Как вернуть вкус к повторению святого имени


ВОПРОС: Из-за повседневных дел, работы по дому ушёл вкус повторения святых имён. Как его вернуть?

БВГМ: Хороший вопрос, спасибо большое за этот вопрос. Буквально недавно я в Санкт-Петербурге давал лекцию, где говорил об этом. Бхактивинода Тхакур тоже объясняет этот момент. Время циклично, чтобы помочь нам пользоваться этим временем для восстановления вкуса… Вкус будет уходить, к сожалению, это неизбежная вещь, потому что мы вольно или невольно совершаем какие-то оскорбления других людей, потому что утрачивается какая-то свежесть и новизна повторения святого имени, превращается в рутину, многие-многие причины, но в основном, конечно же, оскорбления. Чтобы восстановить этот вкус, нужно пользоваться временем. Реально это значит, что мы должны выбирать какие-то дни, которые будут у нас как дни для генеральной уборки. Мы все знаем, что если мы хотим, чтобы в доме был порядок, мало просто ежедневно наводить какую-то рутинную уборку, чуть-чуть убирать пыль, или ещё что-то такое. В каком-то смысле, наше ежедневное повторение джапы – это ежедневное протирание пыли дома.

Но даже если ежедневно протирать пыль, всё равно накапливается грязь в каких-то далёких углах, и чтобы бороться с этим, чтобы опять навести чистоту, порядок и восстановить гуну-благости в своём доме, нужно периодически проводить генеральную уборку, когда всё переворачивается вверх дном, когда мы достигаем самых отдалённых уголков нашего дома, когда мы выметаем пыль откуда только можно. Такими днями, по определению, должны быть дни экадаши или какие-то праздничные дни. Идеально, если делать это раз в две недели на экадаши, когда мы полностью сосредотачиваемся на святом имени, откладываем все остальные дела. Можно себя именно таким образом подготовить к этому. Экадаши – это день, для того чтобы я навёл генеральную уборку в своём уме, для того чтобы я полностью погрузился в святое имя. В идеале в этот день, конечно же, лучше ничего не есть, если это не слишком отнимает наше сознание, не слишком мешает нам, если мы можем ничего не есть и сосредоточиться на святом имени, на священных писаниях, на каком-то служении, то это самое лучшее.

Люди будут чувствовать себя обновлёнными. Как любой человек после генеральной уборки чувствует свежесть в доме, как человек, который прошёл какую-то очистку, очищение печени, ещё чего-то, чувствует лёгкость в теле, точно так же преданный, который воспользовался этим особым временем, особым днём, экадаши, и интенсивно погрузился в святое имя, в киртан, в какую-то духовную деятельность, будет чувствовать себя обновлённым, будет чувствовать, что его духовная жизнь получила новое дыхание, что он начал свою духовную жизнь сначала. То есть это самое железное правило. Собственно, экадаши существуют для этого, праздничные дни существуют для этого, такие как Джанмаштами или дни явления каких-то воплощений Господа, когда мы полностью погружаемся в это: общаемся с преданными, получаем какой-то новый вкус в киртане, в общении, ещё в чём-то. Поэтому, пожалуйста, пользуйтесь возможностью, которую Сам Кришна дал. Для этого Он сделал день экадаши, особую титхи, которая помогает человеку получить вкус легче и восстановить вкус, который ушёл.

Ещё, пожалуй, несколько вещей, потому что само по себе повторение святого имени является одной из самых важных форм в нашей духовной практике, если не самой важной формой. Самой важной, естественно, является киртан, но индивидуальное повторение тоже очень важная форма. Я рассказывал несколько раз о том, что мне рассказывал один человек, повторяющий святое имя по много-много лакхов в день, по два, по три лакха в день. Он объяснял, что ум нужно зажать в треугольник. Что любая вещь, если мы сосредотачиваемся на ней, начинает приносить радость. Так устроен наш ум, но в то же самое время, ум не любит сосредотачиваться, он любит рассеиваться, размазываться. Этот вайшнав — его зовут Анируддха прабху, он уже очень старенький – рассказал мне о треугольнике, в который нужно заключить свой ум. У треугольника три стороны – это минимальная замкнутая фигура. Три стороны в данном случае – это, с одной стороны, звук святого имени, когда мы стараемся концентрироваться, с другой стороны, эмоция, а с третьей стороны, некая сосредоточенность или скорость. Если мы одновременно следим или стараемся следить за тем, чтобы три этих вещи были у нас, то повторение святого имени будет приносить очень большое внутреннее удовлетворение. Что это реально значит?

Реально это означает три вещи. С одной стороны, мы стараемся слушать звук, это понятно, Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе. С другой стороны, мы пытаемся произносить мантру достаточно быстро, не растягиваем это, не делаем каких-то пауз. Мы конкретно стараемся уложиться в определённое время, и в этом нет ровным счётом ничего дурного, потому что люди, повторяющие мантру по много-много-много кругов в день, должны укладываться, у них должна быть очень большая сосредоточенность. Можно даже обманывать свой ум, назначать своему уму какое-то время, к которому мы должны закончить шестнадцать кругов, тогда у нас будет должная спринтерская скорость, чтобы мы закончили мантру. Это обеспечивает определённый уровень концентрации.Третий момент, пожалуй самый сложный для объяснения – это, собственно, эмоция. Шрила Прабхупада объяснял, каким образом, с какой эмоцией нужно повторять святое имя — как ребёнок, который зовёт свою мать.

Бхактивинода Тхакур написал целую книгу «Бхаджана-рахасйа», где он, комментируя стихи «Шикшаштаки» объясняет, что повторять святое имя нужно в разном настроении, в соответствии с тем или иным стихом «Шикшаштаки». Каждый стих «Шикшаштаки» несёт в себе определённое настроение. Первый стих – это настроение веры, энтузиазма, когда мы говорим: «Да, да, это путь, по которому я приду, это путь, который меня в конце концов приведёт». И он приводит целую серию стихов-медитаций на этот стих «Шикшаштаки». Если мы будем смотреть эти стихи, мы будем чувствовать, каким образом наша уверенность увеличивается, это даст эмоцию. Второй стих «Шикшаштаки» – это эмоция скорби, сокрушения о том, что у меня нет вкуса. Третий стих «Шикшаштаки» – это эмоция смирения и так далее. Собственно, может и не стоит идти сильно дальше третьего стиха «Шикшаштаки», а для начала попрактиковаться с тем, чтобы эта эмоция или объяснение этой эмоции, или расширение этой эмоции, которая содержится в этих стихах «Бхаджана-рахасйи», в комментарии Бхактивиноды Тхакура на эти стихи «Шикшаштаки», чтобы мы держали это в уме.Общее настроение, эмоциональная сосредоточенность и реальное слушание звука святого имени — если три этих вещи держать, то ум не сможет никуда уйти, он будет как бы зажат в этот треугольник, и в конце концов получит очень большое удовлетворение. По крайней мере, можете попробовать этот, реально работающий метод.

Вебинар для Южного региона 01.02.2014

Похожие записи