и еще о проповеди


ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, а вот как быть с теми людьми, которые полностью довольны своим положением, которые считают, что они наслаждаются, а вот те несчастья, которые к ним  приходят периодически, они принимают их как данность и говорят, что это естественное положение вещей и все нормально для них? Как до них донести?

БВГ: Два слова скажу по этому поводу, потому что вопрос имеет непосредственное отношение к теме главы. Вьясадев почему он написал «Махабхарату» и все остальные Пураны и «Веданта-сутру» таким образом? Потому что он хотел достучаться до именно таких людей.
Он думал, не лишенный сострадания к таким людям, «Давай-ка я скажу им то, что они воспримут, давай, я расскажу им, или объясню им, каким образом они могут стать еще счастливее. И я объясню  все эти вещи. Вот, чтобы вы стали еще счастливее, вы ищите материального счастья, сейчас я расскажу вам как вы сможете еще счастливее быть: для этого нужно исполнять свои обязанности, нужно делать то, нужно делать се, нужно долг свой исполнять. И вы в конце концов окажетесь на Питри-локе, где вы будете со своими родственниками жить счастливой семейной жизнью, — Шрила Прабхупада это объясняет в комментарии, — и будете сома-расу пить, у вас будет тело лучше». И это очень популярная форма проповеди. Если мы будем только об этом говорить, вообще, просто очередь выстроится, если мы будем эти вещи объяснять.  И Вьясадев говорит: «А что плохого я сделал? Посмотри, я же пытался достучаться до таких людей и одновременно с этим про Кришну немножко рассказал в промежутках между всем этим. И люди будут читать, потихоньку про Кришну слушать. В общем-то, что там, что плохого? Что в этом плохого? Как с ними быть?».  Что говорит здесь Нарада Муни Вьясадеве как быть, как разрешить эту ситуацию? Он говорит: «Ты все равно неправильно поступил. Не нужно пытаться достучаться до таких людей, потому что эти люди будут прикрываться авторитетом дхармы, или религии, и в конце концов они забудут обо всех ограничениях и будут наслаждаться грубыми наслаждениями, -. это то, что произошло в результате этого, —  и ты все равно им ничем не поможешь. И они все равно не будут видеть о Кришне то, что ты там написал, они будут видеть в том, что ты написал, только то, что им нравится. И, в конце концов, они даже те ограничения, которые ты дал, чтобы они счастливее были, они от них попытаются избавиться  и будут пытаться получить счастье любой ценой». Поэтому этот метод не работает. Но есть один метод, который здесь Нарада Муни объясняет. Он говорит какой это метод? Это метод – мы говорим только о Кришне. И когда человек начинает говорить о Кришне по-настоящему, то он обретает удивительные качества. И одно из этих качеств, которые он обретает, это качество счастья, он становится абсолютно, полностью счастливым. И так как люди хотят счастья, они смотрят на него и они думают: «Я тоже хочу быть таким же счастливым». И это единственный способ по-настоящему до таких людей достучаться – самим стать счастливыми. И когда люди будут видеть это, у людей есть естественное желание подражать другим людям, особенно если этот человек великий, чего-то достигший.  А когда человек занимается бхакти бескомпромиссно, он достигает чего-то: Кришна дает ему силу, Кришна дает ему разум, Кришна дает ему много других вещей. И другие люди естественным образом будут пытаться ему подражать.

Как сейчас, когда Шрила Радханатх Махарадж был тут у нас, мы привели к нему одного человека, который в свое время был первым и единственным государственным секретарем России Этот пост, который есть в Америке, там госсекретарь это второй человек после президента. Как сейчас Кoндализа Райз Госсекретарь, и все знают – Джордж Буш и Кондализа Райз. Имени вице-президента никто не знает, а Кандализу Райз все знают, она госсекретарь, то есть человек, который, в сущности, определяет политику страны. И он при Ельцине был таким госсекретарем пока его не заставили отказаться от этого поста.  В свое время, и он сам сказал в беседе с Радханатхом Махараджем, он сам сказал, что: « В какой-то момент мое могущество, моя власть была практически безграничной, я мог практически все, что угодно делать». Сейчас, естественно, он далеко не такой влиятельный человек, но все равно у него сохранились какие-то….  И я видел, каким образом он меняется просто. Он пришел, у него свои идеи какие-то, и я видел, каким образом на него эта встреча с  Махараджем подействовала. Его сердце растаяло полностью, полностью. Он был такой счастливый. Да, он там рассказал о каких-то своих идеях, еще о чем-то, но сила бхакти настолько велика, что когда человек с ней в жизни реальной соприкасается, то все его концепции рушатся.  И то о чем Нарада Муни говорит Вьясадеве в этой главе, он защищает именно такой способ. Он говорит, если мы хотим, а мы хотим всем проповедовать, да? Но способ всем проповедовать не заключается в том,  чтобы подстроиться под них или пойти на какие-то компромиссы, или объяснить им, как они могут быть еще счастливее, нужно стать самому счастливым, слушая о Кришне и разговаривая о Кришне, и думая о Кришне.  И когда мы сами станем по-настоящему счастливыми, по принципу йад йад ачарати шрештхас  тат тад эветаро джанах  са йат праманам куруте  локас тад анувартате (БГ 3.21), такие люди они начнут волей или неволей следовать этому.  Потому что каждому человеку хочется идти по пути славы, величия, счастья.

Похожие записи