Лекции по Шримад Бхагаватам

Лекции по ШБ


Ш .Б.3.29.17 Отношения между преданными. Нама-хата

Отношения между преданными. Нама-хата (Москва, 13.06. 2014)

Аннотация:

* Способность выполнять преданное служение зависит от наших отношений. Попытки практиковать нама-санскиртану вне общества вайшнавов – это галлюцинации. Наши отношения с Богом начинаются через правильные, глубокие, осмысленные, наполненные настоящим содержанием отношения с преданными.

* Смысл садханы в том, чтобы оживить сердце, равнодушное к Богу.Три составляющих практики бхакти: активная деятельность, полное бескорыстие, избегание малейшего насилия. В этом мире мы не можем полностью избегать насилия, но преданный молит Кришну: «Кришна, пожалуйста, помоги мне свести к минимуму боль, которую я причиняю!»

* Арчана меняет эгоцентричного человека, заставляя его ставить в центр Бога и Его интересы.

* Отношения – значит правила; человек должен хорошо знать правила отношений с другими людьми (правилами все не исчерпывается, но с них все начинается). Основной критерий уровня личности для нас – его преданность, его бескорыстие, его желание служить и его стабильность в служении.

*  Суть нашей жизни и нашей садханы – общение с равными. Дружить с человеком – значит ничего не ожидать от него. Отношения портятся оттого, что прорастают семена ожиданий. Отношения развиваются, когда люди друг от друга ничего не ожидают, а просто хотят служить  и исполнять свои обязанности по отношению друг к другу. Настоящие отношения – это отношения, которые не рушатся, даже если есть все причины для того, чтобы они разрушились (Рупа Госвами).

(далее…)


Вебинар ЕС Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа по «Шримад-Бхагаватам», лекция 3.

Видеоверсия http://www.youtube.com/playlist?list=PLASGRdnlRhUEaAxrf9CXSwFRENr2iYg-4

Харе Кришна. Мы продолжаем наше изучение «Шримад-Бхагаватам». Сегодня мы попытаемся объяснить значение первого стиха и то, какие акценты в объяснении первого стиха расставляет Шрила Прабхупада.джанмадй асйа йато нвайад итарташ чартхешв абхиджнах свараттене Брахма хрида йа ади-кавайе мухйанти йат сурайахтеджо-вари-мридам йатха винимайо йатра три-сарго мришадхамна свена сада нираста-кухакам сатйам парам дхимахиВ прошлый раз мы остановились на значении двух главных слов этого стиха «сатйам парам дхимахи». Мы размышляем об Абсолютной Истине, мы пытаемся постичь Абсолютную Истину. Всё это произведение посвящено постижению Абсолютной Истины и обретению живого опыта соприкосновения с Абсолютной Истиной. По сути дела, «Шримад-Бхагаватам» в этом первом стихе заявляет, что цель «Шримад-Бхагаватам» обрести абсолютное знание, совершенное знание во всех отношениях. То есть постичь полное целое, или, другими словами, выражаясь языком современной физики, «Шримад-Бхагаватам» описывает теорию всего сущего.

Эта попытка нарисовать единую картину всего сущего весьма актуальна для современной физики. Современные физики пытаются создать единую теорию поля. В конечном счёте суть в том, что они пытаются вложить всю реальность со всем её многообразием в очень короткую формулу, которая бы объясняла всё и была бы универсально приложима, то есть могла бы объяснить все явления и возвращалась бы к причине всех причин. По сути дела, этот синтез уже сделал «Шримад-Багаватам». «Шримад-Бхагаватам» является саманвой, то есть синтезом синтеза: синтезом всего сущего и объяснением всего сущего. Более того, «Шримад-Бхагаватам» здесь, в этом стихе предлагает метод постижения этой Абсолютной Истины. То есть даёт возможность человеку понять, каким образом мы можем соприкоснуться с Богом, каким образом мы можем Его почувствовать, за счёт чего.Давайте с вами посмотрим, как Шрила Вьясадева объясняет этот процесс. Он говорит: «Сатйам парам дхимахи». Совершенно очевидно, все комментаторы согласны с этим, что слово «дхимахи» относится к гаятри мантре и является аллюзией гаятри мантры, напоминает нам о гаятри мантре. Иначе говоря, Шрила Вьясадева хочет сказать здесь, что «Шримад-Бхагаватам» начинается с того места, где кончаются Веды. По всеобщему мнению, гаятри мантра из «Риг-Веды» является высшим проявлением смысла Вед, но «Шримад-Бхагаватам» начинается с того момента, где Веды закончились, с вершины Вед, чтобы повести нас ещё дальше к постижению самого поразительного аспекта Абсолютной Истины, личностного аспекта Абсолютной Истины.Сначала мне хотелось объяснить общую логику этого стиха.

(далее…)


Вэбинар по изучению «Шримад-Бхагаватам» лекция 1

Видеозапись вы можете посмотреть пройдя по ссылке 

http://www.saranagati.ru/darshans/2014-05-15-12-19-24/1719—q-q.html

Доброго времени дня. Мы начинаем наш курс по «Шримад-Бхагаватам» и сегодня я постараюсь в целом рассказать о значении «Шримад-Бхагаватам» для гаудия-вайшнавов. Мы все знаем, что Гаудия-вайшнава-сампрадая основана на ведических писаниях и принимает шастра-праману как главную праману, как главное средство постижения знания. По сути дела все школы ведической философии, начиная с ньяи, согласны с этим. Агайта гийпака шастра – шастра есть то, с помощью чего можно постичь нечто непостижимое никаким другими способами. Мы знаем, что есть три основных праманы, первая прамана – это пратьякша-прамана. И с помощью пратьякша-праманы можно постичь нечто, что доступно нашим материальным чувствам. Есть анумана-прамана. С помощью анумана-праманы можно постичь какие-то более тонкие вещи, движение нашего ума, можно постичь то, что сейчас, в данный момент не доступно нашим чувствам. Но если мы хотим постичь Бога, который на санскрите называется Адхокшаджи, т.е. недоступный материальным чувствам, то мы обязательно должны прибегнуть к шастрам. Однако мы знаем, что шастры – огромны. Шрутайо вибхинах – у шастр практически нету пределов и невозможно изучить все шастры. Поэтому, разные сампрадаи делают акцент на разных шастрах. Это очень любопытный момент, потому что часто делается некая претензия на то, что именно наша сампрадая изучает все шастры, а в других сампрадаях, так или иначе, выделяют какие-то одни шастры. На самом деле это универсальный подход. Если мы возьмем Шанкара-сампрадаю, мы увидим, что главной праманой, главной шастрой для Шанкарачарьи и его последователей – имперсоналистов являются Упанишады.

(далее…)


Новогодняя лекция Москва 31.12.2014

ПОСМОТРЕТЬ ЛЕКЦИЮ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЙДЯ ПО ССЫЛКЕ: 

http://saranagati.ru/video/holiday/1644—-31122014.html

Харе Кришна! Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Я долго думал, какой стих больше всего соответствует новогоднему настроению. У меня были разные варианты: дехино ‘смин йатха дехе каумарам йауванам джара (Б.-г., 2.13); сарва-дхарман паритйаджйа, мам экам шаранам враджа (Б.-г., 18.66). В результате я остановился на 9 стихе из 18 главы 5 песни «Шримад-Бхагаватам». Это молитвы жителей Джамбудвипы. Это молитва Прахлада Махараджа, где Прахлада Махарадж желает всем счастья, как это принято в канун Нового года! Это знаменитый стих. Я попытаюсь несколько слов по его поводу сказать. свастй асту вишвасйа кхалах прасидатамдхйайанту бхутани шивам митхо дхийаманаш ча бхадрам бхаджатад адхокшаджеавешйатам но матир апй ахаитуки. Да воцарится мир и благоденствие во всей вселенной и да успокоятся все злонравные существа. Пусть каждый обретет умиротворение, занимаясь бхакти-йогой, ибо, встав на путь преданного служения, живые существа начнут заботиться о благе друг друга. Так давайте же служить трансцендентному Господу Шри Кришне, и пусть мысли о Нем никогда не покидают нас.

КОММЕНТАРИЙ: В известном стихе, посвященном вайшнавам, говорится:ванчха-калпа-тарубхйаш чакрипа-синдхубхйа эва чапатитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах. Вайшнав подобен древу желаний: он способен исполнить любое желание того, кто нашел прибежище у его лотосных стоп. Махараджа Прахлада — идеальный пример такого вайшнава. Он молится не за себя, а за всех живых существ, и не только за добродетельных, но и за злобных и порочных. Он всегда беспокоился даже о таких злодеях, как его отец, Хираньякашипу. Махараджа Прахлада ничего не просил у Господа лично для себя, но он молился за своего отца-демона, чтобы Господь простил его. Таков вайшнав: он всегда думает о благе всей вселенной. «Шримад-Бхагаватам» и бхагавата-дхарма предназначены для тех, кто полностью свободен от злобы и зависти (парамо нирматсаранам). Поэтому Махараджа Прахлада в своей молитве говорит: кхалах прасидатам — «Да успокоятся все злонравные существа». В материальном мире злоба и зависть встречаются на каждом шагу, но тот, кто изжил в себе эти пороки, становится великодушным и заботится о благополучии других. У каждого, кто встал на путь сознания Кришны и посвятил себя служению Господу, ум полностью очищается от злобы и зависти (манаш ча бхадрам бхаджатад адхокшадже). Поэтому мы должны молить Господа Нрисимхадеву поселиться в нашем сердце: бахир нрисимхо хридайе нрисимхах. «Пусть Господь Нрисимхадева войдет в мое сердце и уничтожит все мои дурные наклонности. Пусть мой ум очистится, чтобы я мог спокойно поклоняться Господу и нести покой всему миру».

(далее…)


Шримад-Бхагаватам, 3.29.8 Преданное служение в гунах

Аннотация:
Преданное служение в материальных гунах. Как бхакти преломляется через эго и обретает признаки гун. Очень подробное описание мотивов в различных гунах и в их подразделениях (тамасадхама, тамаса-мадхйама, тамаса-уттама и т.д.) Даже в саттва-гуне человек остается отделенным и потому не счастлив. Сосредоточенность на материи не меняет ум. В начале бхакти всегда смешена с нечистыми мотивами, но постепенно она очищается.

Вопросы: разница бхакти в тамо-гуне и в раджо-гуне; почему, несмотря на оскорбления, происходит трансформация; получает ли благо человек, совершая убийство во имя Бога; как общаться с теми, кто совершает бхакти в гунах; как побыстрее проскочить этап низших гун; каковы симптомы гуны страсти и гуны благости; происходит ли очищение от низших гун за счет усилий или по милости Кришны.
***
Мы читаем сегодня восьмой стих из 29-ой главы Третей Песни «Шримад-Бхагаватам», «Описание преданного служения»:

абхисандхайа йо химсам

 дамбхам матсарйам эва ва

 самрамбхи бхинна-дриг бхавам

 майи курйат са тамасах

Перевод: Преданное служение того, кто завистлив, горд, агрессивен, зол и имеет задатки индивидуалиста, называется преданным служением в гуне невежества.

КОММЕНТАРИЙ: Во второй главе Первой песни «Шримад-Бхагаватам» говорилось, что высшая и самая чистая религия – это беспричинное, ничем не мотивированное преданное служение. Единственным мотивом человека, занятого преданным служением, является желание доставить удовольствие Верховной Личности Бога. Это, в сущности, даже не мотив, а чистое состояние живого существа. Обусловленный человек, занимаясь преданным служением, должен неукоснительно следовать всем наставлениям истинного духовного учителя. Духовный учитель является полномочным представителем Верховного Господа, ибо он получает указания Господа и без искажений передает их по цепи ученической преемственности (парампаре). В «Бхагавад-гите» сказано, что содержащееся в ней знание должно быть получено по парампаре, в противном случае оно будет искажено. Чистое преданное служение начинается тогда, когда человек принимает истинного духовного учителя и под его руководством занимается преданным служением, движимый желанием удовлетворить Господа. Но, когда целью человека является удовлетворение собственных чувств, его преданное служение принимает иные формы. Такой человек нередко агрессивен, горд, завистлив и ставит свои интересы выше интересов Господа.

(далее…)


Чудо Шримад-Бхагаватам

 

Люди по-детски привязаны к чуду, но, на самом деле, настоящее чудо, к которому мы должны прилагать свой ум и разум — это чудо, которое происходит в нашем сердце, когда мы повторяем святое Имя и когда мы читаем о лилах Кришны. В этом — настоящее чудо, над которым мы должны размышлять.

В ШБ говорится, что ШБ является лекарством от всех болезней обусловленных живых существ. Говорится, если человек каждый день служит Бхагаватам, если каждый день читает хотя бы по одному стиху Бхагаватам и думает над этим стихом, практически все, что отравляет его жизнь, все, что беспокоит его сердце и возбуждает его ум, уходит из сердца, и бхакти становится неоспоримыми фактом его жизни.

Нарада Муни объясняет, как возник Бхагаватам. Обычные книги люди придумывают. Но Нарада Муни сказал Вьясе, что он должен увидеть Бхагаватам в своемсамадхи, он не должен был его придумывать и высасывать их пальца, Бхагаватам написан языком самадхи-бхашья. И Вьясадева, после того, как Нарада ушел, погрузился в транс и в трансе он увидел игры Кришны. Он увидел майу, которая вводит в иллюзию все живые существа, и которые страдают в материальном мире. Самое удивительное, что все здесь страдают, но все эти страдания мы сами себе придумали!!! Мы сами придумываем себе страдания и потом медитируем, как мы красиво страдаем! Потом мы уже не рады, что мы выбрали себе страдания и хотим избавиться от них, но уже не можем, потому что страдания поглощают нас целиком.

(далее…)


Вишрамбхена и гауравена

Диск 93, л. 1 Chelyabinsk_19_07_2007_SB_3_23_2

Аннотация: Отношения между мужем и женой. Близость, почтение, правильная дистанция.
Вопросы:
— Ошибки преданных
— Идеализация преданных
— «По образу и подобию»

 

Читаем второй стих из двадцать третьей главы Третьей песни «Шримад-Бхагаватам», когда ее мне принесут.
вишрамбхенатма-шаучена
гауравена дамена ча
шушрушайа саухридена
вача мадхурайа ча бхох

«О Видура, служа мужу, Девахути находилась с ним в очень близких отношениях, и в то же время глубоко почитала его и любила, она была с ним сдержанна и услаждала его слух ласковыми речами».

Этот стих описывает отношение Девахути к своему мужу Кардаме. И хотя он конкретно имеет связь с отношениями между женой и мужем, и то, каким образом жена должна вести себя по отношению к мужу для того, чтобы их отношении были крепкими и надежными. В сущности, он представляет собой «формулу» успеха в любых отношениях.
В этом мире главное счастье и боль мы получаем от отношений с людьми.
Отношения с людьми – это источник самого большого счастья в нашей жизни, и отношения с людьми – это причина самых больших страданий в нашей жизни. И страдания приходят к нам потому, что мы не можем построить отношения правильно. Потому что мы не понимаем элементарных принципов, на которых должны строиться отношения, и нарушаем эти принципы вольно или невольно, движимые какими-то инстинктами, в которых мы часто не отдаем себе отчет.

(далее…)


«Шримад-Бхагаватам» 5.5.17-18

«Шримад-Бхагаватам» 5.5.17-18.

Текст. Разве станет милосердный сведущий в духовной науке человек вовлекать идущего путем самсары невежду в кармическую деятельность, тем самым помогая ему еще больше запутываться в сетях материального бытия.

(далее…)


«Шримад-Бхагаватам» — фрагмент лекции, 24.04.2004г.

Счастье приходит оттого, что душа соприкасается с душой.

(Фрагмент лекции по «Шримад-Бхагаватам» прочитанной 24 апреля 2004)

Трудности, с которыми мы встречаемся на духовном пути, возникают из-за наших представлений о счастье. Все наши представления о счастье на очень тонком уровне связаны с тем, что «я должен эксплуатировать, я должен управлять, я должен навязывать всем свою волю. Я не должен подчиняться какой-то высшей воле.

(далее…)


«Шримад-Бхагаватам — фрагмент лекции, 24.04.2004г.

Счастье приходит оттого, что душа соприкасается с душой.

(Фрагмент лекции по «Шримад-Бхагаватам» прочитанной 24 апреля 2004)

Трудности, с которыми мы встречаемся на духовном пути, возникают из-за наших представлений о счастье. Все наши представления о счастье на очень тонком уровне связаны с тем, что «я должен эксплуатировать, я должен управлять, я должен навязывать всем свою волю. Я не должен подчиняться какой-то высшей воле.

(далее…)