Ваидхи-садхана бхакти или?


Вопрос: Что делать, когда утсаха-майя проходит, и нет энтузиазма продолжать. Период длится больше года, действуешь из чувства долга, как будто не можешь перейти на новый этап.

Ответ: Это не утсаха-майя, а утсаха-майи. Есть этот начальный энтузиазм, который имеет неглубокие корни, а есть стабильный энтузиазм, который. Поэтому Шрила Рупа Госвами говорит, утсаха нишчайа дхарйа. Он начинает свои рекомендации для преданного служения, с уровня утцаха. Есть утцеха есть утцаха, есть некий начальный щенячий энтузиазм, когда все хорошо, все хорошо и всегда так будет. И это очень скоро кончается то, что должно быть всегда. Так вот эта вторая категория энтузиазма, это некое внутреннее состояние, которое порождается верой человека. Если у человека есть сильная вера, то у него есть энтузиазм. И вера означает понимание логики. Слушайте, я сейчас одну важную вещь скажу. Многие преданные, более того, я даже сегодня слышал, как один Махарадж давал лекцию, и переводчик переводил его. Махарадж не сказал, что мы следуем пути ваидхи-садхана-бхакти, но переводчик перевел, что мы следуем пути ваидхи-садхана-бхакти. Мы не следуем пути ваидйи-садхана-бхакти, ну не следуем мы пути ваидхи-садхана-бхакти. Шрила Рупа Госвами не для того пришел, чтобы ваидйи садхана-бхакти принести. Мы следуем пути, который принес Чайтанья.

Если бы мы следовали пути ваидйи садхана-бхакти, мы не были бы последователями Чайтаньи Махапрабху. Вернее скажем так, те, кто следует, те не являются последователями, сами решайте, следуете вы, или не следуете. Но на первом этапе, слушайте, мы следуем некой спонтанной привязанности, которая у нас есть, даже небольшой. Но на первом этапе, на начальных этапах этой маленькой спонтанной привязанности, которая у каждого из нас есть. Маленькой спонтанной привязанности к святому имени, большой спонтанной привязанности к прасаду не хватает для того, чтобы нас двигать. Поэтому на начальных этапах дополнительным источником энтузиазма является для нас логика священных писаний, правила священных писаний, если мы понимаем каким образом, там здорово все рассказано, и как все правильно, и так оно и есть. То есть это очень существенный источник энтузиазма для нас на первом этапе. Потому что реально еще, вот такого, ну иногда там во время киртана думаешь: «Ну, надо же да Харе Кришна, я, то думал Харе Кришна, а оказывается Харе Кришна». Какой-то опыт приходит, сердце человека трепыхается, потом перестает трепыхаться и думаешь: «Ну, показалось, наверное». Нет еще этого стабильного огня привязанности, который должен быть. И обязательно, нужно поддерживать.

Поэтому на первых этапах логика священных писаний играет большую роль на нашем пути, но вспомогательную. Это примерно то, о чем я говорил, если мы вдруг решаем, что это самое важное, у нас правило ради правила. И, в общем-то, мотивирующим фактором становится страх. Помирать не хочется, а вот что делать, ну наверное мантру повторять, может поможет. Нет, смысл в том, что ту небольшую привязанность спонтанную, тот вкус, что у нас есть, его нужно развивать, но его нужно и поддерживать. И этой поддержкой, как я сказал, является вера, которая основана на понимании логики священных писаний. Я понимаю, что так оно и есть, я вижу, каким образом объясняют, и я думаю: «Ну, ясно дело, все понятно конечно». Очевидно же совершенно, я не знаю как вам, но мне, очевидно, представить, что этот мир появился в результате того, что взгляд Господа был брошен на пратхану, гораздо проще, чем представить себе, что он появился в результате большого взрыва. Думаешь: «Ну да круто вообще, посмотрел, и завертелось все». Потом махат-таттва появилась, потом еще что-то, потом ложное эго, а потом я, сразу из ложного эго. Все понятно, все становится ясно, все выстраивается, раскладывается по полочкам. У всех же есть такое ощущение, что я все это знал, но какие-то умные люди для меня это все изложили. В общем-то, на самом деле, открыл это все понятно кто, я. Было такое ощущение? Шрила Прабхупада, как это все смог рассказать, как я сам думал. Как ему удалось. То есть энтузиазм оттуда нужно брать и эта самая утцаха придет и это будет уже хорошая утцаха.

Даршан для учеников, Омск, 08.09.2016 г.

Похожие записи