Авидйа, асмита, рага-двеша, абхинивеша…


Система отождествления себя с телом имеет пять составляющих: авидйа, то есть тьма, невежество. И авидйа, комментаторы этой сутры – «авидйа, асмита, рага-двеша, абхинивеша» определяют авидйю как то, что мы путаем, как в темноте человек не очень ясно видит что-то. Мы путаем, мы считаем тело чистым. Тело, оно такое хорошее, и если его ещё намазать косметикой с Мервого моря, то вообще здорово. Правда со временем почему-то сохнет, и периодически оттуда вырываются какие-то не очень симпатичные субстанции. Но мы принимаем не чистое по определению тело, а тело нечистое: тело живёт за счёт того что мы едим что-то постоянно, и это нужно переваривать, и в теле есть разные жидкости, по большей части нечистые. Все это покрыто просто какой-то оболочкой, и мы смотрим на эту оболочку и думаем: «Wow! Как красиво!»

Заведомо не вечное мы принимаем за вечное. Мы постоянно хотим устроиться в этом мире, постоянно думаем, что все будет хорошо «все будет хорошо, я это знаю». Хотя постоянно все тут меняется.

Мы недавно были на Мертвом море, оно отходит все время. Скоро оно высохнет, и мы будем беспокоиться что оно высохнет… Но беспокоиться не об этом нужно – беспокоиться нужно о том, что мы слишком отождествляем себя с этим миром, и ищем постоянство в этом мире, где постоянства быть не может, в принципе. Здесь все всегда меняется: не одно, так другое. Или, как говорят русские люди, и в этом есть глубокая и очень ошибочная философия: «всё – не слава Богу». На самом деле всё – слава Богу, но для человека всё – не слава Богу, все не так, все не по-моему. Всё – не слава Богу: то так, то так, то тут, то тут… И, опять же, потому что мы отождествляем себя с этим миром.

Нечистое мы принимаем за чистое, не вечное мы принимаем за вечное. То, что на самом деле является источником страдания, мы принимаем за источник удовольствия, и в этом невежество. Тут нет смысла долго описывать все эти вещи. Может быть в какой-то другой момент.

И, в конце концов, не себя мы принимаем за себя. И это – основа всего. Мы не знаем кто я. Мы полностью уверены в том, что «я» это ум и это тело, это – невежество.

Асмита, как определяет это Патанджали Муни, он говорит:

Drigdarshanashaktyoreka̱tmateva̱smita̱ («Йога-сутры» Сутра 6. 2 Асмита – чувство «я»)

Это когда человек инструмент видения, субъект видения и инструмент видения путает. То есть, иначе говоря: когда человек думает, что видят мои очки. Когда человек не понимает – кто видит. И это принципиально важный момент: когда мы забываем кто такой субъект, и начинаем естественным образом путать это с инструментом. Мы – субъект, и мы наблюдаем то, что происходит в нашем уме. Но при этом, мы думаем, что мы действует, отождествив себя с этим инструментом, который мы наблюдаем, мы испытываем бесконечные проблемы и страдания. И даже на обычных людей, не знакомых с йогой, на них иногда это нисходит, что я на самом деле – наблюдатель.

Я отвечаю иногда на вопросы, на таком сайте, который называется «The Question», и одна женщина там спрашивает: «Что вы делаете, если иногда вы вдруг чувствуете, что вы сидите внутри тела, и смотрите на все? Что вы – не тело, а что вы сидите внутри тела». И вопрос: а что делать-то в таком случае, нужно же опять нормальным стать. Хотя, на самом деле, это и есть нормальное состояние человека – я не тело, я всего на всего наблюдатель. Но нам нравится играть. Нам нравится быть героем, а не наблюдателем, и из-за этого мы испытываем бесконечные страдания.

Я хотел, чтобы мы сделали… Ну ладно, я опишу все остальные вещи.

Раза и двеша – это понятные вещи: нравится – не нравится, хочу – не хочу, люблю – не люблю, принимаю или отвергаю. И это – источник постоянных беспокойств.

«Это плохо! Это плохо! Я это ненавижу! Я ненавижу это», а ничего особенного нет. И люди, иногда, у них очень сильная эмоция появляется по поводу пустяков. Вы заметили, да? Иногда бывает.. И все это берет наше сознание и помещает не туда куда нужно – в среду, где мы никогда не сможем стать по-настоящему счастливыми, хотя нам кажется, что это ключи к счастью. Ключ к счастью – когда нет ничего, что я ненавижу, и все – как я хочу. Так? Единственная проблема заключается в том, что вы – не Бог, чтобы это случилось. А может быть оно и к лучшему. Потому что если бы выбыли Богом, то всем остальным пришлось бы очень плохо. Вы бы все переделались под то, как вы хотите.

И все знают – каково жить в диктаторском режиме. Люди, которые пытаются реализовать эту дурацкую программу, это – привязанность к моему, хочу – не хочу. Это, на самом деле, программа Бога.

Люди, когда им говоришь, что ты воображаешь себя Богом, они отвечают: «Нет, ни за что, никогда». Но когда ты у них спрашиваешь: «Тебе что-то нравится? Что-то не нравится?», они говорят: «да, конечно». Но это значит, что Вы считаете себя Богом.

Это значит, что Вы считаете себя вправе судить. И более того – своё суждение считать окончательным: «Мне это не нравится! А это мне нравится!»

Это, заранее, обреченная на неудачу, попытка утвердить своё положение здесь как Бога.

И, наконец последняя вещь, пятый – источник страданий, или источник беспокойств в уме, постоянный, это – страх смерти.

Никто же не хочет умирать, правильно? Некоторые говорят: <<Я не боюсь смерти!>>, но только до тех пор, пока ему не скажут, что у тебя рак. Вот до этих пор он не боится, потому что ему кажется, что он не боится. Но, если ему скажешь, что тебе через две недели умирать, то посмотрим, как он не боится… Эта поглощенность телесным сознанием является проблемой, и мы сейчас с вами попытаемся что-то с этим сделать, попытаемся с вами избавится от этого состояния, по крайней мере попрактиковаться в этом до какой-то степени.

ССЫЛКА НА ЛЕКЦИЮ

Похожие записи