Садхана


Понять себя как душу можно только вне гун материальной природы?

. В «Бхагавад-гите» написано, что только преданное служение дает возможность выйти за пределы гун материальной природы. Это конец четырнадцатой главы. Как я понимаю, преданное служение – это служение Кришне в определенном состоянии сознания. Является ли это единственным способом понять себя как душу? Понять себя как душу можно только вне гун материальной природы.

В конечном счете, да. Другое дело, что человеку очень сложно прыгнуть в это состояние. Есть некий промежуточный период. Мы начинаем наше преданное служение, и в начале оно нечистое. В конце концов, именно преданное служение, энергия преданности, энергия веры, шраддхи может вывести нас за пределы прикованности к гунам материальной природы. Но в начале есть некий промежуточный период, когда мы слышим что-то о том, кто мы, что мы – душа, и мы начинаем практиковать. Мы практикуем это не очень чисто, и у нас еще есть анартхи. В этот момент нам очень важно правильно утвердить свою веру. Бхактивинода Тхакур говорит, что этот шраддха-нама-абахас – это еще не чистое Святое Имя, это пока тень Святого Имени. У нас еще нет понимания неотличия Святого Имени от Самого Кришны, но у нас уже есть этот абхас, и есть шраддха. Я – душа, и именно душа повторяет Святое Имя. У нас нет чистого мотива. Потому что в четырнадцатой главе в этом стихе говорится «авйабхичари-бхакти». Авйабхичари-бхакти – значит чистое бхакти. Чистое бхакти сразу же выводит человека за пределы гун материальной природы. На нашем этапе, если мы повторяем с чистой шраддхой, с правильной шраддхой, которую мы получили из правильного источника, то постепенно-постепенно наше преданное служение становится сильным, и мы начинаем осознавать себя как душу. (далее…)


Зачем заучивать шлоки на память? Что это дает, кроме тренировки памяти и возможности блеснуть ученостью в проповеди?

Спасибо большое за этот вопрос. На самом деле, это очень важный аспект нашей практики. Потому что шлоки – это сутры, они содержат нашу философию в концентрированной форме. Когда мы заучиваем шлоки наизусть, повторяем их, мы можем медитировать на них. Эта медитация, особенно если мы знаем значение санскритских слов, позволяет нам понять оттенки смысла. По сути дела, комментарии Шрилы Прабхупады не что иное, как его медитация на шлоки «Бхагавад-гиты». Он учит нас, как медитировать, как размышлять над этими шлоками. Мадан-Мохан прабху рассказывал мне интересную историю. Он учился в школе Гопипаранадханы прабху, изучал санскрит. Традиционный метод изучения санскрита – это запоминание наизусть сутр. Он говорил, что в какой-то момент, когда накопилось достаточное количество сутр, произошло чудо: знание языка, которое до этого было механическим, частичным, приобрело другое качество, язык зажил внутри.

Когда количество сутр, выученных наизусть, достигло определенной критической массы. То же самое происходит с человеком, который учит шлоки наизусть. В какой-то момент меняется его операционная система, меняются его ценности, меняются его представления. Он начинает смотреть на этот мир сквозь призму шастр. Очень хороший пример из жизни Шрилы Прабхупады, когда страшное, трагическое событие произошло в его жизни, когда он практически обнищал, лишился всего, когда сгорел его склад, когда недобросовестные рабочие растащили все его имущество. Его ответной реакцией было то, что он прочитал шлоку из «Шримад-Бхагаватам». Представьте себе, как было бы здорово, если бы на каждое событие нашей жизни мы произносили какую-то шлоку из «Шримад-Бхагаватам», а не просто поддавались неким спонтанным, кармическим эмоциональным реакциям, которые возникают в нашем уме. (далее…)


Соотношение между преданным служением и садханой

Вопрос: Пожалуйста, объясните, какое соотношение должно быть между практическим преданным служением, чтением книг Шрилы Прабхупады, слушанием лекции и джапой, чему стоит уделить больше внимания?

Ответ: Вопрос из той же самой серии. Все зависит от вас, нет общей формулы, нет рецепта. Как я дал некую формулу, 60% общения с равными. 60 % значит, что я должен стараться сделать так, чтобы мое общение с равными перевешивало все остальное или общение в таком формате, что ли, с другими преданными, когда мы общаемся как равные, как люди, которые сотрудничают, которые действительно, реально, делают что-то вместе, в этом смысл общения с равными. Но это формула.

Что касается этого, то нет универсальной формулы, которая бы работала во всех случаях, потому что это зависит от чего? От уровня человека. Какому-то человеку можно просто заниматься … Как Бхактисиддхантха Сарасвати Тхакур Прабхупада, у него был ученик Акинчана Кришнадас Бабаджи и он все время повторял Святое Имя, наверняка, многие слышали о нем. Бхактибринга Говинда Махарадж любит о нем рассказывать, он хорошо был с ним знаком. Он постоянно – утром, днем, вечером, ночью, никто не знал когда он спит, все время повторял Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе  и при этом он смеялся, у него была особая джапа, в этих словах слышался его смех или его радость. И однажды его духовные братья пожаловались на него Бхактисиддханте Сарасвати, что он ничего не делает, только повторяет Святое Имя днем, ночью, утром, все остальные пашут, моют, убирают, а он только повторяет Святое Имя. Бхактисиддханта Сарасвати сказал: „Если вы найдете еще одного такого человека, который может это сделать…” Он сказал им: „Дайте объявление в газете: Если кто-то готов прийти, поселиться в нашем храме и все время повторять Святое Имя, мы ему предоставим бесплатный ночлег, бесплатный прасад, все бесплатное, лишь бы он пришел и это делал.” Они дали объявление – никто не откликнулся! (смех) Но духовные братья отстали от Акинчаны Кришнадаса Бабаджи и сказали: „Ладно, хорошо, пусть он делает то, что он делает.”

(далее…)


Благословения на садхану

Благословите нас, пожалуйста. Чтобы мы, ваши ученики могли вовремя вставать и заниматься духовной практикой в утренние часы. Дайте, пожалуйста, совет как делать это стабильно?

Ответ: Хорошо, я дам совет. Мои благословения всегда с вами. Первое, что я могу сказать, это то, чтобы вставать рано утром, надо рано вечером ложиться. Очень важно чтобы каждый человек высыпался, как следует. Каким образом понять, сколько нам нужно спать? Очень часто можно слышать какие – то стандартные ответы, даже Шрила Прабхупада пишет ─ 6 часов, если больше 6 часов…Но нужно понимать, что это, всего лишь навсего, ориентировочная цифра. Некоторым людям нужно спать больше. Когда человек болен, ему нужно спать больше по конституции, когда люди например худые, они должны спать больше, старым людям нужно спать больше, детям нужно спать больше, поэтому это очень широкий спектр. Нужно высыпаться как следует, ложиться рано, тогда мы будем вставать рано. Если мы не выспались, то как можно встать рано и потом целый день ходить разбитыми, никакого толку от этого нет.Еще один конкретный совет, как узнать достаточно ли мы выспались или нет? Это очень просто ─ если мы целый день сонные, значит мы не выспались и нужно взять и немножко еще, чуть – чуть поспать днем. Если мы бодрые, то значит мы выспались. Если мы сонные, а это также может означать, что мы слишком много спим, это тоже может быть проявлением чрезмерного, избыточного сна.Еще один совет: очень многое зависит от того, насколько крепко мы спим.

(далее…)


О связи садханы и санги

Проживая постоянно с преданными в храме, сталкиваешься с постоянным общением. Как выполняющий служение старшего, необходимо откладывать свои дела при обращении кого-то ко мне. При этом жертвуя своей садханой, изучением книг и так  далее. Ведь наставник должен все внимание отдать вопрошающему, поддержать, помочь. Как же быть с необходимостью ежедневного чтения. Аналогичная вещь с повторением большего количества кругов. Нужно раньше ложиться, чтобы раньше встать, либо покидать сангу преданных, так как нужно повторять больше кругов. 

Все очень просто. Нужно очень четко разделить по времени то, что мы делаем. У нас есть целый день, когда мы можем помогать другим, когда можем поддерживать, выслушивать. У нас есть утро, которое мы должны провести с Богом. У нас  есть вечер, когда мы должны читать книги. И это не мнее важно, чтобы иметь возможность помогать другим, воодушевлять других. Нужно очень четко зафиксировать в своей садхане утреннее время, когда мы повторяем круги, вечернее время, когда мы читаем книги, когда мы ложимся раньше спать, чтобы раньше встать. И 6-7 часов общения вполне достаточно для того, чтобы помочь всем, кому только нужно и больше.Страдает это желание единства и общения в санге. Нет, не страдает. Надо понимать, что и то и другое важно, и выделять время конкретно для общения и для своей садханы.

(далее…)


Баланс между памятованием и деятельностью

Скажите как практически совместить памятование о Кришне с деятельностью, это реально на начальных этапах, или стоит начинать с каких то мелких, но постоянных шагов? 

Говорится, что есть две вещи, Кришна объясняет это: мам анусмара йудхйа ча — помни обо Мне и одновременно сражайся, майи арпита — мано — буддхир  — принеси Мне майи арпита  манаха свой ум и буддхи свой разум. Когда мы занимаемся духовной практикой, то мы активно думаем о Кришне. Когда мы занимаемся каким-то реальным практическим служением, и это служение требует от нас максимальной концентрации, погружения в него, то необязательно активно думать о Кришне, достаточно изначально понять, что я слуга Кришны, я делаю это для Кришны. И тогда это дело будет приравниваться к памятованию. Если мы понимаем, что мы слуги Кришны, что мы инструменты в Его руках, что Кришна субъект, а мы объекты, то тогда не трудно будет помнить о Кришне даже, когда мы действуем.

(далее…)


«Я не могу следовать» садхане?!

Вот уже 5 лет я нахожусь в обществе преданных, и 4 года как у меня появилась желание (цель) стать вашим учеником, но мои попытки следовать не увенчались успехом. Я не могу следовать регулярно принципам, садхане, раннему подъёму, повторению джапы, чтению Бхагаватам…. Не говоря и о другом…понимаю что мне ничего не светит на духовном пути, все же как мне быть?….

Прежде всего нужно избавится от этого «я не могу». Любой человек может. Вы можете, любой человек может. И нужно сказать себе: «Я могу». Нужно также настроиться на долгую борьбу, потому что от слова «я могу» до слова «у меня все получается»  лежит достаточно долгий путь. И надо настроиться на длительную кропотливую борьбу, переределывать свои привычки, получать вкус в своих привычках. Совет, который я даю, — это хороший инструмент,  необязательно пользоваться им, но это сто процентно работающий инструмент. Просто начать вести небольшую таблицу. Взять одну или две привычки, которые нужно переписать в себе, программы, которые нужно удалить и заменить новыми программами и  начать их переписывать, просто отмечая во сколько мы встали.

(далее…)


Баланс между чтением книг Шрилы Прабхупады и других книг

Каков должен быть баланс между чтением книг Шрилы Прабхупады и чтением Ваших книг, или книг других духовных учителей ИСККОН?

И касательно баланса Ваших лекций и лекций других старших преданных (в записи), особенно, если время не позволяет слушать по 2 лекции в день

Читайте в основном книги Шрилы Прабхупады. Книги Шрилы Прабхупады — это наш хлеб, все остальное — специи. Можно читать какие-то другие книги, которые нас вдохновляют, и главное побуждают к размышлению, заставляют погрузиться внутрь. Я бы сказал так, что это главный критерий выбора  книги. Книга, которая пробуждает нас к мысли возвышенной, которая заставляет нас думать о Кришне, которая открывает нам что-то в этом мире и помогает глубже погрузиться во внутренне состояние — это те  книги, которые нужно читать помимо книг Шрилы Прабхупады. Относительно баланса моих лекций  и лекций других страших преданных. Пожалуйста, слушайте других. Особенно поначалу нужно слушать многих, но, в конце концов, это мой вам совет, это мой собственый опыт. У вас появятся 2 максимум 3 человека, которых вы будете слушать постоянно, потому что вы будете понимать, что именно от них вы получаете какое-то питание в сознании Кришны. Послушайте, а потом остановитесь на 2-3 людях, котрых вы будете слушать регулярно.

 

Вэбдаршан 14.04.2015г.

http://saranagati.ru/darshans/2014-05-15-12-19-24/1776—14042015.html