о проповедовании

ВОПРОС: Как правильно проповедовать, если есть две крайности — с одной стороны уровень человека, а с другой стороны надо чисто послание донести и иногда приходится косвенно?

БВГ: Мы можем говорить о косвенных вещах, но при этом никогда не должны делать так, чтобы косвенные вещи заслонили от человека истинную цель.

Потому что тогда: джугупситам дхарма-крте ‘нушасатах    свабхава-рактасйа махан вйатикрамах (ШБ 1.5.15). Махан вйатикрамах значит — это большое, огромное нарушение, ты сделал что-то в высшей степени неправильное, потому что ты под предлогом дхармы заслонил от людей высшую цель. Если мы пытаемся выстроить все это, мы даем людям дхарму, или правильные обязанности, даем людям саттву, саттва-гуну, принципы жизни саттвической и объясняем им, что все это не самоцель. Проблема только в этом.. Нужно объяснить, что все это, всех многих вещей, о которых мы говорим, у них есть свое место, это правильное место. Это называется культурой. А Шрила Прабхупада хотел, чтоб у нас была культура, он хотел чтобы общество, построенное на правильных принципах возникало вокруг храмов, вокруг сообщества преданных. И общество в основном направлено к принципу, это общество, где люди исполняют свои обязанности. Поэтому он говорил о варнашрама-дхарме. Потому что это среда, в которой человек может более естественным образом впитать в себя ценности бхакти и прийти к ним. Проблема этого только в том, что человек слишком  увлекается всеми этими вторичными вещами и забывает о главной вещи. Поэтому мы должны говорить о вторичных вещах и должны говорить о главной вещи, должны объяснят, что это вторичное, а это главное и что это способ для того, чтобы естественным образом усвоить главное. Если мы таким образом будем делать….   Как есть Радха-Гопинатх прабху и Санат Кумар прабху – брахмачари в храме Радхи-Гопинатхи, они иногда ходят в какие-то офисы и дают там семинары по тайм-менеджменту, по тому как управлять своим временем. И они мне рассказывают, что: «Мы приходим к ним, рассказываем про тайм-менеджмент, а потом люди нам говорят: «»Да ладно, тайм-менеджмент,  расскажите нам про «Бхагавад-гиту»».  С одной стороны, да, нужно объяснять, каким образом правильно построить свою жизнь в этой безумной жизни, чтобы какой-то смысл в ней был, но с другой стороны при этом всегда надо правильно расставить акценты. Вот и все. Если мы акценты расставили правильно, то обмана нет.  Если одно подменяет другое, если люди начинают подменять бхакти, то тогда махан вйатикрамах, это большое нарушение того, что мы должны делать.

Похожие записи