Цель практики медитации


Я вчера говорил какова цель практики, какова цель практики медитации? Да, сделать сосредоточенное состояние ума привычным. Точно так же как сейчас рассеянное состояние ума является нашим привычным состоянием, нормальным состоянием, когда я везде и нигде, когда полностью непонятно где я нахожусь.

Я также давал определение медитации на первом уровне: медитация – это систематическая попытка заменить негармоничное состояния ума, вызванные желанием, которые постоянно выводят нас из равновесия и заставляют волноваться постоянно, на гармоничные состояние, исходящие из понимания того, что я вечен, что мне не нужно беспокоиться.

Заметили, да, что ум все время беспокоится? Все время. Даже если не о чем беспокоиться, то он беспокоится о том, что не о чем беспокоиться. Потому что, как это так, почему я не беспокоюсь?

Один умный человек сказал, что ум подобен креслу-качалке – раскачивается постоянно, но никуда не едет. Когда человек беспокоится без необходимости, он все время… Есть замечательный анекдот на эту тему: когда один человек безработный, абсолютно никчемный, ни на что не способный, увидел объявление в газете – «Фирме нужен главный волнующийся». Он обрадовался, потому что подумал: «Ну это-то я делать могу. Что что, но волноваться-то я могу». Он пришёл наниматься на работу, начальник большой фирмы его встретил. Говорит: «Вам волнующийся нужен? – Нужен. – Я готов волноваться. Что будет входить в мои обязанности?». Начальник фирмы говорит: «Ну как что? Вот у меня очень много волнений и тревог, вот тебе все волнения и тревоги надо будет взять на себя».

– Да вообще, какие проблемы? Я только этим и занимаюсь постоянно. Возьму ещё и эти. И сколько мне за это платить будут?

– Тыщу долларов!

– Тыща долларов! Отлично! Когда?

– Вот это будет твоё первое беспокойство. Потому что я не знаю где их взять.

Суть, ещё раз, в том, что человек постоянно находится в этом состоянии, в волнительном состоянии. И смысл медитации в том, чтобы выйти из этого.

Кришна объясняет: (БГ 2.27)

jatasya hi dhruvo mrtyur dhruvam janma mrtasya cha

tasmad apariharye rthe na tvam shochitum arhasi

Если ты не можешь что-то поменять, зачем беспокоиться об этом?

Мы едем в аэропорт, и мы опаздываем, и пробка, и мы в Москве находимся, где ничего кроме пробок нет: большая сплошная пробка. Человек сидит и волнуется. Ну, чего волноваться? Ну, опоздаешь, или не опоздаешь, все равно ничего от тебя не зависит. Или люди выбегают, там, кричат в пробке, ещё что-то.

Смысл в том, чтобы попытаться возвращать себя в это равновесное состояние, или возвращать свой ум в равновесное состояние, что в принципе возможно только тогда, когда мы очень хорошо поймем, что нестабильность ума вызвана отождествлением себя с этим телом.

ССЫЛКА НА ЛЕКЦИЮ

Похожие записи