О Насилии


Вопрос: Как быть, чтобы насилие не уничтожило нашу духовную жизнь? БВГ: Все слышали, да? Вопрос относительно насилия. Насилие возбуждает ум человека, мешает ему. Лишает его какого-то спокойствия, необходимого для того, чтобы внимательно повторять мантру. Но иногда насилие неизбежно.

Ответ: Несомненный факт – насилие неизбежно и об этом вся «Бхагавад-гита». Кришна, собственно, эту простую мысль хочет донести до нас – что насилие неизбежно. Но надо понимать, что совершает насилие? Арджуна хотел отказаться от насилия и его метод отказа от насилия заключался в том, чтобы уйти оттуда. Кришна ему сказал: «Это не способ отказаться от насилия, потому что, даже убежав с поля битвы, ты оставишь ложное эго, а именно ложное эго является тем элементом, который насилие причиняет, причиняет боль и вред другому».Поэтому в 18 главе Он говорит: «Когда у тебя не будет ложного эго то, даже убивая, ты не будешь убивать или причинять боль другому живому существу, или совершать насилие». То есть тут важна не форма, не сам поступок, не сама деятельность по форме, даже если она напоминает какое-то насилие, или еще что-то такое, а важен вот этот элемент, который является носителем насилия или тем элементом, который боль причиняет другому – ложное эго.Если я воспитываю другого, или ну вплоть до убийства, убийство взято, как самый яркий, самый невозможный что ли пример. То есть — ну можно себе представить, что можно воспитывать детей без насилия, но как убивать без насилия — это очень сложно представить себе.

И, тем не менее, Кришна говорит, что даже это можно. Можно даже убивать, не причиняя боли, не совершая насилия над человеком. Все зависит от того – из чего я исхожу. Если я исхожу из каких-то своих интересов, если я, так или иначе, эгоцентричен, если мое эго поставлено в центр, я всех остальных пытаюсь этому эго подчинить, тогда я буду совершать насилие, даже если я по форме ему конфетку дарю.Я могу дарить ребенку конфетку – это будет насилие над ним. В конечном счете, это будет причинение боли потому, что, в конце концов, я хочу купить его через эту конфетку. И покупая его, покупая его любовь, или какие-то его поступки, еще что-то такое, я в конечном счете неправильно его воспитываю, и наоборот, я могу очень строго общаться с ним.И если человек действует, исходя из ложного эго, он все время будет возбужден. Я о чем говорю, — о том, что сама ахимса, или принцип насилия — он возбуждает ум. Человек, если он действует без привязанности какой-то внутренней, с внутренней отрешенностью, он не будет возбужден.У меня был очень любопытный разговор с одним из духовных учителей, ну я могу сказать, Ниранджана Махараджем. И он мне очень интересные вещи рассказывал про себя. Он говорит, что в какой-то момент после его болезни, после того, как он вышел из этого долгого затворничества, когда он удалился, то он по-другому стал относиться к тому, что делали с ним ученики.

Он перестал как бы реагировать на это. В отношениях с людьми, если они построены неправильно, всегда есть этот элемент беспокойства, элемент возбуждения ума. Один человек причиняет какую-то боль какую-то другому человеку, или еще что-то такое, так или иначе, много всяких возможных вариантов может быть. В зависимости от нашего отношения мы можем либо позволять этому случиться с нами, либо не позволять, все зависит именно от нас. То есть от того, как мы поставили себя в этом. Я не буду сейчас в эти подробности влезать, суть в том, что воспитывать нужно. И наказывать тоже иногда нужно, это не обязательно будет насилие, это не обязательно будет возбуждать наш ум, но если это возбуждает наш ум – что-то мы неправильно делаем. Это очень хороший критерий.

http://saranagati.ru/darshans/2015-04-07-08-06-08/1857—24052015.html

 

Похожие записи