Понять себя как душу можно только вне гун материальной природы?


. В «Бхагавад-гите» написано, что только преданное служение дает возможность выйти за пределы гун материальной природы. Это конец четырнадцатой главы. Как я понимаю, преданное служение – это служение Кришне в определенном состоянии сознания. Является ли это единственным способом понять себя как душу? Понять себя как душу можно только вне гун материальной природы.

В конечном счете, да. Другое дело, что человеку очень сложно прыгнуть в это состояние. Есть некий промежуточный период. Мы начинаем наше преданное служение, и в начале оно нечистое. В конце концов, именно преданное служение, энергия преданности, энергия веры, шраддхи может вывести нас за пределы прикованности к гунам материальной природы. Но в начале есть некий промежуточный период, когда мы слышим что-то о том, кто мы, что мы – душа, и мы начинаем практиковать. Мы практикуем это не очень чисто, и у нас еще есть анартхи. В этот момент нам очень важно правильно утвердить свою веру. Бхактивинода Тхакур говорит, что этот шраддха-нама-абахас – это еще не чистое Святое Имя, это пока тень Святого Имени. У нас еще нет понимания неотличия Святого Имени от Самого Кришны, но у нас уже есть этот абхас, и есть шраддха. Я – душа, и именно душа повторяет Святое Имя. У нас нет чистого мотива. Потому что в четырнадцатой главе в этом стихе говорится «авйабхичари-бхакти». Авйабхичари-бхакти – значит чистое бхакти. Чистое бхакти сразу же выводит человека за пределы гун материальной природы. На нашем этапе, если мы повторяем с чистой шраддхой, с правильной шраддхой, которую мы получили из правильного источника, то постепенно-постепенно наше преданное служение становится сильным, и мы начинаем осознавать себя как душу.

Эта тройственная садхана, о которой я упомянул в конце: слушание священных писаний, размышление над ними и одновременно практика преданного служения, повторения святого имени – это, собственно и есть то, что Шрила Прабхупада нам дал. Он очень часто говорит, что «Бхагавад-гита» — это Кришна-катха. Очень часто преданные думают: Кришна-катха – это просто описание лил Кришны из десятой песни, но Шрила Прабхупада говорит: «Сам Кришна говорит это, как же это не Кришна-катха?» И в начале нам нужно укреплять свое сознание именно этой сиддхантой, или совершенными выводами священных писаний, которые Кришна изложил в «Бхагавад-гите». Это кстати ответ на еще один вопрос «Что такое сиддханта?». Сиддха-анта – это совершенные выводы священных писаний. В частности, они есть в «Бхагавад-гите». Это философия, в сущности. Когда мы размышляем над этим и одновременно занимаемся практикой преданного служения, то постепенно наша практика станет чистой и полностью выведет нас за пределы сфер влияния гун материальной природы.

Вебинар Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа на «Школе Джапа-Медитации» от 23.10.2016.

Похожие записи