной реальностью своих отношений с Богом. На самом деле философия вайшнавов — это попытка вернуть человека к вечной реальности, когда я предстаю перед Богом. Для этого я не должен смотреть в прошлое, для этого я не должен надеяться на будущее. Для этого я должен попытаться ощутить то настоящее, которое уже во мне есть. Потому что я — душа, я уже сейчас и всегда, вечно связан с Богом. Поэтому говоря о прошлом, и думая о будущем, мы будем пытаться находиться здесь, в настоящем. Вечное настоящее находится в звуках святого имени. Звуки святого имени — это Сам Кришна, это не просто Его звуковой образ, а Он Сам. Но в звуках святого имени находится не только Сам Бог. В звуках святого имени находимся также мы с вами. Наша вечная, неизменная индивидуальность, не имеющая ничего общего с материальными переменчивыми оболочками, тоже находится там. Когда мы с полной искренностью и самоотдачей поем святое имя, мы начинаем ощущать эту реальность.
Сейчас мы находимся с вами в освященной атмосфере храма на Беговой. Однажды сюда пришел православный священник, вошел в алтарную и сказал: «Намолено тут, ох, намолено». Это место «намоленное», здесь легче помнить о Кришне, легче думать о Нем, легче сосредоточиться на звуках святого имени. Кришна незримо находится здесь с нами, потому что Он Сам обещает в «Шримад-Бхагаватам»: «Я там, где Мои преданные поют обо Мне».

 

Критерием искренности является щедрость

Недавно мне задали вопрос: «Как узнать, искренен ли человек в своей практике сознания Кришны? Что является критерием искренности?» На этот вопрос есть очень хороший ответ: «Критерием искренности является щедрость». Если я делаю что-то для Кришны, но при этом думаю: «А что я получу за это взамен?», и делаю только «от сих и до сих», ровно столько, сколько нужно, то у меня может быть есть искренность, а может быть и нет. Но если я делаю больше, если я пытаюсь отдать все, что у меня есть своему духовному учителю и Кришне, то это несомненно искренность. Кришна никогда не забывает об этом, Он знает, что находится у нас в сердце, Он знает насколько искренен каждый из нас. Наша с вами искренность проверяется тем, насколько сильно мы хотим сделать что-то, что может быть даже и не можем сделать. Тогда Кришна Сам приходит к нам на помощь. Это относится ко всему: к воспеванию святого имени, к общению с преданными, нашей помощи преданным, о которой мы никогда не должны забывать, и это относится в частности к нашему проекту. Если мы все будем едины в желании помочь Шриле Прабхупаде построить храм и при этом в нашем сознании будет ясное понимание того, что не мы его строим: «Не я строю этот храм. Его строят мой духовный учитель, Шрила Прабхупада, Чайтанья Махапрабху», то храм этот возникнет и будет прекраснее, чем мы думаем и надеемся, и скорее, чем мы ожидаем.

Что я смогу сделать для нового храма?

Я хотел сказать несколько слов о том, как я съездил в Америку. Преданные в Америке с огромным энтузиазмом приветствовали проект нашего будущего храма. В Новом Вриндаване собралось четыреста преданных. Когда закончилась презентация, они овациями приветствовали этот проект. Никакие другие мои речи никогда такими овациями не встречали. Благодаря энтузиазму и искреннему желанию помочь нам, преданные, в основном из Америки и Индии, обещали до конца этого года пожертвовать на проект шестьсот тысяч долларов. Бхактичару Махарадж обещал пожертвовать сто тысяч долларов, Ниранджана Махарадж пожертвовал все деньги со своей вьяса-пуджи, Девидева прабху также обещал сто тысяч долларов. В общей сложности коллективными усилиями мы собрали практически половину той суммы, которая нам нужна для того, чтобы все то, что мы задумали в этом году сделать: построить за городом небольшой ашрам для брахмачари на земле, которую пожертвовал Сиддханта прабху; переехать в новый храм и поддерживать его, что тоже будет не просто; сделать хороший профессиональный проект и начать строительство.
Этой весной в Маяпуре на программе, посвященной новому храму, Говинда Махарадж, пожалуй, лучше всех сформулировал вопрос, над которым каждый из нас должен задуматься: «А что я сам смогу сделать для нового храма?» Если вы как-то можете помочь, хотя бы молитвами, но лучше не только ими, то, пожалуйста, еще есть возможность. Собрана только половина суммы, которую нам необходимо собрать в этом году. Пожалуйста, подумайте, что вы можете сделать для храма и обратитесь к тем людям, кто может как-то помочь.

Похожие записи