Настройка на джапу


Эта позиция наблюдателя очень важная: когда мы перестаём путать инструмент наблюдения с наблюдателем. Когда мы не отождествляем себя с инструментом наблюдения, а становимся в позицию наблюдателя – это и есть позиция медитации, или медитирующего человека. И эта позиция означает, что я выхожу из того, что я сейчас испытываю, и просто смотрю на это немножечко со стороны.

Мы сейчас попрактикуемся в этом, но сначала я хотел вам дать одно очень простое упражнение, которым вы можете несколько раз в день, или хотя бы раз в день, заниматься. Это упражнение идёт из стиха «Бхагавад-гиты»:

matra-sparsas tu kaunteya
sitosna-sukha-duhkha-dah
agamapayino ‘nityas
tams titiksasva bharata

Позиция наблюдателя значит позиция человека, который терпеливо сносит то, что с ним происходит, понимая, что «это, в общем-то, не со мной происходит», он наблюдает за этим. И, блестящее место для того, чтобы наблюдать за этим – под душем. Зря смеётесь, потому что действительно очень хорошее место, для этого нужно только, я уже вчера советовал это, но хочу ещё раз посоветовать – сделать температуру воды чуть чуть менее комфортной. Сделать её холодной, и вместо визга, как реакции на это, посмотрите со стороны и подумайте, что в общем-то, в принципе – ничего, нормально. Станьте в этот момент в позицию наблюдателя, и вы поймёте, что, понятно что неприятно, но в общем-то ничего, нормально, терпеть можно. И эта практика поможет вам в других состояниях, когда вода этого мира из душа этого мира поливает нас, и она не очень комфортной температуры, она поможет вам точно так же относиться к этому.

Прежде чем мы начнём упражнение наше с чётками, я хотел бы, чтобы вы вспомнили о каких-то сложных эмоционально заряженных ситуациях в своей жизни, когда вы очень сильно беспокоились, когда вы полностью были погружены в это, и когда ситуация полностью съедала вас, и вы не знали что делать, и ум весь корежился в этой ситуации, и не знал как её обратно вернуть в равновесное состояние, и вы не знали что буде и как будет. И теперь просто посмотрите на эту ситуацию со стороны высшего сегодняшнего многомудрия и многознания, что в общем-то на самом деле ничего особенного, ну, нормально все как-то прошло, миновало, ушло… И просто объясните это, представьте себе это очень хорошо, что на самом деле это не со мной происходит. В какой-то момент, когда это беспокойство достигает пика, человек сам выходит из этой ситуации. Как, когда боль физическая достигает пика что с человеком становится? Да, он теряет сознание. Просто порог некий перейдён и человек теряет сознание, он отключается от этого, душа, собственно, выходит, ей уже не нравится в этой клетке тела, и она, с криком «Свободу попугаям», отрывает своё сознание от клетки этого тела. В сущности, это наша свобода – в любой момент выйти, мы свободны, нам не нужно сидеть в этом во всем.

Я в таких ситуациях цитирую Анну Ахматову, которая в «Реквиеме» пишет:

«Нет, это не я, это кто-то другой, я бы так не смогла».

Вспоминая эти жуткие страдания, или вернее в пик этих страданий: когда её сын находится в тюрьме, мужа расстреляли, она вынуждена ходить… Она говорит: «Нет, это не я, это кто-то другой».

И эта возможность стать кем-то другим, вернее самим собой, реальным собой, наблюдателем, она есть у нас всегда, мы просто ею не пользуемся. Мы просто этой привилегией, которая есть у человека… Животное этого не может сделать, но человек может, потому что человек, более того – он не может, он должен. Это – предназначение человека: в том, чтобы вынимать своё сознание из этой ситуации, из этого болезненного тела, эта свобода есть у нас всегда, и этой свободой нужно пользоваться. На самом деле, это – самое ценное что у нас есть.

ССЫЛКА НА ЛЕКЦИЮ

Похожие записи