Мистицизм


Вопрос: Современное общество почему то отрицает мистицизм, в том числе и религия, о причинах этого можно говорить очень много, скорее всего это какие-то утончённые проявления материализма. Этическое начало в жизни современного верующего безусловно доминирует. Но как это возможно, бхакти без «чистых одежд» например, или без такой раскошной галюцинации как Кришна? Меня интересует не то что зачастую мистицизм расцениваеться как психопатология, а именно каково место этого опыта в ИСКОН например.

Ответ: В самом по себе мистическом опыте нет ничего дурного. Более того, именно за таким опытом к духовным практикам приходят по-настоящему ищущие люди.
Огульно охаивать любой мистический опыт — значит не верить в реальное существование Бога и мира более тонкого, чем наш с вами — мира материальных чувственных наслаждений.

Однако традиция с опаской относиться к мистицизму достаточно древняя. В Йога-сутрах Патанджали Муни перечисляет препятствия на духовном пути йога. Последнее из них можно отнести к категории мистицизма: бхранти-даршана — видения, порожденные умом. Опасность мистицизма в том, что на тонком уровне
очень трудно отличить выдумку, порожденную нашим умом, от реального мистического опыта.

Есть одна единственная гарантия подлинности мистического опыта — смирение. Если этот опыт приходит к человеку, исполненному смирения, то ему можно доверять, но если в нашем сердце живет гордыня и желание выделиться, то нужно с большой осторожностью относиться к так называемым мистическим переживаниям. Велика вероятность того, что они — проделки нашего же ума,
гордящегося своей «исключительностью». Но когда опыт живого присутствия Бога в нашей жизни приходит в результате долгого труда по смирению своего жадного до славы и почета сердца, можно не сомневаться в том, что он пойдет нам на благо.

Похожие записи