Вопросы и ответы

369 записей

Как развить отношения с гуру, не имея личного общения

И вопрос, похожий на первый: Как развить с Вами отношения, не имея личного общения?

БВГМ: Я уже упоминал, что у Шрилы Прабхупады было совсем немного личного общения с Бхактисиддхантой Сарасвати его духовным учителем, но, тем не менее, отношения их стали очень глубокими. Разумеется, можно писать письма — это тоже личное общение. Но не нужно думать, что слушание лекций — не личное общение. Я говорю, обращаясь к людям — это тоже личное общение. Я личность, те, кто слушают меня тоже личности.

Иногда, когда человек, например, любит какого-то писателя и читает очень глубоко этого писателя, думает, у него появляются личные отношения с этим человеком, хотя он мог его вообще в принципе никогда не видеть. Ему кажется, что он всё знает про него, что он понимает его. Так что личные отношения — это не вопрос только личного общения. Хотя, конечно, личное общение — это важная вещь. Продолжить чтение

Немного о киртане

И чуть-чуть более подробно мне хотелось остановиться, всё-таки, на самой важной анге. Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что если шестьдесят четыре каких-то вещи нам советуют, и про все говорится, это если будешь делать, то вообще всё, конец всему придёт остальному, и только на Кришне сосредоточишься. Не мудрено, что может человек запутаться от этого от всего, и решить, что теперь отныне он будет в основном чаранамриту пить, и это будет главной формой его садханы (смех) — регулярно пить по два литра чаранамриты в день. Но если спросить, какая главная анга из всех этих шестидесяти четырёх, то ответ будет однозначный — нама-киртана. Санкиртана, или пение. И есть разные виды киртана. До этого, когда Рупа Госвами описывал киртан, сам он говорил, что есть нама-киртан, есть лила-киртан (киртан, прославляющий игры Господа), есть рупа-киртан (прославляющий облик, красоту Господа), есть гуна-киртан (киртан, прославляющий Его качества). Из всех этих вещей, какая самая важная? Нама-киртан! Почему нама-киртан самая важная? Да, п.ч. в наме всё остальное есть. В наме есть всё остальное! В Святом Имени есть красота Кришны, в Святом Имени есть Его доброта, в Святом Имени есть все Его лилы, — всё остальное там есть.

И этот киртан, очень важен. Давайте с вами, буквально на несколько минут остановимся на иллюстрациях, которые Рупа Госвами приводит из писаний, для того, чтобы доказать важность киртана. Почему киртан превосходит все остальные формы преданного служения во всех отношениях, и особенно нама-киртан? Давайте вместе повторим стих из Второй песни «Шримад-Бхагаватам» (одиннадцатый стих из первой главы Второй песни). Это один из самых важных стихов в «Шримад-Бхагаватам» в целом. И Шукадева Госвами, отвечая на вопрос Махараджи Парикшита, сначала сформулировал, чем в общем человек должен заниматься, если он хочет избавиться от страха смерти. Он сказал (Бхаг., 2.1.5):

тасмад бхарата сарватма

бхагаван ишваро харих

шротавйах киртитавйаш ча

смартавйаш чеччхатабхайам  Продолжить чтение

Как чувствовать удовлетворенность гуру, когда находишься на расстоянии от них?

Как реализовать свою потребность чувствовать удовлетворенность гуру: дикша и шикша, когда находишься на расстоянии от них?

Если мы четко знаем, что хочет гуру, то мы можем чувствовать, что он доволен нами, даже если мы находимся на расстоянии. Если мы, понятно, что нашему ложному эго хочется, чтобы он сказал: «Молодец, мальчик, или девочка! Я горжусь тобой! Харибол!» Но гораздо важнее это внутреннее ощущение того, что я действительно делаю то, что он хочет, и я соответствую тому, к чему он зовет, к чему он стремится. Это важнее, гораздо важнее. И эта потребность чувствовать то, что мною довольны, на самом деле это, в сущности, потребность, чтобы меня заметили.

И нужно четко разделять одно от другого. Потребность чувствовать, что мной довольны – это нормально, хорошо. Но потребность, чтобы меня просто заметили и как-то оценили – это как-то другое. И человек все что угодно будет делать, чтобы его заметили и оценили. Но если он хорошо понимает то, о чем говорит гуру, то он будет уверен: «Я делаю все то, что нужно и хорошо». Продолжить чтение

2 смысла дополнительных тестов

В последнем «Вестнике» было написано, что кроме основных требований ИСККОН, будут также дополнительные требования для кандидатов в ученики.

Мне не хочется превращать в формальность  отношения, а когда людей становится слишком много, они волей-неволей становятся формальными. Поэтому мне хочется убедиться в том, что ученики, которые становятся учениками, реально хотят стать учениками, и я могу им помочь. Основной принцип, из которого я исхожу, это то, что я действительно могу помочь этому человеку, и он нуждается в моей помощи. Часто, что греха таить, отношения гуру и ученика превращаются в вопрос моды, вопрос престижа, еще чего-то. Мне не хочется выступать в такой роли. Поэтому я ввожу эти новые  правила.

Два смысла есть у этих правил. Первый: Я прекрасно понимаю, что в том, чтобы помогать ученикам, я завишу от других людей, в том числе от каких-то людей на местах, от наставников. И мне надо убедиться в том, что новые ученики смогут принимать помощь от кого-то другого, не только от меня. Это очень важно. Часто люди имеют неправильный менталитет – я признаю своего гуру, никого другого я не признаю. Я не хочу, чтобы таких учеников было много. То есть, чтобы у меня были такие ученики. Мне нужны ученики, которые могут видеть других вайшнавов, признавать других вайшнавов, получать помощь от других вайшнавов. Это один из существенных моментов нашей философии сиддханты. То, что мы должны научиться учиться у других людей, не только у своего духовного учителя, различая то, чему нужно учиться, и то, чему не нужно учиться. Поэтому новые требования предназначены для того, чтобы убедиться или создать некие условия, чтобы приходили те люди, которые признают других вайшнавов, видят других вайшнавов, могут уважать и могут принимать помощь от других вайшнавов, которые находятся рядом.

И второе условие, Продолжить чтение

Способен ли человек полюбить Бога и стать его преданным без знания шастр

Способен ли человек полюбить Бога и стать его преданным без знания шастр?

Способен, безусловно способен. Это не зависит от знания шастр, это зависит только от его общения с тем, у кого есть любовь к Богу. Но, если он действительно получил этот импульс и хочет полюбить Бога, он так же понимает, что Бог раскрывает себя в шастрах и он начинает изучать шастры для того, чтобы полюбить Бога. В принципе, это возможно, но в реальности человек все равно должен изучать шастры. Однако, в начале стоит именно желание полюбить Бога, изучение шастр не стоит у истоков этого. Продолжить чтение

Квалификация мадхйама-адхикари и уттама-адхикари

«Как на практике увидеть, что преданный обладает мадхйама-адхикарам или уттама-адхикарам, познанием и верой»?

Хотел, во-первых сделать очень важное замечание, что на пути рагануги саданы, которую принес Шри Чайтанья Махапрабху, которой мы следуем, хотите верьте, хотите нет, мы, пусть в самых зачаточных формах, но идем этим путем, по крайней мере пытаемся идти этим путем. Определения «мадхйамы» и «уттамы» другие. Квалификация «адхикари» определяется по степени жадности. Не по степени знания шастр, не по крепости веры человека. Это адхикар для вайдхи садана бакти. Вера, священные писания и знания священных писаний. Что касается того, как это все проверить, то проверить совсем не сложно, потому, что Шрила Прабхупада объяснял, что мадхйама-адхикари — это человек, который, если заходит вопрос о шастрах, то он не всегда может найти ответ на какие-то сомнения или контраргументы, но, тем не менее, остается верен шастрам. Если он сталкивается с каким-то атеистом или еще с кем-то, он не всегда может в споре подобрать нужные аргументы или выглядеть достойно, это, тем не менее, не колеблет его веру в отличие от каништхи-адхикари, у которого сомнения легко закладываются внутри. А уттама-адхикари, если заходит речь о шастрах, то он даст ответ на любой вопрос, он знает шастры. И даже, если он чего не знает, он понимает структуру шастр, он понимает какой правильный ответ. Вот собственно и все. Кто может об этом судить, наверное, не все, но в любом случае это видно, это чувствуется. Вера таких людей и того и другого не колеблется, но у одного не колеблется вопреки его не очень совершенному знанию шастр, а у другого благодаря знанию шастр. Продолжить чтение

Отличие смирения от робости и комплекса неполноценности

«Объясните, пожалуйста, чем отличается смирение от робости и комплекса неполноценности?»

Смирение не имеет ничего общего ни с робостью ни с комплексами неполноценности, наоборот, это нечто противоположное. Смирение значит, я не пытаюсь выдать себя за кого-то, я не считаю себя неполноценным, я просто считаю себя слугой, и все что у меня есть я использую для служения Кришне. Комплекс неполноценности это недостаток человека, который чувствует себя неполноценным и пытается показать, что он лучше других, выделится и т.д. Комплекс неполноценности всегда с комплексом превосходства соперничают. Смиренный человек, об этом говорит Санатана Госвами, он наделен всеми добродетелями и при этом он не считает себя выше других, он просто служит. Он использует все то, что у него есть, но в служение не приписывает заслуг себе. Я просто слуга, я служу, вот и все. Я служу очень смело. Шрила Прабхупада, в этом смысле, конечно же был очень не каноническим примером смиренного человека, потому что иногда проявления его внешние не были похожи на смирение. Но нужно понимать, что смирение значит, что я не пытаюсь соперничать с Кришной, я слуга Кришны. Продолжить чтение

Как справиться с критической ситуацией

Вопрос: В спокойной воде все хорошие пловцы (это следующий вопрос от того же самого автора) легче соблюдать садхану, когда вокруг все умиротворено, но если что-то случается, бывает такое чувство, что даже святое имя не может помочь. Какие есть способы справиться с критической ситуацией и не откатиться назад в ежедневной практике.
Любое движение вперёд всегда подразумевает некоторые откаты, потому что движение в этом мире очень редко происходит по прямой. Движение в этом мире, как правило, идёт по спирали. Спираль это, несколько шагов вперёд и потом пару шагов назад и потом опять несколько шагов вперёд. Какой-то откат неизбежен. В сложных ситуациях, которые в частности, вызваны нашими собственными ошибками, человеку иногда нужно закрыться, спрятаться, переосмыслить вещи, которые он делает. Так что не бойтесь этого, сложные ситуации, в конце концов, помогают сделать новый шаг вперёд или новый рывок вперёд, практически невозможно избежать этих вещей. Так что, критические ситуации, если мы при этом помним о Кришне, помогают нам стать сильнее. Продолжить чтение

Закон проявления Бога

Вопрос: Почему Кришна изначально был только у людей, живущих в Индии, чем провинились остальные? Карма так проявляется? Почему Кришна одет как принято в Индии, а не по-другому?
Спасибо большое за этот вопрос, я тоже иногда задавал себе этот вопрос где-то на заре своей практики духовной науки. И ответ на этот вопрос формулирует Господь Брахма в своих молитвах творческой энергии, где он говорит:

твам бхакти-йога-парибхавита-хрит-сароджа
ассе шрутекшита-патхо нану натха пумсам
йад-йад-дхийа та уругайа вибхавайанти
тат-тад-вапух пранайасе сад-ануграхайа (Бхаг. 3.9.11)

Это стих, знаменитый стих из «Шримад-Бхагаватам», где формулируется принцип или закон проявления Бога. Бог проявляет себя так, и в той форме, в какой человек хочет и готов Его увидеть йад-йад-дхийа, какова наша медитация тад-тад-вапух такую форму мы увидим перед собой. И Шрила Джива Госвами делает этот стих основным для понимания принципа, положенного в основу проявления Верховного Господа. Верховный Господь, Бхагаван, мы увидем Его в зависимости от нашего настроения, нашей медитации и так далее. Он проявится, когда сердце наше станет абсолютно чистым, хрид-сароджа оно станет таким же чистым как лотос. И следующее очень важное условие твам бхакти-йога-парибхавита-хрид-сароджа ассе шрутекшита-патхо, когда мы слушаем о Кришне или о Боге шрутекшита мы пытаемся увидеть Его через слушание, через свои уши и сердце наше в результате этого пропитывается бхакти-йогой, твам бхакти-йога-парибхавита. Само по себе это слово парибхавита очень важное слово, бхавита происходит от слова бхавана, бхавана это некий процесс пропитывания. Есть такой аюрведический процесс, когда мы пропитываем нечто. И собственно тут речь идёт об этом, когда сердце пропитывается рассказами о Кришне, в результате этого появляется некая постоянная медитация или дхрува анусмрити как говорит Рамануджа–ачарья постоянное и непрерывное памятование о Боге. А Бог появляется перед нами в том виде, в каком мы медитируем на Него. Он может проявиться перед христианином, и Он естественно не будет выглядеть как Кришна, а будет находиться перед ним в том облике, в каком человек может и готов Его увидеть. Продолжить чтение

Когда преданные уходят и возвращаются

Вопрос: Гуру Махарадж, скажите, пожалуйста, были такие примеры, когда преданные уходили, а потом возвращались?
Были. Все зависит от того, как человек уходит в Гаудия-матх. Я знаю много разных примеров, разных вариантов того, как это происходит. Как правило, человек… ИСККОН – это сложная организация в каком-то смысле, потому что тут все-таки требования гораздо более ясные, четкие с одной стороны, с другой стороны – тут много людей и людей разных самых. Там гораздо более расслабленная атмосфера, требований меньше к людям. Тут у нас вот этот вот идеал, он высокий и это настраивает людей очень требовательно, ожидания большие, мы волей или неволей чувствуем шкурой, что от нас ожидают что-то. Там в этом смысле легче. 4 круга, если можете… Ну, и так далее, там нет каких-то преданных… Если человек уходит, движимый такими соображениями, то конечно он не вернется. Есть другие причины, по которым люди уходят.

То есть, не обязательно люди уходят движимые этими причинами, но иногда люди не находят в ИСККОН чего-то более высокого, они хотят найти нечто более высокое и поэтому они идут куда-то. Я не сторонник этого, но я так же могу понять, потому что иногда слишком большой акцент, который здесь делается на правилах, там, еще на чем-то, а люди ищут чего-то более высокого. Такое тоже может быть, это, скажем так, хороший вариант ухода. Я не говорю, что это правильная вещь, но это по крайней мере мотивация более чистая. Есть люди, которые искренне пытаются чего-то найти, но потом не находят там и понимают, что им лучше было тут. Ниранджана Махарадж мне рассказывал про одного своего ученика, который ушел не то, что в Гаудия-матх, он вообще на Радха-кунду ушел, а потом вернулся к нему, пал ему в ноги и сказал: «Махарадж, я никуда больше от Вас не уйду»! Всякие варианты есть, есть разные варианты. Не надо никого осуждать. Если человек искренне ищет…А если человек неискренний… В каком-то смысле это даже хорошо, потому что иногда если б не было… Ну ладно, не будем об этом думать (смех), но какие-то люди… Легче идти по духовному пути, если рядом идут люди с правильным сознанием. Иногда люди, которым нужно так или иначе себя оправдать, оправдать свои слабости, еще что-то такое, они не понимают, что ум просто обманывает их, что они попались на эту ловушку ума и что они там все ругаются, всем недовольны, и они уходят туда, и думаешь: «Очень хорошо, что он ушел туда, пусть, это же замечательно»! Легче же идти рядом с людьми, которые идут… Так что хорошо, отлично, все хорошо (смех). Кришна все знает. Продолжить чтение