СЛУЖЕНИЕ


Понять себя как душу можно только вне гун материальной природы?

. В «Бхагавад-гите» написано, что только преданное служение дает возможность выйти за пределы гун материальной природы. Это конец четырнадцатой главы. Как я понимаю, преданное служение – это служение Кришне в определенном состоянии сознания. Является ли это единственным способом понять себя как душу? Понять себя как душу можно только вне гун материальной природы.

В конечном счете, да. Другое дело, что человеку очень сложно прыгнуть в это состояние. Есть некий промежуточный период. Мы начинаем наше преданное служение, и в начале оно нечистое. В конце концов, именно преданное служение, энергия преданности, энергия веры, шраддхи может вывести нас за пределы прикованности к гунам материальной природы. Но в начале есть некий промежуточный период, когда мы слышим что-то о том, кто мы, что мы – душа, и мы начинаем практиковать. Мы практикуем это не очень чисто, и у нас еще есть анартхи. В этот момент нам очень важно правильно утвердить свою веру. Бхактивинода Тхакур говорит, что этот шраддха-нама-абахас – это еще не чистое Святое Имя, это пока тень Святого Имени. У нас еще нет понимания неотличия Святого Имени от Самого Кришны, но у нас уже есть этот абхас, и есть шраддха. Я – душа, и именно душа повторяет Святое Имя. У нас нет чистого мотива. Потому что в четырнадцатой главе в этом стихе говорится «авйабхичари-бхакти». Авйабхичари-бхакти – значит чистое бхакти. Чистое бхакти сразу же выводит человека за пределы гун материальной природы. На нашем этапе, если мы повторяем с чистой шраддхой, с правильной шраддхой, которую мы получили из правильного источника, то постепенно-постепенно наше преданное служение становится сильным, и мы начинаем осознавать себя как душу. (далее…)


Как Вам удалось преодолеть свое ложное эго?

Вопрос: как Вам удалось преодолеть свое ложное эго?

Ответ: если б удалось, я бы не сидел перед вами! Но я стараюсь. Стараюсь. И для этого есть один единственный способ. Тут есть много разных аспектов этого, но, в конечном счете, мы должны служить. Мы служим другим, мы стараемся служить другим. Мы не принимаем в расчет хулу и похвалу. Хотя, конечно, хочется, что бы хвалили, ясное дело. Но, несмотря на это мы действуем. И каждое утро мы повторяем мантру. И повторяя мантру, мы медитируем на это. Поэтому Шрила Прабхупада переводил мантру именно таким образом. «О, мой Господь! О, энергия Бога! Пожалуйста, займите меня в служении себе!» Это самая могущественная медитация, которая может быть. Постепенно, постепенно эта медитация она становится, формирует наше «я» должным образом. Так что все возможности у нас есть для этого. Беда в том, что нам не очень этого хочется. И смысл этой лекции только в том, что бы еще раз напомнить всем, что это способ обрести счастье. Что все остальные попытки обрести счастье, они заранее обречены на неудачу. И в следующий раз, когда те же самые грабли ударят вас по лбу, вспомните (не полбу, а по ложному эго) вспомните о том, что я. Может быть, что-то не так делаю. Может быть есть какая-то системная ошибка, в том что я делаю. (далее…)


Как заставить себя служить?

«Пожалуйста, скажите как заставить себя служить преданным и Кришне?» (смех)

Ну, надо сильно испугаться (смех) Потому что, что нас заставляет? Страх только нас заставляет, правильно? Если, преданные скажут: «Если не будешь служить – хуже будет!», то заставите себя служить. Но речь даже не о том, чтобы заставить себя служить, ведь речь о том, как захотеть служить, как почувствовать, что это то, что мне нужно. И для этого есть только одна вещь: мы должны слушать и слушать и слушать тех, кто хочет служить и любит служить и пытаться служить, так или иначе. А заставить только через страх. (далее…)


Воспевание святых имен во время лекций

Вопрос: Скажите, пожалуйста, у нас есть некие ученики, которые считают, что нужно повторять Святое Имя во время лекции. Например, по Бхакти-шастрам. Мне бы хотелось, чтобы они услышали эту запись. Скажите, как правильно к этому относиться? И правильно ли так поступать — повторять Святое Имя во время обучающего процесса?

Гуру Махарадж: Спросите преподавателя, что он думает по этому поводу. Если мы хотим погрузить своё сознание во что-то, а в общем то мы должны хотеть погрузить своё сознание в Святое Имя и в процесс обучения, то не нужно одно с другим мешать. Если мы учимся, то нужно учиться. И это, к сожалению, природа рассеянного ума. Рассеянный ум не любит делать то, что он делает в данный момент, он всё время думает о чём-то другом. Причём, неважно о чём, потому что стоит ему начать делать то, о чём он только что думал, как он будет думать о чём-то другом сразу же. Поэтому, если мы учимся, то нужно учиться. У людей есть это странное понимание — повторять мантру во время учёбы, учиться во время повторения мантры и так далее. Я видел это. Люди повторяют мантру и вдруг начинают что-то читать или изучать. Нет, надо изучать в одно время, а повторять мантру в другое время. Это беда рассеянного ума. Люди сейчас не могут ни на чём сосредоточиться. Даже когда они едят, они не могут сосредоточиться не еде. Им нужно телевизор смотреть, печатать на компьютере что-то, отвечать по телефону.

Прахлада Махарадж сравнивает состояние такого человека с несчастным мужем, у которого пять жён. Приходит домой и каждая жена тянет его в свою сторону. Наши пять чувств имею такую особенность тянуть нас в свои стороны. Я очень хорошо помню сцену на улице одного из южных городов, когда некий человек шёл, он ел какие-то чипсы, курил, разговаривал по телефону, смотрел по сторонам на проходящих женщин и что-то еще он делал, уже не помню, по-моему чесался ещё. Чтобы полный набор был всех радостей жизни. (далее…)


Два условия сотрудничества

Существуют довольно успешные примеры сотрудничества преданных и, в частности, учеников определённых духовных учителей ИСККОН. Они много делают для миссии Шрилы Прабхупады, участвуют в каких-то успешных проектах, программах. Какие из этих уже созданных и работающих примеров и моделей сотрудничества и совместной деятельности, Вы  хотели бы увидеть внедряемыми среди Ваших учеников (помимо всем известной, общины Чоупати в Бомбее)?

Любые, если мы видим какой-то успешный пример сотрудничества, то это значит то, что я бы хотел бы увидеть среди своих учеников. На самом деле форма не так важна. Сотрудничество возникает не в результате формы, а в результате внутренней общности, и в результате того, что у людей одинаковые ценности. Сотрудничество — это состояние, когда люди, с одной стороны, доверяют друг другу, а с другой стороны, у них одинаковые ценности. В сущности это два условия сотрудничества. Мы ценим одно и тоже, нам интересно то, что интересно другим людям, и с другой стороны, мы доверяем. Когда эти два условия выполнены, неважно в результате чего они  выполнены, будет сотрудничество. И когда возникает сотрудничество, это всегда доставляет радость духовному учителю и всем последователям Шрилы Прабхупады. Так что речь не о моделях, речь о понимании сути сотрудничества.

(далее…)


Когда преданное служение становится решением всех трудностей?

Вопрос: Когда преданное служение становится решением всех трудностей?

Ответ: Когда оно становится преданным служением, тогда оно станет решением всех наших проблем. Если это служение по-настоящему, оно устраняет все трудности. Бхактивинода Тхакур говорит, что служением Тебе я воспринимаю, все трудности, с которыми я сталкиваюсь в служении Тебе, как нектар, как амриту, потому что они убивают моих врагов, устраняют проблему во мне.

Встреча с учениками садху-санга 2014
Полную версию вы можете прочитать пройдя по ссылке, а также вы там можете скачать аудиозапись:

(далее…)


Соотношение между преданным служением и садханой

Вопрос: Пожалуйста, объясните, какое соотношение должно быть между практическим преданным служением, чтением книг Шрилы Прабхупады, слушанием лекции и джапой, чему стоит уделить больше внимания?

Ответ: Вопрос из той же самой серии. Все зависит от вас, нет общей формулы, нет рецепта. Как я дал некую формулу, 60% общения с равными. 60 % значит, что я должен стараться сделать так, чтобы мое общение с равными перевешивало все остальное или общение в таком формате, что ли, с другими преданными, когда мы общаемся как равные, как люди, которые сотрудничают, которые действительно, реально, делают что-то вместе, в этом смысл общения с равными. Но это формула.

Что касается этого, то нет универсальной формулы, которая бы работала во всех случаях, потому что это зависит от чего? От уровня человека. Какому-то человеку можно просто заниматься … Как Бхактисиддхантха Сарасвати Тхакур Прабхупада, у него был ученик Акинчана Кришнадас Бабаджи и он все время повторял Святое Имя, наверняка, многие слышали о нем. Бхактибринга Говинда Махарадж любит о нем рассказывать, он хорошо был с ним знаком. Он постоянно – утром, днем, вечером, ночью, никто не знал когда он спит, все время повторял Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе  и при этом он смеялся, у него была особая джапа, в этих словах слышался его смех или его радость. И однажды его духовные братья пожаловались на него Бхактисиддханте Сарасвати, что он ничего не делает, только повторяет Святое Имя днем, ночью, утром, все остальные пашут, моют, убирают, а он только повторяет Святое Имя. Бхактисиддханта Сарасвати сказал: „Если вы найдете еще одного такого человека, который может это сделать…” Он сказал им: „Дайте объявление в газете: Если кто-то готов прийти, поселиться в нашем храме и все время повторять Святое Имя, мы ему предоставим бесплатный ночлег, бесплатный прасад, все бесплатное, лишь бы он пришел и это делал.” Они дали объявление – никто не откликнулся! (смех) Но духовные братья отстали от Акинчаны Кришнадаса Бабаджи и сказали: „Ладно, хорошо, пусть он делает то, что он делает.”

(далее…)


Что такое бхаджана крийа?

Что такое бхаджана-крийа? Служение, правильно. В сущности, бхаджана-крийа – это акт служения. Когда я служу гуру, вайшнавам, ну и Кришне заодно. Я пытаюсь служить. И что такое служение по определению, кто может дать определение служению, мы все занимаемся служением, что такое служение? (повторяет реплики из аудитории) Бескорыстное и непрерывное… Я очень бескорыстно могу ходить туда-сюда и непрерывно это делать и никакой у меня корысти не будет, будет это служением? Правильно, наконец-то: служение – это когда я действую или когда я делаю ради удовлетворения Кришны, вайшнавов и гуру. Когда я своими поступками, своими действиями, своим отношением, своими словами хочу доставить удовольствие гуру, вайшнавам и Кришне. И именно с этого момента начинается настоящее служение. И вот тут-то начинаются настоящие проблемы, потому что люди не привыкли служить, мы не понимаем что значит служить. Мы очень хорошо знаем как действовать ради самого себя, ради своего удовольствия. Но действовать ради удовольствия какого-то другого человека что значит, что подразумевает? Это значит, что я должен определенным образом подстроить свой менталитет; я должен попытаться поменять свое настроение так, чтобы то, что я делаю доставляло не мне удовольствие, а доставляло удовольствие ему. И именно из-за этого, именно в результате этого начинаются проблемы. Я с этим сталкиваюсь периодически. Подходит человек и говорит: дайте мне служение. Я говорю: ну, хорошо, можешь делать это. Нет, этого делать не буду. Ну, может быть это? Нет, никогда, ни за что! Я думаю, ну может быть еще что-то, может тогда это?

(далее…)


Как отследить свои мотивы

ВОПРОС: Гуру Махарадж, скажите, как правильно отследить свои мотивы? Как понять, что правильный мотив проник нам глубоко в сердце, а не остался где-то на уровне ума? Я вообще склонна делать какие-то правильные вещи. Вроде правильно делаю, но я не уверена, что мотив действительно правильный.

 
БВГМ: Дело в том, что мотивы очень сложно поменять. Мотивы – это не такая вещь, которая меняется сознательными усилиями. И хотя мы должны до какой-то степени отдавать себе отчёт в том, что нами движет, одновременно с этим, мы не должны находиться в иллюзии относительно того, что мы сможем волевым усилием поменять свой мотив.

Мотив очищается по мере того, как к человеку приходит духовный опыт. Поэтому нужно просто понять: «Да, вот это мой мотив». Новый мотив появляется, когда у человека появляется вера. Вера – это тоже явление абсолютно, скажем так, таинственное. Вдруг взяла и откуда-то спустилась на нас вера. Эта вера даёт нам очень сильный мотив. Одновременно с этим, какие-то старые мотивы сохраняются. Иногда мы продолжаем действовать, и мы думаем, что мы движимы этим мотивом, но к нашим действиям примешиваются какие-то посторонние мотивы. Это совершенно неизбежная вещь. Нужно просто уповать на то, что мотивы по мере очищения и духовной практики будут очищаться. Очень важно на сознательном уровне понимать, что мне не нужны все эти вещи.
У Андрея Вознесенского есть стихи про правильный мотив, про желание заниматься санкиртаной: «Ни славы, и ни коровы, Ни тяжкой короны земной — Пошли мне, Господь, второго, Чтоб вытянул петь со мной». По крайней мере, ни славы, ни коровы. Хотя насчёт коровы можно подумать. Насчёт жалкой короны людской точно ничего хорошего нет. Насчёт того, что пошли мне Господь второго, – важно.

(далее…)


Повторение святого имени — служение гуру

 

Вопрос: Вы говорили, что духовный учитель должен быть «заказчиком» для ученика и главное наставление, которое дает гуру – это повторять святое имя в настроении служения… скажите подробнее, как это понимать?

БВГ: Слышали, да? Как повторять святое имя исходя из того, или из понимания того, что это служение духовному учителю?

Ответ: Все очень просто. Если мы внутренне понимаем, что мы слуга, то все то, что мы делаем, мы будем делать в настроении служения. Не то, что мы – пока мы повторяем, мы слуга, и нам нужно настроить себя, и нужно как-то вот… Изначально нужно настроиться на то, что я слуга, тогда все, что я делаю, я делаю, я буду делать как служение, вот и все.Если я не настроен, у меня настроение наслаждающегося, я буду повторять святое имя и все время думать – когда же наслаждение-то придет, что-то не приходит, может чем-то другим заняться, может какой-то более эффективной деятельностью заняться? То есть еще раз: суть не в том, чтобы эту конкретную деятельность делать как служение, а в том, чтобы стать слугой, чтобы эго свое сформировать правильно.

(далее…)