«Шримад-Бхагаватам — фрагмент лекции, 24.04.2004г.


Счастье приходит оттого, что душа соприкасается с душой.

(Фрагмент лекции по «Шримад-Бхагаватам» прочитанной 24 апреля 2004)

Трудности, с которыми мы встречаемся на духовном пути, возникают из-за наших представлений о счастье. Все наши представления о счастье на очень тонком уровне связаны с тем, что «я должен эксплуатировать, я должен управлять, я должен навязывать всем свою волю. Я не должен подчиняться какой-то высшей воле.

Какое счастье в том, чтобы принять чью-то чужую волю, вместо того, чтобы выполнять свою волю и свои желания?» Именно в этом сложность. Пока у нас нет реального опыта духовного счастья, у нас всегда будет соблазн так или иначе опуститься снова до уровня материального счастья, к которому мы привыкли, который у нас уже есть. Несмотря на то, что этот опыт постоянно обманывает нас, и не приносит нам настоящего счастья и удовлетворения, тем не менее «на безрыбье и рак рыба», какое-никакое, но счастье.
Нарада Муни говорит, что когда у человека появляется реальный опыт, брахма сукхам cприштам, когда он соприкасается с духом непосредственно, он становится счастливым. Если мы попытаемся проанализировать, о чем он говорит, мы поймем, что он прав. Мы можем думать, что настоящее счастье нам приносит чувство того, что я владею чем-то, эксплуатирую что-то. Но в сущности, что приносит нам подлинное счастье? Можем ли мы быть счастливы в одиночестве?
Счастье приходит оттого, что душа соприкасается с душой. Почему в этом мире семья является идеалом счастья? Потому что одна душа постоянно соприкасается с другой душой. Они хотят стать ближе. Просто их понимание близости принимает некие извращенные формы. Душа хочет контакта с другой душой. Когда человек, у которого нет никого из близких, уходит на пенсию, он заводит собаку или кошку. — Зачем ему нужна кошка? — Чтобы она лежала у него на коленях и мурлыкала. Она мурлычет и душа у него начинает мурлыкать, сердце радуется, потому что одна душа рядом с другой душой.
В «Брихадараньяка-Упанишад» объясняется, почему золото представляет источник счастья. Почему именно золото избранно символом богатства? У золота есть особое качество — оно блестит. Золото отражает свет. В «Брихадараньяка-Упанишад» говорится, что золото ценно не само по себе, а тем что человек вложил в него определенное сознание. В нем есть отблеск сознания. Оно блестит, потому что там есть атман, дух. Человек вкладывает туда дух. Почему жена нам близка? Не потому что она красивая, а потому что у нее есть душа. Почему человеку нужны дети, жена, друг, подруга? Потому что в них есть дух. Душе нужен дух. На самом деле душа, каким бы количеством материальных вещей она не обладала, никогда не будет удовлетворена. Сколько бы у нее не было этой материальной грязи, будь она желтая блестящая грязь или черная не блестящая грязь, это все равно грязь, «…потому что грязь есть грязь, в какой ты цвет ее не крась». Душа просто путает, она одушевляет предметы, которые находятся вокруг нее, она одушевляет свою машину, свой дом, и все остальное. Ей кажется, что она находится в счастье.
На самом деле истинное счастье мы можем получить только от другой души. В конечном счете самое большое счастье мы можем получить от высшей души, от абсолютной души, от безграничной души. Если все счастье, которое мы получаем здесь исходит от маленькой крохотной искорки, которая садится к нам на колени, бормочет что-то, и мы думаем: «О, какое счастье», то представьте себе, сколько счастья мы испытаем, если это будет Кришна, дух не имеющий границ. Каждый человек ищет дух, каждая душа ищет дух. Источником счастья является дух. Брахма сукхам сприштам, мы соприкасаемся с этим счастьем, которое заложено в духе, потому что дух по природе своей исполнен счастья, ананды. Высшая природа духа заключается в том, что в нем есть ананда. Почему люди так любят детей? Потому что дети всегда счастливы, у детей есть способность быть счастливым в любых обстоятельствах. Они еще не слишком озабочены своими материальными желаниями. Те, у кого много материальных желаний — смурные. И наоборот, человек, у которого нет материальных желаний, счастливый. Когда я рядом с человеком, у которого счастье исходит из души или из сердца, я сам приобщаюсь к этому счастью. — Буду ли я счастлив рядом со своей женой, которая все время ворчит? — Не буду. Я счастлив рядом с тем, кто счастлив. Это причина, по которой люди стремятся к общению с садху, потому что садху должен быть счастливым.
Счастье исходит от счастья. Человек заражается счастьем, а источником счастья является душа. По природе своей душа исполнена счастья. Поэтому человек должен стремиться, к тому, чтобы быть ближе к духу, а не к чему-то еще. В «Бхагавад-гите» говорится: брахма-бхута прасаннатма на шочати на канкшати, когда человек достигает состояния брахма-бхуты, когда он умом своим соприкоснулся с духом, и ум больше не мешает, в уме больше нет этой свистопляски материальных желаний, человек становится счастливым. Потому что дух по природе своей исполнен счастья.

Похожие записи