Нама-таттва


Повторять джапу сердцем

Вопрос: Вы говорили на Алтайском ретрите, что джапу нужно повторять сердцем. Я много думала об этом и плохо понимаю как это сердцем?

БВГМ: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Душа находится в сердце и в принципе с помощью небольшой интроспекции, пытаясь заглянуть внутрь, мы можем обнаружить, что центр сознания он находится тут. Не зря именно сердце больше всего страдает, когда человек испытывает сильные эмоции. Именно сердце поражается, когда какие-то сильные эмоции подавлены и не находят выхода ну и так далее. Душа находится в сердце. И когда кто-то, например, очень злые, несправедливые слова выпускает в нас, они ударяют в сердце, прямо туда, в центр нашего сознания. И очень легко можно, опять же, при некотором самонаблюдении, почувствовать эту связь между сердцем и умом. То, что ум это некая машина, которая работает на энергии исходящей из энергии сознания, которая, в конце концов, исходит из сердца.

И мысли, которые протекают в нашем уме, они гораздо более поверхностные, чем вот этот вот уровень сознания, который определяется как сердце. Словом сердце, часто переводится санскритское слово чита. И для чита нет аналогов, но чита в русском языке, можно сказать, что это подсознание и ещё что-то такое. Но, в общем-то, чита, это некое, первый материальный элемент, которым душа пользуется для того, чтобы проявить сознание в этом мире. И ум, он появляется только потом, сначала проявляется чита и потом появляется аханкара, как результат или чувство своей отдельности, особенности. Отделенности от всего, как некий эволют, материальные элементы, появляющиеся из гуны невежества. И только потом из этой аханкара природа, которой невежество, появляется материальный ум, разум, чувства и весь остальной сенсорный аппарат, который у нас есть. Чита появляется до этого, и чита порождение гуны благости, то есть это самый тонкий материальный элемент, практически самый тонкий материальный элемент, если не считать гун материальной природы. Материальный инструмент, через который душа здесь проявляет своё сознание. (далее…)


Настроение воспевания святого имени после посвящения

«Различается ли настроение при воспевании Святого имени до посвящения и после?»
У вас есть посвящение или нет? (смеется)

Дикша по идее должна поменять настроение, но одновременно с этим, нужно понимать что дикша – это процесс растянутый во времени, что мгновенно ничего не происходит. Иногда человек может сразу же поменять, такие случаи тоже были. Что-то перещёлкивается внутри, т.е. какие-то изменения копились и, в конце концов, эти изменения привели к качественному скачку. Человек начинает понимать, он начинает понимать свою ответственность, он понимает, что он несет, что он получил. У других людей сильных перемен нет, но по идее должны быть, потому, что дикша означает другое понимание своего я. (далее…)


Воспевание святых имен во время лекций

Вопрос: Скажите, пожалуйста, у нас есть некие ученики, которые считают, что нужно повторять Святое Имя во время лекции. Например, по Бхакти-шастрам. Мне бы хотелось, чтобы они услышали эту запись. Скажите, как правильно к этому относиться? И правильно ли так поступать — повторять Святое Имя во время обучающего процесса?

Гуру Махарадж: Спросите преподавателя, что он думает по этому поводу. Если мы хотим погрузить своё сознание во что-то, а в общем то мы должны хотеть погрузить своё сознание в Святое Имя и в процесс обучения, то не нужно одно с другим мешать. Если мы учимся, то нужно учиться. И это, к сожалению, природа рассеянного ума. Рассеянный ум не любит делать то, что он делает в данный момент, он всё время думает о чём-то другом. Причём, неважно о чём, потому что стоит ему начать делать то, о чём он только что думал, как он будет думать о чём-то другом сразу же. Поэтому, если мы учимся, то нужно учиться. У людей есть это странное понимание — повторять мантру во время учёбы, учиться во время повторения мантры и так далее. Я видел это. Люди повторяют мантру и вдруг начинают что-то читать или изучать. Нет, надо изучать в одно время, а повторять мантру в другое время. Это беда рассеянного ума. Люди сейчас не могут ни на чём сосредоточиться. Даже когда они едят, они не могут сосредоточиться не еде. Им нужно телевизор смотреть, печатать на компьютере что-то, отвечать по телефону.

Прахлада Махарадж сравнивает состояние такого человека с несчастным мужем, у которого пять жён. Приходит домой и каждая жена тянет его в свою сторону. Наши пять чувств имею такую особенность тянуть нас в свои стороны. Я очень хорошо помню сцену на улице одного из южных городов, когда некий человек шёл, он ел какие-то чипсы, курил, разговаривал по телефону, смотрел по сторонам на проходящих женщин и что-то еще он делал, уже не помню, по-моему чесался ещё. Чтобы полный набор был всех радостей жизни. (далее…)


Повторение кругов за других людей

Вопрос: Гуру Махарадж! Можно повторять круги за кого-то? За родных, за детей, за благо людей?

Гуру Махарадж: Можно. Но это не совсем бхакти в чистом виде. Это скорее так, если анализировать философски, это скорее карма-мишра-бхакти, какая-то или бхакти-мишра-карма.

В философии  кармы там вот это очень чётко работает. В ведической культуре там можно делать за кого угодно всё, что угодно. И таким образом улучшать карму, помогать.

Бхакти немножко на другой основе базируется. И основа бхакти в том, что мы для Кришны повторяем круги. За кого-то значит, что есть некий ритуал, чтобы ему было лучше. И в этом ничего дурного нет, но нужно просто понимать, что это не совсем чистая бхакти. И, строго говоря, мы принесём человеку больше пользы, если мы будем повторять круги не за него, а для Кришны и одновременно с этим ну как-то помогать, пусть даже  мысленно и молиться просто за него. Поэтому лучше повторять круги для удовольствия Кришны и желать добра всем нашим родственникам, помогать им как-то. Это будет более эффективно. (далее…)


Задачи Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами для учеников на 2016 год

Враджа-валлабха дас: Харе Кришна. Мы сегодня встречались днём, и мы читали и немножко обсуждали те задачи, тот план, которые Вы поставили себе на год, и в котором Вы может, видите своих учеников, которые Вы бы хотели, чтобы ученики Вам помогли в служении Шриле Прабхупаде. И тут приехали преданные из Ростова, из Сочи, из Новороссийска, из Анапы, из Краснодара. И сейчас преданные подумают уже – кто-то уже на что-то вдохновился, как Вам послужить. Мы бы хотели от Вас услышать по тому, что Вы писали, на сколько это для Вас важно. Хотели бы Вам помочь.

Гуру Махарадж: Спасибо большое. Харе Кришна. Для меня это в высшей степени очень важно. Я очень радуюсь успехам своих учеников. Я нахожусь в таком этапе своей жизни, когда я больше радуюсь тому, что делают другие.
Я выделил там три сферы, в которых я вижу свой вклад, я очень ценю вклад своих учеников. Разумеется, какие-то другие сферы тоже важны, не нужно ими пренебрегать, но эти три сферы ближе всего мне лично.
Первая сфера – это всё то, что касается улучшения репутации ИСККОН. И тут каждый может внести какой-то свой вклад, даже поучаствовать в каком-то форуме в интернете или достойно представив это какими-то статьями в сознании Кришны.
Эта удивительная философия и культура, но, к сожалению, из-за репутации, которая по тем или иным причинам и не без нашего вклада когда-то сложилась в общества, составляет препятствие для людей даже соприкоснувшись с этим. И это очень большая трагедия. Есть много людей, которым нужна эта культура. Мы не за то, чтобы обращать людей в свою веру. Абсолютно никому это не нужно. Но мы знаем точно на своём опыте, что соприкосновение с этой культурой может сделать человека более гармоничным, более счастливым, дать ему более глубокое понимание смысла жизни. И мы хотим это дать людям, но, к сожалению, репутация наша не самая лучшая, в которую внесли вклад мы с вами и наши враги, — она мешает этому. Поэтому преданный должен сражаться за достоинство движения Шрилы Прабхупады, делать это очень хорошо, с большим достоинством, без фанатизма. Если кто-то может так или иначе это делать, а в принципе каждый может каждый делать это на каком-то своём уровне, то это уже великое благо, если мы будем держать это в уме. И в связи с этим, конечно же, всевозможные формы проповеди, такие как распространение книг или какие-то публичные программы — они вносят вклад в это. (далее…)


Возможно ли достичь уровня «нама-абаса» ведя греховный образ жизни?

Аджамила достиг (смех) ведя греховный образ жизни. Ведя греховный образ жизни можно достичь, ведя оскорбительный образ жизни нельзя достичь. Есть разница между одним и другим и я описывал это в начале. И разница заключается в том, что, когда я сознательно нарушаю указания шастр, понимая, что это слова Бога, то это становится оскорблением, и в этом случае уровня нама-абаса достичь нельзя. Если я сознательно стараюсь избегать оскорблений, но иногда по слабости оступаюсь, то это не проблема. (далее…)


Соотношение между преданным служением и садханой

Вопрос: Пожалуйста, объясните, какое соотношение должно быть между практическим преданным служением, чтением книг Шрилы Прабхупады, слушанием лекции и джапой, чему стоит уделить больше внимания?

Ответ: Вопрос из той же самой серии. Все зависит от вас, нет общей формулы, нет рецепта. Как я дал некую формулу, 60% общения с равными. 60 % значит, что я должен стараться сделать так, чтобы мое общение с равными перевешивало все остальное или общение в таком формате, что ли, с другими преданными, когда мы общаемся как равные, как люди, которые сотрудничают, которые действительно, реально, делают что-то вместе, в этом смысл общения с равными. Но это формула.

Что касается этого, то нет универсальной формулы, которая бы работала во всех случаях, потому что это зависит от чего? От уровня человека. Какому-то человеку можно просто заниматься … Как Бхактисиддхантха Сарасвати Тхакур Прабхупада, у него был ученик Акинчана Кришнадас Бабаджи и он все время повторял Святое Имя, наверняка, многие слышали о нем. Бхактибринга Говинда Махарадж любит о нем рассказывать, он хорошо был с ним знаком. Он постоянно – утром, днем, вечером, ночью, никто не знал когда он спит, все время повторял Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе  и при этом он смеялся, у него была особая джапа, в этих словах слышался его смех или его радость. И однажды его духовные братья пожаловались на него Бхактисиддханте Сарасвати, что он ничего не делает, только повторяет Святое Имя днем, ночью, утром, все остальные пашут, моют, убирают, а он только повторяет Святое Имя. Бхактисиддханта Сарасвати сказал: „Если вы найдете еще одного такого человека, который может это сделать…” Он сказал им: „Дайте объявление в газете: Если кто-то готов прийти, поселиться в нашем храме и все время повторять Святое Имя, мы ему предоставим бесплатный ночлег, бесплатный прасад, все бесплатное, лишь бы он пришел и это делал.” Они дали объявление – никто не откликнулся! (смех) Но духовные братья отстали от Акинчаны Кришнадаса Бабаджи и сказали: „Ладно, хорошо, пусть он делает то, что он делает.”

(далее…)


Как правильно возносить молитвы

Вопрос: Как лучше молиться Богу, я текст на санскрите не очень понимаю, могу — ли я в молитвах обращаться к Богу своими словами. У меня так от сердца лучше получается, или Он таким образом не услышит меня и нужно обязательно на санскрите?

Ответ: Нет, конечно. Кришна ─ это одно из Его качеств ─ понимает иностранные языки. Он знает не только санскрит. Он знает все языки. Он слышит нас, обращайтесь, как хотите. В авторитетных молитвах есть своя прелесть, когда вы поймете и почувствуете их, можно обращаться с ними, но до этих пор лучше обращаться, пусть неуклюже, но искренне на своем языке.

(далее…)


Последствия повторения 64 кругов

ВОПРОС: Когда повторяешь шестьдесят четыре круга, уходит зависимость от гун, но приходит безразличие к окружающим. Почему так происходит? Что делать, чтобы развить сострадание, а не безразличие?

 
БВГМ: Бхактивинода Тхакур говорит, что сострадание – это та же самая любовь к Богу. По тому, сколько у нас есть сострадания по отношению к окружающим, можно судить, насколько у нас развита любовь к Богу. Если у нас нет сострадания – значит, у нас нет любви. Повторение шестидесяти четырёх кругов может быть некой имперсональной медитацией, когда я стремлюсь получить освобождение. Безразличие – это состояние мукти. Можно повторять шестьдесят четыре круга мукти-намы. Можно повторять шестьдесят четыре круга бхукти-намы. Можно повторять шестьдесят четыре круга према-намы, или бхакти-намы. Поэтому это состояние – всего лишь навсего состояние мукти, или состояние свободы, мокши, свободы от страданий. Видимо само настроение не совсем правильное.

(далее…)


Повторение святого имени — служение гуру

Вопрос: Вы говорили, что духовный учитель должен быть «заказчиком» для ученика и главное наставление, которое дает гуру – это повторять святое имя в настроении служения… скажите подробнее, как это понимать?

БВГ: Слышали, да? Как повторять святое имя исходя из того, или из понимания того, что это служение духовному учителю?

Ответ: Все очень просто. Если мы внутренне понимаем, что мы слуга, то все то, что мы делаем, мы будем делать в настроении служения. Не то, что мы – пока мы повторяем, мы слуга, и нам нужно настроить себя, и нужно как-то вот… Изначально нужно настроиться на то, что я слуга, тогда все, что я делаю, я делаю, я буду делать как служение, вот и все. Если я не настроен, у меня настроение наслаждающегося, я буду повторять святое имя и все время думать – когда же наслаждение-то придет, что-то не приходит, может чем-то другим заняться, может какой-то более эффективной деятельностью заняться? То есть еще раз: суть не в том, чтобы эту конкретную деятельность делать как служение, а в том, чтобы стать слугой, чтобы эго свое сформировать правильно.

Встреча с учениками 25.04.2015