Все вопросы и ответы

Категория вопросов и ответов по умолчанию


Понять себя как душу можно только вне гун материальной природы?

. В «Бхагавад-гите» написано, что только преданное служение дает возможность выйти за пределы гун материальной природы. Это конец четырнадцатой главы. Как я понимаю, преданное служение – это служение Кришне в определенном состоянии сознания. Является ли это единственным способом понять себя как душу? Понять себя как душу можно только вне гун материальной природы.

В конечном счете, да. Другое дело, что человеку очень сложно прыгнуть в это состояние. Есть некий промежуточный период. Мы начинаем наше преданное служение, и в начале оно нечистое. В конце концов, именно преданное служение, энергия преданности, энергия веры, шраддхи может вывести нас за пределы прикованности к гунам материальной природы. Но в начале есть некий промежуточный период, когда мы слышим что-то о том, кто мы, что мы – душа, и мы начинаем практиковать. Мы практикуем это не очень чисто, и у нас еще есть анартхи. В этот момент нам очень важно правильно утвердить свою веру. Бхактивинода Тхакур говорит, что этот шраддха-нама-абахас – это еще не чистое Святое Имя, это пока тень Святого Имени. У нас еще нет понимания неотличия Святого Имени от Самого Кришны, но у нас уже есть этот абхас, и есть шраддха. Я – душа, и именно душа повторяет Святое Имя. У нас нет чистого мотива. Потому что в четырнадцатой главе в этом стихе говорится «авйабхичари-бхакти». Авйабхичари-бхакти – значит чистое бхакти. Чистое бхакти сразу же выводит человека за пределы гун материальной природы. На нашем этапе, если мы повторяем с чистой шраддхой, с правильной шраддхой, которую мы получили из правильного источника, то постепенно-постепенно наше преданное служение становится сильным, и мы начинаем осознавать себя как душу. (далее…)


Насколько наше воспитание способствует развитию ребенка?

 

Ответ: не обязательно. Хорошее воспитание, еще раз, почему родителям всегда говориться, что лучше, если есть два ребенка, не один ребенок. Потому что когда один ребенок, то да, действительно, эго будет разрастаться. Если ребенок в каком-то коллективе растет, коллектив уже значит, что уже его эго будет все время с синяками ходить. Все время с кровоподтеками. Уже в коллективе он не может там полностью свое эго проявить. В традиционных семьях всегда есть дедушки, бабушки, дети, внуки, правнуки. И там тоже как бы эго формируется правильно как часть некоего целого, некоего коллектива. Если действительно мы будем, если мы только будем формировать эго человека, причем ложное эго человека, вокруг него плясать постоянно на задних лапках и только все позволять ему делать, то, как говориться в одной хорошей пьесе про снежную королеву, что «Если детей баловать, то из них вырастают хорошие разбойники». Еще раз, мы можем, да, если неправильно формируют, то да, эго будет еще более злокачественным. Но, в принципе, для того общество и существует, что бы человеку показать, что он не есть полное целое, что он частичка, что он часть целого. И все то, что помогает ему в этом, это хорошо. В конечном счете, это помогает человеку правильно понять себя и быть более счастливым.  (далее…)


С каким сознанием рождается ребенок

Вопрос: ребенок рождается с чистым сознанием?

Ответ: нет! Ребенок не рождается с чистым сознанием. Если бы ребенок… зачем ему рождаться с чистым сознанием? Если бы он был с чистым сознанием, он бы здесь не рождался. И любой человек, если вы пойдете к хорошему астрологу, этот астролог вам скажет: «У этого человека такие-то, такие-то, такие-то заморочки. Такие-то, такие-то проблемы». Он родился здесь, потому что у него есть такие-то, такие-то желания. И просто со временем эти желания проявятся. Мы приносим свое сознание и в этом сознании есть груз определенный и есть некая развертка во времени, когда эта программа кармическая начинает разворачиваться. Вначале она просто еще не совсем развернута и поэтому кажется, что там ну вообще, ангелочек. Но проходит несколько лет и этот ангелочек превращается не понятно в кого. И не нужно думать, что это произошло случайно. Понятно, что какие-то факторы могут усугубить это или наоборот могут помочь ему как-то преодолеть что-то. Но груз у нас есть, багаж у нас есть. Определенный, конкретный. Если бы этого не было, то тогда бы гороскопы не работали, тогда бы все бы рождались с чистым гороскопом. Ни одной планеты нет. Представляете себе, так, и ни одной нет. Нет, у человека есть уже конкретная совершенно личность. (далее…)


Почему мы держимся за ложное эго?

Вопрос: может быть, мы за эго держимся, потому что думаем: мы так получаем больше?

Ответ: да, конечно! Не может быть, а именно так оно и есть. Мы держимся за свое эго и за все остальное, за что мы держимся, потому что мы привыкли, и мы получаем какие-то дивиденды от этого, мы получаем какое-то, что-то такое, какое-то удовольствие. Мы получаем одновременно с этим (так как это все ложная вещь), мы получаем с этим тумаки. И поэтому наша жизнь заключается в том, что бы попытаться избежать этого, но получается, не понимая, что они связаны друг с другом. Да, мы держимся за эго, потому что нам кажется, что оно нам что-то дает. Эго что дает человеку? В чем преимущество эго? В том, что человеку кажется, что у него сильное эго, то он защищен, некая броня. Никто не может, человек чувствует, что он беззащитен, если он как моллюск без раковины. Есть такое жёсткое ложное эго как некий моллюск. Как черепаха, которая чувствует себя тоже защищенной, потому что у нее панцирь.. Но мы знаем, что, в конечном счете, это некие тупиковые ветви эволюции, когда панцирь снаружи очень жесткий. Эволюция может нас многому научить. Человеческое тело оно мягкое и оно гораздо более гибкое. И все знают, что чем более гибкое тело человека, чем более гибкий позвоночник человека, тем более здоровый человек. Правильно? Йога говорит, что человек до тех пор не будет стареть, пока его позвоночник гнется. По этой причине мы кланяемся все время. Это помогает молодость сохранить. Вечную молодость. Вечную молодость. В этой жизни человек станет счастливым, удовлетворенным. У него будут очень глубокие, приносящие удовлетворение отношения с другими людьми. Люди будут понимать его, он будет понимать других людей. Он будет чувствовать себя очень сильно защищенным. Потому что защиту как раз дает не ложное эго, а отсутствие ложного эго. (далее…)


Школа джапа-медитации вопросы студентов

Дорогие друзья! От вас пришло несколько глубоких и интересных вопросов по материалу вебинара Шрилы Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа и Нимай Сундары даса. Нимай Сундара дас на встрече со Шрилой Бхакти Вигьяна Госвами Махараджем озвучил данные вопросы. Мы затранскрибировали ответы и приводим их в текстовом варианте. Думаем, что всем вам это будет интересно.
[Нимай Сундара дас читает вопрос студента]
Вопрос по циклу деградации и эволюции души, представленному Шрилой Бхакти Вигьяной Госвами Махараджем и еще раз разобранному Нимай Сундарой. Пожалуйста, подскажите, какое место в рассмотренной мандале занимает шраддха? Это часть эго или это что-то внешнее по отношению к мандале? Также для меня оказалось не совсем понятным, как происходит взаимодействие ума и эго в рамках рассматриваемого цикла. В начале желание из читты переходит в манас и становится проявленным. А что именно происходит дальше до того, как буддхи наполняется энергией действовать, я не смогла разобраться, хотя несколько раз прослушала лекции. Пожалуйста, если вы сочтете возможным, помогите разобраться. Первый. Что спрашивают еще раз. Какое место шрадха занимает в мандале.

[Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж]
В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Шраддхамайо йам пурушо». Пуруша состоит из шраддхы. Это 17 глава Бхагавад-гиты третий стих, если я не ошибаюсь. Обычно под пурушой подразумевается душа или атма. Но в данном случае речь идет об аханкаре, материальном отождествлении живого существа. Именно эго в материальном мире становится «я», атмой живого существа. Когда речь идет о вере, то всегда речь идет о неких постулатах или фундаментальных вещах, которые лежат в основе нашего бытия, на основе чего я потом выбираю свои решения. Материальное отождествление является этим фундаментом Дальше какой там был вопрос?
[Нимай Сундара дас читает вопрос студента]
Также для меня оказалось не совсем понятным, как происходит взаимодействие ума и эго в рамках рассматриваемого цикла. В начале желание из читты переходит в манас и становится проявленным. А что именно происходит дальше до того, как буддхи наполняется энергией действовать. (далее…)


Может ли христианин достичь Кришна-локи?

Вопрос: Махарадж, Вы говорили, что все религии ведут к какому-то очищению и на уровне морали они все одинаково хороши, но вот по верхам в идеологии они все начинают потом расходиться. И может ли, например, христианин достичь Кришна-локи, не имея абсолютно никакого представления об этом? Это же абсурд.

Нет, христианин вряд ли достигнет Кришна-локи, потому что йадриши йадриши шраддха, сиддхир бхавати тадриши (смех). Человек получает что-то в соответствии со своей верой, поэтому, естественно, мы не последователи какого-то такого экуменизма абсолютно уже или синкретизма, мы не говорим, что все одинаково, что все пути одинаковы. Нет, пути разные, но на каком-то уровне, на некоем базовом уровне есть очень большое подобие, и если глубже смотреть, то можно найти и дальше подобие, но еще раз, это факт, что в конечном счете сознание, высшая форма сознания, которую ставит целью перед собой сформировать та или иная духовная практика, оно все-таки будет отличаться, безусловно. И тут уже нужно, соответственно, научно смотреть, что реально выше, что ниже, и во что мы в конце концов верим. И вот тут разум нужен. Мы не говорим, что все одинаково, но опять же с точки зрения элементарной этики религии вполне совместимы. Хотя даже там, кто-то полностью запрещает мясо, кто-то не полностью запрещает мясо. Но морковку почему-то никто не запрещает (смех), за исключением Гаудия-матха (смех). Даже в этом есть сходство.

У меня спросили, мне задали этот вопрос, собственно, может ли христианин принять сознание Кришны и практиковать ведическую культуру. И опять же, все зависит от того, в каком объеме человек принимает что-то, и в каком объеме он реально практикует христианство. Большая часть людей, которые называют себя христианами, им дай Бог хотя бы этическим принципам своей религии следовать. Тут разницы нет. (далее…)


Актив и кураторы, наставники – это все преданные, которые искренне стараются мне помогать и нужно воспринимать их как моих помощников.

Вопрос: в активе учеников возникали вопросы, что некоторые требования и пожелания… Актив как забор какой-то, который самолично ограждает от Вас учеников, кандидатов каких-то, которые хотят попасть к Вам. Как вот объяснить, что это исходит от Вашего желания?

Шрила Прабхупада часто сталкивался с такой ситуацией, когда его пытались отделить, говорили: «Мы Вас принимаем, а вот этих не принимаем», Шрила Прабхупада говорил: «Если вы их не принимаете, вы и меня не принимаете». Актив и кураторы, наставники – это все преданные, которые искренне стараются мне помогать и нужно воспринимать их как моих помощников. И в принципе даже если мы видим это как некое препятствие, еще одно препятствие на духовном пути – это неплохо (смех), препятствия должны быть, они делают нас сильней. Не нужно воспринимать это как препятствие, но нужно понимать это как некую задачу, которая передо мной стоит. Шрила Прабхупада цитировал английскую поговорку: «Любишь меня – люби мою собаку», любишь меня, значит ты должен… Духовный учитель вводит людей не просто в отношения с собой, он вводит людей в отношения с другими преданными, в некую большую семью, и надо учиться это делать, надо слушать, ценить. Но с другой стороны все те, кто находятся в активе, они должны быть очень искренни, реально стараться помогать людям и очень индивидуально подходить.

Я знаю, как некоторые люди воспринимают дополнительные условия, которые я сформулировал, как тоже препятствие некоторое на духовном пути. Это не препятствие, это помощь. Поэтому нужно воспринимать этих людей как помощников наших на духовном пути. Они помогают мне, они помогают всем. Нужно понять, как они хотят нам помочь. Если мы не чувствуем это, не понимаем, то есть какая-то проблема у нас в том числе, то, что мы не видим, как они хотят помочь. (далее…)


почему нужно омываться в гамче?

Вопрос: почему по этикету омовение надо производить в гамче? Если полубоги находятся повсюду. Он просто находится в нашем теле как температура, то есть от полубогов не спрячешься. Так зачем же прикрываться? как же сказано что они свидетели всех наших действий.

БВГ: понятно, что вода проникает, мы не моемся в водонепроницаемых гамчах, в болоневых. Потому что тогда бы цель нашего омовения тоже не была бы достигнута., между прочим /смех/

(далее…)


тест на кришнаитство

Вопрос: Я очень много думала над всем, что слышала сейчас и раньше и я никак не могу понять в себе критерий или себя соотнести: есть вообще какой-нибудь тест на кришнаитство? (смех)

То есть, как понять действительно ли это тот путь, который для моей души? Или я должна убеждать свою душу, что нужно так делать? Или может у меня действительно есть другой путь и мне не нужно как бы себя так … (из зала: мучить) (смех) Многое то, чего я тут вижу, слышу, меня поражает, я чувствую, что это оно, оно, но многие вещи как-то противоречат или да, какие-то сомнения … я не знаю как это объяснить… Да, останавливают, скажем так. Спасибо.

БВГ: Смотрите, что такое сознание Кришны? Сознание Кришны – то, что в других местах искорка тут, искорка тут, в сознании Кришны это все вместе и это не какой-то сектантский взгляд, это результат вполне беспристрастного изучения различных путей и различных религий.

(далее…)


О смысле последнего стиха Шикшаштаки

Вопрос: Почему только в последнем стихе Шри Чайтанья Махапрабху или Шримати Радхарани (потому что это стих, который произосит Шримати Радхарани) только в последнем стихе вырывается эта отчаянная молитва: „Что бы Ты со Мной ни сделал, что бы Ты Мне ни послал, я все равно всегда буду оставаться Твоей?” 

Ответ: Потому что до этого надо дорасти, потому что так или иначе человеку сложно с этим смириться.

(далее…)