Школа джапа-медитации вопросы студентов


Дорогие друзья! От вас пришло несколько глубоких и интересных вопросов по материалу вебинара Шрилы Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа и Нимай Сундары даса. Нимай Сундара дас на встрече со Шрилой Бхакти Вигьяна Госвами Махараджем озвучил данные вопросы. Мы затранскрибировали ответы и приводим их в текстовом варианте. Думаем, что всем вам это будет интересно.
[Нимай Сундара дас читает вопрос студента]
Вопрос по циклу деградации и эволюции души, представленному Шрилой Бхакти Вигьяной Госвами Махараджем и еще раз разобранному Нимай Сундарой. Пожалуйста, подскажите, какое место в рассмотренной мандале занимает шраддха? Это часть эго или это что-то внешнее по отношению к мандале? Также для меня оказалось не совсем понятным, как происходит взаимодействие ума и эго в рамках рассматриваемого цикла. В начале желание из читты переходит в манас и становится проявленным. А что именно происходит дальше до того, как буддхи наполняется энергией действовать, я не смогла разобраться, хотя несколько раз прослушала лекции. Пожалуйста, если вы сочтете возможным, помогите разобраться. Первый. Что спрашивают еще раз. Какое место шрадха занимает в мандале.

[Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж]
В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Шраддхамайо йам пурушо». Пуруша состоит из шраддхы. Это 17 глава Бхагавад-гиты третий стих, если я не ошибаюсь. Обычно под пурушой подразумевается душа или атма. Но в данном случае речь идет об аханкаре, материальном отождествлении живого существа. Именно эго в материальном мире становится «я», атмой живого существа. Когда речь идет о вере, то всегда речь идет о неких постулатах или фундаментальных вещах, которые лежат в основе нашего бытия, на основе чего я потом выбираю свои решения. Материальное отождествление является этим фундаментом Дальше какой там был вопрос?
[Нимай Сундара дас читает вопрос студента]
Также для меня оказалось не совсем понятным, как происходит взаимодействие ума и эго в рамках рассматриваемого цикла. В начале желание из читты переходит в манас и становится проявленным. А что именно происходит дальше до того, как буддхи наполняется энергией действовать.
[Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж]
В норме у человека есть читта с какими-то самскарами и со всем остальным. Эти самскары всплывают в нашем уме и, всплывая в нашем уме, они формируют какие-то желания, которые у меня есть. И человек действует в соответствии с этими желаниями. Наше представление о себе (аханкара, кто я есть), в большей или меньшей степени являются отражением этих желаний. То есть, как это приблизительно происходит: у меня есть некое желание непроявленное в читте, оно становится проявленным. Например, желание каких-то близких отношений с противоположным полом. Буддхи становится как бы слугой этого желания, он начинает обслуживать это желание. В норме разум человека в основном обслуживает какие-то желания. Из читты всплывает желание в ум, оно становится проявленным, оно формирует некую ценность или какие-то цели жизненные человека, которые составляют его аханкару. И, соответственно, это аханкара дает программу для нашего буддхи (для нашего разума). Наш разум определяет, как можно достичь каких-то целей, которые нам кажутся очень важными для нас. То есть вот именно таким образом эта энергия переходит в буддхи, превращается в решимость, и таким образом действует этот цикл.
[Нимай Сундара дас читает вопрос студента]
У меня такой вопрос, а может даже просьба, а вот эту мандалу цикл кармы и цикл дхармы, в частности такой порядок, как описан в цикле кармы, где в шастрах об этом можно прочитать? Дело в том, что я плохо в шастрах разбираюсь, так как недавно читаю и хотелось бы углубить понимание и логику шастр.
[Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж]
В шастрах говорится о том, что у нашего тонкого тела есть 4 функции, которые делятся на читту, манас, аханкару и буддхи. В шастрах говорится о четырех божествах из чатур-вьюхи, которые отвечают за каждую из этих функций нашего ума. Это объясняется в Агама шастрах, а также в третьей песни Шримад Бхагватам, где объясняется философия санкхьи и все эти функции буддхи, манас, аханкара и читта, или там она называется махат, как отражение махат-таттвы. Они описаны вместе с их божествами. Йога-сутра подробно описывает формирование кармы через самскары, находящиеся в уме. При этом йога не делает этих тонких отличий. Йога берет ум как нечто единое. То есть там нет разделение на эти функции, но этот механизм кармы описан именно в йога-сутрах без разделения на ум. То есть эта схема объединяет функции чатур-вьюхи и ведической психологии с представлением йоги о том, каким образом в уме формируется карма.
[Нимай Сундара дас читает вопрос студента]
Я, например, подумав, вроде бы читал порядок создания — ум, потом формируется эго, а разве разум не расположен над умом, как это описано в Бхагавад Гите? Вот этот порядок создал некоторые сомнения, хотелось бы глубже почитать об этом. В целом посыл понятен, что на основании читты формируются предпочтения — хочу — не хочу, потом аханкара(эго), потом буддхи, и т.к. читта, как банк материальных самскар водит по материальному кругу, из этого нет выхода. И нужно поменять механизм старта, и начать с садху санги, после чего почему-то сразу действие идет из аханкары. То есть, я понимаю, что пока эго не поменяется, то движения не будет, а разве оно не меняется под воздействием именно измененного разума, или пробужденного, что изменения идут так:
1. душа
2. разум
3. ум
4. эго
Душа стоит наверху не потому, что она меняется, а потому что запускается механизм именно из-за духовной информации, то есть связанной с Кришной, активность Души (духовной информации) повышается и идет такой механизм.
[Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж]
Любая схема хороша ровно настолько насколько она помогает нам что-то понять. И все процессы, которые взаимосвязаны в нашей жизни, можно начинать распутывать с любого конца в принципе. Эта схема представлена, потому что, во-первых, она укладывается в схему, которую дают шастры по, так сказать, по порядку Божеств, которые идут, и по важности. И не нужно путать совершенно разные вещи. В санкхье, где описывается процесс творения, говорится, что сначала возникает аханкара или ложное эго. Вернее, сначала возникает махат или махат-таттва, за которую отвечает Васудева, потом аханкара или ложное эго. Аханкара в гуне благости порождает манас. Аханкара в гуне страсти манас и Божеств, контролирующих чувства. Аханкара в гуне страсти порождает буддхи и сами чувства — кармендрии и гьянендрии. И аханкара в гуне невежества порождает соответственно объекты чувств, панчатан мантру и панча махат бхутты. То есть, даже с этой точки зрения все происходит именно таким образом. Сначала возникает махат, которая является макрокосмической аналогией или прототипом читты. На уровне микрокосмоса — это читта, на уровне Вселенной — это махат-таттва. Потом из нее возникает эго или аханкара, и потом аханкара в гуне страсти, невежества и благости порождает все остальные элементы. Но еще раз, нужно понимать, что в этой мандале все взаимосвязано друг с другом, там есть разные связи. Мы просто показываем некий цикл для того, чтобы человек мог посмотреть, как это происходит в реальности. Что касается того, почему мы начали рассмотрение именно с эго, по очень простой причине. Для того, чтобы действовать в этом мире, у человека должна быть точка отсчета. Эго является той самой точкой отсчета, которая вообще в принципе позволяет действовать в этом мире. Например, если вы приходите в какую-то компанию, то первое, что вам говорят — вам не говорят «буддхи», в вас не пробуждают некий разум как нужно действовать. Сначала вам говорят — вот вы «это». Вам дают некую табличку и объясняют, что это значит. Это включает разум и запускает все остальные процессы. И точно так же в материальном мире, в общем-то, творение начинается именно с эго, с каких-то минимальных представлений о том, кто я есть. Разум пробуждается, безусловно, в процессе соприкосновения с вайшнавами. Но первое, что дает вайшнав, который объясняет нам духовную науку, — это то, что ты душа, то, что ты бессмертен, то есть, наше представление о себе. Эти представления уже в свою очередь включают разум и запускают какие-то другие процессы в нашей жизни. То есть, эго… Это достаточно тонкая вещь, поэтому мы часто не замечаем, как это происходит. Но на самом деле именно формирование эго является фундаментом для всех остальных психических процессов каких-то.
Нимай Сундара дас: В этой схеме в Бхагавад-гите, там всего говорится о разуме и об уме.
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: Там об эго нет
Нимай Сундара дас: Там нет ни эго, ни читты.
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: Да
Нимай Сундара дас: Поэтому эти схемы, похоже, нельзя сравнивать.
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: Да, потому что там говорится «саха».
манасас ту пара буддхир
йо буддхех паратас ту сах
Саха — это значит «он». И под «он» в данном случае может подразумеваться «я», «душа», но обусловленная. Это значит эго мое.
Нимай Сундара дас: Аханкара. Хорошо, спасибо большое, Гуру Махарадж.

Похожие записи