О смысле последнего стиха Шикшаштаки


Вопрос: Почему только в последнем стихе Шри Чайтанья Махапрабху или Шримати Радхарани (потому что это стих, который произосит Шримати Радхарани) только в последнем стихе вырывается эта отчаянная молитва: „Что бы Ты со Мной ни сделал, что бы Ты Мне ни послал, я все равно всегда буду оставаться Твоей?” 

Ответ: Потому что до этого надо дорасти, потому что так или иначе человеку сложно с этим смириться.

Потому что с самого начала у человека язык такое сказать не повернется. И Кришна, соответственно, поступает соответствующим образом: вначале Он дает нам все хорошее, потом Он начинает потихоньку посылать нам какие-то испытания. Вначале, когда преданный приходит, все сразу становится хорошо, правильно, у него? Все так замечательно, вообще просто „Ух! Харибол!” И поэтому с самого начала Чайтанья Махапрабху говорит: чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам – лесной пожар, в котором мы горим, становится меньше. Но потом, когда уже анандам-буддхи-вардханам, вот там уже интересные вещи начинают случаться. А вначале, когда просто лесной пожар гаснет, то там все хорошо. До этого состояния надо дорасти, тоесть, в сущности, в каком-то смысле это все — выражение разной бхавы или разного настроения, разной степени предания себя.

…Мы с самого начала должны отчетливо понимать, что в конце нам нужно будет это произнести все равно. И в какой-то момент, еще раз, если у нас вера есть… Вера значит что я принимаю все то, что Кришна посылает. Я могу не понимать почему Он это присылает, но вера значит, что у меня нет обиды на Кришну. Степень моей обиды на Кришну – это проявление моего атеизма, моего отвержения или неприятия Кришны. Вера означает … Есть две вещи, которых Кришна тоже говорит, что есть две вещи, которые характеризуют по-настоящему верующего или духовного человека: это вера и благодарность. Если у меня есть вера, то значит есть благодарность. И наоборот, атеизм проявляется тоже в двух ликах или наш эгоизм проявляется в двух ликах или в двух формах: как недоверие и обида. Если мы заглянем вглубь своего сердца и зададим себе этот вопрос: „До какой степени я верующий, а до какой степени я атеист?”, то ответом на это будет именно то, насколько у меня присутствует какая-то обида и насколько у меня есть недоверие. И наоборот, если в моем сердце живет вера и благодарность, то значит я – верующий человек. И хотя этот последний, отчаянный стих, когда человек говорит, что я Твой, всегда Твой, при любых обстоятельствах Твой, он идет в самом конце, это высшее проявление, но это не значит, что мы должны откладывать его куда-то. В конце концов нам нужно будет это принять. С нами может завтра все, что угодно произойти. «Шримад-Бхагаватам» начинается с этого, с таких сцен, про которых надо писать записки: „Махарадж, тут же новые люди в зале! (смеется)” Он с этого начинается. Царица Кунти молит: „Пожалуйста, посылай мне несчастья, Кришна!” … „Махарадж, тут же новые люди, нельзя же так!”

Похожие записи