Разное

Разные вопросы


Откуда исходят желания?

Ответ: Наши желания исходят из души, но они как бы фильтруются через ум подобно тому, как перистые облака закрывают луну и нам кажется, что они сами излучают свет. На самом деле, этот свет, исходящий из луны, всего лишь просачивается через облако. Точно так же желание изначально исходит из души, но ум как раз та самая составляющая, через которую желание просеевается. Поэтому кажется, что оно исходит из него. Он, собственно, реализует желание, запускает весь механизм исполнения желаний в действие. (далее…)


Почему люди доверчивы к плохому и недоверчивы к хорошему, почему так легко верят клевете и как от нее спастись?

 

Ответ: Это обычная ситуация в материальном мире, она здесь всегда будет повторяться. Всегда будет какая-то молва, всегда будет несправедливость. Мы находимся здесь, не забывайте об этом. Мы живем в мире, где в закон и порядок, в гармонию вмешиваются материальные желания, которые очень сильно мутят воду. Единственное, что можно сделать в каверзной ситуации, помимо попыток исправить ее, единственное, что нам может помочь, так это понимание того, что я неслучайно в нее попал. Нужно об этом постоянно помнить и не пытаться винить кого-то еще, потому что, обвинив кого-то, мы все равно ничего исправить не сможем. Нужно попытаться найти причину происходящего в себе и попытаться воспользоваться сложившимися обстоятельствами для собственного блага. Потому что любая ситуация может быть уроком, который принесет нам какое-то благо. Если мы попадаем в очень сложную ситуацию, когда мы оклеветаны, когда на нас навесили какой-то ярлык — это безумно сложно, тут можно посочувствовать. Но как нужно вести себя в такой ситуации? Нужно понять, что это способ для меня обрести смирение: “Да, я оклеветан, но если я при этом себя достойно веду, то это пройденный урок для меня. Если я смиряюсь, то мне сразу становится легче, у меня вырабатываются хорошие качества, которые помогут мне в будущем легко пройти подобные ситуации”. Это трудно, болезненно, но это то, что мы можем реально сделать, чтобы свою собственную участь облегчить. Если у меня совесть чиста, то чего мне особенно страдать? Кришна знает, Кришна видит, Кришна понимает, Кришна не поддается влиянию общественного мнения, он знает, кто есть кто. Когда мы станем ниже травы, терпеливей дерева, когда мы не будем ожидать никакого почета для себя и будем всегда готовы оказать почтение другим, то мы всегда сможем повторять святые имена: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

(далее…)


В чем коренное отличие ума от разума?

 

Ответ: У ума три функции: желать, мыслить и испытывать эмоции. Желания появляются в уме, ему хочется чего-то. Эмоции, чувства, которые обуревают человека, тоже из сферы ума. Соответственно, размышлять — это тоже функция ума. Разум — это понятие более высокого разряда, память — составная часть разума. В памяти всё хранится, разум пользуется памятью, чтобы все анализировать. Так что память — это качество разума, а не ума. А размышлять, думать — это функции ума. Но если мы возьмем йога-сутру Патанджали, то увидим, что там не проводится чёткой грани между умом и разумом. Там говорится о читте. Читта — это совокупная составляющая, ум и разум слитые вместе. В конечном счете, когда мы разделяем ум и разум, то мы просто делаем различие между низшим “я”, которое служит нашим собственным желаниям, идет на поводу у наших чувств, и высшим “я”, которое руководствуется некими принципами, которое может выбирать. Низшая сфера желаний, эмоций, своеобразное “чувствилище” есть и у животных. Но у животных нет высшего разума, нет вивека-шакти, поэтому они не могут заниматься религиозной деятельностью. (далее…)


Разница в психологии мужчины и женщины

После того, как мы немножко поговорили о разуме, можно рассказать об отличиях в функционировании разума женщины и мужчины. Это очень интересная тема. Мы посмотрим, каким образом существующая разница учитывается в ведических предписаниях, рекомендациях для мужчины и для женщины. Многие, наверное, слышали, что у человека есть два полушария головного мозга и что эти полушария функционируют по-разному. Левое полушарие отвечает за аналитическую сферу, непосредственно за разум, за способность анализировать, делать выводы, умозаключения. Правое полушарие, в основном, отвечает за эмоциональную сферу, за целостное восприятие, вкусы, эмоции, чувственное познание мира. То есть левое полушарие отвечает за сферу буддхи, сферу разума, а правое — за сферу ума, потому что эмоции — одна из функций ума. У разных людей они развиты по-разному, у кого-то доминирует логическая составляющая, у кого-то — эмоциональная. Когда ученые стали анализировать, каким образом функционирует мозг у мужчины и женщины, они, к удивлению своему, обнаружили, что по-разному. У мужчины работает либо одно полушарие, либо другое. Когда у него действует левое, то правое бездействует, когда же действует правое, то левое бездействует. А у женщины постоянно работает и то, и другое. У женщин и правое, и левое полушария всегда активны, они не могут одно из них отключить.

Это открытие позволяет сделать очень интересные выводы. Там, где силен мужчина — слаба женщина и наоборот, где сильна женщина, там слаб мужчина. Исходя из этого можно понять, какие функции выполняют он и она в семье и, в целом, в обществе. Функции этих двух видов жизни тоже совершенно разные. Сила мужчины в том, что он может полностью абстрагироваться от происходящего. Он может отойти от ситуации, даже если она сильно эмоционально вовлекает его. Он в самой эмоционально напряженной обстановке способен анализировать, делать какие-то выводы, посмотреть, что будет хорошо, что плохо, какие будут последствия, выбрать правильное направление действия. Он в состоянии сохранить спокойствие, хладнокровие в очень сложных обстоятельствах, он способен руководствоваться разумом во всех ситуациях своей жизни. Но слабость заключается в том, что когда он погружается в эмоциональную сферу, то его разум полностью отключается. В этом проблема. Когда мужчина целиком увлекается, когда он охвачен вожделением, у него левое полушарие отключается полностью, доводам разума конец приходит. Можно видеть, например, что в обычном обществе мужчины если падают, то идут до самого дна и их ничто не остановит. Женщин, которые дошли до самого предела, гораздо меньше. Женщина обладает способностью вовремя остановиться, она не поддается потоку эмоций. Тогда как мужчина может пропасть, если он попался в ловушку, если ослаб в какой-то момент и стал эмоционален. Разум его переключается, становится слугой ума. Совершая всё то, что велят его чувства и ум, он будет оправдываться как угодно. Его очень трудно остановить. Он становится полностью неуправляемым. Это можно наблюдать, когда мужчина влюблен. Он полностью теряет голову. Но влюбленная женщина всегда соображает, она полностью голову никогда не теряет. Один из современных философов сказал, что влюбленный мужчина похож на песочные часы — чем полнее его сердце, тем пустее голова (смех). Оттуда всё сюда перетекает.

В сущности, еще один вывод можно сделать. Кришна говорит в “Бхагавад-гите”, что исполнять чужие обязанности очень опасно, что это скользкая дорога. Мужчина, когда исполняет чужие обязанности, не получает эмоционального удовлетворения. Хотя в течение какого-то времени он может делать это хорошо, но так как у него нет эмоционального удовлетворения, то в какой-то момент у него может произойти эмоциональный срыв. Так как он давно не получал удовлетворения, у него включается другое полушарие. Такой человек летит куда-то в тартарары, он срывается, и его остановить очень трудно. (далее…)


Бхакти — судурлабха

Вопрос: Мы делаем это ради того, чтобы обрести бхаву или экстатическую любовь. Если экстатическая любовь не приходит, то можно впасть в тоску, потому что мы как бы ради этого действуем? Как защититься от такой тоски?

Ответ: Поэтому во-первых, с самого начала, Рупа Госвами, объясняя все это, говорит: бхава – это очень редкая вещь и он объясняет две причины почему она редкая, судурлабха: садхана огхаир анасангаир налабхйа сучирад апи – он говорит, что если человек занимается садханой, но при этом у него нет сильной привязанности к этой садхане, то он не сможет в процессе садханы достичь уровня бхавы. Поэтому он с самого начала говорит, что бхава – это хорошая вещь, но достичь ее редко можно. Понятно, что это не утешительное утверждение. Но можно, она достижима. Это первая причина, по которой она редко приходит – потому что у нас нет сильной привязанности, а вторая причина – то, что бхава приходит не по нашей воле, а по милости Кришны. Если мы завязываемся на этот результат, то значит, что мы что-то неправильно делаем, потому что чтобы обрести бхаву, я должен быть привязан к своей садхане. Не к результату этой садханы, а к самой садхане, к самой деятельности. И как Рупа Госвами говорит в этом стихе, садхана огхаир – если я занимаюсь очень большим количеством садханы – много кругов повторяю, Туласи ращу, ей каждые 15 минут арати делаю, служу Божествам, книги распространяю, готовлю, – все, что угодно делаю … Садхана огхаир значит я много всего делаю в преданном служении, но при этом у меня нет сильной привязанности или сосредоточенности, а когда я не привязан к какой-то деятельности, я не могу быть на ней как следует сосредоточен, то тогда налаббхйа сучирад апи – человек ничего не получает от нее, даже если он делает ее в течение очень долгого времени, сучирад апи. (далее…)


Как вайшнав решает сложные ситуации

«У меня такой вопрос: один человек не хочет отдать мне деньги за мою работу. Законные способы решить эту проблему не всегда эффективны. Как должен действовать вайшнав в таких ситуациях? Как к этому относиться? Просить или как-то по-другому? Какой урок нужно извлечь из этой ситуации»?

Спасибо за этот вопрос. Почему? Потому что он даст мне повод ответить на него вот как: нет единой формулы, как должен действовать вайшнав в подобной ситуации, потому что вайшнавы разные. Человек должен стать вайшнавом, осознать себя вайшнавом, и потом действовать исходя из этого понимания того, что я слуга. Один слуга может в качестве служения может прибегнуть в качестве служения к очень серьезным методам. Из шастр известно, что Арджуна в таких случаях прибегал к серьезным методам, когда Дурйодхана не захотел им отдать причитающееся, пришлось воевать. Поймите одну вещь, нет каких-то железных единых выбитых формул, которым нужно следовать. Есть настроение – я слуга. И, если я развил в себе это настроение, это настроение мне подскажет, как нужно сделать в данной ситуации. Потому, что все очень сильно зависит от нашей природы, от природы этого человека и от каких-то других вещей. Другой вопрос, который тут задан: как к этому относится? Суть то в том, чтобы я не сказал, как к этому относится, вы будете относиться к этому так, как вы обычно к этому относитесь. Правильно? Отношение не поменяется. Мне недавно задали в Ашхабаде вопрос. Женщина спросила: «Что делать, если муж к другой ушел? И как нужно реагировать»? Я говорю: «Вы реагируйте так, как вы реагируете. Главное продолжайте вайшнави оставаться. Реакция ваша вами не программируема». Суть в том, что мы научились быть слугой и это настроение нам подскажет, как нужно делать. Каждые люди по-разному поступали в этих ситуациях. (далее…)


Ваидхи-садхана бхакти или?

Вопрос: Что делать, когда утсаха-майя проходит, и нет энтузиазма продолжать. Период длится больше года, действуешь из чувства долга, как будто не можешь перейти на новый этап.

Ответ: Это не утсаха-майя, а утсаха-майи. Есть этот начальный энтузиазм, который имеет неглубокие корни, а есть стабильный энтузиазм, который. Поэтому Шрила Рупа Госвами говорит, утсаха нишчайа дхарйа. Он начинает свои рекомендации для преданного служения, с уровня утцаха. Есть утцеха есть утцаха, есть некий начальный щенячий энтузиазм, когда все хорошо, все хорошо и всегда так будет. И это очень скоро кончается то, что должно быть всегда. Так вот эта вторая категория энтузиазма, это некое внутреннее состояние, которое порождается верой человека. Если у человека есть сильная вера, то у него есть энтузиазм. И вера означает понимание логики. Слушайте, я сейчас одну важную вещь скажу. Многие преданные, более того, я даже сегодня слышал, как один Махарадж давал лекцию, и переводчик переводил его. Махарадж не сказал, что мы следуем пути ваидхи-садхана-бхакти, но переводчик перевел, что мы следуем пути ваидхи-садхана-бхакти. Мы не следуем пути ваидйи-садхана-бхакти, ну не следуем мы пути ваидхи-садхана-бхакти. Шрила Рупа Госвами не для того пришел, чтобы ваидйи садхана-бхакти принести. Мы следуем пути, который принес Чайтанья.

Если бы мы следовали пути ваидйи садхана-бхакти, мы не были бы последователями Чайтаньи Махапрабху. Вернее скажем так, те, кто следует, те не являются последователями, сами решайте, следуете вы, или не следуете. Но на первом этапе, слушайте, мы следуем некой спонтанной привязанности, которая у нас есть, даже небольшой. Но на первом этапе, на начальных этапах этой маленькой спонтанной привязанности, которая у каждого из нас есть. Маленькой спонтанной привязанности к святому имени, большой спонтанной привязанности к прасаду не хватает для того, чтобы нас двигать. Поэтому на начальных этапах дополнительным источником энтузиазма является для нас логика священных писаний, правила священных писаний, если мы понимаем каким образом, там здорово все рассказано, и как все правильно, и так оно и есть. То есть это очень существенный источник энтузиазма для нас на первом этапе. Потому что реально еще, вот такого, ну иногда там во время киртана думаешь: «Ну, надо же да Харе Кришна, я, то думал Харе Кришна, а оказывается Харе Кришна». Какой-то опыт приходит, сердце человека трепыхается, потом перестает трепыхаться и думаешь: «Ну, показалось, наверное». Нет еще этого стабильного огня привязанности, который должен быть. И обязательно, нужно поддерживать. (далее…)


В каком порядке изучать священные писания? Конкретно «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамриту»

Очень просто. Сначала «Бхагават-Гиту» и то, что Шрила Прабхупада велел нам на уровне бхакти-шастр: «Нектар наставлений», «Нектар преданности» первую часть, «Ишопанишад», потом первые шесть песен «Шримад-Бхагаватам», которые составляют бакти-вайбхав и одновременно с этим вторую часть «Бакти Расамрита синдху», а потом последние шесть песен «Шримад- Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамриту». Но лучше это делать под руководством. (далее…)


Когда преданные уходят и возвращаются

Вопрос: Гуру Махарадж, скажите, пожалуйста, были такие примеры, когда преданные уходили, а потом возвращались?
Были. Все зависит от того, как человек уходит в Гаудия-матх. Я знаю много разных примеров, разных вариантов того, как это происходит. Как правило, человек… ИСККОН – это сложная организация в каком-то смысле, потому что тут все-таки требования гораздо более ясные, четкие с одной стороны, с другой стороны – тут много людей и людей разных самых. Там гораздо более расслабленная атмосфера, требований меньше к людям. Тут у нас вот этот вот идеал, он высокий и это настраивает людей очень требовательно, ожидания большие, мы волей или неволей чувствуем шкурой, что от нас ожидают что-то. Там в этом смысле легче. 4 круга, если можете… Ну, и так далее, там нет каких-то преданных… Если человек уходит, движимый такими соображениями, то конечно он не вернется. Есть другие причины, по которым люди уходят.

То есть, не обязательно люди уходят движимые этими причинами, но иногда люди не находят в ИСККОН чего-то более высокого, они хотят найти нечто более высокое и поэтому они идут куда-то. Я не сторонник этого, но я так же могу понять, потому что иногда слишком большой акцент, который здесь делается на правилах, там, еще на чем-то, а люди ищут чего-то более высокого. Такое тоже может быть, это, скажем так, хороший вариант ухода. Я не говорю, что это правильная вещь, но это по крайней мере мотивация более чистая. Есть люди, которые искренне пытаются чего-то найти, но потом не находят там и понимают, что им лучше было тут. Ниранджана Махарадж мне рассказывал про одного своего ученика, который ушел не то, что в Гаудия-матх, он вообще на Радха-кунду ушел, а потом вернулся к нему, пал ему в ноги и сказал: «Махарадж, я никуда больше от Вас не уйду»! Всякие варианты есть, есть разные варианты. Не надо никого осуждать. Если человек искренне ищет…А если человек неискренний… В каком-то смысле это даже хорошо, потому что иногда если б не было… Ну ладно, не будем об этом думать (смех), но какие-то люди… Легче идти по духовному пути, если рядом идут люди с правильным сознанием. Иногда люди, которым нужно так или иначе себя оправдать, оправдать свои слабости, еще что-то такое, они не понимают, что ум просто обманывает их, что они попались на эту ловушку ума и что они там все ругаются, всем недовольны, и они уходят туда, и думаешь: «Очень хорошо, что он ушел туда, пусть, это же замечательно»! Легче же идти рядом с людьми, которые идут… Так что хорошо, отлично, все хорошо (смех). Кришна все знает. (далее…)


На чем основана сат-санга

ВОПРОС: Отчего зависит появление настоящей сат-санги среди преданных, и как идти в этом направлении?
БВГМ: Сат-санга появится в обществе преданных, когда сат, вечные ценности, вечные истины, наставления Кришны, наставления Шрилы Прабхупады, наставления садху будут стоять в центре. Когда центром является что-то ещё, мнение какой-то относительной личности, пусть даже очень хорошей и очень харизматичной, или что бы то ни было ещё становится в центре, санга перестаёт быть сат-сангой. Сат-санга – это то, где сат в центре. Сат – значит нечто неизменное. Сат – значит нечто вечное. Как только какие-то относительные вещи, которые сегодня одни, завтра другие становятся в центре нашего общения: относительные ценности, наши сиюминутные переживания, мнения и так далее; если мы попытаемся запустить всю сангу вокруг этого ложного центра, то даже если отношения будут очень хорошими, она не сможет играть роль сат-санги. Санга становится сат-сангой, когда мы общаемся друг с другом также на принципах сат. Когда мы пытаемся найти вечные моменты в наших отношениях, в других людях и опираемся на эту вечную природу в наших отношениях с другими людьми. Иначе говоря, как я объяснял в самом начале, мы не даём этим странным, ненужным вещам возможности встать между нами, а опираемся на какие-то вечные ценности. (далее…)