Немного о киртане

И чуть-чуть более подробно мне хотелось остановиться, всё-таки, на самой важной анге. Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что если шестьдесят четыре каких-то вещи нам советуют, и про все говорится, это если будешь делать, то вообще всё, конец всему придёт остальному, и только на Кришне сосредоточишься. Не мудрено, что может человек запутаться от этого от всего, и решить, что теперь отныне он будет в основном чаранамриту пить, и это будет главной формой его садханы (смех) — регулярно пить по два литра чаранамриты в день. Но если спросить, какая главная анга из всех этих шестидесяти четырёх, то ответ будет однозначный — нама-киртана. Санкиртана, или пение. И есть разные виды киртана. До этого, когда Рупа Госвами описывал киртан, сам он говорил, что есть нама-киртан, есть лила-киртан (киртан, прославляющий игры Господа), есть рупа-киртан (прославляющий облик, красоту Господа), есть гуна-киртан (киртан, прославляющий Его качества). Из всех этих вещей, какая самая важная? Нама-киртан! Почему нама-киртан самая важная? Да, п.ч. в наме всё остальное есть. В наме есть всё остальное! В Святом Имени есть красота Кришны, в Святом Имени есть Его доброта, в Святом Имени есть все Его лилы, — всё остальное там есть.

И этот киртан, очень важен. Давайте с вами, буквально на несколько минут остановимся на иллюстрациях, которые Рупа Госвами приводит из писаний, для того, чтобы доказать важность киртана. Почему киртан превосходит все остальные формы преданного служения во всех отношениях, и особенно нама-киртан? Давайте вместе повторим стих из Второй песни «Шримад-Бхагаватам» (одиннадцатый стих из первой главы Второй песни). Это один из самых важных стихов в «Шримад-Бхагаватам» в целом. И Шукадева Госвами, отвечая на вопрос Махараджи Парикшита, сначала сформулировал, чем в общем человек должен заниматься, если он хочет избавиться от страха смерти. Он сказал (Бхаг., 2.1.5):

тасмад бхарата сарватма

бхагаван ишваро харих

шротавйах киртитавйаш ча

смартавйаш чеччхатабхайам 

А потом, несколько стихов спустя, он ограничивает ещё больше свои рекомендации. В этом стихе он рекомендовал три формы преданного служения: слушать о Кришне, петь о Кришне и помнить о Кришне. Но тут он говорит, — и это очень важный момент, почему он дальше говорит именно это (Бхаг., 2.1.11):

этан нирвидйамананам

иччхатам акуто-бхайам

йогинам нрипа нирнитам

харер наманукиртанам

И Рупа Госвами иллюстрирует именно этим стихом особое положение нама-ану-киртана, или постоянного пения Святого Имени, п.ч. в этом стихе подчёркивается универсальность этого метода — то, что этот метод годится для всех. Другие методы, для них может быть особая склонность у человека. Кто-то склонен поклоняться Божествам, ему нравится наряжать Божества, ему нравится украшать Их, ум его сосредотачивается. Кому-то нравится изучать философию, изучать священные писания, и он может целиком погрузить своё сознание, изучая священные писания, разбираясь в тонкостях санскрита, — Харидев прабху тут находится. Те, кто хочет этому поучиться, могут общаться с ним. Кому-то нравится прасад есть — это тоже своеобразная форма служения. Его ум целиком сосредотачивается на прасаде, и это тоже хорошо — это часть арчаны, нашего служения. (реплика из зала) Это тоже универсальный метод, да. Но как-то, почему-то Рупа Госвами всё-таки выделяет нама-ану-киртанам. (смех) И он подчёркивает тут эту вещь (Бхаг., 2.1.11):

этан нирвидйамананам

иччхатам акуто-бхайам

йогинам нрипа нирнитам

харер наманукиртанам

О царь — нрипа. Этот метод акуто-бхайам — абсолютно свободен от всякого страха. Реально это значит, что на этом пути нет никаких препятствий или никаких сложностей. На других путях у человека могут возникать естественные сложности. Если ум неспокойный, то человеку трудно медитировать. Если человек, так или иначе, у него слабая белая сенсорика, то ему сложно ухаживать за Божествами и заниматься их арчаной. Но есть один метод, который обладает этим качеством — акуто-бхайам — он абсолютно свободен от всех внутренних препятствий. А внутренние препятствия есть у всех! Внутренние препятствия — это результат каких-то наших прошлых самскар, прошлых привязанностей. Но есть один метод, который не обращает внимания ни на какие привязанности, ни на какие самскары, и более того, может перекрыть все остальные самскары с лихвой — это наману-киртанам.

И в «Бхакти-сандарбхе» Шрила Джива Госвами подробно объясняет, как нужно петь киртан. Он говорит, что петь киртан должен человек, прежде всего, который знает, как нужно петь киртан, — не каждый бхакта, который услышал славу анукиртанам. По крайней мере, вести киртан нужно уметь, нужно делать это правильно. Но если это делается правильно, и если рага, — а музыка называется рагой, — играется правильно, то ум человека сосредотачивается. Все любят музыку! Природа всего здесь вибрационная. Весь этот мир состоит из звуков. И мы состоим из звука. И когда этот звук находит резонанс в нас внутри, сердце начинает откликаться. И когда это звук Святого Имени, то сердце летит навстречу этому звуку.

И другая форма универсальности… Во-первых, нет никаких препятствий, а, во-вторых, нама-ану-киртан — это метод, которым могут пользоваться люди всех категорий. Этан нирвидйамананам: люди, у которых нет никаких желаний, — нирвидйамананам. Йогинам — атмарамы, и иччхатам — те, кто всё хотят, что только можно. Для них для всех! Т.е. если я хочу чего-то, даже если у меня есть материальные желания, пожалуйста, — нама-ану-киртанам. Любые материальные желания нама исполнит и даст что-то большее. Если у меня нет никаких желаний, я уже достиг совершенства, — всё равно нама-ану-киртанам. Человек, который полностью избавился от всей материальной скверны, он всё равно наслаждается этим киртаном. И в этом преимущество киртана над всеми остальными методами преданного служения. Он годится для всех, в любых обстоятельствах. Нет никаких строгих правил, — в любое время дня и ночи можно петь. И Рупа Госвами приводит ещё три стиха из Пуран, которые объясняют славу киртана (Б.-р.-с., 1.2.231):

гитва ча мама намани вичарен мама саннидхау

ити бравими те сатйам крито ’хам тасйа чарджуна

Если человек подходит ко Мне, хочет приблизиться ко Мне — гитва — с пением на устах, с пением Моего имени: гитва ча мама намани вичарен мама саннидхау, — он приближается ко Мне с пением Моего имени, то что тогда Я делаю? — Говорит Кришна Арджуне (это стих из «Ади-Пураны»), — в «Ади-Пуране» Кришна обращается к Арджуне, и говорит: ити бравими те сатйам, — «Я говорю тебе правду полную, поверь Мне. Если человек хочет приблизиться ко Мне»… И Кришна хочет подчеркнуть, — слушайте внимательно, что при этом случается, — если человек именно так ко Мне приближается: крито ’хам тасйа чарджуна, — о Арджуна, такому человеку Я продаюсь. Я становлюсь его собственностью. Я не могу ничего сделать. Я ему принадлежать начинаю. Это одна из иллюстраций, которую Рупа Госвами даёт, чтобы мы поняли, что такое киртан. Кришна начинает подчиняться человеку, который обращается к Нему с Его именем на устах. Естественно, искренне, без оскорблений.

Семинар «Нектар преданности» – 17, Сочи (21.06.2009 г.)

Похожие записи