Садху Махарадж о ситуации с Матаджи Арчи


ИНТЕРВЬЮ С БХАКТИВЕДАНТА САДХУ МАХАРАДЖЕМ

Харе Кришна дорогие Вайшнавы! Примите, пожалуйста, мои смиренные поклоны.
Многие ученики Гуру Махараджа пишут на мой адрес письма с вопросами о ситуации, сложившейся вокруг Гуру Махараджа после видео-обращения Матаджи Арчи. В связи с этим я решил поделиться ссылкой, которая может лучше понять происходящее. 11 марта Его Святейшество Бхактиведанта Садху Махарадж был проездом в Москве и дал интервью, в котором он излагает свою точку зрения. Он был назначен Джи-би-си как руководитель комитета, занимающегося вопросом проповеди Матаджи Арчи. Я уверен, что это интервью имеет очень большое значение для каждого из нас и многому может научить.

Ваш слуга Варшана дас

Е.С. Бхактиведанта Садху Махарадж о ситуации с матаджи Арчи
(расшифровка видеоролика)

 

Враджарену дас: Доброе утро Ваше Святейшество. Спасибо Вам за то, что вы уделили нам время. Последние несколько недель, среди преданных ходят определенные догадки, слухи. Есть какая-то информация, которая появилась в интернете, в частности обращение матаджи Арчи, обращение Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. И к нам, ко мне лично обращаются преданные с вопросами: «А что происходит? Какой-то конфликт? Какие-то проблемы?» И поэтому сегодня мне хотелось бы узнать у Вас, как у одного из членов Российского Национального совета, у одного из руководителей нашего общества. Каково Ваше личное отношение к происходящему? Что это, по сути? И как нам рядовым преданным, последователям Шрилы Прабхупады, относиться к происходящему?

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: Да, я получаю письма преданных, в этой ситуации преданных беспокоит то, что происходит. Но я думаю, что это очень благоприятно для развития нашего общества. Какой-то новый этап. Если раньше преданные были просто слепыми последователями. Вообще люди, в целом. Вся религиозная сфера была достаточно слепой в отношении своих лидеров. То сейчас преданные будут следовать за теми, кто действительно проповедует принципы определенные, сами неукоснительно следуют духовным принципам. И ситуация, о которой вы спрашиваете, она как раз обучает преданных: именно этому уровню новому, более высокому уровню.

Дело в том, что изначально, когда ДжиБиСи приняли решение по поводу того, что должна быть создана комиссия по ситуации с матаджи Арчи, я был руководителем этой комиссии. В нее входили самые авторитетные преданные нашего общества: Чайтанья Чандра Чаран прабху, Враджендра Кумар прабху, Мадана-Мохан прабху, Вишну Таттва прабху. И мы вышли на контакт с матаджи Арчи. Мы переписывались. Я вел с ней активную переписку. Мне очень нравилось это вот общение. Мы говорили о каких-то важных вещах. И я лелеял надежду, что мне удастся пригласить матаджи Арчи на открытую встречу членов Национального совета.

Это принципиальный момент. Могут быть разные лидеры. У нас есть очень продвинутые преданные, но каждый лидер, на каком бы уровне он не находился, он неизбежно совершает ошибки. Это присуще любому преданному, даже очень искреннему и знающему. Единственная вещь, в которой мы должны быть последовательны – это то, что все наши лидеры, они должны находиться в ситуации открытой санги. То есть они должны общаться между собой и выяснять острые вопросы. Даже критика, она имеет огромную ценность, если она делается в присутствии того, кому она адресована. Это приводит к очень глубокому оздоровлению общества. И самое главное, она формирует этот разум, с помощью которого преданные могут достичь совершенства. Кришна об этом говорит в «Бхагавад-гите»: Дадами буддхи-йогам там (Б.-г., 10.10)

Потому меня больше волнует не правота или ошибочность позиции матаджи Арчи. Или того, что говорит Госвами Махарадж. А то, что все это происходит, как бы адресовано обществу. Поэтому я лелеял надежду, что матаджи Арчи приедет на встречу Национального совета, но в итоге она отказалась. Она сказала: «Вы идете своим путем, а я пойду своим путем». После этого я прекратил всякие попытки ее приглашать. И далее мы имеем серию ее видеообращений к обществу, где она обвиняет Национальный совет, Госвами Махараджа.

В моем понимании, чтобы человек не говорил в этой ситуации, он уже не прав. Просто потому, что он это делает не в режиме открытой дискуссии, а в другом режиме, как бы вовлекая в это людей, которые совсем не понимают, о чем идет речь. Они просто не знают, не информированы. Нет этой культуры прояснения с теми, кому это должно быть адресовано. Поэтому, это видеообращение Госвами Махараджа – это было не стремление ответить матаджи Арчи. А это было скорее актом заботы об обществе, которое оказалось, поставлено в сложную ситуацию. О своих учениках. Я просто знаю этого преданного очень хорошо – Госвами Махараджа. Я понимаю, что ни при каких обстоятельствах он не стал бы оправдываться. Это была попытка как-то уравновесить ситуацию, которую создала матаджи Арчи.

Я очень переживаю из-за всего этого. И я считаю, что матаджи Арчи при всем моем уважении, которое я чувствовал в то время, она совершила огромную ошибку. Отказавшись приехать, и открыто участвовать в обсуждении этих тем, которые она поднимает. В частности, тема анартха-нивритти и т.д. Для нашего общества, для преданных, безусловно, это очень ценно. Потому что мы должны в ситуации постоянной информационной агрессии, с разных сторон… Сейчас очень много цинизма в интернете. Люди обсуждают какие-то ошибки, и какие-то отклонения. Людям это нравится, но это не путь к совершенству, не путь к счастью. Это путь в никуда.

И в этой ситуации вайшнавы должны неукоснительно следовать принципу, о котором говорил Шрила Прабхупада – сотрудничество. Даже если мы в чем-то не согласны, даже если мы считаем, что кто-то ошибается, серьезно ошибается. Мы не имеем право вовлекать, обращать в свою позицию людей. Единственно, что мы должны делать, что является нашей дхармой – это представлять свою точку зрения тому, кому она адресована. И обсуждать это в присутствии людей, которые в этом квалифицированы. И тогда, преданные могут участвовать в этом обсуждении. Это принципиальный момент.

Поэтому дело не в матаджи Арчи и Госвами Махарадже, и даже не в Национальном совете. А дело в самом принципе без оскорбительного отношения к преданным. То есть к служению вайшнава-севы. Вайшнава-сева не возможна, в таком формате. Когда мы просто выступаем и говорим, какую-то свою точку зрения, обвиняя и критикуя других. Вот примерно, в общих чертах.

Враджарену дас: Спасибо большое, Махарадж. Другой вопрос, который у меня лично возникает. И многие преданные обращаются ко мне с такими вопросами. Мы знаем, что когда происходят какие-то трудные ситуации. Когда, кажется, что преданные, они занимают разные лагеря и как-то спорят между собой. Вайшнавский этикет, этика вайшнавов предписывает нам не вступать в какие-то политические интриги. И не занимать чьих-то сторон, но здесь нам очень важно понять – действительно какую внутреннюю позицию мы должны занимать. Особенно это касается учеников Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. И не только его учеников, а также всех тех, кто поддерживает его служение Российскому Обществу сознания Кришны и его служение Шриле Прабхупаде здесь. Какова должна быть наша внутренняя позиция, наше отношение к происходящему.

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: Это очень важный вопрос, потому что я бы хотел, чтобы преданные нашего общества, в конце концов, поняли – где находится источник силы. Где находится Кришна. Потому что Кришна проявляется тогда, когда преданные принимают ответственность за свое общество, сообща. Вот это та вещь, которую я только что сказал. И ученики в этой ситуации, видя, как духовный учитель действует, в каком умонастроении он действует. Они должны понимать, что он отстаивает. Он отстаивает принципы сотрудничества, о котором говорил Шрила Прабхупада. Проблема этой ситуации, она очень поучительна, для того, чтобы на местах, в своих ятрах, преданные забыли о такой вещи как личная правота. Потому что в основе этого убеждения лежит индивидуалистическая концепция духовной жизни. Что я сам по себе Гуру. Я сам по себе старший преданный. Вне тех полномочий, которые я получаю от тех людей, что меня окружают. Это невозможно. По крайней мере – это не является духом ИСККОН.

И в этой ситуации мы должны понимать, что находясь в своих ятрах, если мы выступаем, защищая какую-то свою правоту. И противопоставляем свою правоту, точке зрения, какого-то другого преданного. Это возможно делать только в том случае если этот преданный присутствует. И мы вместе с ним эту ответственность несем, за то общество, кому мы все это представляем. Тогда люди, видя это обсуждение, могут увидеть этику вайшнавскую. Они могут увидеть какие-то важные аргументы, чему то научиться. То есть сделать какие-то существенные выводы. Они могут прогрессировать. Но если руководитель делает какое-то заявление, противопоставляя свою позицию другому, вне этого формата. Тем самым он совершает агрессию по отношению к обществу. Потому что общество, оно же не может принимать чью-то сторону, как вы сейчас сказали. И получается, что у людей разрушается вера вообще, в сам принцип руководства, в сам принцип коллегиальности. Он же здесь отсутствует.

Допустим, матаджи Арчи говорит про Национальный совет какие-то негативные вещи. Но ведь Национальный совет – это же не просто сумма людей. Это принцип управления, который установил Шрила Прабхупада. И мы должны защищать эти вещи. Приходя туда, и выражая позицию в умонастроении смирения и открытости. Обсуждая, обосновывая какие-то позиции, ради блага всего общества. Это единственный долг лидера. А вот эти все разговоры: кто прав, кто виноват – они от лукавого. Они не удовлетворяют ни Кришну, ни Прабхупаду, не приносят удовлетворения самой душе. Поэтому ситуация, которую мы сейчас обсуждаем, она очень позитивна в этом смысле. Она может нас многому научить. Весь вопрос: как мы будем воспринимать. Какой урок мы будем воспринимать в этой ситуации.

Похожие записи