О препятствиях в йоге


Мне недавно один практикующий вайшнав написал, что он сломал две руки – ехал велосипеде и вот, две руки сломал, говорит: «не могу мантру повторять, вообще не могу, максимум – один круг, на что меня хватает, потому что вся энергия ума, слишком сильно отождествляющая себя с материей, уходит туда, в это неблагополучное состояние, неравновесное состояние». Поэтому йога, она с самого начала говорит о неком балансе, которого нужно достичь. Все те, кто занимаются йогой… Сегодня с радостью увидел что люди пранаямой занимались, дышали там… Это хорошо, не надо смеяться. Смешно когда один не делает, а все остальные фырчат, а когда все фырчат, то тогда нормально.

Все время есть эта тема в йоге – баланса, или равновесия. Равновесие между двумя полушариями, между двумя сторонами, все позы йоги стараются вернуть человека в это равновесное состояние. Это здоровое состояние. Беда заключается в том, что наш ум склонен метаться из крайности в крайность, не любит этого, по той или иной причине, но мы будем ещё об этом говорить.

Я сейчас перечислю сначала эти девять препятствий начиная с болезни.

Второе препятствие – это апатия: когда нам скучно, в сущности – скука, стхйана.

Третье препятствие – это самшайа, или сомнения, нерешительность, когда противоречия в уме раздирают ум и очень сложно сосредоточиться, это некая нерешительность: делать это, или делать это, или туда, или сюда…

Четвёртое препятствие – это невнимательность. Рассеянность, отвлечение в уме.

Пятое препятствие – это.., они сильно похожи аласйа. Аласйа буквально значит лень или пренебрежение, похоже на то, что мы называли безразличием. Но аласйа это именно такое состояние тяжёлое, состояние неподвижности внутренней, когда внутри все застыло и есть вот эта тяжесть внутренняя, как в сон клонит, это – аласйа.

Авирати значит недостаток.., слишком большая привязанность к этому миру.

И дальше, бранти даршана – это всевозможные видения, о которых я говорил.

И, наконец, некое отчаяние, от того, что мы делаем, делаем и никак не можем выйти на новый уровень: когда человек не может опереться, почва из под ног все время уходит, и он все время скатывается на какие-то более низкие уровни сознания. Вот.

Дальше Патанджали Муни говорит, что есть ещё четыре следующих препятствий: когда человек испытывает страдания какие-то, или отчаяние от того, что он не может чего-то достичь, его начинает трясти: тело сотрясает дрожь, или… Как я видел сегодня, наблюдал как люди повторяют мантру: харкршнахркршна кршнакршна хрехре.. Это не очень помогает йоге.

Я говорил, что в сущности две ошибки, которые люди делают во время медитации их тоже очень легко увидеть, особенно когда внешне наблюдаешься людьми. Первая ошибка это – мы просто отдались этому потоку мыслей, и плывем с этим потоком мыслей, губы шевелятся, язык работает, а ум сам по себе. И всегда можно увидеть – если видишь человека с отсутствующим выражением лица, с пустыми глазами, бормочущего что-то, вот он там – он плывет. Очень характерная картина, совершенно «а..», в глазах ничего нет, сознания нет никакого, человек уплыл. Вот, это одна ошибка, когда человек уплывает. И вторая ошибка – когда человек начинает вдруг.., он спохватился и думает: <<нужно же сосредоточиться, и нужно сконцентрироваться, и у него появляется зверское выражение на лице:«ХарКршн Кршн Кршн…!» И жалко его, и думаешь, «что же ты мучаешь себя?..»

Ни то, ни другое. И то и другое это ошибка, это не медитация. Это совсем другой подход к медитации. Медитация это естественное состояние, внутреннее равновесное состояние, и его нельзя сразу достичь. В этих трёх сутрах, в которых я сейчас имею ввиду, из первой части йога-сутры, из первой главы, тридцатая, тридцать первая и тридцать вторая, тридцать вторая гласит то, что нужно тренироваться чтобы преодолеть все эти препятствия. А препятствия в уме, в конечном счёте все болезни наши идут только от состояния ума неправильного, неуравновешенного, все время выводимого из равновесия всякими беспокойствами и всем остальным. Чтобы избавиться от этого нужно эка-таттва абхйас. Очень важное выражение – эка-таттва абхйас. Абхйас значит практика, эка-таттва, таттва значит что? Истина, да. Эка-таттва – все время возвращаться к одной единой истине, или, в данном случае, к Богу, к Абсолютной истине, к звуку, который с Ним связан. Постоянное возвращение ума оно, в конце концов, может преодолеть все болезни, все неравновесие, все проблемы, которые у нас есть. Просто потребуется определённое время, чтобы это произошло. Эка-таттва абхйас тат пратишеда артхам, для того, чтобы преодолеть эти препятствия, должна быть абхйас или регулярная практика – сосредоточение на чем-то одном. Потому что что происходит сейчас с нами, или в каком состоянии находится наш ум? Наш ум раздроблен на кусочки. Множество множество частей, и мы видим эти частички: то одна выстреливает, то другая, то одно впечатление всплывает, то другое впечатление всплывает, то одно желание, то другое… Вроде бы все нормально – хотеть нечего, до завтрака ещё далеко, поспать вроде поспал, но все равно вся эта каша она варится, булькает в уме. Такой бульон булькающий. Надо все время поэтому возвращать снова. Я говорил вчера: тадартха бхаванам, тат джапас тадартха бхаванам…

Джапу мы делаем, мантру повторяем, артха бхаванам – забываем делать. Артха бхаванам значит возвращаем ум на артху, смысл: что я делаю, что сейчас со мной происходит.

ССЫЛКА НА ЛЕКЦИЮ

Похожие записи